Сочетание цветов и цветовой круг (гармоничные цвета). Спектр цветов


на какие сегменты он делится и как нам видится?

Исаак Ньютон, знаменитый на весь мир физик, однажды провел один интересный опыт: он установил на пути обыкновенного солнечного луча трехгранную призму, в результате чего тот разложился на 6 основных цветов. Стоит отметить, что ученый изначально смог выделить из них только 5 сегментов, однако после решил, что поделит этот луч аж на семь, чтобы число было равное количеству нот. Однако после того, как этот цветовой спектр был сложен в круг, выяснилось, что один из оттенков нужно убрать, и жертвой стал голубой. Так до сих пор с научной точки зрения в природе существует лишь 6 основных тонов, однако каждый из нас знает, даже на примере радуги, что среди них можно разглядеть седьмой.

Разбираем спектр по частям

Чтобы понять, что такое цветовой спектр, попробуем разделить его на две части. Первая будет содержать в себе первичные цвета, вторая, соответственно, вторичные. В первую группу мы отнесем такие тона, как красный, желтый и синий. Они являются основными и при правильном сочетании друг с другом образуют все остальные. Среди них, в свою очередь, называем оранжевый, фиолетовый и зеленый. Первый можно получить путем смешения красного с желтыми, второй – красного с синим, а третий – желтого с синим. На фоне всего того становится понятно, почему цветовой спектр покинул голубой тон. Получить его можно просто смешав синий с белым, что уже делает его неосновным тоном.цветовой спектр

Более сложный вариант спектра

Современные ученые в цветовом спектре выделяют не 6, а 12 сегментов. Среди них есть не только первичные и вторичные тона, но еще и тертичные, которые заполняют пространство круга между первыми двумя категориями. В состав этой третей группы можно отнести красно-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый. Подобное расширение говорит нам о том, что спектр цветовой – это целый простор для различных комбинаций, которые могут образовывать невероятные оттенки. К примеру, сине-зеленый в определенной консистенции с белилами дает самый модный оттенок сезона – бирюзу. А красно-фиолетовый также в сочетании с белой краской образует лиловый, таинственный и загадочный.что такое цветовой спектр

Исходные тона

Наверняка вам известно о том, что все выше рассмотренные цвета являются хроматическими, то бишь имеющими яркий оттенок, заливку. Наряду с ними существуют ахроматические тона, которые состоят из белого, черного и всех оттенков серого, от совсем светлого до предельно темного. Благодаря им современный цветовой спектр становится куда шире, и его уже наполняют даже не 12 оттенков, а куда больше. В оригинале изображается круг, состоящий из 12 сегментов. В состав каждого из них входит еще по 8, а то и того больше оттенков, которые по мере приближения к центру становятся все светлее и светлее. Этот эффект достигается путем смешивания исходного цвета с белилами. В примере, который был приведен выше, мы указывали на то, что даже третичный тон спектра может быть разбавлен белым и тем самым изменен до неузнаваемости.спектр цветовой это

Влияние цвета на нашу жизнь

Чтобы не вдаваться в те банальные демагогии, которые рассказывают нам о якобы скрытых влияниях того или иного цвета на поведение и психику человека, отметим лишь вкратце, что теплые тона кажутся нам ближе, а холодные, словно вдавленные во что-то, удаляются от взора. Благодаря этому эффекту можно манипулировать визуальными эффектами в помещении, создавать выгодную рекламу и проводить прочие различные операции. Важно также отметить, что цветовой спектр может иметь не только тенденцию к белому (как это было описано выше), но и к темному. Аналогично любой сегмент круга как первичный, так и третичный мы может разбавить черным или любым оттенком серого, в результате чего они станет либо насыщенней и еще ярче, либо мрачнее. Этот факт также важно учитывать, создавая различные проекты как в интерьере, так и в прочих сферах жизни. видимый для человека цветовой спектр

Что видим мы, люди?

Принято полагать, что видимый для человека цветовой спектр – это все основные, первичные цвета – красный, синий и желтый, а также множественные вариации, которые от них образуются. Таким образом, это круг тонов, который состоит далеко не из 12*8 сегментов, а куда большего количества. Наш глаз способен распознавать оттенки различной светлости, более того, их характеристики в нашем понимании меняются в зависимости от множества внешних факторов. Что касается чисто научной точки зрения, то самой большой длиной обладает волна красного цвета. Поэтому желтые, охровые, оранжевые и, соответственно, все оттенки красного мы видим лучше всего. По мере приближения к фиолетовому, все цвета постепенно теряют длину своих волн.

Заключение

На самом деле цветовой спектр – это загадка природы. Мы, люди, видим его лишь в неполной мере. Даже исходя из опытов, проведенных над множеством птиц, можно увериться в том, что они видят куда больше оттенков привычных для нас цветов, и при этом их картинка перед глазами является более красочной, нежели наша.

fb.ru

2.2 Цвет. Спектр - Природа цвета и цвета природы

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Индивидуальное восприятие  цвета определяется его спектральным составом, а также цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, особенности человеческого глаза и психики. ( Источник)

Цвета делятся на спектральные и неспектральные, хроматические и ахроматические.

Спектр и спектральные цвета.

В 1671 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного.

Ньютон ставил свой опыт следующим образом ( см. рисунок ниже):

Photobucket

Солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, жёлтый, зеленый, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет. Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления. Существуют и другие физические пути образования, например, связанные с процессами интерференции, дифракции, поляризации и флуоресценции.

Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберём каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет. Два цвета, объединение которых даёт белый цвет, называются дополнительными цветами. Если мы удалим из спектра один цвет, например, зелёный, и посредством линзы соберём оставшиеся цвета - красный, оранжевый, жёлтый, синий и фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удалённому нами зелёному. Если мы удалим жёлтый цвет, - то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зелёный, синий и фиолетовый - дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к жёлтому. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда. Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 380 до 740 миллимикрон:

1 микрон или 1 m = 1/1000 мм = 1/1 000000 м. 1 миллимикрон или 1 MIT) =1/1 000 000 мм.

Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, и соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого призматического цвета имеют следующие характеристики:

Отношение частот красного и фиолетового цвета приблизительно равно 1:2, то есть такое же как в музыкальной октаве.

Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний.

Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Остается исследовать важный вопрос о корпусном цвете предметов. Если мы, например, поставим фильтр, пропускающий красный цвет, и фильтр, пропускающий зелёный, перед дуговой лампой, то оба фильтра вместе дадут чёрный цвет или темноту. Красный цвет поглощает все лучи спектра, кроме лучей в том интервале, который отвечает красному цвету, а зелёный фильтр задерживает все цвета, кроме зелёного. Таким образом, не пропускается ни один луч, и мы получаем темноту. Поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются также вычитаемыми.

Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: "эта чашка красная", то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при её освещении. Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зелёным светом, то бумага покажется нам чёрной, потому что зелёный цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.

Все живописные краски являются пигментными или вещественными. Это впитывающие (поглощающие) краски, и при их смешивании следует руководствоваться правилами вычитания. Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета - жёлтый, красный и синий - смешиваются в определённой пропорции, то результатом будет чёрный, в то время как аналогичная смесь невещественных цветов, полученных в ньютоновском эксперименте с призмой дает в результате белый цвет, поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания. ( Источник)

Таблица, характеризующая физические характеристики спектральных цветов:

Photobucket

Источник таблицы

Спектральные цвета — цвета, которым по зрительному ощущению человека можно поставить в соответствие видимый свет, имеющий определённую длину волны. Их можно интерпретировать, как узкие (вплоть до монохроматичности) участки непрерывного спектра видимого светового излучения. ( Источник)

Что такое непрерывный спектр?

Белый свет разлагается призмой на спектральные цвета (спектр): красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это распределение «главных» цветов было предложено Ньютоном по аналогии со звуковой гаммой. Между отдельными цветами происходят непрерывные переходы тонов. Красный свет  отклоняется меньше всего, фиолетовый имеет наибольший угол отклонения. При помощи цилиндрической линзы можно снова соединить спектральные цвета в белый свет (рис.216). Следовательно, белый  цвет является смесью множества цветных лучей спектра.

Photobucket

Если ввести в сходящийся пучок лучей позади цилиндрической линзы вторую (тонкую призму, то она отклонит часть лучей и на экране появится окрашенное изображение щели, например светло-голубое; неотклонённые лучи дадут второе изображение щели (оранжевое). Эти два пучка лучей дадут совместно белый цвет. Такого рода цвета: красный и зеленый, оранжевый и светло-голубой, желтый и синий называют дополнительными цветами.

Замечание. Желтый и синий спектральные цвета дают совместно белый; но соединение желтой и синей красок дает зеленый цвет. В последнем случае речь идет об отраженном свете. Желтая краска отражает главным образом оранжевый, желтый и зеленый. Синяя отражает, наоборот, зеленый и синий. В смеси преобладает отраженный зеленый цвет.

Одинаковые призмы из разных сортов стекла дают спектры различной ширины. Комбинируя призмы с различными преломляющими углами, можно уменьшить отклонение и одновременно увеличить ширину спектра (спектроскоп прямого зрения). Комбинируя призмы из флинтгласа и кронгласа с различными преломляющими углами, можно, наоборот, устранить разложение в спектр и сохранить отклонение - ахроматические призмы. (Источник)

На диаграмме ниже все спектральные цвета заключены внутри кривой линии, прямая линия, соединяющая фиолетовый и красный -  это линия пурпурных цветов, которые относятся к неспектральным.

Photobucket

Таким образом, спектральные цвета - это реальные цвета, а неспектральные - это воображаемые цвета, которые находятся за пределами данной кривой и образуются посредством произвольного смешения спектральных и ахроматических цветов.

В следующий раз рассмотрим подробнее спектральные цвета, какие цвета являются первичными ( основными) и дополнительными, что такое аддитивное и субтрактивное смешивание ( воспроизведение) цвета, что такое цветовой круг и какое практическое значение он имеет при подборе одежды. Основные определeния основных и дополнительных цветов  и видов смешивания даны выше, но нужны иллюстрации и более детальное рассмотрение.

natural-colours.livejournal.com

Снова о цвете: спектр и цветовой круг - Наука и метод

Цвет

Это одно из основных свойств физических тел. В зависимости от длины световой волны, воздействующей на глаз, последний ощущает тот или иной цвет. Длина световой волны, то есть расстояние, на которое распространяется световая волна за время одного периода, измеряется миллимикронами. Видимый оптический спектр ограничен волнами примерно от 760 до 380 миллимикрон, а именно:

  • Красный - 760-620
  • Оранжевый - 620-590
  • Желтый - 590-560
  • Желто-зеленый - 560-530
  • Зеленый - 530-500
  • Голубой - 500-470
  • Синий - 470-430
  • Фиолетовый 430-380

Спектр

Это цветная полоса, получаемая при разложении (например, призмой) луча белого цвета по длинам волн. Между цветами в спектре нет четких границ: каждый цвет постепенно переходит в соседний. В спектре различают иногда семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый (правильнее разделить большую группу зеленых на желто-зеленые и сине-зеленые).

Спектральные цвета, составленные в цветовой круг

Ахроматические цвета

Это белые, черные и все переходные от белого к черному - серые (глаз человека различает около трехсот ахроматических оттенков). Все остальные цвета называются хроматическими.

Хроматические

Как и ахроматические отличаются друг от друга своей светлотой. Например, синий спектральный темнее, а желтый спектральный светлее красного спектрального. Это качество хроматического цвета (обладающего цветностью) в цветоделении именуется цветовым тоном. Художники обычно называют цветовой тон просто цветом.

Спектр является естественной шкалой цветовых тонов. Спектральные цвета можно подразделить на три зоны: красную, объединяющую красный, оранжевый и оранжево-желтый; зеленую - желтый, желто-зеленый и зеленый; сине-фиолетовую - голубой, синий, фиолетовый. Красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета называют теплыми, а зелено-голубые, голубые, синие и фиолетовые - холодными.

Цвета, образованные смешением двух крайних спектральных, то есть красного и фиолетового, называются пурпурными (они являются переходными между красными и фиолетовыми). В спектре нет пурпурных цветов.

При различных многокрасочных работах, с целью более удобного подбора красок, иногда пользуются цветовым кругом, в котором спектральные и пурпурные цвета расположены по окружности. В спектральной части круга (или спектре) глаз различает около 130 цветовых тонов, а в пурпурной - около 20.

Двадцатичетырехчастный цветовой круг

Различные тела поглощают (не отражают) световые волны разной длины неодинаково: одни поглощают их в равной мере (неизбирательное поглощение), другие - в различной степени (избирательное поглощение). Ахроматические тела обладают неизбирательным, а хроматические - избирательным поглощением. Если от поверхности тела отразились и действуют на глаз все спектральные лучи, то глаз ощущает белый цвет, если все лучи не отразились, то есть поглотились, - черный. Если часть лучей отразилась, а часть поглотилась, то в зависимости от их соотношения глаз ощутит тот или иной цвет.

Если направить красный и фиолетовый (сине-фиолетовый) лучи и совместить их на белой поверхности, увидим пурпурный цвет. Если совместить синий и зеленый лучи, - голубой. Если зеленый и красный - желтый. Такое оптическое смещение цветов называется аддитивным, или слагательным смешением.

Если на белую бумагу нанести слой желтой краски, то из общего потока света до белой поверхности бумаги дойдут только красные, желтые и зеленые лучи, а другие он поглотит("вычтет"). Если поверх этой желтой краски нанести голубую, то последняя через свой слой пропустит только зеленые лучи, а красные и желтые поглотит, в результате чего глаз ощутит зеленый цвет. Такое смешение называется субтрактивным, или вычитательным смешением.

Взаимодополнительными цветами называются такие цвета, которые при аддитивном смешении и определенных количественных отношениях дают ахроматический цвет. При смешении недополнительных получаются цвета, промежуточные по тону между смешиваемыми.

Различные световые лучи действуют неодинаково на светочувствительный слой (например, фотопленки). Самый актиничный цвет - белый. Черные неактиничны, так как черные поверхности очень слабо отражают свет. Светло-голубые почти столь же актиничны, как белые, а красные почти столь же неактиничны, как черные.

Тэг: Цветоведение

zen-designer.ru

Физика цвета | LOOKCOLOR

Физика цвета изучает природу явления: расщепление света на спектры и их значения; отражение волн от предметов и их свойства.

Как такового цвета в природе не существует. Цвет — продукт умственной переработки информации, которая поступает через глаз в виде световой волны.

Человек может отличить до 100 000 оттенков: волны от 400 до 700 миллимикрон. Вне различимых спектрах лежат инфракрасный ( с длинной волны более 700 н/м) и ультрафиолет (с длинной волны меньше 400 н/м).

В 1676 г И. Ньютон провел эксперимент по расщеплению светового луча с помощью призмы. В результате он получил 7 явно различимых цветов спектра.

Цвет

Длина волны в н/м

Красный

800-650

Оранжевый

640-590

Желтый

580-550

Зеленый

530-490

Голубой

480-460

Синий

450-440

Фиолетовый

430-390

физика цвета

Эти цвета часто сокращают до 3 основных (см. основные цвета)

Волны имеют не только длину, но и частоту колебаний. Эти величины взаимосвязаны, поэтому задать определенную волну можно либо длиной, либо частотой колебаний.

Получив непрерывный спектр, Ньютон пропустил его через собирающую линзу и получил белый цвет. Тем самым доказав:

1 Белый цвет состоит из всех цветов.2 Для цветовых волн действует принцип сложения3 Отсутствие света ведет к отсутствию цвета.4 Черный – это полное отсутствие цвета.

В ходе экспериментов было выяснено, что сами предметы цвета не имеют. Освещенные светом, они отражают часть световых волн, а часть поглощают, в зависимости от своих физических свойств. Отраженные световые волны и будут цветом предмета.(Например, если на синюю кружку посветить светом, пропущенным через красный фильтр, то мы увидим, что кружка черная, потому что синие волны блокируются красным фильтром, а кружка может отражать только синие волны)

Получается, что ценность краски в ее физических свойствах, но если вы решите смешать синий, желтый и красный (потому что остальные цвета можно получить из комбинации основных цветов (см. основные цвета) ), то получите не белый цвет (как если бы вы смешали волны), а неопределенно темный цвет, так как в данном случае действует принцип вычитания.

Принцип вычитания говорит: любое смешивание ведет к отражению волны с меньшей длиной.Если смешать желтый и красный, то получится оранжевый, длина волны которого меньше длины волны красного. При смешивании красного, желтого и синего получается неопределенно темный цвет – отражение, стремящееся к минимальной воспринимаемой волне.

Этим свойством объясняется маркость белого цвета. Белый цвет – отражение всех цветовых волн, нанесение любого вещества ведет к уменьшению отражения, и цвет становится не чисто белым.

Черный же цвет наоборот. Чтобы выделиться на нем, нужно повысить длину волны и количество отражений, а смешивание ведет на понижение волны.

Спектры

Расщепление света

Призма

Радуга

Витражи

Похожие статьи:

lookcolor.ru

Спектральные цвета | Наука | FANDOM powered by Wikia

Vidimiy spektr sveta

Рис. 2 Видимый, непрерывный спектр света

Raduga vidimogo spektra sveta

Рис. 1 «Радужные цвета» видимого дискретного спектра - 7 традиционно выделяемых цветов света

Спектральные цвета — цвета, ощущаемые человеком при воздействии на глаза света, принадлежащего узкому диапазону частот видимого спектра электромагнитных волн (т. н. «монохроматический свет», или же достаточно близкий к нему по составу). В настоящее время по традиции принято считать спектральными семь цветов (Рис. 1), составляющие при оптическом смешении естественный белый дневной свет: красный цвет, оранжевый цвет, жёлтый цвет, зелёный цвет, голубой цвет, синий цвет, фиолетовый цвет. Однако объективно выделить конкретный спектральный цвет без использования приборов невозможно, так как видимый солнечный спектр непрерывен, и в нём можно найти бесчисленные оттенки цвета (Рис. 2).

    Понятие появилось, по-видимому, в средние века, когда с помощью призмы естествоиспытатели научились разлагать белый свет на составляющие — отдельные цвета. В природе спектральные цвета — достаточно редкое явление, они возникают при разделении лучей белого, естественного солнечного света, что возможно лишь в процессах преломления или дифракции. Спектральные цвета человек наблюдал в радуге, в искрящихся на свету летящих снежинках или капельках росы. Радужные цвета наблюдают на гранях природных кристаллов, например горного хрусталя, в кристаллах гипса. Когда человек научился обрабатывать драгоценные камни, была изобретена огранка алмазов, позволяющая получить сверкающие радугой бриллианты и стразы.

    Спектральные цвета в колористике Править

    Спектральные цвета — самые чистые цвета, так как большую насыщенность для данного цветового тона получить невозможно, так как они соответствуют отдельным монохроматическим излучениям, без всякой примеси белого света или иных излучений.

    Таблица спектральных и дополнительных к ним цветов Править

    В таблице указано приблизительное значение длин волн света, соответствующее традиционному названию спектральных цветов. Дополнительные цвета могут быть получены либо в соответсвии с оппозиционным положением цвета на цветовом круге, либо действием смеси лучей всех длин волн видимой части спектра, за исключением заданного спектрального, или метамерно-равного ему цвета.

    Длина волны, нм Спектральный цвет Дополнительный цвет 400—435 435—480 480—490 490—500 500—560 560—580 580—595 595—605 605—730 730—760
    Фиолетовый Зеленовато-жёлтый
    Синий Жёлтый
    Зеленовато-синий* (голубой) Оранжевый
    Синевато-зелёный* (голубой) Красный
    Зелёный Пурпурный
    Желтовато-зелёный Фиолетовый
    Жёлтый Синий
    Оранжевый Зеленовато-синий*
    Красный Синевато-зелёный*
    Глубокий красный Зелёный

    * В русском языке эти цвета относятся к категории Голубой цвет

    • Б. И. Степанов «Введение в химию и технологию органических красителей», изд. 2-е, перераб., М., «Химия», 1977

    ru.science.wikia.com

    Сочетание цветов и цветовой круг (гармоничные цвета)

    Категория: Цвет в интерьере

    Здравствуйте уважаемые посетители и студенты школы дизайна интерьера studyas.com! Сегодня я хочу рассказать вам об основных правилах сочетания цветов в дизайне интерьера. Из сегодняшнего урока вы узнаете, какие цвета бывают в природе, как они образуются и как сочетаются между собой.

    Правила сочетания цветов в дизайне интерьера

    Очень многих начинающих заботит сочетание цветов, как правильно их сочетать, какой цвет лучше сочетается с другим цветом и т.д. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо обратиться к теории цвета и познакомиться с правилами их образования. Однако начинающие дизайнеры очень не любят теорию, им подавай сразу готовые решения. Но чтобы действительно стать профессионалом в выборе цвета необходимо, всё-таки, знать теорию, а главное, постоянно применять её на практике.

    Сегодня я расскажу вам основные правила в теории цвета, а вы сами решайте: пригодятся вам эти правила или нет в самостоятельном дизайне интерьера.

    Чтобы хорошо и грамотно сочетать различные цвета между собой, необходимо, прежде всего, знать какие они бывают в природе и как "устроены". Ещё в 17 веке Исаак Ньютон ставил опыты по преломлению солнечного света через прозрачную призму (помните школьную физику?). На основе этих опытов он открыл цветовой спектр, который должен был знать каждый школьник. Звучит он так: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», т.е. солнечный свет через призму преломляется на семь спектральных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

    Это всё что касается физики, а в художественной среде художники и учёные шли немного в другом направлении. Задолго до открытия спектральных цветов, многие учёные и просто художники стали экспериментировать с цветом, с целью выработки основных правил по их сочетанию. В итоге это привело к появлению так называемого хроматического (т.е. цветного) цветового круга, т.е. взяли все цвета спектра, за исключением голубого и сложили из него «колесо», в котором цвета расположены в определённой последовательности, напротив друг друга. Таким образом, и получился первый 6-частный цветовой круг.

    6-ти частный цветовой кругИз практики также было известно, что всё многообразие цветов образуются на основе всего лишь трёх хроматических: красный, жёлтый, синий, которые называются основными в цветовом круге.

    Основные цвета цветового кругаЕсли в равной степени смешать эти три основных цвета друг с другом мы получим ещё три, которые носят название составные: это зелёный, оранжевый, фиолетовый.

    Составные цвета цветового кругаТаким образом, мы и получим 6-ти частный цветовой круг, который также может быть создан и на основе открытых спектральных цветов Ньютона. А что если мы смешаем в равной степени основные и составные цвета, тогда получим так называемые третичные: 

    Третичные цвета цветового кругаТеперь, нам необходимо собрать эти цвета вместе и мы получим уже 12-частный цветовой круг, который лёг в основу всей науки Цветоведение и гармонии цветов.

    Цветовой кругТакой 12-ти частный круг уже вполне подходит для подбора гармоничных цветов, однако вы можете заметить, что все получившиеся цвета очень яркие и насыщенные. Чтобы снизить чрезмерную насыщенность спектральных цветов принято добавлять в них ахроматические цвета: т.е. чёрный и белый. В итоге можно получить множество тонов и оттенков одного цвета.

    Такой эффект цвета называется насыщенностью, и соответственно, если в любой выбранный спектральный цвет из цветового круга, добавлять белый цвет, то его насыщенность снижается до пастельных тонов или вообще до чисто белого; и наоборот, если добавлять чёрный цвет в тот же основной цвет, то его насыщенность повышается, и в конечном итоге достигнет полностью чёрного.

    Растяжка цветаЕсли мы выполним такое насыщение хроматических цветов ахроматическими, среди профессионалов это называется цветовая "растяжка", то в итоге мы получим вот такой цветовой круг с множеством оттенков и тонов 12-ти основных цветов.

    12-ти частный цветовой круг

    Гармоничные сочетания цветов

    Теперь мы вплотную подошли к самому важному моменту, чтобы узнать, как же эти хроматические цвета можно сочетать друг с другом. Первое гармоничное сочетание цветов одноцветное (монохромное). Выполняется оно на основе оттенков в пределах одного сектора цветового круга.

    Монохромное сочетание цветовВторое гармоничное сочетание это сочетание соседних цветов оно называется аналогичное или аналогичная триада.

    Аналогичная триадаТретье гармоничное сочетание называется дополнительное сочетание, т.е. два цвета противоположные друг другу на цветовом круге.

    Сочетание дополнительных цветовЕсли к двум гармоничным дополнительным цветам цветового круга добавить соседние, то получим сочетание, называемое разбитое дополнение. 

    Разбитое дополнениеИ последнее гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых друг от друга цветах цветового круга. 

    Основная триадаТакже существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе квадрата и прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам, а для начинающих достаточно и сочетаний на основе трёх, тем более что правило трёх цветов в интерьере нам чётко об этом говорит.

    Итак, благодаря именно этим знаниям вы сможете грамотно сочетать различные хроматические цвета между собой. На основе перечисленных выше правил вы сможете собрать для любой комнаты квартиры или дома палитру гармоничных друг другу цветов. Однако для того чтобы превратить выбранную палитру гармоничных цветов в цветовую композицию, вам следует ещё узнать о правилах её (цветовой композиции) создания. Но об этом немного ниже, а сейчас по порядку мы должны ещё познакомиться с хроматическими цветами.

    Если вам уже удалось уяснить принцип сочетания хроматических цветов цветового круга, то у вас может возникнуть резонный вопрос: «А с какими цветами сочетается белый, серый, чёрный и, конечно же, наш любимый коричневый цвет?» Давайте разберёмся с ними, тоже, по порядку.

    Ахроматические цвета, коричневый цвет, цветовые гармонии и композиция

    Как вы уже могли заметить, что ни белый, ни чёрный, ни серый цвет не входят в состав цветового круга, а всё потому, что они являются, во-первых не спектральными, а во-вторых ахроматическими (т.е. не цветными). Так вот, ахроматические цвета: чёрный, белый и их оттенок – серый, очень хорошо сочетаются со всеми спектральными цветами цветового круга, так как являются нейтральными к хроматическим, и имеют всего одну качественную характеристику – светлоту. Они отлично дополняют хроматические цвета, подчёркивают их, и вносят дополнительную гармонию в цветовую гамму. На практике вы можете использовать и сочетать ахроматические цвета вместе с хроматическими в любом количестве.

    Что же касается коричневого цвета, то тут всё несколько сложнее. Поскольку он, является третичным цветом, т.е. смешанным, то большое значение имеет то, от какого именно цвета он произошёл. Если коричневый образован на основе подмешивания чёрного в любой из этих цветов: красный, красно-оранжевый, оранжевый, то сочетание этих цветов создаётся по общим правилам цветового круга.

    Оттенки коричневого цвета

    А если коричневый создан на смешении основных цветов, например красного и зелёного, то необходимо руководствоваться ещё одним правилом сочетания цветов: не стоит использовать в композиции одновременно чистые и смешанные ("грязные") цвета. Это означает, что коричневый цвет и его оттенки будет плохо сочетаться с основными цветами цветового круга, т.е. красным, синим, жёлтым, а также с вторичными цветами цветового круга: зелёным, оранжевым и фиолетовым.

    При этом, любой из оттенков коричневого, так же как и любые другие хроматические, лучше всего будет сочетаться с ахроматическими и смешанными третичными цветами. Надеюсь, что я не запутал вас окончательно.

    Ну а теперь вам необходимо ещё узнать кое-что о цветовых гармониях. Цветовые гармонии – это хроматические и ахроматические гармоничные цвета, собранные в единую цветовую композицию на основе принципов контраста либо нюанса.

    Когда вы при помощи цветового круга выберите подходящую цветовую палитру гармоничных друг другу цветов, их ещё следует сгруппировать в композицию. Цветовая композиция, как же, как и архитектурная композиция, строится либо на основе контраста, либо нюанса. Начнём с нюансной композиции. Если вы выбрали аналогичную триаду цветов (т.е. три соседних на цветовом круге) и в одинаковой насыщенности, то у вас получится нюансная композиция, т.к. как все цвета одинаковой насыщенности и среди них нет доминанты, а также они мало чем, кроме цветового тона, отличаются.

    Нюансная триада цветов

    Контрастные цветовые композиции, напротив, строятся на сильном различии цветов друг от друга, как по цвету, так и по насыщенности. Причём контрастная цветовая композиция может быть построена даже в монохромной и ахроматической цветовой гамме. Например, чёрный и белый цвет сильно контрастны. А если вы возьмёте какой-нибудь хроматический цвет в разной насыщенности, например, тёмно-синий и светло-синий, то они также будут контрастны (сильный контраст), хотя и находятся в одном цветовом секторе цветового круга.

    Сильный контраст цветов монохромной гаммы

    И последним гармоничным контрастным сочетанием цветов (сильный контраст) является композиция из противоположных друг другу цветов в цветовом круге: например: зелёный и красный, даже при одинаковой насыщенности.

    Контрастные цвета

    А на этом наш сегодняшний урок по принципам сочетания цветов окончен. До скорых встреч в школе дизайна Studyas.com. 

    Похожие материалы:

    ♥ Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети:

    Добавить комментарий

    studyas.com

    Построение цветового круга и сочетание цветов |

    Раньше, рассматривая работы профессиональных дизайнеров, у меня был только один вопрос. Как это они так круто подбирают цвета? И вроде ничего особенного, но работа выглядела гармонично и привлекательно. А все дело в понимании взаимодействия цвета и знания нескольких полезных фишек.

    Немного теории.

    В 1676 году Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, темно-синий, фиолетовый, все цвета за исключением пурпурного.

    деление света через призму

     

    Если разложить эти цвета в горизонтальную цветовую линию (см. рис. 1) то получим картинку цветового спектра  который способен увидеть  человеческий глаз. За границей красного и фиолетового лежат невидимые человеческим глазом цвета, инфракрасный и ультрафиолет.

    световой спектр

     

    Такое сочетание цветов мы можем наблюдать в природе на примере радуги. В радуге содержатся те же самые цвета, что мы наблюдаем при разложения пучка белого света  с помощью призмы. Для тех кому сложно запомнить порядок и названия цветов могут легко выучить строчку: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».

    Для того чтобы понять как сочетаются между собой цвета нам надо построить цветовой круг.

    Построение цветового круга.

    Есть три цвета которые человек с нормальным зрением может определить. Это желтый без зеленоватого и оранжевого оттенка, красный без оранжевого и фиолетового тона, и синий без фиолетового и зеленого оттенка.

    Эти три цвета являются основными цветами так как все последующие получаются производными от них. Расположение смотрим на картинке.

    основные цвета, сочетание цвета

     

    При смешивание основных цветов

    Желтый + красный, красный + синий, синий + желтый,

    мы получаем составные цвета – это оранжевый, фиолетовый и зеленый.

    составные цвета, сочетание цветов

     

     

     

    Пустые слоты заливаются цветами третьего порядка которые получаются при смешивании основных цветов и составных.

    цвета третьего порядка, сочетание цветов

     

     

    Таким образом получается правильный цветовой круг

    цветовой круг, сочетание цветов

    Насыщенность цвета

    Цвет может быть светлее или темнее. Другими словами, цвет имеет насыщенность. Чтобы показать насыщенность, цветовой круг имеет несколько колец; два больших кольца для темных оттенков и два маленьких для светлых.

    Насыщенность цвета, сочетание цветов

    Сочетания цветов

    Существует шесть основных сочетаний цветов. Каждое из них может дать бесконечное количество различных цветовых палитр.

    Сочетание цветов

    Продолжение следует >>

     

    Как подобрать цвета для дизайна. (Часть 2)

    Использование цветового круга с помощью инструмента Color Guide в Иллюстраторе (illustrator)

    Цвета которые продают дизайн 

     

    (c) Max lozovski

    При использовании материала гиперссылка на maxlozovski.com обязательна.

     

    Похожие статьи

    maxlozovski.com


    Смотрите также