Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Различие цветов


Различие цветов по тоновому компоненту

Нетренированному взгляду, возможно, трудно будет заме­тить, что цвета эти различаются по тоновому компоненту. Поскольку в темных цветах компонент тона менее очевиден для глаза, для темного цвета я выбрал «более зеленый» тон (у этого цвета H = 120, ровно в середине зеленой области спектра). Для яркого же цвета можно было поискать менее очевидный тон, находящийся примерно посередине между зеленым и желтым (Н = 80). Интересно также отметить, что темный цвет имеет максимальную насыщенность (S = 255), тогда как ярко-зеленый, хотя и кажется необычайно «цвет­ным», на самом деле далек от полной насыщенности (S = 191).

Если яркий цвет способен выразительно звучать почти в любых условиях, темному цвету для этого нужна зна­чительная площадь и достаточно темный общий колорит страницы, на фоне которого этот цвет не будет казаться по­просту черным. А поскольку принцип экономии запрещает введение новых цветов без необходимости, первым моим действием после раскраски логотипа была заливка фона всей страницы тем же самым темно-зеленым цветом, что и у буквы «d». Чтобы буква эта тем не менее не сливалась с фоном, вполне естественно было подстелить под нее фоновую плашку ярко-зеленого цвета «k». В такой компози­ции слабая различимость одного из цветов компенсируется большой занимаемой им площадью и наоборот.

Гораздо труднее оказалось выбрать форму плашки под «d». Очевидно, что, чтобы ни одна часть логотипа не потеряла видимости, граница между темным и светлым фоном должна проходить между основными штрихами букв «d» и «k». В то же время эти два наклонных штриха уже вводят концен­трированный пучок линий, и добавление к ним еще одной параллельной цветовой границы приведет к недопустимой пестроте в этой области. Чтобы избежать этого, я заменил резкую границу на плавный градиент, выдерживающий тре­буемое наклонное направление, но не подчеркивающий его какой-либо резкой линией. Это решение также оказалось важным для дизайна всего сайта, так как на других страни­цах градиентные переходы стали одним из доминирующих мотивов (как вы помните, градиенты вводят принципиально новый тип текстур, стр. 120).

Остальные границы светлой фоновой области найти было значительно проще. Верх и низ естественно сделать горизонтальными хотя бы для то­го, чтобы было с чем взаимодействовать наклонному мотиву в логотипе. Слева же, перебрав несколько вариантов, я отказался от какой-либо ли­нии контура вообще, просто дотянув светлую горизонтальную полосу до края окна.

www.uprating.ru

Цвет. Психология цвета. Значение. Восприятие. Влияние.

Эксперименты в психологии цветов говорят: большинство людей гласные буквы видят примерно одинаковыми по цвету. Звук "а" окрашен в красный цвет, "и" - в синий, а "е" - в зеленый, буква "о", как правило, светлая по тону. Это свойство не зависит от расы, национальности и вероисповедания, социального положения человека. Это объясняется тем, что метод восприятия цветов и звуков сходен. Только регистрирующие приборы отличаются. Глаз - это линза, а ухо - слуховая труба. Далее любой раздражитель превращается в нервный импульс, импульс уходит по нерву в соответствующий отдел головного мозга, а эти отделы находятся рядом и работают "сходным" образом, не скрывая друг от друга своих "занятий".

Восприятие цвета не у всех людей одинаково. Есть и такие люди, у которых врачи отмечают цветовую слепоту. Самой распространенной разновидностью "глазной" проблемы является дальтонизм - нарушение восприятия красного и зеленого цветов. Другая аномалия - дихроматическое зрение: когда люди складывают все цвета на основании двух основных ими различимых (вместо трех, как у обычных людей). Например, человек видит только оттенки зеленого, красного и смеси зеленого и красного, а синий цвет его глаз вообще не воспринимает. Крайне редко человек не различает цвета вовсе.

Влияние цветов

Влияние цвета на нашу душу осуществляется за счет возбуждения определенных отделов мозга, проявляясь в перемене настроения и целой гамме эмоциональных реакций. Под влиянием цветов меняется поведение человека начиная с древности.

Цвет влияет на плоть, ум, сердце и душу человека. Цвет действует сам по себе. Мало того, он рождает общие для многих ассоциации. Кроме того, цвет может передавать определенные мысли и идеи. А чем он "чище", тем яснее и понятнее его "речь". Простые цвета выражают простые эмоции и понятия, а сложные каждый поймет по-своему или не поймет никогда.

Красный перец и коричневый кофе нам понятны, а вот желтое небо или синяя клубника могут вывести нас из равновесия.

Влияние определенного цвета на вегетативную нервную систему у всех одинаково. И не связано ни с полом, ни с расой, ни с культурой, ни с национальностью. На всех красный цвет влияет "так", а синий - "этак". Исследования показали, что красный и желтый цвета действуют возбуждающе; синий и зеленый - успокаивают. В этом - объективная значимость психологии цвета. Индивидуальной является только личная симпатия к цвету.

Не нашли того, что хотели? Вам поможет поиск по сайту:

Психология цветов

Современная психология цветов основана на работах Макса Люшера, показавшего связь цвета с психологией человека. Люшер разработал свой цветовой тест и свою психологическую типологию.

На основании личных цветовых предпочтений пройдя цветовой тест онлайн можно определить свой характер.

Определенным психотипам соответствуют определенные цветовые предпочтения, а цветовой тест помогает установить, что за человек перед нами. Люшер выделил четыре основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), соответствующие основным психотипам, известным с древности как холерик, меланхолик, флегматик и сангвиник. От цветового типа зависит поведение человека и мотивы его действий. Основные цвета символизируют основные психологические потребности. Четырехцветный человек, по Люшеру, выбирающий все четыре "главные" краски, опирается на четыре важнейшие человеческие потребности: самоуважение - зеленый, уверенность в себе - красный, удовлетворение - синий и свободу - желтый. Поэтому он живет целостно, гармонично и интересно. Те же, кто отдает предпочтение одному из цветов за счет отрицания других, имеет психологические или психические проблемы, равновесие у них нарушено.

Люшер установил связь между предпочтением цвета и характером человека. Предпочитаемый цвет дает представление о состоянии человека, отвергаемый - говорит о причинах, которые мешают человеку жить счастливо. Зная влияние цветов, можно выявить не только психологическое состояние личности, но и менять ее к лучшему.

Еще более важными в психологии цветов являются цветовые пары. Чувство цветовых сочетаний дается нам от рождения. Нередко цветовая пара расскажет о человеке больше, чем цветовые тесты. Сочетания цветов учитываются в выборе одежды и при создании интерьера. Цвет одежды - язык, которым мы общаемся с миром. Интерьер - это разговор, который постоянно происходит вокруг нас.

Психология цветов утверждает, что существуют цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции, например, черный и оранжевый.

color-psych.webspacer.ru

Цветовое различие - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4

Цветовое различие

Cтраница 4

Основным преимуществом этой формулы для расчета величины воспринимаемого цветового различия является ее простота. Однако эта формула определяет сложную неэвклидову геометрию. Для цветов равной светлоты ( AV 0) ЮО-ступешшй цветовой круг Манселла ( АН 100) при насыщенности V3 ( АС 0) соответствует ( 2 X 100) / ( 3 X 5) 40 / 3 13 3 ступени обесцвечивания. Это требует для их представления использовать двумерную волнистую поверхность, несколько подобную предложенной Мак Адамом [401], о которой уже упоминалось ранее.  [46]

Основное применение формулы Хантера осуществлялось совместно с измерителем цветовых различий Хантера, используемого для контроля цвета в процессе производства в различных отраслях промышленности.  [47]

С нормальным цветовым зрением и способные оценить воспринимаемость цветового различия без какой-либо склонности к приемлемости.  [48]

Для того чтобы яснее представить себе, как регистрируются цветовые различия между деталями объекта в светочувствительных слоях цветно.  [49]

Для контроля лакокрасочного покрытия и его толщины целесообразно использовать цветовые различия поверхностей отдельных слоев покрытия.  [50]

Тем не менее, как указано выше, формулу цветовых различий с успехом можно использовать для описания установленных величин приемлемости в данных направлениях от стандартного цвета.  [51]

Конечно, это незначительное изменение не влияет на вычисление цветовых различий.  [52]

В телескоп Луна имеет однородный коричневато-серый оттенок и почти лишена цветовых различий. Фирсов [63] утверждал, что он может различить весьма яркие цвета во многих областях лунной поверхности, но это впечатление субъективно и трудно оценимо. Многие наблюдатели способны видеть только слабые цветовые различия, например то, что светлая внутренняя часть Моря Ясности краснее, чем темная краевая.  [53]

Коэффициент / g учитывает маскирующее влияние глянцевой поверхности при обнаружении цветовых различий. Если определение коэффициента яркости Y координат цветности а, Р проводится при освещении под углом 45 и наблюдении перпендикулярно к поверхности, а визуальная оценка величины цветовых различий производится, как обычно, в комнате вблизи окна, то введение коэффициента fg повышает корреляцию благодаря учету света, посылаемого в направлении глаза наблюдателя обоими образцами при зеркальном отражении от потолка и верхней части стен комнаты. Эти незначительные по величине отражения имеют тенденцию маскировать цветовое различие между образцами и уменьшают возможность его визуальной оценки. Практически различия в 1 единицу НБС или меньше в расчет не принимаются.  [54]

Однако он обладает весьма высокой чувствительностью ( точностью) при определении цветового различия ( по цветовому тону, насыщенности и светлоте) или различия по белизне двух близко расположенных образцов при надлежащих условиях освещения и наблюдения. При инструментальных методах достижение такой же точности возможно лишь при использовании высокочувствительных и точных приборов типа компараторов цвета.  [55]

Тот факт, что было разработано так много формул для расчета цветовых различий, без сомнения указывает на существующую в промышленности потребность в численном прогнозе величины воспринимаемых цветовых различий. Большое количество формул свидетельствует также о том, что сделанные на их основе прогнозы не всегда удовлетворяют исследователей. Это приводит к необходимости разработки новых формул в надежде, что они улучшат положение.  [56]

В отношении более значительных цветовых различий с величиной, типичной для цветовых различий в атласе Манселла, комитет по колориметрии МКО принял точку зрения, что в этой области имеется достаточно экспериментальных данных. В частности Система ренотации Манселла и Правильная ромбоэдрическая решетка комитета по равноконтрастным цветовым шкалам Американского оптического общества являются теми совокупностями данных, которые необходимо сопоставить и детально изучить.  [57]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Цветовое различие - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Цветовое различие

Cтраница 3

При определении красящей способности по цветовому различию сначала строят калибровочный график зависимости красящей способности от цветового различия. Для построения графика получают ряд паст, из цветного и эталонного белого пигмента, которые отличаются содержанием цветного пигмента ( что равнозначно отличию по красящей способности), и с помощью компаратора цвета ЭКЦ-1 или ФКЦЩ-М измеряют их цветовое различие в красно-зеленом Апа или желто-синем Агар направлении.  [32]

По аналогичной математической зависимости рассчитывается и общее цветовое различие, определяемое длиной диагонали параллелепипеда, построенного на векторах, равных разности характеристик цветов в равноконтрастной системе.  [33]

Подчеркивалось, что на проверку формул цветовых различий в промышленных условиях может оказать влияние тот факт, что цветовые различия обычно оцениваются с точки зрения критериев приемлемости, в то время как формулы для расчета цветовых различий разработаны на основе их зрительного восприятия. Комитет по колориметрии МКО настаивал на том, чтобы дальнейшие работы были направлены на воспринимаемость цветовых различий, а не на их приемлемость. Оценки приемлемости могут существенно меняться при переходе от одной области применения к другой. Более детально эта проблема будет обсуждена несколько позже.  [34]

Ввиду непригодности системы XYZ для определения общего цветового различия, создано большое число систем, приближающихся по своим свойствам к ранно контрастной системе. На основе этих систем и определяется цветовое различие.  [35]

Конечно, линейный элемент является разновидностью формулы цветового различия. Подобно формулам цветового различия, линейный элемент базируется на концепции, что воспринимаемые цвета могут быть представлены точками в трехмерном пространстве. Задача заключается в измерении расстояний в этом пространстве, которые соответствуют воспринимаемым различиям между цветами. Поэтому можно было называть рассмотренные выше линейные элементы формулами цветовых различий. Однако для удобства различают линейные элементы и формулы цветовых различий.  [36]

В ряде случаев возникает необходимость в измерении цветового различия между двумя образцами, например, при измерении светостойкости или красящей способности пигментов.  [37]

Коэффициент / s выражает уменьшение воспринимаемой величины цветового различия, вызванного использованием окружения, отличающегося по цвету от среднего между двумя сравниваемыми цветами.  [38]

При постоянном уровне адаптации глаза общее число цветовых различий ( с учетом цветового тона, насыщенности и светлости цвета), воспринимаемых человеком, составляет ок.  [39]

Дополнительным преимуществом стандарта является возможность разложения показателя цветовых различий A. AN на составляющие: яркость и цвет. По-следний в свою очередь может быть определен двумя показателями: насыщенностью и цветовым оттенком.  [41]

Дополнительным преимуществом стандарта является возможность разложения показателя цветовых различий A. AN на составляющие: яркость и цвет. Последний в свою очередь может быть определен двумя показателями: насыщенностью и цветовым оттенком.  [43]

Строго говоря, эти данные применимы к цветовым различиям, меньшим порога воспринимаемости. Всякий раз, когда наблюдатель устанавливал цветовое равенство между двумя половинками поля в визуальном колориметре, он, конечно, уменьшал цветовое различие между двумя стимулами до тех пор, пока его величина не станет слишком малой для того, чтобы ее можно было воспринять. Непостоянство его повторных показаний используется для оценки статистики порогового различия. Так ли это, совершенно не ясно, и, строго говоря, эллипсы из экспериментов по уравниванию цвета должны относиться к подпороговым данным воспринимаемости. Для того чтобы эти эллипсы представляли геометрические места точек, соответствующих едва воспринимаемым различиям, их нужно увеличить в размере. Чтобы перейти от едва воспринимаемых различий к средним или большим, их необходимо увеличить многократно. Это требует проведения дополнительной экспериментальной работы. В этом плане было выполнено несколько работ [113, 411, 421,.522], однако их результаты, по-видимому, не согласуются друг с другом и, таким образом, не являются убедительными.  [44]

Колориметрические системы, выбранные в соответствии с ощущениями цветовых различий.  [45]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Цветовое различие - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Цветовое различие

Cтраница 2

В обоих случаях цветовое различие выражено в равноконтраст-ной системе координат.  [16]

ФКЦШ-М, характеризующие цветовое различие между испытуемым образцом и эталоном; па, Яр, ПУ - показания компаратора ЭКЦ-1, характеризующие цветовое различие между испытуемым образцом и эталоном; аэт, лрэт, пузт - величины, указанные к эталону и характеризующие различие между ним и идеально белой поверхностью.  [18]

Ошибки в воспроизведении цветовых различий в тенях или светах изображения, нарушение привычного светото-нального соотношения на фотографии - все это связано с недостаточно большой фотографической широтой применяемых материалов.  [20]

Понятия приемлемости и воспринимаемости цветового различия существенно отличаются и следует принять меры по их различению при применении в промышленности. Конечно, возможны случаи, когда приемлемы только совершенные равенства. В таких случаях неприемлемость цветового различия становится синонимом воспринимаемости этого различия. Однако часто в промышленности требуется оценка приемлемости цветового различия. Такая оценка не может быть сделана на основе какой-либо формулы цветовых различий из числа рассмотренных выше, которые по предположению предсказывают воспринимаемость цветовых различий. Таким образом, факт, что формулы цветовых различий не в состоянии точно определить приемлемость цветовых различий, не должен являться неожиданностью.  [21]

Сложность перехода от формул цветовых различий к формулам приемлемости усугубляется тем фактом, что еще не найдено идеальной формулы цветовых различий, точно предсказывающей воспринимаемые цветовые различия.  [22]

Еще одно применение колориметрии цветовых различий заключается в измерении вариаций цвета незамутненных растворов. Здесь обычно интересуются изменениями цвета при изменении количества одного из компонентов раствора.  [23]

Эта формула называется формулой цветовых различий МКО 1964 г. Как указано выше, она была предложена комитетом по колориметрии МКО как попытка унифицировать разнообразные методы расчета цветовых различий, используемые в промышленности, помогая таким образом рассчитывать большинство тех различий, которые связаны с решением проблемы установления и описания цветовых допусков.  [24]

Во всех этих колориметрических системах цветовое различие определяется как расстояние в трехмерном цветовом пространстве, в качестве двух координат которого приняты координаты, характеризующие цветность излучения, а в качестве третьей координаты - светлота. Ниже приведены некоторые из равноконтрастных систем.  [25]

Из этого вытекает, что цветовое различие А.  [27]

При оценке термостойкости пигмента определяют полное цветовое различие двух образцов: не подвергшихся и подвергшихся воздействию высоких температур.  [28]

Большинство из имеющих практическую ценность цветовых различий включают в себя комбинацию различий по цветности и по светлоте. Таким образом, если цвету ткани гарантируется прочность при освещении солнечным светом в течение определенного времени, зто означает, что ее цвет не изменится настолько, чтобы вызвать недовольство покупателя. Для того чтобы оценить значения комбинированных цветовых различий, необходима трехмерная цветовая шкала. Под этим подразумевается набор образцов цвета, образующих такую трехмерную последовательность, в которой различия каждого цвета с его ближайшими соседями воспринимались бы одинаковыми. Мы знаем, как, удовлетворяя аналогичному требованию, расположить точки в пространстве. Такое расположение в виде правильной ромбоэдрической решетки показано на рис. 2.67. Но у нас еще нет набора образцов цвета, воспроизводящих равно-контрастную трехмерную цветовую шкалу.  [29]

При расчете приблизительной величины воспринимаемых цветовых различий по другим формулам, в которых не используются цилиндрические координаты, имеется возможность обойти эту трудность.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Оттенок цвета — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Оттенки разных цветов

Оттенок (цветовой тон, градация тона) - разновидность цвета, образующаяся при смешивании различных близких цветов в определённых пропорциях. Часто используется для обозначения градаций тона; различий в цвете при переходе от холодного к теплому и наоборот.

Толковый словарь русского языка Ушакова даёт следующее определение: "Разновидность цвета, отличающаяся от основного по силе тона. Особенность, разновидность, представляющая собою тонкое различие, мало заметный переход от одного к другому нюансу."

Можно получить непрерывный ряд оттенков при переходе от любого из цветов к другому цвету; возможен не только переход по тону ("холодный" - "теплый" тон), но по светлоте и насыщенности.

Разные понятия, связанные с термином оттенок[править]

Понятия, обозначающие оттенки цвета, очень важны во множестве прикладных сфер, однако все параметры описывающие цвет (кроме длины волны излучения у спектральных цветов) - субъективны.

  • В колориметрии используется понятие тон
  • В живописи используется слово нюанс для обозначения очень тонкого оттенка цвета или легкого перехода от света к тени.
  • Профессиональные маляры называют оттенок колером
  • Валер (от фр. Valeur - ценность) - в живописи и графике - оттенок тона, выражающий определенное соотношение света и тени и служащий для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерном соотношении и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета. Валеры показывают тончайшие оттенки, возникающие при взаимодействии предметов и среды.

traditio.wiki

Цветовое различие - Справочник химика 21

    Созданы и более сложные системы, учитывающие соответствие цветовых различий визуальному восприятию цвета .  [c.234]

    Следует отметить принятый авторами подход к изложению методов колориметрии, а именно они не разделяют две функции колориметрии, одна из которых заключается в количественном выражении измеряемых цветов и их обозначении, а другая — количественной характеристике цветовых различий. Если мето-измерения и обозначения цветов могут быть стандартизованы достаточно длительного периода, то методы количественной [c.5]

    Накопленный к настоящему времени объем знаний по механизму и эффектам цветового зрения неминуемо должен привести в недалеком будущем к созданию какой-либо нелинейной модели зрительного восприятия, специально приспособленной для решения широкого круга задач, требующих количественного выражения цветовых различий, в том числе и в цветных изображениях, при различных условиях освещения и рассматривания. [c.6]

    Проблемы использования цвета в промышленности, впервые обсуждаемые в настоящем издании, включают подбор и изготовление окрашивающих веществ, цветовые допуски, воспроизводимость цвета источников освещения и колориметрию флуоресцирующих материалов. Обновлено в соответствии с современными данными и расширено изложение теорий цветового зрения. Включены сведения о состоянии еще не законченных исследований, таких, как предсказание уровня восприятия цветовых различий между двумя цветами. Завершение изучения данной проблемы необходимо для улучшения процесса подбора компонентов окрашивающих веществ с помощью цифровых вычислительных машин, установки цветовых допусков и уточнения зависимости изменения цвета от изменения характеристик источника освещения. [c.8]

    При решении той частной проблемы, которой занят изготовитель радиоприемников, применение метода МКО предсказывает, что два образца и в самом деле будут восприниматься неодинаковыми по цвету. Разумеется, изготовителя сразу же интересует возможность предсказания величины цветового различия (рассогласования цветов) и получения конкретных данных о том, будет ли цвет одного образца восприниматься более серым или более насыщенным, более красным, зеленым, синим или желтым, более светлым или более темным и тому подобное по сравнению с цветом другого образца. Сделать такие количественные предсказания довольно трудно, но и для этих целей были разработаны методы, с помощью которых изготовитель может узнать количественно выраженные с разумной степенью точности величину и направле- [c.58]

    Предположим теперь, что изготовитель радиоприемников, и в самом деле, определил величину и направление воспринимаемого различия в цвете двух образцов. Он испытывает озабоченность по поводу того, окажется ли такое различие приемлемым или хотя бы терпимым для его потребителей. Он спрашивает Может ли наука о цвете помочь мне в этом отношении и дать мне метод предсказания максимального отличия от исходно выбранного цвета, при котором мои изделия все еш е будут раскупаться . К сожалению, наука о цвете не может оказать ему сколько-нибудь значительной помош и при решении этой проблемы. Проблема предсказания приемлемости цветового различия в противоположность проблеме восприятия того же самого различия связана с оценкой параметров, которые часто выходят за пределы возможностей научного исследования. Она зависит от таких ненаучных вопросов, как сорт окрашиваемого материала и характер его предполагаемого или предвидимого конечного использования, технические трудности и издержки его производства, желания и мечты покупателя, заказывающего этот материал, и многих других факторов. [c.59]

    Прежде чем мы приступим к подробному изложению системы определения цвета МКО, оценке цветовых различий и условий, предъявляемых к цветовым допускам, рассмотрим еще некоторые из основных фактов, связанных с цветовым зрением и, следовательно, лежащих в основе цветовых измерений. [c.59]

    Недостаточная яркость. Нормальный адаптированный к темноте глаз реагирует на слабые стимулы во всех отношениях точно так же, как глаз с врожденной цветовой слепотой. Разумеется, если яркость испытательного цветового поля достаточно высока, чтобы привести в действие механизм колбочкового зрения, предшествующая адаптация к темноте не препятствует восприятию цветовых различий. [c.105]

    Однако если кривые различаются сложным образом, например при наличии трех или более точек взаимного пересечения (нижняя часть рис. 2.4), вывод о цветовых различиях образцов на основе простого сопоставления кривых не всегда возможен. Действительно, при некотором определенном освещении эти два образца будут восприниматься некоторыми наблюдателями одинаковыми [c.132]

    Если цветовой стандарт выполнен из того же материала с использованием тех же красителей, что и промышленное изделие, то они будут либо одинаковыми по цвету, либо между ними будет наблюдаться цветовое различие, обусловленное простой разницей в спектральных характеристиках. Никакого преобразования спектральных данных не требуется, так как прямое сопоставление двух кривых покажет, будет ли и в какой степени изделие отличаться по цвету от стандарта. Спектрофотометрические кривые фактически не нужны, поскольку соответствие изделия стандарту может быть с уверенностью установлено при непосредственном визуальном сравнении, выполненном с любым источником, дающим достаточное количество света (освещенность) для работы контролера. [c.134]

    При сравнении промышленного изделия с цветовым стандартом каждому из группы наблюдателей может показаться, что количество вариантов описаний цветовых различий почти равно числу самих наблюдателей. Примерно один человек из 20 будет иметь аномальное зрение, и если изделие и стандарт образуют метамерную пару, его оценка при сравнении может совершенно отличаться от оценок наблюдателей с нормальным зрением. Другие расхождения в оценках появляются из-за различной степени пигментации глазных сред у различных людей, различного понимания задачи установки цветового равенства, различия цветовых наименований, в связи с неодинаковой подготовкой и тренированностью наблюдателей. В этой связи необходима проверка однозначности методов контроля цвета изготовителем и потребителем. Во многих случаях нашли целесообразным оговорить в контракте метод цветового контроля. Одним из таких методов является использование стандартного наблюдателя для интерпретации с его помощью спектрофотометрических данных. [c.155]

    X) 8 (Я) и (>.) 5 (Я), которые одноцветны для данного наблюдателя [а (Я), у (X), г Х), измеряется в единицах цветового различия АЕ, возникающего между двумя соответствующими несамосветящимися стимулами (Я) 5 (1) и (Я) 8 (X), получающихся из первоначальных стимулов при переходе от излучения 5 X) к излучению 8 (Я). [c.211]

    Индекс цветового различия АЕ рассчитывается по координатам цвета Хц, Уц, несамосветящегося стимула 1 и Уа , 21 несамосветящегося стимула 2 относительно тестового излучения I. Для расчета АЕ во всех случаях, когда это возможно, должна использоваться рекомендованная в настоящее время формула для оценки цветовых различий МКО 1964 г. Если используется другая формула, это должно быть оговорено. [c.213]

    Из этого вытекает, что цветовое различие А между любой из трех пар стимулов (О, I), О, 2), 1, 2) равно нулю. [c.214]

    Координаты цветности х, у и коэффициенты яркости Y трех образцов (О, I, 2) относительно стандартного наблюдателя МКО 1931 г. при освещении излучениями А, Fj, F2, F3. Приведены также величины цветовых различий АЕ между образцами О, 1 ш О, 2 при освещении каждым из пяти излучений [c.215]

    К форме кривой при метамерном равенстве, поскольку спектральные кривые копии и оригинала пересекаются по крайней мере в трех точках, но отличаются друг от друга по всему видимому спектру [636]. Различия по спектру между дубликатом и исходным образцом носят сложный характер, поскольку первоначальная задача заключалась в получении метамерной пары, о таких образцах говорят, что они обнаруживают метамерное различие. Когда оба образца наблюдаются при заданном освещении, цветовое различие между ними обычно складывается из различий по светлоте, цветовому тону и насыщенности, причем появление любого из них равновероятно. На рис. 2.31 показан пример пары образцов 1 и 3) со сложным различием между их спектральными характеристиками. [c.220]

    В большинстве практических случаев точное метамерное равенство встречается редко, если встречается вообще. В некоторых случаях остаточное цветовое различие между двумя образцами может быть настолько мало, что им можно пренебречь. В других случаях, особенно когда должны выполняться последующие [c.220]

    Тем не менее на практике существует множество, если не большинство, колориметрических задач, для решения которых не требуется определения абсолютных значений колориметрических величин, колориметрия цветовых различий представляет собой весьма распространенный в практике промышленного контроля цвета метод, который требует не столько высокой точности, сколько хорошей воспроизводимости измерений. Если же несколько снизить требования к точности, окажется, что недорогие фотоэлектрические трехцветные колориметры могут оказаться ценным и экономичным средством для практической колориметрии. [c.244]

    На практике стандартный образец часто изготовляется из того же материала и окрашен теми же красителями, что и его дубликат. Колориметрия цветовых различий является в этом случае наиболее точным методом определения того, насколько копия отличается от стандартного образца. [c.244]

    Колориметрия цветовых различий является важный методом практической колориметрии, который заслуживает несколько более детального обсуждения. [c.244]

    КОЛОРИМЕТРИЯ ЦВЕТОВЫХ РАЗЛИЧИЙ [c.244]

    Современные фотоэлектрические спектрофотометры позволили значительно расширить области применения как визуальной, так и фотоэлектрической колориметрии. Они представляют собой практическое средство для быстрой калибровки рабочих цветовых стандартов. Если нужно измерить достаточно большую группу образцов (порядка 20 или более), имеющих примерно один и тот же спектральный состав, то при современном состоянии колориметрии наиболее удовлетворительный путь решения задачи заключается в тщательном измерении на спектрофотометре одного или двух образцов из зтой группы и использованием их в качестве рабочих стандартов при визуальном или фотоэлектрическом измерении цветовых различий между стандартами и остальными образцами. Необходимо отметить, что много задач при промышленном контроле цвета попадает в эту категорию. Вариации цвета промышленных изделий вызываются, как правило, небольшими изменениями пропорций небольшого числа красителей или изменениями параметров технологических процессов, например температуры, влажности, кислотности, щелочности, а также небольшими изменениями цвета исходных материалов. Случаи, когда перечисленные изменения приводят к значительным метамерным различиям между изделиями одной партии, редки. [c.246]

    Другим важным применением колориметрии цветовых различий является определение изменений цвета, вызванных воздействием различных факторов внешней среды (выветривание, нагрев, действие солей, кислот, щелочей, износ и т. д.) или примесями в красителях. В этих случаях цветовым стандартом служит исходный, не подвергавшийся воздействиям образец основное значение придается оценке величины и характера цветовых различий, а определение абсолютных цветовых характеристик представляет собой второстепенную задачу или требует лишь приближенного рассмотрения. Для круга перечисленных применений колориметрию цветовых различий следует предпочесть абсолютной колориметрии. [c.246]

    Еще одно применение колориметрии цветовых различий заключается в измерении вариаций цвета незамутненных растворов. Здесь обычно интересуются изменениями цвета при изменении количества одного из компонентов раствора. Если в качестве стандарта взят раствор с известной концентрацией интересующих нас компонентов, то подобие спектров между стандартом и исследуе- [c.246]

    При использовании фотоэлектрического устройства колориметрия цветовых различий заключается в том, что в измерительное плечо прибора сперва устанавливается калиброванный образец I и показания прибора настраиваются до тех пор, пока они не станут равными известным значениям координат цвета образца I. Затем образец I заменяется образцом 2 и непосредственно определяются значения АХю, АУю, А ,. Можно ожидать, что и в этом случае точность измерений будет высока координаты цвета образца 2 посредством простых арифметических расчетов могут быть получены по значениям АХ , АУю, и с той же [c.250]

    Наблюдателю трудно, а подчас и невозможно, установить цветовое равенство. В его задачу входит определение места неизвестного цвета на данной шкале, однако часто ему будет казаться, что зтот цвет не соответствует ни одному из стандартных цветов или не может занять промежуточного положения между ними. Кроме того, определенную роль играют понятия, которыми оперирует наблюдатель, оценивающий эти цветовые различия. Наблюдатель видит, что два освещенных поля компаратора различаются по цвету. Если он должен оценивать цветовое различие, пользуясь общепринятыми терминами цветового тона, яркости и насыщенности, то он может оценить положение неизвестного цвета по шкале, воспроизводящей тот же цветовой тон, ту же яркость или насыщенность, либо он может попробовать определить место неизвестного цвета на шкале по его цветности. Оценка базируется на том критерии соответствия, который используется наблюдателем и зависит от его психологического настроя и в той степени, которую трудно определить. Несмотря на эти недостатки, хорошая цветовая шкала весьма полезна с точки зрения экономии времени до тех пор, пока ее не пытаются приспособить для решения многомерных проблем. Можно предположить, что оценка положения цвета на шкале, согласно равенству по светлоте, соответствуют коэффициенту пропускания светопропускающего образца или коэффициенту яркости светорассеивающего (в зависимости от условий). [c.313]

    Если наблюдателю предложить белый, черный и группу серых образцов цветов и попросить его выбрать из них такой, который в равной степени отличается и от белого, и от черного, он столкнется с небольшой трудностью, поскольку оценка относительной величины двух больших цветовых различий в конечном счете основана только на субъективном впечатлении. Это является частным случаем определения цветовых различий, который Нью-холл назвал методом отношений цветовых различий в данном случае отношение составляет 1 1 [484]. Однако нужный серый цвет можно определить, исходя из усредненной оценки нескольких наблюдателей, причем желаемая точность зависит только от количества наблюдателей и числа сделанных ими оценок. Затем цветовой интервал между черным и средне-серым можно поделить пополам, аналогично можно поступить с интервалом между белым и средне-серым цветами. Таким образом, диапазон от черного до белого образует равноконтрастную шкалу светлоты, состоящую из пяти равноудаленных по субъективному ощущению цветов. Это был один из методов, используемых для определения шкалы серых цветов по Манселлу [468]. [c.320]

    Тем временем продолжают возникать вопросы, касающиеся стойкости к свету данной ткани (пластмассы или бумаги) по сравнению с другой, принятой в качестве стандарта или соответствия поставляемой пластмассы стандартному образцу. В большинстве практических случаев избегают давать какой-либо определенный ответ. Просто контролеру приходится вспоминать, какая величина цветовых различий была приемлемой в его практике ранее, и использовать этот воображаемый стандарт. Не удивительно, что два контролера могут дать разные оценки, даже если они оба стараются быть беспристрастными. [c.354]

    В условиях метода Мензи реактив Эрлиха реагирует с любыми азотистыми соединениями при комнатной температуре. Вместе с тем при изменении условий анализа возможно дифференциальное определение соединений в пределах данного класса. Так, наблюдали цветовое различие между стереоизомерами — хинином и хинидином (см. табл. 11.52). [c.486]

    Наименования, которыми покупатель обозначает сложившиеся в его психике представления о различных стандартных цветах, несущественны помидорно-красный, зеленый, как консервированный горошек, баклажанный цвет, цвет бобрового меха, зеленый, как упаковка сигарет Лаки Страйк , масляно-желтый и тому подобное. Сущность цветовой оценки потребителя заключается в характере и мере расхождения между действительно воспринимаемым цветом и заранее сложившимся в психике стандартом, которому цвет должен соответствовать. Воспринимаемые цветовые различия соотносятся с субъективным множеством цветовых восприятий каждого отдельного потребителя. Тип различия можно указать в виде пар противоположных ощущений светлее или темнее, серее или насыщеннее, а также любой парой комбинированных обозначений цветовых тонов из красного, желтого, зеленого и синего. Так, ощущение зеленого цвета может быть ближе к желтому или голубому и обозначаться как желтоватозеленый, либо синевато-зеленый аналогичным образом ощущения оранжевого цвета может варьировать между красным и желтым. Вариации степени светлого и тейного называют различиями по светлоте вариации от серого до выраженного чистого цвета — различиями по насыщенности цвета. Вариации, которые человек стремится выразить словами из ряда — красный, желтый, зеленый и синий,— носят название различий по цветовому тону. Воспринимаемый цвет объекта, расположенного в том или ином участке поля зрения произвольного наблюдателя, может меняться по светлоте, насыщенности и цветовому тону, но его описание всякий раз возможно лишь единственной комбинацией количественных мер этих понятий. Это служит нам основанием утверждать, что восприятие цвета объектов трехмерно. [c.51]

    Нормальная трихромазия. Для наблюдателя с нормальным зрением видимый спектр в широком диапазоне потоков излучения представляется последовательностью чистых спектральных цветов — от темно-красного через ярко-красный, оранжевый, желтый, яркий желто-зеленый, зеленый, синий до темно-фиоле-тового. При обычных условиях наблюдения (адаптации зрения к дневному свету) наиболее яркая часть равнознергетического спектра приходится на участок длин волн от 540 до 570 нм (желто-вато-зеленый), а от центральной точки этого интервала (в среднем 555 нм) яркость понижается как в сторону более длинных, так и в сторону более коротких волн. Эти изменения яркости коррелируют с функцией световой эффективности нормального глаза, максимум которой приходится на длину волны 555 нм (рис. 1.12, колбочки). Поскольку цветовое зрение нормального глаза трихроматично, он способен регистрировать три типа цветовых различий. Удобно классифицировать зти различия следующим образом светлое — темное, желтое — синее и красное — зеленое. Другими словами, нормальный наблюдатель способен отличить цвета темного объекта от цветов светлого, желтоватые цвета от синеватых и зеленоватые от красноватых. Например, он может отличить зеленовато-серые от красновато-серых, зеленовато-желтые от красновато-желтых, голубые от красновато-синих все эти примеры характеризуют различение красного и зеленого. [c.94]

    Точно так же, если цветовое равенство установлено при поле в Ю , уменьшение поля до 2° может вызвать появление цветового различия между стимулами. Однако иногда отклонение от равенства, наблюдаемое в поле 2° будет проявляться менее четко в связи с уменьшением цветоразличительной чувствительности глаза для малых полей зрения (рис. 2.19). [c.188]

    Если функции сложения каждого наблюдателя известны, с их помощью можно рассчитать соответствуюпще координаты цвета двух стимулов, после чего можно сравнить между собой новые координаты цвета с координатами, полученными относительно различных наблюдателей, в том числе и стандартных. Затем новые координаты цвета можно использовать для расчета цветовых различий, а они в свою очередь могут дать оценку степени мета-меризл1Я между двумя стимулами при переходе к новому наблюдателю. [c.218]

    Для этого нового наблюдателя может быть установлен частный индекс метамеризма, определение которого возможно с помощью описанного ранее метода (2.25) —(2.27). Дополнительный стандартный наблюдатель МКО 1964 г. должен быть заменен наблюдателем со стандартным отклонениедг. Новые координаты цвета, по-видимому, отличаются от первоначальных на величину, соответствующую стандартному отклонению между функциями сложения отдельных наблюдателей и стандартного наблюдателя. Вновь для оценки степени метамеризма можно рассчитать цветовые различия. [c.219]

    Метамерное различие. Для того чтобы воспроизвести цвет данного образца, изготовитель может действовать в одном из двух основных направлений. Во-первых, он может попытаться определить фактические красители и их относительные пропорции, использованные для получения цвета исходного образца. В случае успеха можно использовать оригинальную рецептуру красителей и получить дубликат с хорошими возможностями достигнуть идеального равенства в связи с идентичностью спектральных характеристик дубликата и оригинала. Однако слишком часто первая попытка оказывается до некоторой степени неудачной, и между копией и оригиналом сохраняется цветовое различие. Кривая спектральных апертурных коэффициентов отражения дубликата отличается по всему спектру от кривой исходного образца, хотя по форме они обычно почти одинаковы. Это простое различие между спектрами выявляется в виде различия по светлоте, в то время как цветовой тон и насыщенность цвета обоих образцов остаются примерно одинаковыми. На рис. 2.31 показан пример пары образцов 1 и 2) с простылг различием между их спектральными характеристиками. [c.219]

    В частности, при измерениях малых цветовых различий между образцами с близкими спектральными характеристиками допустимы довольно значительные расхождения функций спектральной чувствительности прибора и функций сложения стандартного наблюдателя МКО. Цветовые различия измеряются и в этих случаях с большой точностью. Удовлетворительная точность измерений цветовых различий между образцами гарантируется тогда, когда различия между их спектральными характеристиками носят простой характер или умеренно метамерны (рис. 2.31). Если сравниваются пары образцов с высокой степенью метамерности, измеренные величины цветовых различий могут значительно отклоняться от истинных значений. [c.244]

    Когда стандартный образец изготовляется из другого материала и (или) окрашен другими красителями, нежели копия, может иметь место высокая степень метамеризма между ними, и оператор, выполняющий измерения на колориметре, должен вовремя заметить, что различие спектральных составов используемого стандарта и дубликатов слишком велико, чтобы позволить надежные измерения цветового различия. [c.244]

    Большинство из имеющих практическую ценность цветовых различий включают в себя комбинацию различий по цветности и по светлоте. Таким образом, если цвету ткани гарантируется прочность при освещении солнечным светом в течение определенного времени, зто означает, что ее цвет не изменится настолько, чтобы вызвать недовольство покупателя. Обычно при обесцвечивании ткань становится светлее и серее (так называемое однотоновое обесцвечивание). Для того чтобы оценить значения комбинированных цветовых различий, необходима трехмерная цветовая шкала. Под этим подразумевается набор образцов цвета, образующих такую трехмерную последовательность, в которой различия каждого цвета с его ближайшими соседями воспринимались бы одинаковыми. Мы знаем, как, удовлетворяя аналогичному требованию, расположить точки в пространстве. Такое расположение в виде правильной ромбоэдрической решетки показано на рис. 2.67. Но у нас еще нет набора образцов цвета, воспроизводящих равноконтрастную трехмерную цветовую шкалу. И действительно, мы, уже рассматривали влияние различных факторов, таких, как [c.353]

chem21.info