Государственный герб Татарстана венчает символ Бога. Татарские цветы


Татарский орнамент как проявление культуры

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.татарский орнамент

Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.татарский национальный орнамент

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.татарский орнамент тюльпан

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Геометрический и зооморфный мотивы

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке - цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба. Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».

На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).татарские узоры и орнаменты

Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана.

Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

fb.ru

Словарь цветов (название цветов на крымскотатарском языке и их перевод на русском

РАЗНЫЕ РАСТЕНИЯ, ЦВЕТЫ ЧЕШИТ-ТЮРЛЮ ОСЮМЛИКЛЕР, ЧЕЧЕКЛЕР

Алыча Кийик эрик; алча

Анютины глазки Эрджан мелевше

Апельсин Портакъал

Аралия Чырмавукъ

Арбуз Къарпыз

Аргемон Тикенлик къашкъаш

Арум Йылан сюрмеси

Астра Чува чечеги

Астра дикая Кийик кузь чечек

Астра садовая Кузь чечек

Багульник Авуч оты

Базилика Фесильген

Баклажан Патылджан

Барбарис Къапым тузлыкъ

Барвинок Джезаир мелевшеси

Бархатец Къадифе чечек

Белая берёза Акъ къайын

Белена Дели мидан

Белладонна Гузель хатын

Белозор Джигер оты

Белокопытник Кийик магъданоз

Берёза Къайын

Бессмертник Къарабаш от

Блошница Пире оты

Боб Эшек бакъласы

Бобовник Кийик берджимек

Бодяк Семиз от

Болотник Батакълыкъ йылдызы

Боровик (белый гриб) Акъмантар

Брусника Нарат джийлиги

Бузина Къавал агъачы

Бук Бик агъачы

Буквица Сасыкъ агъач

Букс Шамшыр

Бурак Къырмызы чюкюндир

Бурьян Къорай

Бухарник Бухар тарысы

Валерьяна Мышыкъ оты

Василёк Кок тотай

Василисник Зийнет оты

Васильки рогатые Келин чечек

Венчик Таджчыкъ

Верба Тал

Верба белая Акъ тал

Верба ломкая Морт тал

Вереск Ер матрасы

Вейник Кийик къурт оты

Вика Сычан берджимеги

Водяная звёздочка Сув йылдызчыгъы

Водяная лилия Сув лялеси

Виловик Сыгъыр тиль

Волокно Лиф

Волчий боб Аджджы бакъла

Воробейник Торгъай козь

Ворсянка Ташкътикен

Восковое дерево Балавуз агъачы

Вшивица Бит оты

Вьюны Сармашыкъ

Вяз Къарагъач

Гвоздика Къаранфиль

Гвоздика венгерская Маджар къаранфили

Гвоздика махровая Багъчасарай къаранфили

Герань Еране

Гиацинт Сумбуль

Глоксиния Къатмер къашкъаш

Глухая крапива Кёр къыджыткъан

Головка Десте чечек

Головня Къарачыкъ кюе

Головчатая плесень Куф мантары

Гордовина Къаргъа юзюм

Горечавка Сабун чечеги

Горец перечный Сув бибери; келин тили

Горицвет Къозу лялеси

Горошек Аджджы бакъла

Горох Нохут

Горчак Кекре оты

Горчица Хардал; сипарис

Граб белый Кок агъач

Граб чёрный Къара кок агъач

Гранат Нар

Гранатовое дерево Нар агъачы

Гречиха Къара богъдай

Гриб Мантар

Груздь Улакъмантар

Груша Армут

Груша земляная Ералма

Губоцветные Дудакъбичим чечеклер

Гулявник Сув таракъоты

Гусиная лапка Чочкъа тамыр

Дереза Тильки джийлиги

Дерен Тав къызылчыгъы

Джут Инд кендири

Дичок Кийик фидан

Дождевик–великан Къына мантары

Дрема Кийик къаранфиль

Донник Сары ёнджа

Дуб Эмен

Дубровник Мышыкъ нанеси

Дурман Къара тикен

Дымянка Дыр-дыр фатма

Дыня Къавун

Ежевика Бюрюльген

Ежеголовка Батакълыкъ тарысы

Ель Нарат

Жасмин Ясимен

Железное дерево Демир агъач

Желтушник Кийик туруп

Жёлтый корень Инд зафраны

Заячья капуста Къантемиз от

Зверобой Садеф оты

Земляника Тав джийлеги

Земляные орешки Фыстыкъ

Златоцветник Чуа чечеги

Зольник Кийик тарчын

Зубница Тиш оты

Ива плакучая Оксюз тал; салпы тал

Иван-да-Марья Эрджан мелевшеси

Иглица Кирпи чалысы

Икотник Чыгъырыкъот

Индиго Чивит агъачы

Ипекакуана Къускъакъ тамыр

Ипомея Чёль сармашыгъы

Ирис Сусан

Кактус Къайнана тили

Калчики Эбен комечи

Калина Къансиер

Калужница Кубу чечек

Камыш Къамыш

Канарейный тростник Нар къамышы

Капустница Къапыста чечек

Кардамон Кийик таракъот

Каротель Токъал марковь

Касатик обыкновенный Кок сусан

Касатик флорентийский Акъ сусан

Качим Зенбелекот

Каштан Кестане

Каштан конский Кийик кестане

Кервел Френк магъданозы

Кизил Къызылчыкъ

Кислица Къымыз оты

Клён Акъча агъач

Клубника Джилек

Ковыль Къылгъанот

Козлобородник Текесакъал

Кожица Зар

Кокосовая пальма Инд джевиз агъачы

Колокольчик Чанъ чечек

Кольза Кийик къапыста

Кольраби Алабаш къапыста

Конский ладан Тайтуякъот

Корника Торгъай юзюми

Коровяк Тувар къуйрукъ

Костер безостый Сары мандалакъ

Костер бесплодный Къысыр мандалакъ

Кочедыжник Къазаякъ

Кошачья мята Мышыкъ нанеси

Кошачьи когти Тырнакъот

Кошачья лапка Псиаякъ

Крапива Къыджыткъан

Крестоцветные Хачбичим чечеклер

Кровохлёбка Къызылбаш от

Крыжовник Бекташ юзюми; френк юзюми

Кудрявец Бакъа оты

Лавр Дефне

Лакричник Татлы тамыр оты

Ландыш Пейгъамбер дёгмеси

Лебеда пустырная Алабота

Лён Кетен оты

Левкой Шеббот

Лешина Тав фындыгъы

Лилейные Замбакъ бичим чечеклер

Лилия белая Беяз замбакъ

Лилия красная Ляле

Лилия шафранная Бор чечек

Лимонник Къурт оты

Липа Илямур (ахламур)

Липучка репейчатая Иттикен

Лисохвост Тилькикъуйрукъ

Лист сидячий Сапсыз япракъ

Лист черешковый Саплы япракъ

Лиственница Къатран чамы

Ложечная трава Къашыкъ от

Лотос Нилуфер

Лук сеянец Арпачыкъ согъан

Лук дикий Къаргъа согъаны

Лупин Аджджы бакъла

Львиный зев Арслан агъыз

Любка Гедже м.елевшеси

Мак Патлакъ чанакъ (къокъла чечеги)

Мак самоцвет Сасыкъ ляле

Мак снотворный Къашкъаш

Малина Малина

Мальва Эбен комечи

Мангифера Сакъыз агъач

Маргаритка Назлы чечек

Марена красильная Къызыл боя оты

Марь обыкновенная Беяз алабота

Мать-и-мачеха Тюе табан

Махорка Махорка; къазакъ тютюн

Медвежье ухо Аюв къулакъ

Медовая трава Джем тарысы

Мелисса Къуртот

Метёлка Пюскюль чечек

Мимоза Солмаз чечеги

Миндаль Бадем

Молодий Юзерлик

Мох Ёсун

Мускусная трава Мис оты

Мухоловка Къапкъанот

Мухомор Чибин мантары

Мучнистая роса Кюе мантары

Мушмолла Мушмолла

Мыльник Сабун оты

Мята Нане

Нарцисс Наргюз

Настурция Френк ляле

Незабудка Мерджан мелевшеси

Неклен Татар къашыкъ агъачы

Ночная красавица Акъшам сефа

Одуванчик Маматеке

Омела Солмаз

Облепиха Къуш къонмаз

Опенон Баллы мантар

Опиум Афьён

Осока Сары къамыш

Осокорь Къара къавакъ

Осот Семиз от

Пандан Кийик портакъал

Пастушья сумка Чобан чантасы

Перекати-поле Бинъбашкъорай

Петрушка Магъданоз

Пижма Сары пападие

Пион Шакъайыкъ

Пихта Акъчам

Платан Чынар

Плющ Чырмавукъ

Подорожник Бакъа япракъ

Подснежник Къарчечеги; акъбардакъ

Подсолнечник Куньайлая (куньтабакъ)

Полевой хвощ Къыркъбугъум

Поленика Къырмызы бюрюльген

Полынь Юшан; пире оты

Поповник Кийик чуа чечеги

Пролеска Кийик зюмбюль

Просвирник Къырмызы эбен комечи

Пырей Къара пичен

Ракитник Сарысалкъымот

Райгресс Сачма пичен

Редиска Айлыкъ туруп; къызыл туруп

Редька Къара туруп

Репа Сары туруп

Репница обыкновенная Демир тикен

Роголистник Сув къыджыткъаны

Рожь Чавдар

Роза Гуль •

Ромашка Пападие

Росянка Чыкъ оты

Рубчик Кобечик

Рута Юзерлик

Рыжик полевой Кетенчик

Рябина Ювез

Сандальное дерево Сандал агъачы

Сарсапарелль Сапарна чырмавугъы

Свербига Кийик туруп

Серёжка Купе чечеги

Сарпуха красильная Сары къорай; бакъа къорай

Синюха Мавы чечек

Сирень Эрылгъан

Сладкокорень Улакъ оты

Слива Эрик

Смородина Френк юзюми

Соломонова печать Мюир сюльман

Солянка Туз къорай

Сосна Чам; нарат

Сущеница лесная Мышыкъ панджа

Татарник Тюе тикен

Татарник полевой Обур тикен

Тёрн Когем

Тимьян Киев от

Тина Бакъа йипек

Типчак Кийик джылап

Тисс Барсыкъ агъачы

Толокнянка Талкъан от

Тополь Сельби

Трутовник Къав

Тутовник Дут

Туя Мазы агъачы

Тысячелистник Бинъяпракъ; дживан перчем

Тюльпан Ляле

Ужовник Йылантиль

Укроп Таракъот

Усатка Къылчыкълы богъдай

Фиалка Мелевше

Фуксия Купе чечек

Хатьма Гульхатем

Хвощ Къыркъбугъум

Хлопушка Бору чечек

Хризантема Къасым чечек

Царские кудри Сары ляле

Царский скипетр Тувар къуйрукъ

Частуха Къазаякъ

Чемерица Чёплеме от

Черёмуха Кийик эрик

Черноголовник Къызылбаш нане

Чернуха Къара зере

Череда Къаракъыз

Чеснок Сарымсакъ

Чечевица Берджимек

Чистотел Сюйель оты

Чистяк Къарылгъач от

Шандра Итдудакъ

Щавель Къозукъулакъ

Щавель конский Аткъулакъ

Щетинник зелёный Ит тарысы

Шиповник Итбурун

Щитник большой Дёгметамыр

Эспацет Къоян чечек

Ярутка Къуш экмеги

infourok.ru

Татарский орнамент "Тюльпан" – Ярмарка Мастеров

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, зооморфный и цветочно-растительный. Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным.

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Тюльпан, один из первых весенних цветов и является символом возрождения.

Тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66. «Цветок Всевышнего» – тюльпан с давних времен украшает стены, окна и двери татарских мечетей.

С веками традиционный символ вольной степи обогатился новыми смыслами. К религиозным значениям добавилось светское толкование: тюльпан стал олицетворять стремление к великим достижениям. Цветок венчает герб республики, подтверждая период ее расцвета. В 2013 году тюльпан был выбран символом Летних студенческих игр, которые принимала Казань. Пятицветный логотип, разработанный на основе силуэта цветка, символизирует новые достижения и устремленность к цели.

тюльпаны

орнамент

татарстан

Мечеть "Кул Шариф" . Окна  в виде тюльпанов.

одежда

Автор: Марданшина Ляйсан

архитектура

Автор: Шавалеева Светлана

вышивка

живопись

герб

универсиада

мечеть

история

www.livemaster.ru

Цвета на татарском языке

Как правильно перевести названия цветов на татарский язык? И много ли их? Обычно, бывает трудно выйти за рамки "белый-черный-желтый-синий-красный" Между тем, цветов ведь очень много! Одно "шәмәхә" чего стоит! Даже из озвученных только выше цветов используя усилительно-уменьшительные частицы можно собрать богатую палитру. А вдобавок, имеются уникальные масти лошадей... Перелистав словарь Ганиева, я нашел много различных цветов. Условно разделил их на три группы: а) основные - за этими цветами закреплено конкретное слово, б) вспомогательные - образованные из основных, либо имеющие цвет, характерный какому-либо предмету (например, серебристый, золотистый), в) масти лошадей. Вдобавок, внизу таблицы, наряду с названиями цветов на русском и татарском языках, а также их образцами приведены слова, передающие различные оттенки и характеристики цветов. Другие слова, как обычно, можно перевести с помощью татарско-русского, русско татарского онлайн словаря. Төс үрнәге Русча Татарча
Төп төсләр
Алый Ал
Белый Ак
Черный Кара
Голубой, синий Зәңгәр, күк
Жёлтый Сары
Зелёный Яшел
Красный Кызыл
Серый Соры
Бурый Коңгырт, көрән
Рыжий Җирән
Фиолетовый Шәмәхә
Ярдәмчел төсләр
Коричневый Кызгылт көрән, коңгырт сары
Розовый Алсу
Оранжевый Кызгылт-сары, кызыл-сары
Вишнёвый Карасу кызыл, чия төсендәге
Бирюзовый Фирәзә төсле, ачык зәңгәр
Бордовый Куе кызыл, чия кызыл
Карий Коңгырт-кара
Лазурный Аксыл зәңгәр, зәңгәрсу
Лиловый Аксыл шәмәхә, миләүшә төсле
Лимонный Ачык сары
Васильковый Зәңгәр күк, күкчәчәк төсендәге
Золотистый Алтын, алтынсыман
Изумрудный Яшькелт, зөбәрҗәт төсле
Льняной Җитен төсле
Малиновый Кура җиләге төсле
Небесный Аксыл күк, аксыл зәңгәр
Оливковый Саргылт яшел, зәйтүн төсендәге
Серебряный Көмеш, көмешсыман
Сизый Күгелҗем, күк, күксел
Пурпур Җете кызыл
Фисташковый Пестә төсендәге, сыек яшел
аксыл көрән
Хаки Яшькелт-соры
Ат төсләре
Вороный Кара
Гнедой Туры
Рыжий Җирән
Буланый Кола
Игрений Чаптар
Караковый Кара-туры
Каурый, чалый Бурлы, коба туры
Маститый Саф төсле, бер төсле
Пегий Ала, ала-кола, алмачуар
Рыжечалый Бурлы җирән
Бледно-бурый Коба
Муругий Коба кызыл
Төс тасвирламалары
Бесцветный Төссез
Водянистый Тонык, төссез
Линялый Уңган, төсе киткән
Пёстрый Чуар
Натуральный Табигый, чын
Нежный Нәфис
Оттенок Төсмер
Тусклый Тонык
Смуглый Сөмрә
Белесый Аксыл

tazbash.ru

Изображение цветов в орнаменте казанских татар

Тюльпан (лалэ)

Тюльпан (лалэ) был наиболее излюбленным и близким по исполнению к живой натуре. Изображался он, как, впрочем, и преобладающее большинство цветов, в профиль и в раскрытом виде, лицевой стороной. Тюльпан варьировался народными умельцами до бесконечности. Наиболее живые и хорошо моделированные изображения получались в вышивках и в орнаментации гравировкой. В отдельных случаях, как, например, в вышивке синелью, тюльпан передавался особенно реалистично.

 

b_200_340_16777215_00_images_life_2017_2017-07-28-03.jpg

Тюльпаны в профиль обычно изображались трех- и шестилепестковыми, в развернутом виде — от пяти до восьмилепестковых. В ряде случаев остроконечные лепестки тюльпанов делались закругленными. Формы тюльпанов встречаются самые разнообразные: то вытянутые по вертикали, то по горизонтали. Нередко цветы изображались в вихревой композиции. Во всех видах творчества народа мотив тюльпана играет довольно активную роль, выступая в виде главной или подчиненной темы.

Изображение тюльпана было популярно и в булгарском орнаментальном искусстве. Их можно видеть в украшении бронзовых зеркал, декоративных топориков и ряда ювелирных изделий. Встречается он и в орнаментации булгарских монументальных сооружений, например, Малого минарета, Соборной мечети, а также в украшении надгробий.

Гвоздика (канэфер чэчэге)

Значительное место среди цветочных изображений занимал также мотив распустившейся и полураспустившейся гвоздики (канэфер чэчэге). Наибольшее распространение изображение этого цветка получает в вышивках, меньше — в резной орнаментации надгробных камней и остальных видах народного творчества. Мотив гвоздики также имеет большое количество вариаций. Наряду с лепестками зубчатого профиля встречаются и лепестки в виде волнистых, полукруглых завершений или комбинаций тех и других. Нередки цветы, у которых одни лепестки имеют зубчатые края, другие — волнистые. Как и в природе, лепестки имеют по три зубчика, а число лепестков колеблется от трех до пяти; встречаются и многолепестковые гвоздики, близкие по рисунку к василькам (яламча).

Очень близки к мотивам гвоздики цветочные изображения с сердцеобразными лепестками характерные для вышивок тамбуром и гладью (золото). Сердцеобразный элемент в построении цветочных мотивов татарского орнамента вообще получает широкое применение

 

Полевые колокольчики (кынгырау чэчэк)

Интересны изображения полевых колокольчиков (кынгырау чэчэк). Они характерны для вышивки тамбуром и золотом, мозаики но коже. Реже их можно встретить в резьбе по дереву. В сравнительно небольшом количестве встречаются они и в других видах орнаментального творчества народа. Как и предыдущие цветы, колокольчик имеет варианты.

 

b_500_263_16777215_00_images_life_2017_2017-07-28-04.jpg

 

Пионы

Очень интересны изображения, приближающиеся по характеру своей трактовки к пионам. Особенно красивы они в резной орнаментике надгробий XVI—XVII вв., в вышивке гладью (золотом) и тамбуром. Выразителен этот рисунок и в орнаментике ювелирных изделий, выполненной в технике гравировки и литья. В резных узорах надгробий конца XVIII—начала XIX в. изображения этих цветов уже сильно стилизованы.

 

Хризантема (алтын чэ- чэк)

Весьма излюбленными в творчестве народа являются изображения хризантем (алтын чэ- чэк). Здесь, как и в других цветочных изображениях, проявляется обобщенная трактовка, что отнюдь не снижает в целом художественности исполнения Наиболее реалистичные изображения хризантем характерны для орнаментации вышивок. Многочисленны они и в узорах надгробных камней XVI—XVII вв.

В вышивках наряду со строго симметричной трактовкой часто встречаются изображения хризантем со свободным, асимметричным расположением лепестков. Подобная композиция тонко и изящно проработанными лепестками обычно усиливает в целом живописность цветка, делает его близким к природным формам. Хризантемы, особенно распустившиеся, имеют множество вариантов с различными оттенками.

 

Полевая ромашка (ак чэчэк)

2017-07-28-05.jpg

 

Популярным в орнаментальном творчестве народа является также мотив полевой ромашки (ак чэчэк). Ее трактовка отличается большой легкостью и графичностью. Отдельные вариации этого цветка обнаруживают большую близость к живой натуре. Изображался цветок ромашки как в развернутом виде, так и в профиль. Лепестки делались волнообразными и остроконечными. Наибольшее число различных вариаций этого мотива встречается в вышивках, меньше — в орнаментации ювелирных изделий и надгробий начала XIX в. Характерен мотив подобного типа и для орнаментации булгарских ювелирных изделий. Изображения этого цветка здесь даются более обобщенно.

 

vestnik.icdc.ru

Государственный герб Татарстана венчает символ Бога / Общество / Статьи

В Казани стали известны некоторые тайны прошедшей Универсиады 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕРАЛЬДИКА

7 февраля 1992 года постановлением Верховного совета РТ был утвержден государственный герб республики Татарстан. Не круглая дата, но все же хороший повод поупражняться в региональной геральдике.

Главную эмблему Татарстана, как мы все помним, венчает небольшой цветок тюльпана, который считается распространенным элементом традиционного татарского орнамента. Не случайно, даже символика казанской Универсиады строилась на основе этого цветка. А ведь хорошо известно, что символы такого рода спортивных международных мероприятий всегда выступают концентрированным олицетворением принимающей стороны. Поэтому не будет преувеличением сказать, что цветок тюльпана — это не просто элемент национального декора, а один из главных символов татарского народа. Наверное, все татары без исключения воспринимают тюльпанчик как что-то очень теплое, родное, свое.

 

Но что значит тюльпан в смысловом выражении? Почему исторически татары полюбили именно этот цветок? И именно им украшали свой жизненный путь? Давайте попробуем разобраться в этом.

ВЕСЕННЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ?

Начнем с казенных версий. На официальном портале республики Татарстан дается следующее объяснение соответствующей части республиканского герба: «Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана».

Вряд ли эту интерпретацию, по крайней мере, во второй части, можно считать канонической, ведь тюльпан был распространен у татар задолго до появления такого государственного образования, как Татарстан. Да и потом, данный цветок присутствует в национальных орнаментах многих тюркских народов. А в Турции он вообще стал чуть ли не главным (после флага и герба) символом турецкого народа. Не случайно изображение широко разрекламированного в туристической отрасли бренда Тurkey («Турция») помимо самих букв включает в себя и силуэт тюльпана.

 

Следовательно, в остатке произведенного семантического вычитания мы имеем, что тюльпан должен согласно приведенной версии олицетворять лишь весеннее пробуждение природы. Возможно, так оно и есть. Только существует ряд фактов, которые плохо согласуются с этим странным, на мой взгляд, толкованием.

ТЮЛЬПАН — САКРАЛЬНЫЙ СИМВОЛ

Когда до «парада суверенитетов» начала 90-х годов ислам татарского мира был объединен в рамках единого духовного управления мусульман, облачение всех наших имамов украшалось силуэтом алых тюльпанов. Сейчас одежда религиозных деятелей ислама России отличается пестрым разнообразием. На татарских имамах мы можем видеть турецкие и даже арабские чапаны (накидки).

Имам-хатыб мечети Марджани Габделхак хазрат Саматов (1930 - 2009) и его сын — муфтий Ханты-Мансийского автономного округа Тагир хазрат Саматов

Стоит помнить, что религиозная сфера — это во многом царство символов и смыслов, в котором нет ничего случайного. Просто не все умеют читать религиозную символику. Например, посох в руке имама и его головной убор в виде чалмы — это не просто элементы одеяния религиозных деятелей, а символы, преисполненные глубочайшего духовного содержания (каждому из этих символов я планирую посвятить отдельные посты). Они упоминаются даже в предании про трех сподвижников, которые, согласно древним текстам, принесли в далеком прошлом ислам на земли волжских булгар.

На этом фоне сложно представить, чтобы тюльпан появился в облачении имамов просто так, без какой бы то ни было религиозной причины. Почему в таком случае не ромашка, не гвоздика, а именно тюльпан?

Не менее сложно представить и то, чтобы тюльпаны на облачении религиозных деятелей ислама означали бы какое-то «пробуждение весенней природы». Уж не знаю, откуда авторы государственного герба Татарстана взяли подобную интерпретацию, но на накидках мусульманских деятелей тюльпан появился явно с другим смыслом. С каким же? И почему именно этот цветок полюбили татары?

ЦВЕТОК ВСЕВЫШНЕГО

Исторически секрет популярности тюльпана в тюркском мире заключается в том, что он в мусульманской религиозной традиции неразрывно связан с главным именем Бога, который на арабском языке обозначается словом «Аллах». Все дело здесь в арабской графике, которой раньше пользовались тюркские народы вместо нынешних латиницы (как у турок) и кириллицы (как у татар). Так вот, слово тюльпан (тат. «лэлэ», турецк. «lale») в арабском начертании состоит из тех же букв, что и слово «Аллах»: один «алиф», два «ляма» и одно «ха», что людьми прошлого воспринималось как указание на их внутреннюю мистическую связь и даже условное тождество, ведь с точки зрения нумерологической системы абджада, где каждой арабской букве присваивается определенное числовое значение, сумма букв в обоих случаях одна и та же (=66). Поэтому тюльпан и стал символическим обозначением Бога в мусульманской традиции. В этом и состоит смысловой код данного цветка и секрет его огромной популярности в тюркском мире. По этой же причине имамы татарского народа «цветком Всевышнего», как еще часто называют тюльпан, и украшают порой свои религиозные облачения.

Очень активно данную символику использовали турецкие каллиграфы. Существует бесчисленное множество их произведений, где «Аллах» пишется в форме цветка тюльпана, либо эти два слова соседствуют друг рядом с другом, либо тюльпан даже заменяет слово «Аллах». Подхватили эту традицию и современные каллиграфы.

 

Осмысление тюльпана как цветка Всевышнего нашло свое отражение и в религиозной поэзии ислама. Так, мусульманские поэты сравнивали красные лепестки цветка, которые похожи на языки пламени, с огнем на святой горе Синай, где Бог, согласно Св. Корану, в беседе с пророком Моисеем/Мусой проявил Себя через полыхающий куст.

Для полноты картины можно добавить, что если тюльпан стал символом Бога в мусульманской традиции, то роза стала символом благословенного Пророка. Иногда эти два цветка изображают друг рядом с другом подобно тому, как многие мечети украшаются двумя кругами, в одном из которых написано «Аллах», а в другом — «Мухаммад», что является указанием на исламскую формулу веры «Ля иляха илля Ллах, Мухаммад расулю Ллах» («Нет божества, кроме Бога, Мухаммад — посланник Бога»). Также Аллах/тюльпан можно встретить в графическом ансамбле с главным символом ислама — полумесяцем, арабское обозначение которого — хилал — состоит из тех же букв, что и арабское «Аллах» и тюркское наименование тюльпана: один «алиф», два «ляма» и одно «ха».

 

ЭПОХА ТЮЛЬПАНОВ

Особую популярность в тюркском мире тюльпан получил в первой трети XVIII века, во время правления Ахмеда III. Султан и его соратник великий визирь Дамад Ибрагим-паша чрезвычайно любили эти изысканные цветы, тратили большие деньги на их приобретение и даже сами выводили новые сорта. Это время вошло в историю как «эпоха тюльпанов» (lale devri).

Олицетворением того периода, прославившегося большими достижениями в развитии османского государства, стал особый вид тюльпана, выведенный в Стамбуле, который начал появляться повсюду: в орнаменте прикладного искусства, в миниатюрах рукописных книг, в декоре архитектуры и, конечно же, в садах, которые разбивались в то время не только знатью, но и средними слоями общества. С тех пор и по сей день тюльпан — это неофициальный символ Турции. При этом силуэт турецкого тюльпана несколько отличается от татарского. У турок он более вытянут и остроконечен, у нас же цветок имеет более округлые формы.

К слову, от Османской империи увлечение тюльпанами подхватила в свое время и Европа. Именно благодаря османам Голландия и по сей день является крупнейшим производителем и экспортером этих цветов по всему миру. Видимо, от турок массовая любовь к тюльпанам перекочевала также и к татарам, хотя есть все основания полагать, что это было общетюркское явление.

БОЖИЙ ХРАМ МИРА

Итак, получается, что государственный герб республики Татарстан венчает символ Бога. Не думаю, что его авторы подразумевали именно такое значение, когда принимали решение включить изображение тюльпана в республиканский герб. Полагаю, они вообще не знали про символику этого цветка в контексте мусульманской культуры. Для них он был просто олицетворением чего-то очень татарского, как и для большинства из нас. Но именно в этой неосознанности и скрывается глубокий смысл.

 Изображение тюльпана и божественного имени «Аллах» на старинном шамаиле из храма Священной Каабы. Исторический музей г. Мекки. Фото — муфтия РТ Камиля хазрата Самигуллина

Религия сегодня растворена в нашей светской культуре и ментальности настолько, что мы даже не воспринимаем ее наследие как нечто отдельное от нас. Религиозное, словно вода для рыб, стало для нас такой привычной средой, которую мы даже не замечаем. Это часть нас самих, даже если кто-то и не склонен считать себя религиозным человеком. Мы прославляем Бога и поминаем Пророка через свои татарские фамилии, унаследованные от прадедов, мы незаметно для себя цитируем Священное Писание в народных поговорках и пословицах. И наконец, мы, сами того не осознавая, ставим символ Бога в буквальном смысле превыше всего остального в государственной символике своей республики.

Многие склонны понимать религию крайне узко, связывая ее лишь с молитвенным ковриком, посещением Мекки или нечто подобным. Однако Пророк учил смотреть на духовный путь человека намного шире. Например, он говорил, что убрать камень с дороги — это тоже часть веры, а в простой улыбке ближнему заключено большое благодеяние (садака). Пророк призывал нас не ограничивать свою набожность стенами храма. И потому он часто говорил людям о том, что вся земля и есть Божий храм. С этой точки зрения, деление нашей жизни на светское и религиозное крайне условно. Все это лишь формы выражения единых в своей основе общечеловеческих ценностей любви, добра и милосердия. А откуда в конечном итоге исходят эти ценности — от Бога или Природы — каждый решает для себя сам.

Опубликовано: http://www.business-gazeta.ru/readblog/3026/974/

dumrt.ru

Комнатные растения (на татарском языке)

Всероссийский конкурс

профессионального мастерства

воспитателей и педагогов

дошкольных образовательных учреждений

« Современный детский сад»

Тема: «Бүлмә гөлләре”

Выполнила: Шагиева Л. Н.

Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ Кутлу – Букашский д/с «Дуслык»

Тема: Бүлмә гөлләре.

Максат: Балаларның бүлмә гөлләре турындагы белемнәрен ныгыту, тагын да баету. Кеше тормышында бүлмә гөлләренең әһәмиятен күрсәтү. Гөлләр үстерүгә карата кызыксыну уяту, эзлекле, мөстәкыйль фикерләү сәләтен үстерү. Бүлмә гөлләренә карата сакчыл караш һәм мәхәббәт тәрбияләү.

Җиһазлау: Гөлләр рәсемнәре, гөлләр, пазлалар, магнитофон.

Исәнмесез, балалар. Мин бүген сезне әбиемнең өенә чакырдым. Үзе Казан шәһәренә кунакка китте . Үзенең иң олы байлыгы тәрәз төбендәге гөлләрен миңа ышанып калдырды. Аларны күз карасыдай сакларга кушты. Әбием гөлләрен бик ярата һәр көн иртүк ул аларны барлап, назлап, тәрбияләп чыга. Гөлләр дә аңа шулай ук җавап бирә дип уйлыйм, чөнки алар күп вакыт шау чәчәктә утыралар. Менә шушы яраткан гөлләрен карарга кушып калдырды да инде ул миңа. Минем монда сезне чакыруым юкка гына түгел. Бүгенге көнне сезнең белән шушы матур гөлләр арасында уздырырбыз һәм бүлмә гөлләре турында алган белемнәребезне ныгытырбыз.

Әбиемне тынычландырып җибәрдем җибәрүен, ләкин аның ышанычын аклый алырмынм? Сез, балалар, миңа ярдәм итәрсезме?

  • Сезнең өйләрегездә, тәрәзә төпләрендә нинди гөлләр үсә?

  • Ә безгә бүлмә гөлләре ни өчен кирәк дип уйлыйсыз?

  • Сез гөлләрне тәрбияли беләсезме соң?

( һәр сорауга балалардан җаваплар алу)

Бик яхшы, әйе, балалар, гөлләр матур булып үсеннәр өчен аларга су сибәргә, төпләрен йомшартырга, яфракларын чиста, йомшак, дымлы чүпрәк белән тузаннан арындырырга кирәк. Бүлмәдә гөлләр күбрәк булган саен тузан кимрәк була. Әйдәгез әле бергәләп боларны эшләп карыйк.

( практик эш)

Балалар, без инде беләбез бүлмә гөлләре күп һәм төрле була. Аларның арасында агулылары да очрый. Шуңа күрә барлык гөлләргә дә куллар белән кагылырга ярамый. Экранга карагыз әле. Мәсәлән, диффенбахия гөле тамгалы, яшел, зур, матур яфрагы белән үзенә җәлеп итеп торса да – ул агулы. Шуңа күрә аны балалар булган урынга кую тыела. Яфракларын тузаннан арындырган очракта кулга резин перчатка киеп эшләргә киңәш ителә. Бу гөл яктылык һәм су ярата. Тәрбия яхшы булса бик тиз һәм зур булып үсә.

Шулай ук гөлләрнең тавыш ярата торганнары, я исә тавышта бөтенләй үсә алмый торганнары да очрый. Мәсәлән, экрандагы барыгызга да яхшы таныш яран гөл тынычлыкны ярата. Бу гөлнең безгә бик күп төрләре билгеле. Аның чәчәкләре ачык зонтикны хәтерләтә. Яран кызыл, ак, ал төстәге чәчәкләр ата һәм бүлмәгә тәмле хуш ис тарата.

Күп кенә гөлләр дәвалау үзлегенә дә ия. Шундыйлардан алоэ, каланхоэ, шулай ук яран һәм башка бик күп төрле гөлләрне атарга була. Мондый гөлләрне авырган вакытта яраларга куеп авыртуны басарга була.

Бик күпләребез өйләребездә кактуслар үстерәбез. Кактус гөле өйдәге микробларны, вирусларны юкка чыгару үзлегенә ия. Кактуслар үзләренең үзенчәлекле формалары, матур чәчәкләре белән кызыклы. Өй шартларында алар әкрен, ә үзләренең ватанында Мексика чүлендә гаять зур булып үсәләр һәм кызыклы формалы булалар. Экрандагы рәсемнәр моның ачык мисалы булып тора.

Балалар, без сезнең белән гөлләр турында матур шигырьләр, җырлар өйрәнгән идек әйдәгез шуларны искә төшереп үтик.

Гөлләр.

Үстерде гөлләр Гөлнара

Шундый матурлар алар.

Урамнан үтүчеләр

Бары да сокланалар.

Гөлнара үстергән гөлләр

Күмелделәр чәчәккә.

Ул аларны бүләк итеп

Алып килде бакчага.

Лена Шакирҗанова.

Минем гөлем.

Тәңкә карлар себереп,

Тышта буран котыра,

Тәрәзә төбендә гөлем

Чәчәк атып утыра.

Янып торган чәчәкләре

Бүлмәбезне балкыта.

Тышта карлар, ә чәчәкләр

Хуш исләрен аңкыта.

Әзһәр Габиди.

Җыр:”Гөлләрем гөлкәйләрем”

  • Балалар, мин сезгә киселгән рәсемнәр тәкъдим итәм.Шушы кисәкләрдән сез матур гөлләрнең тулы рәсемнәрен төзеп карагыз.

  • Я, нинди гөлләр килеп чыкты?

(Яран гөл, кактус)

Ә менә өченче төркем төзегән гөлнең исеме сезнең күпләрегезгә таныш түгел. Гөлнең исеме абага дип атала. Бу гөл иң борынгы үсемлекләрнең берсе. Абага гөле барлык урында да яхшы үсеп китә ала. Әкиятләрдә елга бер мәртәбә тылсымлы чәчәк ата дип сөйләнсә дә, бу гөл чынбарлыкта бөтенләй чәчәк атмый. Ул безне үзенә үзенчәлекле, бормалы, бизәкле яфраклары белән җәлеп итеп тора. Матурлыгы белән генә түгел ул әле файдалы да. Үзенә күрә һаваны чистарту пылисосы булып тора. Чөнки һаваны төрле зарарлы мәтдәләрдән чистарта һәм дымландырып тора. Димәк, бу гөлне өй шартларында үстерү файдага гына.

Балалар, әйдәгез бераз ял итеп алыйк. Матур итеп тыныч кына чүгәлибез.

Гөлчәчәкләр күренде

Һәм кояшка үрелде.

Аларга җылы кирәк

Кояш астында рәхәт.

Җил исте

Чәчәкләрне селкетте.

Алар уңга бөгелде,

Алар сулга бөгелде.

Кинәт җил тынды

Чәчәкләрдә шатланды.

Балалар, игътибар белән экранга карыйбыз. Бу рәсемнәрдә рәссам нинди хаталар җибәргән икән?

( беренче рәсемдә гөлләрне бакчага утыртканнар, гөлләр бакчада үсми бит инде, өйдә үсәләр; икенче рәсемдә аквариумга гөлләр ясаганнар, гөлләр анда үсә алмыйлар, алар анда озак торсалар череп бетәләр; өченче рәсемдә өй кырыена гөлләр утыртканнар, алар бүлмәдә үсәргә тиешләр)

  • Әйе, балалар, әле ул гөлләр чәнечкеле дә юл буена андый гөлләр, чәчәкләр утырту куркыныч, чөнки кечкенә балалар барып тотарга, тырмалырга мөмкиннәр. Бик яхшы, бу биремне дә уңышлы үтәп чыктык.

Мин сезгә тагы бер дидактик уен әзерләдем. Уенның исеме : “ 4нче предмет артык” дип атала.(рәсемнәр буенча эш)

Бүлмә гөлләре һәрвакыт гөрләп үссен өчен, аларны ничек тәрбияләргә кирәк тагын бер тапкыр искә төшереп үтик әле балалар.

-Бүлмә гөлләренең күбесен яктыга куярга кирәк.

-Гөлнең туфрагы һәрвакыт җиңелчә дымлы булырга тиеш.

-Гөлләргә җылымса су сибәргә кирәк.

-Су сибкәннән соң, туфрак бераз кипкәч аны кечкенә таяк ярдәмендә йомшарталар.

-Гадәттә бүлмә гөлләренә суны җәй айларында көн саен яки көн аралаш, кыш көне сирәгерәк сибәләр.

-Зур яфраклы гөлләрне, айга бер тапкыр дымлы чүпрәк белән сөртәләр.

Әйдәгез әле, балалар, без сезнең белән бер матур гөл утыртыйк. Алдан җылытылган балчыкка әзерләп куйган гөл үсентесен туфрак белән ныгытып күмәбез. Һәм җылымса су сибәбез.

( Ишек шакыган тавыш ишетелә) Белмәмеш керә. Ул борчулы.

Белмәмеш: Исәнмесез! Тәрбияче апа, миңа күптән түгел бер гөл бүләк иттеләр. Тиздән чәчәк атачак дигәннәр иде. Мин көтәм дә көтәм, ә гөлем үсеп китә алмый.

Тәрбияче: Белмәмеш, бәлки син аңа су сибәргә оныткансыңдыр?

Белмәмеш: Юк, киресенчә көн дә күп итеп сибәм. Кояш кыздырмасын дип караңгыга алып куйдым.

Тәрбияче: Әйдәгез, балалар, Белмәмешкә булышыйк, ялгышларын күрсәтик. Гөлләр матур булып үссеннәр өчен, аларны ничек тәрбияләргә кирәк? ( балаларның җавапларын тыңлау).

Тәрбияче: Белмәмеш, аңладыңмы инде, син гөлеңне харап итә язгансың.

Белмәмеш: Балалар, өйгә кайткач, сез әйткәнчә тәрбияли башлыйм. Рәхмәт сезгә. Сау булыгыз.

  • Балалар, истә тотыгыз табигатьтә дә, бүлмәдә дә, өйдә дә үсемлекләргә иң кирәкле нәрсәләр: яктылык, дым, җылылык. Шулар булганда гына үсемлекләр яфрак ярырлар, чәчәк атарлар, җимеш бирерләр, матурлыклары белән безне куандырырлар. Балалар, без сезнең белән бик тырышып эшләдек һәзер ял итегез.

Кулланылган әдәбият:

1.“О комнатных растениях” Д – р Д. Г. Хессайон.

2.“Балачак аланы” Закирова К. В. Казан РИЦ нәшрияты 2011.

3. “Бала бишеге – гөмер ишеге” Зарипова Ф. Яр Чаллы “Идел – йорт” нәшрияты 2002.

infourok.ru