Занятие по рисунку - Роза, стилизация. Стилизация цветы


Урок ИЗО по теме "Мир растений. Мастера украшений". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

"Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить".Роджер Левин

На уроке "Мир растений Мастера украшений", учащиеся представят сложный творческий процесс создания новых образов, модулей узоров и самостоятельно придумают элемент орнамента. В будущих декоративных композициях эти навыки им очень пригодятся. Предлагаю примерный сценарий урока, который с учетом специфики класса можно изменять и презентацию в сокращенном варианте, которую нужно по усмотрению учителя дополнить коллекцией цветов и стилизованных рисунков.

Этот урок должен стать стимулом в дизайнерской работе, поэтому объяснение надо строить так, чтобы дети своими ответами "помогали рисовать", а учитель с ними постоянно советовался. Рассказ сопровождать презентацией, а выполнение задания непременно продемонстрировать.

Для разнообразия предлагаю, использовать на уроке не акварель, а цветную бумагу. При помощи аппликации учащиеся быстро и качественно выполнят практическое задание - стилизованный цветок. Освободится дополнительное время для анализа выставки рисунков. Можно предложить дома выполнить стилизованный цветок акварелью, а на следующем уроке - создать акварелью ассиметричную композицию узора, стилизуя этот же цветок. Или из цветной бумаги вырезать несколько модулей и составить орнамент в круге, квадрате, треугольнике.

5 КЛАСС

Вид занятия:

декоративно-прикладная деятельность.

Тема урока: "Мир растений Мастера украшений".

Цель урока:

формирование навыков в области декоративного рисования.

Задачи урока:

создать условия для:

  • расширения представлений о стилизации различных предметных форм;
  • формирования навыка точно подмечать характерные особенности и пропорции объекта стилизации;
  • развития умения согласовывать детали в форме и обобщение силуэтов рисунка;
  • обучения навыков использования линии, силуэта, пропорции, формы, как средства художественной выразительности стилизации;
  • расширения познаний учащихся области цветоведения;
  • развития вариативности мышления: творческого мышления и возможности его реализации, при выборе композиции стилизации растений;
  • воспитания у школьников художественного вкуса, желание фантазировать;
  • воспитания аккуратности в выполнении работы, стремления вести работу рационально, последовательно, умения доводить работу до конца.
  • Новые термины и понятия: стилизация, модуль, цветовой контраст.

Зрительный ряд: репродукции; наглядно-дидактические пособия.

Ооборудование для учителя: наглядный материал (цветовой круг, примеры стилизации, репродукции предметов народных промыслов), цветная бумага, ножницы, СМАРТ доска.

Ооборудование для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход урока

1. Организационная часть урока.

Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Группа детей на перемене создает натюрморты "Предметы быта народного творчества". Материал для постановок - творческие работы старшеклассников: изготовленные и расписанные на уроках ИЗО, предметы народных промыслов. На доске учитель и дети размещают плакаты с изображением Матрешек, городецкой, жестовской, гжельской посудой, рисунки учащихся школы из методического фонда: эскизы росписи предметов быта, узоры народных промыслов. Возможны варианты.

Приложение 1.

Приложение 2.

2. Основная часть урока.

- Что объединяет эти предметы, что у них общего?

- Все предметы быта украшены узорами, которые составлены из цветов, год, листьев, травы.

- В начальных классах мы сочиняли узоры из цветов Хохломы, Гжели, Полховского - Майдана. С "Мастером украшения", увидели какое многообразие цветов, сочинили народные умельцы, учились графически грамотно писать их. А как художники придумывали формы цветов, листьев, ягод? Кто или что их вдохновляло.

Слад №2. Рекомендую добавить аналогичных слайдов и посмотреть их под музыку. Это создаст особую эмоциональную атмосферу и обогатит визуальный образ учащихся.

- Что послужило мотивом для узоров, у кого художники срисовывают эти замечательные цветы, листья, ягоды?

- У природы.

Сообщение задачи урока: Изучение законов стилизации различных растительных форм и создание стилизованного изображения цветка, выбранного по желанию.

- "Отгадай цветок!" Слайд № 3

- Подсолнух.

- Как изобразил растение художник: точно следуя натуре по правилам перспективы с проработкой по тону и цвету. Такими, как мы их видим в жизни или гораздо проще?

- Упрощенно, с сохранением особенностей формы цветка и листа.

- Художники говорят обычно в этом случае: изображены стилизованно.

Беседа о стилизации растений и цветов.

Стилизация - это упрощение и обобщение формы с помощью условных символов. Объект стилизации затем станет мотивом узора. Характерная особенность стилизованного рисунка - лаконизм. Чем интересна стилизация, так это тем, что вы можете образно передать "портрет" растения, как бы пропустить рисунок через призму собственных ощущений и придать ему черты лаконичности, поэтичности и неповторимости. Слайд № 4. Стилизованный рисунок - это плод игры воображения художника.

- Вы хотите постичь искусство стилизации? Проследим за этим процессом. Что характерно для процесса стилизации? Какие выразительные средства использует художник? Слайд5

Слайд 6. Все начинается с выбора объекта изображения. Представьте самый любимый хорошо знакомый цветок: подсолнух, ромашку, тюльпан, колокольчик, розу, что хотите. Изучите растение, прочувствуйте его характерную форму - чем это растение отличается от других. Выделите его основные, характерные черты, выполните линейный набросок, используя небольшие художественные средства, чтобы воображение зрителя само "дорисовало" растение. Дальше идет дизайн: обработка придуманного силуэта, выбор красивой формы, украшение. Слайды 7-9

Очень долгое объяснение утомляет детей. Предлагаю выполнить небольшое упражнение: вырезать без подготовительного наброска из черной бумаги силуэт любого цветка. Можно заранее учителю подготовить силуэты, а дети их быстро вырежут. Затем провести игру "Отгадай цветок". Слайды 10-12 тоже можно использовать для игры.

В заключении вместе приходим к выводу: одни и те же цветы можно очень по-разному стилизовать. При этом надо помнить, в любом случае, какой бы стилизованный рисунок у вас бы не получился, желательно, чтобы растение было узнаваемо.

- Как художники используют цвет в стилизованных рисунках?

Обратить внимание на выставку рисунков, таблицы, натюрморты.

- Очень необычно, неожиданно, условно.

- Выбор цветовой гаммы изображения, как правило, ориентирован на цвет и фактуру предмета, который надо украсить. Необходимо учитывать гармоничное красивое сочетание цвета элементов узора и цвета предмета. Слайд13

Практическая работа.

1. Стилизованный цветок предлагаю выполнить из цветной бумаги.

2. Так как цвет в этой работе будет лаконичным, надо подобрать два красиво сочетающихся листа цветной бумаги. Дети делают это самостоятельно, опираясь на свой опыт.

3. После того как материалы подготовлены, работа спланирована, учитель должен показать как выполняется задание.

Учитель берет лист белой бумаги ФА4, складывает пополам и без намеченного рисунка очень быстро вырезает цветок. Получившийся модуль разворачивает, показывает, затем снова складывает и вырезает еще элементы - украшает самым простым способом цветок. Результат прикладывает к магнитной доске. Школьники обычно с интересом берутся после этого за эту работу.

4. Все этапы практической работы учитель комментирует и рисует на доске.

  • Сложить лист цветной бумаги вдоль пополам.
  • Наметить линейный рисунок - цветок и листок.
  • Уточнить изображение - усложнение формы, детализация.

Учителю надо индивидуально проследить за этим этапом, если необходимо оказать помощь. Напомнить, о важности силуэта в стилизации формы.

  • Приклеить вырезанный стилизованный цветок на заранее подготовленный лист. Вырезанный, ажурный рисунок приклеить не просто. Посоветуйте клей наносить точечно или по контуру. Лист, который станет фоном, сложить вдоль пополам, чтобы потом при склеивании совместить центры. Следить за аккуратным выполнением этого этапа.
  • Украсить цветок - дизайн растения. Учителю необходимо обратить внимание, что симметричный силуэт естественно требует симметричного украшения. Обратитесь к детям, чтобы они сами нашли решение, как быстро вырезать несколько одинаковых элементов украшения? Сложить несколько раз бумагу и вырезать сразу несколько элементов.

Очень часто дети неэкономно растрачивают цветную бумагу. Поэтому надо следить не только за ее рациональным использованием, но и обратить внимание на обрезки, которые порой могут стать готовыми деталями украшения.

По мере выполнения работы дети вывешивают их на магнитной доске. В каждом классе есть ученики, которые в силу своего характера выполняют рисунки медленно. Предложите школьникам, которые уже выполнили работу, помочь вырезать детали украшения цветов или наоборот наклеивать их. Учитель должен следить за процессом выполнения задания и организовать одновременное завершение работы. Чтобы все ученики к этапу подведения итогов, представили свои аппликации на выставке.

Подведение итогов урока. Выставка.

Вопросы для обсуждения.

1. Какие цветы стали образами для стилизации?

2. Какие цветовые сочетания Вам понравились особенно? Какие из них построены на контрасте, какие на сближенных цветах? Какое сочетание цвета более гармонично? Какое вызывает неприятное ощущение для глаз?

3. Как можно использовать навыки, полученные на уроке?

4. Какие работы понравились особенно и почему?

5. Дайте рецензию работе одноклассника.

6. Заключительное слово учителя. Все работы получились интересными индивидуальными, все научились самостоятельно сочинять элементы узоров. Подчеркнуть красоту симметричного узора, удачное сочетание цвета, эффект цветового контраста. Отметить, что многие художники любят рисовать цветы, каждый в них находит, что- то свое, особенное. Предложить просмотреть исследовательскую презентацию школьников "Цветы в изображении художников" Презентация 2. Обратить внимание на то, что каждый придуманный детьми стилизованный цветок, может стать в будущем основой - модулем в любом узоре. Модуль - составная часть орнамента.

Используя программу СМАРТ, учитель демонстрирует, как использовать модуль при создании орнамента. Если такой возможности нет, вырежьте несколько одинаковых модулей и составить орнамент на магнитной доске. Берем любой рисунок в качестве модуля, располагаем его во все стороны, как только можем и получаем замечательные орнаменты.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

урок

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова

Профессионально-художественный факультет

Специальность: 5В010700 – «Изобразительное искусство и черчение»

Разработка интегрированного полихудожественного урока по дисциплине

«Педагогическое искусствоведение» по теме:

«Стилизация цветов и растений для создания

орнаментальной композиции»

Студент группы ИИЧ-32

Бальчунас Е.Е.

Преподаватель

проф. Золотарёва Л. Р.

Караганда 2014

Тема урока: «Стилизация цветов и растений для создания

орнаментальной композиции»

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Вид урока: интегрированный полихудожественный – изобразительное искусство, музыка.

Цель: Создания композиции орнамента под национальную музыку.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания по выполнению стилизации природных форм и элементов, опираясь на выразительные средства композиции и

музыки.

Развивающая: развивать чувство гармонии в сочетании изобразительного

и музыкального искусства; развитие познавательных интересов и положительных мотивов к творческой деятельности.

Воспитательная: воспитывать чувство видения гармонии в

изобразительном искусстве, этнической музыке; формирование уважения к

культуре народов мира, эстетического восприятия мира.

Оборудование: ПК, мультимедиа аппаратура, мультимедийная

презентация, доска.

Дидактический материал:

для преподавателя: раздаточный материал: открытки и иллюстрации с изображением; пед.рисунок - примеры стилизации растительных элементов;

для учащихся: альбом, карандаш, гуашь, акварель кисточки.

Наглядные пособия: работы художника Эжена Грассе, иллюстрации из

учебно-методического пособия Щекалевой М.А. «Бионическая практика».

Музыкальный ряд: индийская народная мелодия, русская народная мелодия; ирландская джига – риверданс; казахская народная мелодия.

Структура урока и дозировка времени:

  1. Организационный момент 5 мин.

  2. Сообщение новых знаний 25 мин.

  3. Закрепление 45 мин.

  4. Рефлексия 12 мин.

  5. Итог урока, задание на дом 3 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент. (5 мин.).

Подготовительная часть урока.

Проверка готовности группы.

Преподаватель: ставит задачу перед учащимися.

Сегодня мы с вами изучим последовательность стилизации природных

форм, научимся гармонично составлять композицию, используя элементы

стилизации и опираясь на собственные чувства при прослушивании музыкальных произведений. Продолжим изучать подбор приёмов и выразительных средств в создании композиций.

2.Сообщение новых знаний (25 мин.).

В композиции существует, ряд законов, правил, приемов и выразительных средств. И в композиции и музыке существуют схожие средства выразительности. Если провести аналогию, то можно сопоставить их таким образом:

В музыке

В композиции

громкостная динамика

динамика

оттенки и нюансы

нюансы

рельеф и фон

плановость

контраст

контраст

лад

холодные и тёплые цвета

Одно из средств композиции – стилизация.

Стилизация означает декоративное обобщение и подчёркивание

особенностей формы предметов с помощью ряда условных приёмов. Можно

упростить или усложнить форму, пластику, цвет, детали объекта, а также

отказаться от передачи объёма.

Однако упростить форму это не только объединить её, но и подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначительные детали. Стилизация имеет свои особенности в народном и декоративно-прикладном искусстве, в живописи и графике. При этом усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его, и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости.

Появление стилизованного символического орнамента способствовала

общность природы условно-символических изображений произведений

орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов. Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия.

Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль.

К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: лотос, папирус, пальмы, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб. Различные условия восприятия требуют различной степени преобразования предметной формы. Так, изображение, предназначаемое для просматривания на большом расстоянии, делается в преувеличенном размере, с очень чёткими контурами, в обобщённом виде, без мелких деталей. Напротив, изображение, рассматриваемое вблизи, может быть небольшого размера, с проработанными деталями.

Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры

бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как

геометрические формы или сохранить природные плавные очертания.

Способы стилизации:

1. пластический,

2.геометризованный,

3. геометрический.

А если при этом сопоставлять музыку народов мира (так же как и орнаменты), то мы получим следующую аналогию:

Пластическая стилизация – например узоры «Пейсли» или «индийский огурец» (звучит восточная, индийские мелодии с духовыми национальными инструментами). Индийские мелодии с духовыми национальными инструментами эта музыка витиеватая, мелодичная. Сравните её с данным узором – он состоит из пластичных, витиеватых линий, завитков, кругов. Сходство с музыкальными выразительными средствами на лицо.

Геометризированная стилизация – русские узоры для вышивки. Русская народная мелодия на гуслях звучит ритмично и мелодично. Гусляр

перебирает на струнах, словно шаг за шагом, крестик за крестиком

складывается, вышивается узор.

Геометрическая стилизация - кельтская ритмичная музыка и кельтский орнамент. Посмотрите, как четко складывается ритм этого орнамента, и сопоставьте с ритмом этой мелодии. Рождаются образы – танцующие ирландскую джигу танцоры…

А теперь разберём процесс стилизации. Он осуществляется в следующем порядке:

1. выбор исходного материала

2. реалистическое изображение;

3. декоративное изображение;

4. абстрактное изображение:

а) обобщение форм;

б) усложнение, добавление деталей.

Обобщение формы живописными средствами

Реальные оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам, или же происходит отказ от реального цвета. В зависимости от назначения поиски образа дают то или иное цветовое решение. Рассмотрим работы Эжена Грассе «Цветочные орнаменты в стиле модерн»

Правильно подобранное музыкальное сопровождение усилит яркость

восприятия и даст толчок творческому процессу.

3. Закрепление. (45 мин)

3.1.Постановка задач.

Преподаватель: Создать композицию растительного орнамента под

народные мелодии.

1. Работа с раздаточным фото – материалом, изучение натуры. Анализ натуры, её формы.

2. При анализе растения целесообразно обратить внимание учащихся на конструкцию растения в целом, и проследить закономерность построения формы. А также обратить внимание на симметрию характерную для большинства растений. Демонстрация образцов работ художников, указывая на возможности изобразительных материалов и логике их применения.

В качестве примера работы художников производственного объединения «Агидель». Обратите внимание на стилизацию растительных форм. Есть вопросы по заданию?

Учащиеся: (предполагаемые вопросы)

3.2. Самостоятельная работа учащихся

1. Изучение фото – материала. Выполнение графического наброска растения в реалистичной форме.

2. Далее продолжить работу путём применения различных способов и приёмов применяемых в декоративной композиции.

3. Опираясь на полученный материал, стилизация изображения в элементы орнамента.

4. Построение композиции из полученных стилизованных форм.

3.3. Музыкальный ряд для практической работы.

Казахская национальная песня: Адеми Кыз, Елигай

4. Рефлексия. (12 мин.)

Учащиеся: Анализ работ учащихся. Выделение удачных, сильных сторон

композиций. Оценивание.

Преподаватель: (контроль над процессом анализа и оценивания).

5. Итог урока, задание на дом. (3 мин.)

Самостоятельно выбрать музыку (желательно ритмичную) и под неё составить стилизованное изображение ленточного орнамента. Урок подошёл к завершению. Спасибо за активную работу. До свидания.

Список используемой литературы

1. Базылев О.С. Подготовка студентов к проектированию текстильных изделий в процессе учебной (бионической практики): методическое пособие/ О.С. Базылев. - Магнитогорск: МаГУ, 2006.-32с.

2. Базылев О.С. Введение в курс художественного проектирования в художественном текстиле: метод. пособие/ О.С. Базылев.-Магнитогорск: МаГУ, 2010.-38с.

3. Цветочные орнаменты в стиле модерн Эжена Грассе. www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque.

4. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства/ Р.В. Паранюшкин.-Изд.2-е н/Д: Феникс,2005.-79с.:ил.

5. Сокольников Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч.5-8кл.: В 4 ч.Ч. 3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996.80с.: цв.ил.

6. Щекалева М.А. Бионическая практика: учебно-методическое пособие / М.А. Щекалева ВГУЭС http://www.vvsu.ru/

7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова.-М.: Гардарики, 2007.-528с.

studfiles.net

Занятие по рисунку - Роза, стилизация: mansurovna

Художник в своих картинах рисует в основном те образы, которые сидят у него в голове, а точнее в подсознании.Мы видим, что изображена кошка, только по характерным для нее элементам - уши, хвост, глаза, усы, ее гибкость, поза, пластика, то что мы привыкли наблюдать в жизни.Достаточно нарисовать глаза и усы, а наш глаз сам на листе дорисует все остальное и мы с уверенностью скажем, что это именно кошка, а не кто-то другой.

Темой нового занятия по рисунку стала Роза - символ женственности и красоты среди растений.У каждого свои ассоциации с этим цветком.В этот раз мы не просто рисовали объект, мы пробовали рисовать его разными материалами - карандашом, углем, гелевой ручкой, маркером.

Графический рисунок в зависимости от материалов может быть выполнен в разной технике.С помощью простого карандаша можно сделать набросок, эскиз, технический рисунок, а можно рисовать, как художник Пол Ланг (Paul Lung), работы которого не отличить от черно-белых фотографий.В этой технике мы старались изобразить объем, тени, перспективу.Вроде бы карандаш простой, а техника рисунка простым карандащом очень трудоемка.

Угольный карандаш - более мягкий материал.Им быстрее рисовать, его легче корректировать, работа получается более контрастной, цветок более живым, но в рисунке теряется та четкость, которая есть в карандаше.Углем хорошо рисовать свет и тень на лепестках, легче рисовать пространство и отношения между ним и формой цветка.Каждый видит и использует эту технику по-своему, зачастую интуитивно.

Гелевая ручка хорошо подходит для рисунка линейного и контурного рисунка.Эта техника более привычна, т.к. все любят рисовать контуры, особенно те, кто рисует впервые.В этой технике линии требуют четкости и непрерывности.Но чтобы сделать рисунок интересным, в этой технике добавляются пятна (заливки), в некоторых местах линия становится толще и контрастнее.С виду эта техника кажется простой, но на деле она требует усидивости и внимательности рисующего.

Дальше мы прешли к рисунку одной линией - быстрому рисунку.В этой технике хорошо работать маркером, рисунок получается ярким, а линия более живой, т.к. изменяется толщина.Подобная стилизация используется в дизайне логотипов - минимум элементов, необходимых для узнавания образа.Вот здесь как раз можно увидеть, что сидит в подкорке у рисующих.

Последней стилизацией был абстрактыный рисунок.В этой технике можно использовать любой материал, а еще лучше сочетание материалов.В абстрактном рисунке можно раскрыть образ розы через ассоциации, связанные с этим цветком.А можно создать узнаваемый силуэт из простых геометрических фигур.Можно интерпретировать форму в линию или в пересечение линий.Можно каждый элемент цветка изобразить в опреленной ассоциации.Здесь рисунок зависит от свободы мышления, здесь нет правил, все имеет право на существование.

Итоги подводить приятно.Количество работ радует.Рисующие, конечно, устают от такого активного рисования, но я думаю, что эта усталость приятная.На примере одной розы, мы попробовали разную технику рисунка на практике - а это хороший опыт, чтобы понять, насколько та или иная техника ближе и приятнее.А еще это хороший пример для сравнения и отличия принципов рисования.

mansurovna.livejournal.com


Смотрите также