Игра контрастов. Как сочетать контрастные цвета. Контраст цветов


Цветовые контрасты | LOOKCOLOR

Цветовые контрасты — это типы сочетания цветов и степень их выразительности. Существует 7 типов. Как их променивать? Фото

При соотношении двух противоположностей, по какому либо качеству, свойства каждого из группы приумножается. Так, например, длинная полоска кажется еще длиннее рядом с короткой. Дорогие, дизайнерские вещи на фоне развален смотрятся еще более богатыми.В сочетании цветов действует такой же принцип, в общей сложности различают 7 вариантов контраста:

1 Контраст по тону — это сочетание разных цветов. Его построение основано на теории цветового круга Иттена, где описаны самые удачные комбинации и метод их создания с помощью геометрических манипуляций. Часто к этому типу присоединяются другие контрасты, например, световой, тепловой и т. д. (см. ниже)

Контраст по тону

Этот контраст влияет на подсознание. Если рассматривать цвет, как источник информации об окружающем мире, то такое сочетание будет нести информационное послание. ( а в некоторых случаях вызывать эпилепсию).

2 Контраст светлого и темного. Светлые оттенки и темные создают ощущение свето-тени. Такую разницу легко улавливает глаз. Основной характеристикой в нем будет — четкость линий на границе светлых и темных тонов. В той или иной мере светло-темный контраст присутствует практически в каждом сочетании, однако он может быть резким или приглушённым. О его отсутствие можно сказать только в том случае, если комбинацию можно перевести в серый и граница цветов будет неразличима.

Контраст светлого и темного

Сочетания построенные по этому типу могут внести определенность в образ или композицию. За счет этого эффекта можно достичь объемности, реалистичности изображения. Он легко воспринимается, распознается, поэтому и считается одним из самых привлекательных.

3 Контраст холодного и теплого основан на разнице «тормозящих» и возбуждающих оттенков и нашему желанию достичь покоя. Теплые и холодные цвета вместе создают гармонию целостности, хотя, как и в любом контрасте противоположности усиливают друг друга: холодный рядом с теплым становится еще более ледяным, а теплый — горячим.

Контраст холодного и теплого

Этот контраст хорош для создания образов с разной активностью: от «снежной королевы» до «борца за справедливость».

4 Контраст дополнительных цветов — это сочетание цветов, волны которых в сумме дают серый спектр. Если смешать краски двух дополнительных цветов, то мы получим грязный, коричневый оттенок. Такие противоположные цвета — самая яркая комбинация из контрастов по тону. Найти дополнительную пару можно на цветовом круге Иттена: тона, которые находятся друг напротив друга будут иметь искомые свойства.

Контраст дополнительных цветов

Этот контраст так же стремится к стабильности, как и тепло-холодный (кстати, он всегда присутствует в дополнительной паре), но если разница по температуре создает «движение», то данная пара достигает стабильности. Поэтому эти сочетания редко используется в повседневности, так как впечатление от него может быть слишком ярким.

А вот в живописи этот инструмент весьма уместен.5 Симультанный контраст – его не существует вне нашего восприятия. Он возникает в сочетании с серым цветом другого насыщенного (не монохромного или нейтрального) оттенка, когда в сером — мы видим дополнительный тон к нему. То есть, например, красный с серым, при беглом взгляде на серый. в таком соседстве, мы можем увидеть зеленый тон. Это очень важно, особенно при создании мелкого рисунка, например, в текстиле. Красно-серый галстук — это приемлемый, строгий элемент костюма, но если вы видите красно-зеленый рисунок в таком изделии — первое, что вы ощутите — это замешательство, так как такое сочетание неприемлемо для строгого мужского (да и женского) образа.Для нейтрализации симультанного контраста в серый добавляется толика тона соседа, в случае с красным, серый будут иметь теплый, едва уловимый лиловый подтон. Мы не заметим этой перемены, но наш глаз не будет перевирать нейтральный цвет.

Этот контраст более других подтверждает стремление нашего сознания к золотой середине.Проверьте это сами: если сосредоточенно смотреть на каждый серый прямоугольник по очереди, дожидаясь, когда глаз устанет, то серый изменит оттенок на дополнительный по отношению к фону.

Симультанный контраст

На оранжевом, серый примет голубой оттенок;на красном – зеленый;на фиолетовом – желтоватый.

6 Контраст по насыщенности называют сочетание бледных и ярких оттенков. Он может быть составлен из оттенков одного тона, один из которых будут выделятся, как бы светится на фоне остальных. Чем насыщенней оттенок, тем ближе он к спектральному цвету. Однако, на фоне бледных тонов, даже просто выраженный средний тон — будут выделяться.Контраст по насыщенности присутствует не только в одной гамме, это может быть и сочетание разных оттенков среди которых есть такой, который приковывает к себе внимание.

Контраст по насыщенности

Этот контраст можно отнести к акцентирующему. Он может быть очень ярким, а может быть умеренным. Его используют в создании и подборе различных аксессуаров.

7 Контраст по размеру цветовых пятен. Основан на количественной разнице между цветами. В этом контрасте можно достигнуть равновесия или динамики. Замечено, что для достижения гармонии светлого должно быть меньше, чем темного. Этот эффект подсказала нам природа и ощущение облегчения при виде света в темноте.

Контраст по размеру цветовых пятен

Контраст по размеру цветовых пятен

Чем светлее пятно на темном фоне, тем меньше для равновесия оно занимает пространства.При цветах равных по светлоте пространство, занимаемое пятнами, равно.

Цветовой контраст

Цветовой контраст

Цветовой контраст

Цветовой контраст

Цветовой контраст

Цветовой контраст

Цветовой контраст

Цветовой контраст

Похожие статьи:

lookcolor.ru

Контраст по цвету (Контраст цветовых сопоставлений). Конспект И. Иттен "Искусство цвета"

Контраст по цвету (Контраст цветовых сопоставлений). Конспект книги И. Иттен "Искусство цвета"

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте:-большой-маленький,-белый-чёрный,-холодный-тёплый в своих крайних проявлениях.Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

Контраст по цвету ( цвет к цвету) это сочетание любых чистых цветов в их предельной насыщенности.Для создания контраста по цвету нужно, по крайней мере, три чистых и достаточно удаленных друг от друга цвета.

Яркие цвета, полученные без по­мощи черной или белой красок, называются чистыми цветами. Желтый, красный, голубой и зеле­ный — это чистые цвета. Цвета, полученные при смешении чистых цветов с черным цветом, назы­ваются цветными тенями. Темно-коричневый цвет — это цветная тень. Цвета полученные при смешении их с белым цветом, называются оттен­ками. Розовый цвет, цвет слоновой кости — это оттенки. Цвета полученные при смешении чистых цветов с черным и белым, называются тонами. Ры­жевато-коричневый, цвет беж и серый — это тона.

Самый сильный контраст по цвету дают три основные цвета: красный, синий и желтый.

Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности.

Контраст по цвету дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой. Незатемненные цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности. Поэтому они особенно хороши как для темы «Коронация Марии», так и для реалистического натюрморта.

Интенсивность контраста по цвету всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трех. Так, оранжевый, зеленый, фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем желтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка еще менее явно ( см. Двенадцатичастный цветовой круг).

Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний. Число вариаций здесь очень велико и в соответствии с этим столь же бесконечно число их выразительных возможностей. Включение белого и черного цвета в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника.

Когда каждый цвет отделен друг от друга чёрными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются. Каждый цвет в этом случае проявляет, прежде всего, свою реальную конкретность (от себя: эту конкретность над нарабатывать самостоятельно воспринимая каждый цвет сначала в отдельности, а потом в сочетании (колорит)). Белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает их более тёмными, чёрный, наоборот, - повышает их яркость и делает их более светлыми. Поэтому, чёрный и белый являются важными элементами цветовых композиций.

Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах – лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчеркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы.

Для этого абзаца мне показалась подходящей картина Дега.  Сияния этого Божественного синего   усилено прозрачным белым, черным и теплым рыжим (по материалам лекции Л. М. Поповой).

На цветовых контрастах основано народное искусство различных стран. Пёстрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях контрасты по цвету используются в самых разных вариантах, причём в меньшей степени в мотивах духовного порядка, и в большей - в целях создания радостной декоративной пестроты.

Цветовые контрасты можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где их стихийная сила берёт верх над пластическими формами архитектуры.

Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичели и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип контраста по цвету.

Фра Анжелико

Фра Анжелико, фрагмент

Боттичели

Может быть, самым замечательным примером проявления смыслового начала данных контрастных отношений является работа Грюневальда "Воскресение Христа", поскольку здесь они передают ощущение некой всеобъемлющей вселенской выразительности.

Грюневальд  "Воскресение Христа"

В картине Боттичелли "Положение во гроб" цветовые контрасты, на которых построена картина, дают художнику возможность показать захватывающее величие этой сцены. Её общее цветовое решение символизирует космически-значимое мгновение этого мирового события.

Боттичелли "Положение во гроб"

Следует признать, что выразительные возможности каждого отдельного цветового контраста могут проявляться самыми различными способами. С их помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность. Ряд современных художников, как, например, Матисс, Мондриан, Пикассо, Кандинский, Леже и Миро очень часто работали, используя контрасты цветовых отноше-ний. Особенно Матисс, который писал множество натюрмортов и фигурных композиций, используя пестроту и силу этого контраста. Хорошим примером здесь может служить женский портрет "Янтарное ожерелье", написанный им чистыми тонами - красным, жёлтым, зелёным, синим, красно-фиолетовым, белым и чёрным. Эти сочетания служили ему выразительной характеристикой молодого, живого и умного существа.

или

Матисс, портрет "Янтарное ожерелье"

Матисс

Художники группы "Синий всадник" - Кандинский, Франц Марк и Август Маке в ранние периоды творчества работали почти исключительно на цветовых контрастах.

Кандинский

Франц Марк

Август Маке

Из огромного числа возможных примеров мной были выбраны следующие произведения: "Церковь в Эфесе" в Апокалипсисе Сен Севера, XI век, Париж, Националь-ная библиотека; "Коронация Марии" Е.Шаронтона, XV век, Вильнев-лез-Авиньон; "Прогулка в майский день" из "Богатейшего часослова герцога Беррийского" Поля Лимбурга, 1410 г., Шантийи, Музей Конде; "Композиция 1928" Пита Мондриана, Собрание Марта Стама.

"Коронация Марии" Е.Шаронтон

"Прогулка в майский день" из "Богатейшего часослова герцога Беррийского" Поля Лимбурга

"Композиция 1928" Пита Мондриана

Posted via LiveJournal app for iPad.

kivaanna.livejournal.com

Игра контрастов. Как сочетать контрастные цвета

Колористика – это увлекательнейшая наука, которая занимается изучением цветов, их сочетаний и воздействия на человека. Казалось бы, какая же это наука – рассматривать цвета? Однако изучению колористики уделяется огромное внимание в разных сферах: в дизайне интерьера, веб-дизайне, фотографии, дизайне одежды, парикмахерском искусстве, флористике, рекламе, маркетинге и даже психологии.

Что изучает колористика

Изучать природу цвета не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Знатоки колористики могут часами рассказывать о том, что такое основные, дополнительные и составные цвета. Немало будет сказано о характеристиках, о смешении цветов, о контрастах, цветовой гармонии, колорите, цветовом языке, о спектрах. Продолжать этот список можно бесконечно.

Колористика – наука весьма важная, так как правильно подобранное сочетание цветов не только приятно для человеческого взора, но и мощно влияет на физиологические процессы и на психологическое состояние человека. Умело сочетая краски, можно вызвать нужные ассоциации, эмоции, сформировать определенный образ.

Контрастные цвета

Цвета. Воздействие на человека

Работники рекламных агентств умело используют такую функцию колористики, как формирование определенного образа. Не без помощи психологов было выявлено, что преимущество определенных цветов в рекламе может вызвать у человека определенное чувство.

  • Так, к примеру, красный цвет отождествляется с сильными эмоциями, решительностью, опасностью. Этот цвет пробуждает желание.
  • Зеленый – одновременно расслабляющий и тонизирующий. Он символизирует чистоту, свежесть, природу, а также новое начало.
  • Оранжевый – цвет оптимистов.
  • Синий – цвет стабильности, спокойствия, минимализма.
  • Черный ассоциируется с роскошью и элегантностью. Недаром для многих товаров люкс-класса, например для автомобилей, часов или элитного алкоголя, используют рекламу в темных тонах.

Типы цветовых сочетаний

На данный момент колористика насчитывает 10 типов цветосочетаний:

  • Основные.
  • Сложные.
  • Составные.
  • Ахроматические.
  • Монохроматические.
  • Нейтральные.
  • Дополнительные.
  • Родственные.
  • Контрастные.
  • Родственно-контрастные цвета.

Один из самых распространенных способов сочетать цвета – это игра контрастов. Даже если вы не знаете о том, что такое контрастные цвета, вы точно сталкивались с этим явлением в жизни. Замечали ли вы, как гармонично на рождественской елке смотрятся красные ленты и игрушки? Все потому, что красный и зеленый цвета – контрастные. Так что же такое «контрастные цвета»?

Контрастный цвет красному

Цветовой круг Иттена

Профессионалы пользуются специальными справочными материалами, позволяющими определить нужное сочетание цветов. Таблицы сочетания цветов исчисляются сотнями, и у каждой из них есть свои преимущества. Но чаще всего люди творческой направленности используют цветовой круг Иттена.

Контрастные сочетания цветов

Йоханнес Иттен – настоящий эксперт в области колористики. Всю свою жизнь он посвятил изучению цвета. Эти знания Иттен подарил миру в виде пособия под названием «Искусство цвета», которое является «библией» для художников, дизайнеров и всех, чья деятельность связана с цветами и дизайном.

В цветовом круге находятся 12 оттенков трех основных цветов: красного, синего и желтого. Контрастными цветами называют те, которые резко противоположны друг другу и находятся на противоположных сторонах круга.

Если обратиться к изображению круга Иттена, то сразу видно, что желтый составляет контрастную пару с фиолетовым, синий – с оранжевым, а контрастный цвет красному – зеленый.

Правильное сочетание

Часто контрастные сочетания цветов называют комплиментарными. Для чего используются такие сочетания?

Такое сочетание часто используют в живописи, когда необходимо что-то выделить или подчеркнуть какой-то объект картины. Если взглянуть вокруг, то можно заметить, что природа полна контрастов: алый пылающий мухомор на фоне изумрудной зелени манит своими красками; ярко-желтое солнце, пылающее на голубом небе; синие волны, ласкающие золотистый песочный берег.

Родственно-контрастные цвета

Дизайнеры интерьера давно признали, что крайне эффектно смотрится именно комплиментарное сочетание цветов. Таблицы сочетания цветов помогут выбрать гармоничную цветовую пару, но необходимо запомнить несколько моментов, которые помогут «выжать максимум» из гаммы оттенков:

  • Контрастные цвета не должны находиться в равных пропорциях – это приведет к дисбалансу. Оптимальный вариант – использование одного цвета в качестве основного и дополнение его акцентами парного оттенка.
  • Еще один способ сочетать контрастные пары – использование разных оттенков двух цветов. Это обеспечит баланс цветовой гаммы.
  • Для того чтобы приглушить яркость комплиментарных цветов, "разбавьте" их белым или кремовым. Например, если комплект из оранжевой юбки и синей блузки выглядит слишком вызывающе, можно смягчить образ белыми аксессуарами.
  • Профессионалы рекомендуют использовать основной и дополняющий цвета в определенных пропорциях. Например, для пары красный-зеленый эта пропорция составит 1:1, оранжевый-синий - 1:2, желтый-фиолетовый - 1:3.

Данные правила будут полезны, если вы берете чистые спектральные цвета. С ними можно ознакомиться на картинке ниже.

Сочетание цветов таблицы сочетания цветов

Как использовать контрастные цвета

Если вы боитесь неправильно использовать контрасты, то запомните, что приглушенные цвета использовать проще, так как они меньше «перебивают» друг друга.

Главное правило сочетания контрастных цветов: чем интенсивнее цветовой тон, тем меньше должна быть площадь поверхности, на которой он используется.

Следуя этим правилам, можно создать максимально гармоничный образ, будь то одежда, букет, дизайн интерьера или веб-сайта. В противном случае появится дисгармония, негативное восприятие.

fb.ru

7 цветовых контрастов. Контраст дополнительных цветов

Привет. В своей книге «Искусство цвета» Иттен Иоханнес описал 7 цветовых контрастов:

  1. Контраст цветовых сопоставлений
  2. Контраст светлого и тёмного
  3. Контраст холодного и тёплого
  4. Контраст дополнительных цветов
  5. Симультанный контраст
  6. Контраст цветового насыщения
  7. Контраст цветового распространения.

Здесь речь пойдет о четвертом контрасте. Далее приведен конспект из книги «Искусство цвета».

Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

  • жёлтый — фиолетовый
  • жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый
  • оранжевый — синий
  • красно-оранжевый — сине-зелёный
  • красный — зелёный
  • красно-фиолетовый — жёлто-зелёный.

Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдём, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный и синий:

  • жёлтый — фиолетовый = жёлтый, красный + синий;
  • синий — оранжевый — синий, жёлтый + красный;
  • красный — зелёный = красный, жёлтый + синий.

Подобно тому, как смесь жёлтого, красного и синего даёт серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета. Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия.

Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями.

Так, пара жёлтый-фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый — сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого.

Красный и дополнительный к нему зелёный одинаково светлы и обладают одинаковой цветовой яркостью.

Чтобы яснее усвоить элементарную сущность контраста дополнительных цветов, приведём несколько следующих упражнений.

На рисунках 23…28 представлены три пары дополнительных цветов и их смеси, позволяющие получить серый тон. Цветовая градация полос, образованных при смешении каждой пары дополнительных цветов, определяется постепенным увеличением количества цвета, добавляемого к основному. При этом в центре каждого из этих рядов возникает тот нейтральный серый, который свидетельствует, что данная пара цветов является дополнительной. Если же этого серого не получается, то выбранные цвета не являются дополнительными.

Рисунок 29 демонстрирует композицию из красного и зелёного и различных модуляций, возникающих при их смешении. Рисунок 30 составлен из квадратов, образованных смешением двух пар дополнительных цветов: оранжевого и синего и красно-оранжевого и сине-зелёного.

Во многих картинах, построенных на контрастах дополнительных цветов, эти цвета используются не только в их собственно контрастных качествах, но и составляют основу смесей, которые, наоборот, служат средством тонального выравнивания произведений.Природа весьма часто демонстрирует нам подобное цветовое смешение. Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз пока ещё не распустились бутоны. Красный цвет будущих роз смешивается здесь с зелёным цветом стеблей и листьев, вследствие чего возникают прекрасные красно-серые и зелено-серые оттенки.С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые тона. Старые мастера добивались столь цветного серого тона, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.

Пуантилисты добивались цветного серого тона другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.

Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины:«Мадонна канцлера Ролена» Ян ван Эйка (1390—1441), Париж, Лувр;  работа Поля Сезанна «Гора Сен-Виктор», Филадельфия, Музей искусства.

И напоследок ролик об оптических иллюзиях. 

Желаю удачи

www.rudenko-anna.ru

Контраст дополнительных цветов — Искусство цвета (Иоханнес Иттен)

· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·

Искусство цвета

Иоханнес Иттен

Искусство цвета
Оглавление:

Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-черный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они максимально возбуждают друг друга и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-черный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один-единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге на рисунке 3 дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

  • желтый — фиолетовый
  • желто-оранжевый — сине-фиолетовый
  • оранжевый — синий
  • красно-оранжевый — сине-зеленый
  • красный — зеленый
  • красно-фиолетовый — желто-зеленый.

Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдем, что в них всегда присутствуют все три основных цвета:

  • желтый, красный и синий: желтый — фиолетовый = желтый, красный + синий;
  • синий — оранжевый = синий, желтый + красный;
  • красный — зеленый = красный, желтый + синий.

Подобно тому как смесь желтого, красного и синего дает серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета.

Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой композиционной гармонии, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение полного равновесия.

Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара желтый — фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и темного. Красно-оранжевый — сине-зеленый это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и теплого. Красный и дополнительный к нему зеленый равнозначны по своей светлоте. Чтобы яснее усвоить элементарную сущность контраста дополнительных цветов, приведем несколько следующих упражнений.

На рисунках 23-28 представлены три пары дополнительных цветов и их смеси, позволяющие получить серый тон. Цветовая градация полос, образованных при смешении каждой пары дополнительных цветов, определяется постепенным увеличением количества цвета, добавляемого к основному. При этом в центре каждого из этих рядов возникает тот нейтральный серый, который свидетельствует, что данная пара цветов является дополнительной. Если же этого серого не получается, то выбранные цвета не являются дополнительными. Рисунок 29 демонстрирует композицию из красного и зеленого и различных модуляций, возникающих при их смешении. Рисунок 30 составлен из квадратов, образованных смешением двух пар дополнительных цветов: оранжевого и синего и красно-оранжевого и сине-зеленого.

Во многих картинах, построенных на контрастах дополнительных цветов, эти цвета используются не только в их собственно контрастных качествах, но и составляют основу смесей, которые, наоборот, служат средством тонального выравнивания произведений.

Природа весьма часто демонстрирует нам подобное цветовое смешение. Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз пока еще не распустились бутоны. Красный цвет будущих роз смешивается здесь с зеленым цветом стеблей и листьев, вследствие чего возникают прекрасные красно-серые и зелено-серые оттенки.

С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались столь цветного серого, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.

Пуантилисты добивались цветного серого другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.

Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины: «Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка (1390-1441), Париж, Лувр; «Царь Соломон, встречающий царицу Савскую» в Ареццо и работа Поля Сезанна «Гора Сен-Виктор», Филадельфия, Музей искусства.

colorscheme.ru

Контраст по цвету — Искусство цвета (Иоханнес Иттен)

· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·

Искусство цвета

Иоханнес Иттен

Искусство цвета
Оглавление:

Контраст по цвету — самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.

Так же как черный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так и желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету (рис. 4). Для того чтобы убедиться в этом, нужно, по крайней мере, три чистых и достаточно удаленных друг от друга цвета. Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трех. Так, оранжевый, зеленый и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем желтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка еще менее явно. Когда каждый цвет отделен друг от друга черными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются. Каждый цвет в этом случае проявляет, прежде всего, свою реальную конкретность. Хотя основная группа трех цветов желтого, красного и синего представляет собой самый большой контраст по цвету, однако и все другие чистые цвета несомненно могут быть представлены в ряду сильных контрастов (рис. 6).

Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний (рис. 7). Число вариаций здесь очень велико и. в соответствии с этим столь же бесконечно число их выразительных возможностей. Включение белого и черного цвета в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника. Как это было показано на рисунках, относящихся к разделу «Цвет и цветовое воздействие», белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более темными, черный, наоборот, усиливает и делает их более светлыми. Поэтому черный и белый являются важными элементами цветовых композиций (рис. 5).

Эти упражнения можно было бы выполнять, используя также и произвольно выбранные цветовые пятна. Однако в этом есть большая опасность. Вместо того чтобы изучать собственно силу и напряжение цветовых сочетаний, выполняющие эти упражнения начинают увлекаться формами и рисовать пятнами. Подобное рисование в этом случае становится врагом всякой живописности. Этого безусловно нужно избегать. И простые полосы или сетка шахматной доски здесь наиболее уместны.

В упражнении, показанном на рисунке 8, ставилась задача так расположить заданное количество желтых, красных, синих, белых и черных квадратов в горизонтальном и вертикальном направлениях,чтобы предельно усилить ощущение цветовой напряженности.

Композиция рисунка 9 состоит из локальных цветов максимальной чистоты, а также их осветленных и затемненных градаций и включенных сюда белого и черного цвета. Когда система цветовых сочетаний, показанных на рисунке 6, окажется усвоенной, можно быстро подобрать цвета для упражнений рисунка 10.

Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах — лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчеркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы. После каждого схематического упражнения рекомендуется давать задания на выполнение свободных композиций в соответствии с характером данного контраста.

В пределах контраста по цвету может быть решено множество живописных тем. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой. Незатемненные цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности. Поэтому они особенно хороши как для темы «Коронация Марии», так и для реалистического натюрморта.

На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран. Пестрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях контраст по цвету используется в самых разных вариантах, причем в меньшей степени в мотивах духовного порядка и в большей — в целях создания радостного декоративного многоцветия.

Контраст по цвету можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где его стихийная сила берет верх над пластическими формами архитектуры.

Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип контраста по цвету.

Может быть, самым замечательным примером проявления смыслового начала данного контрастного соотношения является работа Грюневальда «Воскресение Христа», поскольку здесь он передает ощущение некой всеобъемлющей вселенской выразительности.

В картине Боттичелли «Положение во гроб» контраст по цвету, на котором построена картина, дает художнику возможность показать захватывающее величие этой сцены. Ее общее цветовое решение символизирует космически-значимое мгновение этого мирового события.

Следует признать, что выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми различными способами. С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.

Ряд современных художников, как, например, Матисс, Мондриан, Пикассо, Кандинский, Леже и Миро, очень часто работали, используя контраст по цвету. Особенно Матисс, который писал множество натюрмортов и фигурных композиций, используя пестроту и силу этого контраста. Хорошим примером здесь может служить женский портрет «Янтарное ожерелье», написанный им чистыми цветами — красным, желтым, зеленым, синим, красно-фиолетовым, белым и черным. Эти сочетания служили ему выразительной характеристикой молодого, живого и умного существа. Художники группы «Синий всадник» — Кандинский, Франц Марк и Август Маке в ранние периоды творчества работали почти исключительно на контрасте по цвету.

Из огромного числа возможных примеров мной были выбраны следующие произведения: «Церковь в Эфесе» в Апокалипсисе Сен Севера, XI век, Париж, Национальная библиотека; «Коронация Марии» Е.Шаронтона, XV век, Вильнев-лез-Авиньон; «Прогулка в майский день» из «Богатейшего часослова герцога Беррийского» Поля Лимбурга, 1410, Шантийи, Музей Конде; «Композиция 1928» Пита Мондриана, собрание Марта Стама.

colorscheme.ru

Цветовые модели и контрасты

Фото видео студия "Бекар" - все виды профессиональной фото видео съёмки!

Читать с начала

 Комплиментарные (гармоничные, контрастные) – цвета, расположенные в круге напротив друг друга. Очень хорошо сочетаются друг с другом, поэтому называются гармоничными.

komplimentarnyye_tsveta_2.jpg

komplimentarnyye_tsveta_1.jpg

 

Характерные – цвета, расположенные в круге через один.

kharakternyye_tsveta_2.jpg

kharakternyye_tsveta_1.jpg

 

Нехарактерные (аналоговые) – цвета, расположенные рядом друг с другом. Хорошо сочетаются, но не позволяют получить в изображении контраст.

nekharakternyye_tsveta_2.jpg

nekharakternyye_tsveta_1.jpg

 

Существует несколько моделей создания цветового пространства изображения, при этом призваны они решать одну задачу: создание ощущения полного цветового равновесия.

 Монохромная модель (одноцветная гармония). Из определения видно, что равновесие создаётся присутствием в изображении только одного цвета в его оттенках. При этом он может быть как основным или составным, так и оттенком какого-либо из них. Самая простая модель.

monokhromnaya_tsvetovaya_model_2.jpg

Оттенки синего

monokhromnaya_tsvetovaya_model_1.jpg

 Ярким примером монохромной цветокоррекции может служить сепия – придание изображению какого-либо оттенка коричневого цвета с целью имитации старой чёрно-белой фотографии.

garmoniya_tsveta_1.jpg

Оригинал

garmoniya_tsveta_2.jpg

Сепия

 При использовании монохромной модели в фото или видео производстве нужно помнить следующее: цвета, находящиеся в цветовом круге, делятся на два типа – тёплые и холодные (о них мы расскажем позже).

 Если в изображении Вам необходимо передать атмосферу уныния, неизвестности, враждебной пустоты или душевного холода – лучше пользоваться холодными цветами и оттенками.

garmoniya_tsveta_3.jpg

 Если же Ваш творческий замысел отражает позитивное настроение, безмятежность, умиротворённость – тонировать изображение лучше тёплыми цветами и оттенками.

garmoniya_tsveta_4.jpg

 В принципе, это правило применимо ко всем моделям, учитывая тот факт, что в любом случае какой-то один цвет или оттенок в изображении будет преобладающим (интенсивным). Синеватый оттенок человеческого лица в прекрасный солнечный день – дисгармония. Синеватый оттенок человеческого лица лунной холодной ночью – гармония.    

 Контрастная модель (двухцветная гармония). Цветовое равновесие в такой модели создаётся комплиментарными цветами, расположенными в цветовом круге напротив друг друга.

 Как уже было сказано выше, такие цвета очень хорошо сочетаются друг с другом но… Если они сильно различаются по насыщенности, самый насыщенный должен занимать меньшую площадь. Именно основываясь на принципе контрастной модели ныне очень модная цветокоррекция изображения TEAL&ORANGE получила очень широкое распространение не только в фотографии и кинематографе, но и на телевидении. Не очень сложная в исполнении, но очень гармоничная модель.  

Трёхцветная равномерная (триадная) модель. Трёхцветная гармония. При создании такой модели в изображении участвуют три цвета, расположенные в цветовом круге относительно друг друга через равные промежутки. Проще – в вершинах равностороннего треугольника, нарисованного в центре круга.

triadnaya_tsvetovaya_model_2.jpg

triadnaya_tsvetovaya_model_1.jpg

 Воплотить в изображении цветовое решение, используя три цвета, достаточно сложно (по сравнению с монохромной или контрастной моделями), но в случае грамотного использования трёхцветной равномерной модели результат получается очень сбалансированным.  

 Трёхцветная доминирующая модель (разделённая гармония). В этой модели также участвуют три цвета, только выбираются они, в отличии от равномерной модели, по другому принципу: после выбора основного цвета определяется контрастный ему цвет, расположенный на противоположном конце вектора, и к модели добавляются два цвета, находящиеся рядом с контрастным по обе стороны.

trekhtsvetnaya_dominiruyushchaya_model_1.jpg 

trekhtsvetnaya_dominiruyushchaya_model_2.jpg

 Квадроравномерная модель (четырёхцветная гармония). Количество цветов в такой модели достигает четырёх. Из цветового круга выбираются две пары цветов, расположенные в вершинах прямоугольника или квадрата.

kvadroravnomernaya_model_2.jpg  kvadroravnomernaya_model_1.jpg

 Квадродоминирующая модель (альтернативная четырёхцветная гармония). В этой модели используется один доминирующий цвет + контрастный + два дополнительных, примыкающих к контрастному с двух сторон.

kvadrodominiruyushchaya_model_1.jpg

kvadrodominiruyushchaya_model_2.jpg

Существует ещё аналоговая модель (аналоговая гармония), позволяющая сочетать цвета, расположенные рядом друг с другом в одном сегменте цветового круга между первичными (основными) цветами.

analogovaya_model.jpg

  Говоря о цветовой гармонии в процессе создания своей индивидуальной формулы цветокоррекции, необходимо рассказать о видах и особенностях цветовых контрастов. Контраст возникает между двумя цветами с чётко выраженными различиями. При этом если различия достигают своего предела, контраст называется полярным (или диаметральным). Самые простые примеры – чёрный-белый, большой-маленький, холодный-горячий. При этом зрительно различить контраст можно только сравнением. Мы можем определить, что нарисованная на бумаге линия длинная, если для сравнения перед нами будет нарисована линия короче. И в то же время длинная линия станет короче по сравнению с более длинной. Таким же образом ощущения от одного цвета могут быть ослаблены или усилены с помощью другого контрастного цвета.

tsvetovoy_kontrast_1.jpg  tsvetovoy_kontrast_2.jpg  tsvetovoy_kontrast_3.jpg

  На сегодняшний день в колористике описаны семь контрастных проявлений цвета:

1.     Контраст по цвету

2.     Контраст светлого и тёмного

3.     Контраст холодного и тёплого

4.     Контраст дополнительных цветов

5.     Симультатный контраст

6.     Контраст по насыщенности

7.     Контраст по площади цветовых пятен

 Каждый из контрастов обладает своим особым характером, художественной значимостью, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию, благодаря чему колорист может открыть для себя основные художественные возможности цвета.

Контраст по цвету.

 Контраст по цвету достаточно простой потому, что его можно создать из всех чистых цветов (жёлтый, красный и синий) в их предельной насыщенности.

kontrast_po_tsvetu.jpg

Данный контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету уменьшается по мере того, как выбранные для цветокоррекции тона удаляются от трёх основных. Например, контраст цветов второго порядка (оранжевый, зелёный, фиолетовый) будет гораздо слабее.

kontrast_po_tsvetu_2.jpg

 Контраст по цвету позволяет получить великое множество совершенно различных цветовых сочетаний путём осветления (+ белый) или затемнения (+ чёрный) выбранных цветов. Выразительные возможности контраста по цвету позволяют подчеркнуть в изображении и бурное веселье, и глубокое горе, и земную первородность, и космическую универсальность. Интересного результата при использовании контраста по цвету можно добиться и в том случае, если одному из цветов отвести главную роль, а остальные использовать в небольших количествах для того, чтобы только подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность изображения.

Контраст светлого и тёмного.

 Контраст светлого и тёмного является неотъемлемой частью человеческой жизни и природы вообще. В изобразительном искусстве чёрный и белый цвет являются самым сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Контраст белого и чёрного – самый яркий пример контраста светлого и тёмного в ахроматических цветах,

kontrast_svetlogo_i_temnogo_1.jpg

а контраст жёлтого и фиолетового – в хроматических цветах.

kontrast_svetlogo_i_temnogo_2.jpg

 Контраст светлого и тёмного в хроматических цветах подразумевает использование основного цвета в сочетании с дополнительным, полученным в результате изменения насыщенности основного (+/- серый). 

При этом существует одна важная закономерность: светлый объект на тёмном фоне будет выглядеть крупнее, чем аналогичный тёмный объект на светлом фоне. Белый цвет излучается и как бы стремится во вне, в то время как чёрный поглощается и как бы стремится внутрь.

kontrast_svetlogo_i_temnogo_3.jpg

 Контрастом светлого и тёмного можно добиться объёмности изображения, а  в фотографии и кинематографе именно контрастом светлого и тёмного в кадре создаётся перспектива: чем дальше от объектива, тем светлее изображение и наоборот. При цветокоррекции об этом стоит помнить.

Контраст холодного и тёплого.

 Обычно принято считать, что:

Жёлтый

Жёлто-оранжевый

Оранжевый

Красно-оранжевый

Красный

Красно-фиолетовый – это ТЁПЛЫЕ ЦВЕТА, а

Жёлто-зелёный

Зелёный

Сине-зелёный

Синий

Сине-фиолетовый

Фиолетовый –

ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА.

 На самом деле это является некоторым заблуждением по следующей причине: как жёлтый и фиолетовый в цветовом круге являются полюсами контраста светлый-тёмный, так сине-зелёный и красно-оранжевый являются полюсами контраста холодный-тёплый.

kontrast_kholodnogo_i_teplogo_1.jpg

  Исследования показали, что сине-зелёный цвет понижает импульс кровообращения (затормаживает), а красно-оранжевый его стимулирует (возбуждает).

kontrast_kholodnogo_i_teplogo_2.jpg

  Именно эти цвета всегда холодные и тёплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или тёплыми в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными цветами. Проще говоря: зелёный цвет является холодным по отношению к красному, в то время как он же является тёплым по отношению к синему.

kontrast_kholodnogo_i_teplogo_3.jpg

 Именно на сочетании "тормозящих" и "возбуждающих" цветов основан контраст холодного и тёплого, имеющий особую значимость для поиска цветовых решений изображения. Различные способы проявления этого контраста не только расширяют круг его выразительных возможностей (та же цветокоррекция TEAL&ORANGE), но и делают его в фотографии и кинематографе важнейшим изобразительным средством для передачи пластических ощущений и перспективы – более удалённые от объектива предметы всегда должны казаться более холодными.

Контраст дополнительных цветов.

 Дополнительными считаются цвета, пигменты которых при смешивании образуют нейтральный серо-чёрный цвет. В цветовом круге эти цвета расположены строго напротив друг друга и образуют следующие сочетания:

Жёлтый – фиолетовый

Жёлто-оранжевый – сине-фиолетовый

Оранжевый – синий

Красно-оранжевый – сине-зелёный

Красный – зелёный

Красно-фиолетовый – жёлто-зелёный

kontrast_dopolnitelnykh_tsvetov.jpg

 Эти сочетания дополнительных цветов парадоксальны по своей природе: противоположны друг другу, они друг в друге нуждаются, расположенные рядом, они максимально подчёркивают (и уравновешивают) друг друга, а при смешивании взаиморастворяются, образуя особенно красивые серые цвета (так называемый цветной серый). Дополнительные цвета при пропорционально грамотном сочетании придают изображению прочную основу воздействия на зрителя.

Симультатный контраст.

 Симультатный контраст – явление, при котором наше зрение при восприятии какого-либо цвета "требует" появления его дополнительного цвета, и в случае отсутствия последнего симультатно (одновременно) порождает его в сознании, вызывая чувство возбуждения и вибрации изображения. В большинстве случаев такие вибрации ломают цветовую гармонию, вызывая зрительный резонанс и дисгармонию в восприятии изображения. Симультатный контраст может возникать в тех случаях, когда колорист в выборе цвета намеренно или случайно отклоняется от правил, присущих определённой цветовой модели. Например, в случае контрастной модели (двухцветная гармония), в качестве дополнительного цвета к основному жёлтому берётся не фиолетовый, расположенный напротив жёлтого, а сине-фиолетовый или красно-фиолетовый, расположенные рядом с фиолетовым.

simultatnyy_kontrast_1.jpg

 В случае трёхцветной равномерной модели (трёхцветная гармония), если в триаде синий – жёлтый – красный вместо синего выбрать сине-зелёный цвет в качестве фона, то красный и жёлтый на нём будут симультатно возбуждаться и проявлять себя совсем иначе, чем на синем фоне.

simultatnyy_kontrast_2.jpg

 Возможность возникновения симультатного контраста уменьшается и при наличии контраста светлого и тёмного, то есть при использовании цветов в разной степени их осветлённости. Намеренно добиваться в фотографии или кино симультатного контраста вряд ли есть необходимость, а вот почему он возникает и как его избежать – знать нужно.

Контраст по насыщенности.

  Контраст по насыщенности подразумевает сочетание чистых, насыщенных цветов с цветами блеклыми, приглушёнными. Обладает тихой и спокойной выразительностью. Чистые цвета теряют свою насыщенность сразу, как только затемняются или осветляются, причём сделать это можно несколькими способами для достижения конкретного результата.

1. Чистый цвет можно "разбавить" белым, практически сохранив чистоту, но придав ему более холодный оттенок.

kontrast_po_nasyshchennosti_1.jpg

2. Чистый цвет можно "разбавить" чёрным, практически отняв чистоту и придав ему грязноватый оттенок.

kontrast_po_nasyshchennosti_2.jpg

3. Чистый цвет можно "разбавить" серым, нейтрализовав сам цвет и придав ему блеклый, "слепой" оттенок.

kontrast_po_nasyshchennosti_3.jpg

4. Чистый цвет можно "разбавить" соответствующим дополнительным цветом, получив промежуточные тона, которые при осветлении белым способны дать редкие по своей сложности оттенки.

 Если в каком-либо сочетании будут участвовать все три цвета первого порядка, то полученный результат будет всегда отличаться слабым, блеклым характером. В зависимости от пропорций, он может стать желтоватым, красноватым, синевато-серым или чёрным, но с помощью всех трёх цветов первого порядка могут быть получены все степени блеклости.

 Действие контраста по насыщенности относительно. Всякий цвет может казаться насыщенным рядом с блеклым, равно как и блеклым по отношению к более насыщенному.

kontrast_po_nasyshchennosti_4.jpg

 Чтобы добиться выразительности в композиции, используя только контраст по насыщенности, необходимо блеклые цвета сформировать на цветовой основе насыщенных: чистый красный должен контрастировать с блеклым красным, чистый синий – с блеклым синим и т.д. В противном случае (чистый красный + блеклый синий) контраст по насыщенности может быть заглушён, например, контрастом тёплого и холодного, и тогда его тихая и спокойная выразительность останется под вопросом…

Контраст по площади цветовых пятен.

 Исключительная особенность этого контраста – способность проявлять и усиливать проявления всех других контрастов, присутствующих в изображении, благодаря своей геометрической, "размерной" сущности отношений между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Проще говоря, контраст по площади цветовых пятен определяет количественно-пространственные отношения между двумя или несколькими цветами с целью определения степени их уравновешенности в композиции изображения. Силу воздействия цвета на зрителя определяют два фактора: светлота цвета и размер цветового пятна. Именно за размеры цветовых пятен отвечает данный контраст. Ввиду того, что и само понятие цвета субъективное, и геометрические размеры отдельных сложных элементов изображения определить трудно, соотношения площадей цветовых пятен тоже носят приблизительный характер, доверяя скорее глазомеру художника, чем числовым отношениям и расчётам. Но всё же… Гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми значениями:

Жёлтый          – 3

Оранжевый    – 4

Красный         – 6

Фиолетовый   – 9

Синий             – 8

Зелёный          - 6

  Соотношения гармоничных размеров плоскостей для этих цветов будут выглядеть, например, так:

Жёлтый : оранжевый = 3 : 4 

ploshchad_tsvetovykh_pyaten_1.jpg

Жёлтый : красный = 3 : 6

ploshchad_tsvetovykh_pyaten_2.jpg

Зелёный : фиолетовый = 6 : 9

ploshchad_tsvetovykh_pyaten_3.jpg

Такая система количественных отношений действительна только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. При изменении насыщенности меняются и соответствующие размеры световых пятен, которые должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться самим изображением.

 Всё, о чём было сказано в этом разделе статьи, поможет и фотографу, и видеографу создать в своих работах гармоничный цветовой баланс не только на этапе цветокоррекции, но и на этапе подготовки к съёмке. Зная особенности основных цветовых моделей и видов контраста, можно грамотно расставить декорации, подобрав в интерьере цветовые соотношения не по принципу "Как красиво!!!" а по принципу "Как гармонично!!!", можно заранее расставить соответствующие цветовые акценты, уравновешивающие композицию кадра, можно со знанием дела подобрать правильное цветовое решение в одежде персонажей…В любом случае, Ваши творческие фантазии обретут качественный, законченный вид и не будут вызывать ощущения нехватки или переизбытка чего-то…

продолжение

 © Студия Бекар. Все права защищены.

 Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.

bekarstudio.ru


Смотрите также