lvoropaeva. Необычные названия цветов


Необычные названия цветов - Yvision.kz

Недавно удаляла с компа ненужные файлы и наткнулась на описание цветов, а точнее на описание их оттенков и как они называются)

Довольно интересно и иногда даже забавно, как например  цвет «влюбленной жабы», «Сюрприз дофина» или «Паука, замышляющего преступление».И сразу вопрос – что надоумило их так назвать цвета?? но у каждого цвета своя история) о которых написано ниже.

над некоторыми описаниями я долго ухахатывалась)

начитавшись таких занятных описаний решила полазить в Интернете и узнала ещё много действительно интересного.

Начну с небольшой предыстории, как всем известно цвет - это жизнь, он придает нам сил, оживляет, лечит и восхищает.О магической силе цвета было известно еще в Средние века. Ее использовали колдуны, целители, алхимики…

По исследованиям ученых человек способен воспринимать цвет даже кожей. В красной комнате у человека даже с завязанными глазами пульс резко увеличивается, в желтой - становится нормальным а в синей - замедляется.

На самом же деле в 80х годах 18 века существовал прямо-таки культ цвета. Всевозможные оттенки сменяли друг друга со сказочной быстротой. Дошли даже до таких тонов, как цвет Нила, лавы Везувия, цвет испуганной мышки....

вобщем предоставляю вам список цветов с их описанием которые я нашла:

Аделаида – красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?").

Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.

Адского пламени, адского огня – лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.

Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.

Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.

Альмандиновый - темно-вишневый.

Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.

Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.

Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.

Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.

Багор — густо-красный с синеватым оттенком.

Базарного огня - определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. – в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.

Барканский - один из оттенков красной гаммы (от баркан 'плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)

Бистровый - - густой коричневый, бурый (от бистр - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).

Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский – "ляжкой испуганной Машки".

Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.

Бисквитный — нежный серовато-зеленый.

Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.

Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.

Бисной — седой, серебристый.

Бистровый — цвет бистра, густой коричневый, бурый.

Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.

Бле-раймондовый – оттенок синего цвета (от фра. bleu "синий"+ имя Raymond).

Блокитный – сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.

Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).

Болкатый - черный, темный.

Бордоского вина - красно-фиолетовый.

«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.

Бристольский голубой — ярко-голубой.

Брусничный – когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).

Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.

Брэнсолитеровый - оттенок коричневого.

Буланый - серо-бежевый.

Бурнастый - то же, что бурый.

Бусый – темный голубо-серый или серо-голубой.

Вайдовый – синий. Вайда использовалась вместо индиго.

Веселая вдова - оттенок розового.

Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).

Вердепомовый – светло-зелёный, цвет незрелых яблок.

Вердигри — зелено-серый, от франц. vert-de-gris.

Вермильон — ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.

Винный – желтовато-красный.

Влюбленной жабы – зеленовато-серый.

Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).

Вощаный – цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.

Гавана – серый с оттенком коричневого или наоборот.

Гаити – или розовый, или ярко-синий.

Гвоздичный – серый.

Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.

Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.

Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Голубиной шейки - оттенок серого.

Гороховый – серый или грязно-желтый.

Гортензия – нежно-розовый.

Гридеперливый – жемчужный оттенок серого.

Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".

Гусиного помета (мердуа) – желто-зеленый с коричневым отливом.

Двуличневый – с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.

Дети Эдуарда – оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)

Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

Дикий, дикенький – светло-серый.

Драконьей зелени - очень темный зелёный.

Дроковый — желтый, цвет краски из цветка дрока.

Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый»

Жандарм – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.

Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый.

Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной».

Жженого кофе – сложный оттенок коричневого.

Жженого хлеба – сложный оттенок коричневого.

Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол -

старое название благородного опала.

Жирафовый – желто-коричневый.

Жонкилевый – цвет нарцисса.

Зекрый – темный, светло-синий, сизый.

Инкарнатный — цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.

Испуганной мыши – нежно-серый цвет.

Иудина дерева – ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).

Какао-шуа — цвет горячего шоколада.

Камелопардовый – желтовато-коричневый.

Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").

Кармазинный, кармезинный — насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.

Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.

Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого.

Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.

Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды.

КашУ – рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.

Колумбиновый — сизый, от франц. colombin, «голубь».

Коричный — то же, что коричневый.

Королевский голубой — калька с англ. royal blue, ярко-голубой.

Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.

Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.

Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.

Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.

Кубовый – синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго).

Куропаткины глаза – светло-красный.

Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.

Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.

Лани (от названия живот

yvision.kz

Необычные названия цветов Какой Вам больше понравился?

March 15th, 2012, 07:55 pm

Необычные названия цветов Какой Вам больше понравился?

Аделаида – красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?").Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.Адского пламени, адского огня – лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.Альмандиновый - темно-вишневый.Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.Багор — густо-красный с синеватым оттенком.Базарного огня - определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. – в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.Барканский - один из оттенков красной гаммы (от баркан 'плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)Бистровый - - густой коричневый, бурый (от бистр - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский – "ляжкой испуганной Машки".Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.Бисквитный — нежный серовато-зеленый.Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.Бисной — седой, серебристый.Бистровый — цвет бистра, густой коричневый, бурый.Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.Бле-раймондовый – оттенок синего цвета (от фра. bleu "синий"+ имя Raymond).Блокитный – сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).Болкатый - черный, темный.Бордоского вина - красно-фиолетовый.«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.Бристольский голубой — ярко-голубой.Брусничный – когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.Брэнсолитеровый - оттенок коричневого.Буланый - серо-бежевый.Бурнастый - то же, что бурый.Бусый – темный голубо-серый или серо-голубой.Вайдовый – синий. Вайда использовалась вместо индиго.Веселая вдова - оттенок розового.Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).Вердепомовый – светло-зелёный, цвет незрелых яблок.Вердигри — зелено-серый, от франц. vert-de-gris.Вермильон — ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.Винный – желтовато-красный.Влюбленной жабы – зеленовато-серый.Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).Вощаный – цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.Гавана – серый с оттенком коричневого или наоборот.Гаити – или розовый, или ярко-синий.Гвоздичный – серый.Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.Голубиной шейки - оттенок серого.Гороховый – серый или грязно-желтый.Гортензия – нежно-розовый.Гридеперливый – жемчужный оттенок серого.Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".Гусиного помета (мердуа) – желто-зеленый с коричневым отливом.Двуличневый – с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.Дети Эдуарда – оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.Дикий, дикенький – светло-серый.Драконьей зелени - очень темный зелёный.Дроковый — желтый, цвет краски из цветка дрока.Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый»Жандарм – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый.Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной».Жженого кофе – сложный оттенок коричневого.Жженого хлеба – сложный оттенок коричневого.Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол -старое название благородного опала.Жирафовый – желто-коричневый.Жонкилевый – цвет нарцисса.Зекрый – темный, светло-синий, сизый.Инкарнатный — цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.Испуганной мыши – нежно-серый цвет.Иудина дерева – ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).Какао-шуа — цвет горячего шоколада.Камелопардовый – желтовато-коричневый.Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").Кармазинный, кармезинный — насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого.Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды.КашУ – рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.Колумбиновый — сизый, от франц. colombin, «голубь».Коричный — то же, что коричневый.Королевский голубой — калька с англ. royal blue, ярко-голубой.Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.Кубовый – синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго).Куропаткины глаза – светло-красный.Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.Лани (от названия животного) – желтовато-коричневый.Лесных каштанов – темный коричневый с рыжеватым оттенком.Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии.Лондонского дыма - тёмно-серый.Лорд Байрон – темный коричневый с рыжеватым оттенком.Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый.Магово-гуляфный – красно-розовый.Маджента – ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.Майский жук – цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.Маренго – серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.Маренго-клер - светло-серый.Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.Маркизы Помпадур – оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.Массака – темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".Медвежий (он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого.Милори — темно-голубой, синий.Мов - розовато-лиловый.Мордоре, мардоре – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.Московского пожара – похож на цвет давленой брусники.Мурамный, муаровый – травянисто-зеленый.Накаратовый, накаратный – оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat.Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) – темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.Облакотный – цвета облака.Оброщеный - багряный.Орлецовый — красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.Орельдурсовый – темный коричневый с рыжеватым оттенком.Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.Павлиний - синевато-лиловый.Палевый – розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – "солома". Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.Парижская синь — ярко-синий.Парижский голубой — cветло-голубой.Парижской грязи – грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".Парнасской розы – оттенок розового с фиолетовым отливом.Паука, замышляющего преступление – темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.Пелесый — темный, бурый.Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.Перловый — жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.Померанцевый - апельсиновый с розовым.Порфирный, порфировый - пурпурный.Последний вздох жако – желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.Плавый – светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.Празеленый – иссиня-зеленоватый.Праземный — цвета празема, светло-зеленого кварца.Прюнелевый – оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).Пюсовый – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи в родильной горячке").Ранжевый — то же, что оранжевый.Резвая пастушка - оттенок розового.Рвота императрицы - оттенок коричневого.Редрый - бурый, рыжий, красноватый.Розовый пепел – нежно-серый цвет, отливающий в розовый.Савоярский – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.Семги – оттенок розового.Селадоновый – серовато-зеленый.Сизый – цвет голубя, после просто синий.Силковый – голубой, васильковый.Сине-алый – темно-фиолетовый.Синетный – церковное слово, означающее "сплошь синий".Синявый – с синим отливом.Скарлатный — ярко-красный, от англ. scarlet.Смурый – коричневый оттенок серого, грязно-серый.Соловый – серый. По этому цвету назван соловей.Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.Сомо – розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.Стризовый - ярко-красный.Сюрприз дофина. Он же – цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".Танго – оранжевый с коричневым оттенком.Таусинный – синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю – темносиний, согласно Новому словарю русского языка – темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.Турмалиновый — темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.Фисташковый - грязновато-зеленый.Фрез, фрезовый – цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.Фуксии - насыщенный розовый.Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.Червчатый – смесь багряного с синим, ярко-малиновый.Чермной - искрасна-рыжий.Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.Шампань — прозрачно-желтый, цвета шампанского.Шамуб — светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.Шанжан — цвет с переливающимися оттенкамиШарлах – ярко-красный, от названия краски.Шартрез - жёлто-зелёный.Шмальтовый – голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.Электрон - ярко-голубой с прозеленью.Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.Яхонтовый – красный, фиолетовый или темно-голубой." url

lvoropaeva.livejournal.com

Названия цветов: eregwen

Поискала в интернете, объединила несколько существующих списков, дополнила двумя словарями, в том числе Далем, кое-что перевела с английского. Смесь получилась гремучая, и "салонных" терминов, и "народных", но ведь магово-гуляфный ничуть не хуже орельдурсового. :)

Авантюрин – багровый, тёмно-красный.Аврора – устрично-розовый.Аделаида – красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?").Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.Адского пламени, адского огня – лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами. Встречается в модных журналах с конца 1820-х.Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.Альмандиновый - темно-вишневый.Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.Арлекин, арлекиновый — разноцветный, пёстрый (в начале XIX века так называлась ткань из разноцветных треугольников)Аполлон – ярко-золотой.Бабета - зелёный с белым отливом. ("Московский телеграф", т. 30).Багдад – розоватый, цвета кирпичной пыли.Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др. Багор (багр, багрец, багрецовый) — густо-красный с синеватым оттенком)Базарного огня - определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. – в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.Барканский - один из оттенков красной гаммы (от "баркан" - плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)Бистровый - густой коричневый, бурый (от "бистр" - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский – "ляжкой испуганной Машки".Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.Бисквитный — нежный серовато-зеленый.Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.Бисной — седой, серебристый.Бистровый — цвет бистра, густой коричневый, бурый. Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.Блез - зелёный с белым отливом. ("Московский телеграф", т. 30).Блё-д-амур - голубовато-серый (от фр. bleu d’amour, встречается у Тургенева в "Записках охотника").Блё-раймондовый – оттенок синего цвета (от фра. bleu "синий" + имя Raymond).Блокитный – сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин). Светлый с золотистым отличвом, по названию кружев "блонд".Болкатый - черный, темный.Бордоского вина - красно-фиолетовый.«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.Бристольский голубой — ярко-голубой.Бронзовая броня — зелёный цвет с фиолетовым отливом ("Московский телеграф", т. 30).Броный — бело-серый.Брусничный – когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.Брюхо жирафа - сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком.Брэнсолитеровый - оттенок коричневого.Буланый - серо-бежевый.Бурнастый - то же, что бурый.Бусый – темный голубо-серый или серо-голубой.Вайдовый – синий. Вайда использовалась вместо индиго.Везувий - оттенок оранжевого ("Это ничто иное, как оранжевый цвет, впадающий в пунсовый", "Модный магазин", январь 1862 г.).Веселая вдова - оттенок розового.Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).Вердепомовый – светло-зелёный, цвет незрелых яблок.Вердигри — зелено-серый, от франц. vert-de-gris.Вердрагоновый — оттенок тёмно-зелёного, от франц. vert dragon.Вермильон — ярко-красный, цвета алой киновари, от фр. vermillion.Винный – желтовато-красный.Влюбленной жабы – зеленовато-серый.Волосы королевы - "Надо признаться, что королева эта имела странный цвет волос, потому что cheveux de la reine ничто иное светлый гавана, т.е. серый с коричневым отливом или в роде того. Как бы то ни было, только цвет этот нравится и его употребляют, с большим успехом, для шляп и платьев" ("Модный магазин", 1862)Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).Вощаный – цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.Выдровый – грязновато-зелёный.Гавана – серый с оттенком коричневого или наоборот.Гаити – или розовый, или ярко-синий. "Последний цвет есть яркий розовый и называется вероятно потому гаитянским, что в Гаити бывает большая жара" ("Московский телеграф", 1826 г.)Гарибальди – тёмный оранжевый, переходящий в лососёво-розовый.Гвоздичный – серый.Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.Гиенова кожа - оттенок черного.Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.Голубая Элодия - оттенок голубого, по цвету платья героини романа "отшельник" виконта д'Арленкура. Голубиной шейки - оттенок серого.Гороховый – серый или грязно-желтый.Гортензия – нежно-розовый.Гри-де-лень - розовато-серый (от фр. gris de lin, встречается у Тургенева в "Записках охотника").Гридеперливый – жемчужный оттенок серого.Гриздолиновый – серый в полоску, от фр. gris d'un ligneГрозелевый – красно-черный, смородиновый.Гулинный - фиолетовый. По другим источникам - вариант слова "ангулинный", т.е. темный, черный.Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника или красной розы. Но встречалось и определение этого цвета, как "розового".Гусиного помета (мердуа) – желто-зеленый с коричневым отливом.Далия - возможно, темно-красный. Двуличневый – с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.Девонширский коричневый – светло-жёлтыйДети Эдуарда – оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.Дикий, дикенький – светло-серый.Драконьей зелени - очень темный зелёный.Дроковый — желтый, цвет краски из цветка дрока. Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый».Египетский коричневый – цвета мускатного ореха.Жандарм – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый.Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной».Жженого кофе – сложный оттенок коричневого.Жженого хлеба – сложный оттенок коричневого.Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала. Жирафовый – желто-коричневый.Жирафового брюха – желто-коричневый и жёлтый с рыжеватым оттенком.Жонкилевый – цвет нарцисса, золотисто-желтый или холодный желтый.Зекрый – темный, светло-синий, сизый.Зеленый Карла X - оттенок зеленого.Зетинный - оливковый.Змеиная кожа - оттенок зеленого.Инкарнатный — цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной. Испуганной мыши – нежно-серый цвет. Иудина дерева – ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).Какао-шуа — цвет шоколада, красно-коричневый, ближе к коричневому.Камелопардовый – желтовато-коричневый.Капуциновый – цвет монашеской рясы, темно-коричневый с золотистым оттенком.Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").Кармазинный, кармезинный — насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина. Кармелитовый - светло-коричневый, как одеяния монахинь-кармелиток.Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого.Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани. Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды. Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды. КашУ – рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.Клеопатра – пурпурный.Колумбиновый — сизый, бледный серо-голубой, от фр. colombin, «голубь». Конго – начищенного медистого золота.Коричный — то же, что коричневый.Королевский голубой — калька с фр. ble de roi, ярко-голубой.Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены. Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.Кубовый – синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго). Куропаткины глаза – светло-красный или насыщенно красно-оранжевый.Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду в середине XIX столетия.Лавендэловый - сине-лиловый, как цветок лаванды. Лани (от названия животного) – желтовато-коричневый.Лесных каштанов – темный коричневый с рыжеватым оттенком.Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии. Лондонского дыма - тёмно-серый. Лондонской грязи – тёмно-коричневый.Лорд Байрон – темный коричневый с рыжеватым оттенком.Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый.Магово-гуляфный – красно-розовый.Маджента – ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.Майский жук – цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.Маренго – поначалу коричневый с вкраплениями белого, затем черный с вкраплениями серого, затем серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.Маренго-клер - светло-серый. Появился во второй половине XIX века.Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.Мария Луиза – голубой, цвета каламина (ярко-голубого минерала).Маркизы Помпадур – оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.Массака – темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".Медвежий (он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого.Мексиканский – голубо-стальной.Мов - розовато-лиловый, светло-сиреневый.Мордоре, мардоре – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от фр. more d'ore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в первой половине XIX века.Московского пожара – похож на цвет давленой брусники.Мурамный, муаровый – травянисто-зеленый.Муругий - рыже-коричневый, цвет опавшей гниющей листвы.Мусорный – грязно-серый.Накаратовый, накаратный – оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat.Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) – темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.Наваринский голубой - оттенок ярко-голубого ("Московский телегаф", 1828 г.)Небо в Индии - сине-голубой.Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.Нанковый - грязно-жёлтый, по цвету привозимой когда-то из Нанкина хлопчатобумажной ткани.Нильской воды - оттенок зеленого. Встречается у Золя.Облакотный – цвета облака.Оброщеный - багряный. Орлецовый — красно-вишнево-розовый, цвета орлеца. Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной. Ордена подвязки – оттенок голубого, "будет самый модный нынешнею зимою" (Библиотека для чтения", т. 19, 1836 г.) Орельдурсовый – темный коричневый с рыжеватым оттенком.Орлеановый – темно-оранжевый.Орлецовый – вишнево-розовый, цвета орлеца, красного родонита.Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.Офелия — розовато-лиловый. Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора. Охотничьей куртки — серый с жемчужным отливом.Павлиний - синевато-лиловый.Палевый – розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – "солома". Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.Пансо - темно-красный, от фр. ponceau.Парижская синь — ярко-синий. Парижский голубой — cветло-голубой. Парижской грязи – грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".Парнасской розы – оттенок розового с фиолетовым отливом.Паука, замышляющего преступление – темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.Пелесый — темный, бурый.Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком, от фр. pervenche, "цветок барвинка".Перенковый — персиковый, розовый. Перидотовый — салатовый. Перловый — жемчужно-серый, от фр. perle, перл, жемчуг. Плавый – светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.Померанцевый - апельсиновый с розовым.Помпейский - пунцовый.Попугайный - зеленый с синеватым оттенком.Порфирный, порфировый - пурпурный.Последний вздох жако – желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.Потупленные глазки – возможно, оттенок розового.Празеленый – иссиня-зеленоватый.Праземный — цвета празема, светло-зеленого кварца. Прапруд — красный цвет торжественного царского одеяния. Прюнелевый – оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.Прюн-моисье – цвет мякоти сливы, от фр. "prune moitite", половинка сливы.Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый). Пюсовый – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи в родильной горячке").Райской птицы – соломенно-желтый. "В театре, дамы, которые одеваются хорошо, бывают в гроденаплевых платьях, цвета желтого — райской птички" ("Московский телеграф", 1826 г.)Ранжевый — то же, что оранжевый.Резвая пастушка - оттенок розового.Рвота императрицы - оттенок коричневого. Редрый - бурый, рыжий, красноватый.Розмариновый – сиренево-лиловый.Розовый пепел – нежно-серый цвет, отливающий в розовый.Русской кожи - "не что иное, как неисчерпаемый гавана, в другом оттенке" ("Модный магазин", 1862).Рюи Блаз - красно-желтый, "в роде красной меди или красно-желтаго, по просторечию - кастрюльный".Савоярский – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.Саксонский зеленый – цвет зеленого мейссенского фарфора.Саксонский синий – цвет синего мейссенского фарфора.Санкирный – светло-телесный (санкирь - краска, использовавшаяся художниками при изображении лица или открытого участка тела).Сардий – густо-красный.Семги – оттенок розового. Селадоновый – серовато-зеленый.Серизовый, сризовый – вишневый, (от фр. cerise вишня). Серпентиновый – темный красно-коричневый с зеленым оттенком.Сизый – цвет голубя.Силковый – голубой, васильковый.Сине-алый – темно-фиолетовый.Синетный – церковное слово, означающее "сплошь синий".Синявый – с синим отливом.Скарлатный — ярко-красный, от англ. scarlet. Смурый – коричневый оттенок серого, грязно-серый.Соловый – серый. По этому цвету назван соловей.Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне в 1859.Сомо – розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".Спартак - оранжево-красный.Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.Стризовый - ярко-красный.Сюрприз дофина. Он же – цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".Танго – оранжевый с коричневым оттенком, по другим источникам - оранжевый с красным оттенком. Впервые упоминается в тексте музыкального спектакля "Креольское правосудие", 1897 г. По другим данным, получил название в честь цвета платья, в котором в начале XX в. танго исполнялось на эстрадной сцене.Таусинный – синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю – темносиний, согласно Новому словарю русского языка – темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.Трокадеро - оттенок желтого.Тукановый — оттенок оранжевого, вошедший в моду в конце 1820-х, "Названный по имени тукана, бразильской птицы, у которой шея оранжевого оттенка" ("Московский телеграф", т. 30).Турмалиновый — темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина. уста любви - ярко-розовый.Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.Фисташковый - грязновато-зеленый.Флорентийский – жёлтый с бронзовым отливом.Фрез, фрезовый – цвет земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.Фрейшюц - оттенок красного, цвет шляпы героя оперы Вебера "вольный стрелок".Фуксии - насыщенный розовый. Цианинный - оттенок зелёного.Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.Червчатый – смесь багряного с синим, ярко-малиновый.Чермной - искрасна-рыжий. Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.Чижиковый - оттенок жёлтого ("модный цвет лощёных перчаток - чижиковый", "Московский телеграф", т. 30, 1829 г.). Шампань — прозрачно-желтый, цвета шампанского. Шамб, шамовый — светлый рыже-коричневый, от фр. chameau, "верблюд". Шамуа — светлый рыже-коричневый, светло-желтый, цвет замши, от фр. chamois, "замша". Шанжан — цвет с переливающимися оттенкамиШарлах – ярко-красный, от названия краски.Шартрез - жёлто-зелёный.Шмальтовый – голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).Эвелиновый - голубой.Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.Электрик - яркий голубой, синий с сероватым отливом.Электрон - ярко-голубой с прозеленью.Эстерхази – серебристо-серый.Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий. Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.Японской розы – цвета раздавленной клубники.Яхонтовый – красный, фиолетовый или темно-голубой.

Хм-хм.. А ведь можно было бы предположить, что цвет "мордоре" - черный. :)

eregwen.livejournal.com