Глава 3. Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов. Классификация цветов


Характеристика и классификация цветов — Мегаобучалка

Цвета подразделяют на хроматические, т. е. цветные, и ахроматические (белые, черные к все серые).

Цвет имеет различные характеристики.

Цветовой тон– качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из спектральных цветов.Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

Светлота – степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов. Относительная яркость – измерение производится путем сравнения данной выкраски с образцом серой шкалы. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием "яркость".

 

Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый — апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краскиЧистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые – это спектральные цвета.

Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубо-зеленые, голубьте, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т.д.).

Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом принеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый оттенок холоднее золотистого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.

Характеризуя цвет, художники зачастую употребляют и такие термины как светосила, интенсивность, звучность, блеклость.

Видимый цвет зависит от характера освещения. Вечером при свете лампы все холодные цвета темнеют, причем голубые зеленеют, синие теряют свою насыщенность; красный цвет при электрическом освещении становится насыщеннее, оранжевый — краснеет, светло-желтый трудно отличить от белого, который желтеет. В целом искусственное освещение (в комнате) отличается от дневного красновато-желтым оттенком. Поэтому рекомендуется заниматься живописью при дневном свете.

Наш глаз обладает неодинаковой чувствительностью к разному цвету с изменением условий естественного освещения. Так, например, днем желтые цвета мы видим самыми светлыми. Красный и синий цвет, предположим цветок мака и василек, воспринимаются близкими по светлоте.

При наступлении сумерек мы постепенно перестаем различать цвета, начиная с красных; дольше всех мы видим синие. Поэтому в сумерках василек выглядит светлее мака, который кажется почти черным.

Наибольшее количество разных оттенков дает смешение пигментов красной, желтой и синей красок. Поэтому их называют основными цветами (сюда можно добавить и белила, так как из других красок их составить нельзя). Художник должен хорошо освоиться с разнообразными вариантами смеси красок, чтобы научиться свободно использовать возможности своей палитры.

Контрастные цвета — это пары резко противоположных цветов, взаимно усиливающих насыщенность друг друга (например, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый). Свойство контрастных цветов вызывать свою противоположность, взаимно усиливая насыщенность цвета, имеет большое значение для понимания влияния одного цвета на другой и используется в композиционных решениях произведений живописи и прикладного искусства.

Рисунок 12. Контрастные и родственные цвета.

На концах диаметров, разделяющих круг на 4 равные части, располагают 4 главных чистых цвета - красный, желтый, зеленый, синий

Далее на круге между чистыми цветами располагают промежуточные или переходные цвета, которые получают, смешивая попарно в различных пропорциях соседние чистые цвета

Смешав каждый цвет в отдельности с белой и черной краской, получают светлые и темные тона одного цвета

Светлые тона располагают с внутренней стороны цветового круга, а темные - с внешней.

 

megaobuchalka.ru

Классификация цветочных растений | Садовые цветы на GardenMix.ru

При использовании огромного разнообразия цветочных растений никак не обойтись без их классификации. Выделяют научную и производственную классификацию.

Производственная классификация

Классификация цветов фото

Предусматривает деление цветочных растений на отдельные группы, сходные по биологическим свойствам, агротехнике выращивания и практическому применению в озеленении.

В зависимости от места выращивания цветочно-декоративные культуры делятся на растения открытого и закрытого грунта. Растения закрытого грунта включают выгоночные, сезоноцветущие, вечнозеленые и декоративнолиственные растения.

К растениям открытого грунта относятся однолетние, двулетние и многолетние травянистые цветочные растения, а также красивоцветущие кустарники. Также и однолетники условно подразделяют на красивоцветущие, декоративнолиственные, ковровые, сухоцветы, горшечные, вьющиеся, пятнистые. Двулетники бывают весеннего и летнего цветения, а многолетники — зимующие и не зимующие в открытом грунте.

По декоративным признакам цветочные растения подразделяют на красивоцветущие, декоративнолиственные и растения с красивыми и оригинальными плодами. Декоративные признаки проявляются через морфологические особенности растения. К ним относятся размеры и габитус, окраска, величина, форма, количество и расположение цветков или соцветий, листьев; длина и прочность цветоносных побегов; величина, окраска и форма плодов, семян, луковиц и клубнелуковиц.

По целевому назначению их выращивают для срезки, выгонки, в качестве маточников и массового материала для озеленения.

В зависимости от географического происхождения выделяют растения умеренного климата, субтропические и тропические.

К хозяйственно-биологическим признакам относятся способ размножения (семенной или вегетативный), устойчивость растений к поражению вредителями и болезнями и неблагоприятным условиям.

Научная классификация

В цветоводстве, так же как и в овощеводстве, широко используют сорта декоративных растений. Сортом называют совокупность культивируемых растений, которые четко отличаются рядом признаков и при размножении (семенном и вегетативном) сохраняют свои особенности. Сорт — самая низкая таксономическая единица классификации культурных растений.

А вообще же в систематике всех растений, в т.ч. культурных, основной единицей классификации является вид. Вид — это совокупность особей растений, сходных по основным признакам, занимающих определенную территорию (ареал). Цветочные растения, как правило, обладают большим внутривидовым разнообразием. Внутри вида выделяют подвиды. Они менее резко отличаются друг от друга, чем виды, но имеют свои ареалы обитания.

Разновидности и формы еще менее резко отличаются друг от друга и не имеют своего обособленного ареала. Близкие виды объединяются в роды, роды в семейства, семейства в порядки, порядки в классы, классы в отделы.

Каждый вид растения имеет национальное (в каждой стране свое) и латинское название. Оба названия составляются из двух слов. Первое пишется с прописной буквы и обозначает род данного растения (например, Dianthus — гвоздика, Reseda — резеда). Второе слово обозначает вид данного рода и пишется после первого с маленькой буквы, как прилагательное. Например, Dianthus chinensis L. — гвоздика китайская, Reseda odorata L. — резеда душистая и т.д.

В конце латинского названия растения пишутся начальные буквы фамилии, а иногда и имени ботаника, который впервые нашел, назвал и описал этот вид. В нашем примере справа от названий растений везде стоит буква L. Это означает, что наименования даны шведским естествоиспытателем К. Линнеем (очень многие растения описаны и названы именно им).

В том случае, если цветочные формы выведены путем длительного отбора из дикорастущих видов, то в их двойном названии добавляется слово — hort. Это указывает на то, что данная форма является садовой.

Разновидности и формы растений выделяют в зависимости от морфологических особенностей. Их обозначают путем прибавления к видовому названию дополнительных терминов, например: при махровости цветков — plena, при белой окраске — alba, при розовой — rosea, крупноцветковая форма — grandiflora, обильноцветущая — floribunda. По форме роста растения: низкая — nana, изящная — elegans, плакучая — pendula, прямостоячая — erecta и т.д.

Выделяют разновидности и формы по окраске листьев: золотистая — aurea, сизая — glauca, серебристая — argentea, пестрая — variegate и т.д.

По строению и форме листьев: мелколистная — microphylla, широколистная — latifolia, сердцевидная — cordata, морщинистая — rugosa и т.д.

По окраске и форме плодов: крупноплодная — macrocarpa, с желтыми плодами — lutea и т.д.

Например, что говорит нам название Lilium amabile var. Luteum hort.? Оно говорит нам следующее: Лилия приятная (var. — разновидность) желтая, садовая форма (hort.).

Для обозначения межвидовых гибридов используют названия родительских видов, соединенных знаком умножения (х). Например, Nemesia hybrida hort. (Nemesia strumosa x Nemesia versicolor) — Немезия гибридная произошла от скрещивания Н. зобовидной и Н. разноцветной.

Почти все виды цветочных растений относятся к классу Двудольные. Самое обширное семейство — Сложноцветные, насчитывает около 25–26 тыс. видов. В класс Двудольных отнесены те растения, у которых семя прорастает двумя семядолями, и на поверхность выходят два семядольных листочка. В класс Однодольных отнесены те растения, у которых из семени выходит одна семядоля, и зачастую она остается в почве, мы ее не видим. В этот класс входят луковичные растения, злаковые, пальмы, орхидеи. Самое большое семейство среди однодольных — Орхидные, в нем насчитывают 25–30 тыс. видов. Число неточное, так как до сих пор ученые открывают все новые и новые виды орхидей, потому что основная их часть живет в труднодоступных тропических лесах.

gardenmix.ru

Гармония цветов. Палитра гармонии цветов

Созерцание человеческим взором цветов окружающего мира начинается с момента его рождения и несет значительную смысловую нагрузку. Свыше 80 % информации мозг получает посредством визуального восприятия, и именно из них складывается представление о пространстве и реальности в целом.

Начало начал: для чего необходима гармония цветовых оттенков?

Природа планеты Земля полна необычайных мест, многообразие красок и ярких оттенков которых поражают воображение. Насыщенность и глубина потаенных уголков земного шара всегда волновали души дизайнеров, художников и просто ценителей прекрасного. Именно поэтому гармония цветов в природе стала основой в подборе палитры и источником эмоционального вдохновения для творческих людей.гармония цветов

Задача дизайнера состоит в том, чтобы, взяв за основу созвучность и непринужденную красоту натуры, создать что-то не менее прекрасное, но уже обладающее ноткой индивидуальности. Чтобы с блеском выполнить эту задачу, необходимо осознать принцип взаимодействия цветов и оттенков, особенности визуального восприятия, воздействие на подсознание человека определенных сочетаний. Для этого и была создана палитра гармонии цветов.

Общая классификация цветов в мире

Первую систематику произвел Исаак Ньютон, разделивший посредством призмы световой луч на семь цветов. Сейчас эти оттенки причисляют к радуге – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ньютон объединил цвета в схематичную окружность, пытаясь составить первую палитру.

Гармония цветов

Существующая в современности гармония цветов классифицирует оттенки по двум признакам:

1. Ахроматические – белый и черный, а также все разновидности серого, постепенно набирающие насыщенность на пути от белого к черному.гармония двух цветов

2. Хроматические – все прочие цвета (цвета спектра) и их оттенки, сочные и насыщенные.

Разделение цветов в гамме

Хроматическую группу спектра принято подразделять более подробно:

  • Первичные (красный, желтый, синий). Они являются базовыми в создании дальнейших цветов и их вариаций.
  • Вторичные, или составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Извлекаются путем смешивания первичных цветов.
  • Смешанные. К ним относят все остальные цвета, созданные в процессе объединения разнообразных оттенков.

В последней разновидности выделяют отдельным пунктом нейтральные цвета – черный, белый и серый.гармония родственных цветов

Группы гармонических сочетаний

Гармония цветов выражена четырьмя разновидностями сочетаний, выделенных на основании соединения палитры первичных и вторичных оттенков:

  1. Однотонная группа, выраженная набором оттенков одного цвета. Для создания палитры в этом случае необходимы минимум 2 цвета, все остальное – их вариация, выраженная усилением или ослаблением контраста. Гармония двух цветов в схематичном отображении представлена в виде монохромной шкалы.Гармония двух цветов
  2. Гармония родственных цветов, учитывающая расположенные в одной четверти круга палитры оттенки. Контраст будет минимальным: красно-желтые, сине-красные, сине-зеленые, желто-зеленые и другие виды сочетаний.Гармония контрастных цветов
  3. Гармония контрастных цветов, подразумевающая сочетания оттенков в противоположных четвертях палитры. В композициях такие сочетания являются контрастными и легко привлекают внимание, могут восприниматься как эмоциональные и динамические. Для усиления акцента используют цвета, как можно дальше расположенные друг от друга. Это будет гармония дополнительных цветов.гармония дополнительных цветов
  4. Родственно-контрастная гармония, включающая в себя цвета из смежных четвертей круга. Эти порой совсем разные оттенки могут быть объединены третьим, роднящим их. Например, если из красного и зеленого сделать желто-красный и желто-зеленый, они будут перекликаться с оттенком желтого. Так появляется гармония трех цветов.

Воздействие цветов на человека

На человеческий организм оттенки оказывают не только эстетическое, но и ярко выраженное психологическое и физиологическое действие. Рассмотрим основные влияющие на человеческий организм цвета:

  • Красный. Является возбуждающим оттенком, поднимает жизненный тонус, усиливает сердцебиение, оказывает стимуляцию на мозг и печень. При всем этом негативно воздействует на нервную систему и ограничен при аллергии и агрессии.
  • Оранжевый. Дарит заряд активности и оптимизма, положительно влияет на нервную систему и желудочно-кишечный тракт, повышает аппетит.
  • Желтый. Укрепляет нервы, благоприятен при депрессии, прекрасно влияет на интеллектуальные способности и память, способствует очищению кишечника и печени.
  • Зеленый. Благоприятен для глаз и сердца, оказывает общее успокаивающее влияние на организм и психику, снижает кровяное давление.
  • Голубой и синий. Это цвета успокаивающие и умиротворяющие, положительно влияющие на нервную систему, устраняющие чувство бессилия и боли в организме.
  • Фиолетовый. Оказывает положительное действие на внутренние органы, выручает при бессоннице и мигрени.

палитра гармонии цветов

Весенние и летние цвета в «концепции времен года»

Классификация по «концепции времен года» была навеяна гармоничными оттенками самой природы. Ведь где, как не здесь, встречаются самые неожиданные сочетания, напрямую связанные с сезонными изменениями. Разделяют весеннюю, летнюю, осеннюю и зимнюю группы. В каждой палитре встречается один преобладающий цвет, активно доминирующий над другими в яркости или объеме.

  • Весенняя палитра. Ясно без слов, что весна – время, когда природа расцветает и оживает после зимнего бездействия. Сопровождается этот процесс яркими и теплыми оттенками, присутствующими в распускании свежих листочков и первой зелени, в чистом небе и активном солнце. Палитра представляет собой шкалу, в которой присутствуют все вариации следующих цветов: абрикосового, желтого, голубого, зеленого, сиреневого, терракотового, орехового и бледно-золотого.гармония трех цветов
  • Летняя палитра. Мнение о том, что лето сопровождается лишь яркими цветами, ошибочно. Это обусловлено тем, что все яркие оттенки человеческий глаз воспринимает через лучи света, которые придают летним краскам дымчато-сероватый оттенок. Главный цвет в этом сезоне – голубой. Также в перечне присутствуют такие оттенки: светло-желтый, мышино-голубой, бежевый, сиреневый, шоколадный, зеленый, красноватый, серебристо-серый.

Осенние и зимние оттенки в сезонной теории

  • Осень в палитре. Пожалуй, это время года можно назвать самым богатым на разнообразие оттенков. Гармония цветов отображена в богатом урожае грибов, ягод и фруктов, а также меняющей цвет листве. Первичный цвет – красный, сопутствующие – красновато-коричневый, кукурузный, оранжевый, персиковый, синий, хвойный, оливковый, кофейный, сливовый.
  • Зима. Воспоминания об этой поре рисуют нам монохромные пейзажи, притихшую и затаившуюся под снежным покрывалом природу. И на этом практически белом полотне активно выделяются кровавые рябиновые ягоды, хвоя елей и морозное небо. Цвета сезона хоть и холодные, но отчетливые и чистые, без каких-либо добавлений. Доминирующим цветом в палитре является синий, также присутствуют белоснежный, бирюзовый, кроваво-красный, черный, темно-синий, интенсивный коричневый, бежевый, голубой.

гармония родственных цветов

Подводя итоги

Несмотря на то что красота природных оттенков кажется полной и не нуждающейся в доработке, не нужно досконально переносить ее на искусственно спроектированный человеком объект – будь то дизайн интерьера или создание авторской вещицы. Наглое копирование и перенесение чистых природных тонов в искусственно созданный человеческими руками мир выглядит нелепо, и гармоничное соотношение естественных оттенков нарушается.

Чтобы подобного не случилось, необходимо научиться гармонично смешивать между собой естественные и искусственно образованные оттенки в палитру. Важно обладать прирожденным вкусом и умением правильно подбирать цвета друг к другу для создания идеального интерьера, картины или внешнего образа. В этом и помогут творческому человеку все приведенные выше схемы и примечания.

fb.ru

Первичные и вторичные цвета: описание, названия и сочетания

Пользуясь многообразной гаммой оттенков, люди не задумываются о такой категории, как цвет. Он образуется при преломлении лучей обычного света, представляющего собой электромагнитные волны различной длины. Попав в другую среду, они преломляются под разными углами, раскладываясь на семь спектральных цветов.

Что такое цвет?

Впервые такой опыт был проделан Ньютоном. Радуга после дождя также представляет собой преломление солнечных лучей, проходящих через капли воды. Пропустив спектр через собирательную линзу, можно увидеть, как эти семь цветов соединяются обратно в белый.

вторичные цвета

Удивительно, но в природе не существует цвета – он является зрительным ощущением человека под воздействием электромагнитных волн, попадающих на сетчатку глаза. Цвет появляется при отражении предметом определенной длины волны, свойственной падающему лучу. И хотя это восприятие достаточно субъективно, у всех людей оно однотипно. Человек видит лист дерева зеленым, потому что поверхность листа, поглощая лучи света различной длины, отражает волны именно того участка спектра, который соответствует зеленому цвету.

Значение в жизни человека

Тем не менее цвет является важной характеристикой предмета, одним из его физических свойств и играет огромную роль в человеческой жизни. Цветовой оттенок объекта является определяющим во многих сферах деятельности: живописи, торговле, дизайне, архитектуре. Его значение понимали еще в древние времена. Об этом говорят прекрасные памятники архитектуры Франции и Италии, сохранившие великолепные витражи и настенную роспись, которые отличались яркостью и прочностью. Китайская керамика уже в XII веке славилась необыкновенно красивыми оттенками лунного света и морской волны. Полотна знаменитых художников также поражают необычной цветовой гаммой. Каждый из них в своей манере сочетал различные цвета, получая уникальные тона, которые трудно сегодня воспроизвести.

какие вторичные цвета

Человек черпает до 80 % информации об объекте с помощью цвета, который является также фактором глубокого физического и психологического воздействия на организм. Некоторые тона способствуют повышению артериального давления и частоты пульса, в то время как другие успокаивают нервную систему. В медицине существует раздел цветотерапии, сущность которого заключается в том, что цвета воздействуют по-разному на организм человека. Согласно принципам восточной медицины, для лечения каждой болезни используется определенный тон.

Классификация цветов

С давних времен велись попытки классификации цветов. Процедура заключалась в сведении многообразия существующих оттенков в определенную систему. Впервые такую попытку осуществил Леонардо да Винчи, выделив четыре основных цветовых группы. Научную основу понятия цвета заложил Ньютон своими опытами по преломлению световых лучей. Великий поэт Гете, работая над систематизацией данного понятия, предложил цветовой круг, в котором три тона (главные) составляют равносторонний треугольник – красный, желтый и синий. Если смешать их в равной пропорции, получится черный оттенок. Их назвали первичными цветами.первичные вторичные и третичные цвета

Из трех базовых образуются остальные цвета. Но непосредственно главные нельзя получить смешением каких-то других оттенков, поэтому их называют чистыми. Чтобы понять, какие цвета являются вторичными, надо смешать попарно базовые в равных пропорциях. При этом получаются цвета второго порядка. Они располагаются между главными. Оранжевый, зеленый и фиолетовый – это вторичные цвета. В цветовом круге они точно так же образуют равносторонний треугольник, только перевернутый по отношению к первому.

Третичные цвета

Существуют цвета третьего порядка – они образуются при смешивании трех первичных с вторичными в равных пропорциях. Первичные, вторичные и третичные цвета вместе образуют 12-цветный круг. Эта фигура называется 12-частотным кругом Й. Иттена – швейцарского искусствоведа, который и предложил это новшество. Остальное множество цветов получают при смешивании этих двенадцати в нужных пропорциях.колористика первичные и вторичные цвета

Цвета можно разделить на теплые и холодные. Если посередине цветового круга провести прямую линию, то та половина, в которой окажутся оттенки с желтого по зеленый, включая первичные и вторичные цвета, будет состоять из теплых тонов, а вторая половина – из холодных. Это деление в некоторой степени условно, поскольку в третичных цветах, где сочетаются все тона, более теплым будет казаться тот, в котором желтого цвета больше.

Колористика

В живописи, дизайне, архитектуре, парикмахерском искусстве важно находить цветовую гамму, вызывающую более положительное восприятие человеком. Наука о природе цветов, искусстве их сочетания называется колористикой. Умение комбинировать тона позволяет достичь цветовой гармонии. В то же время подобное понятие для каждого человека индивидуально – это субъективное понятие. Тем не менее существуют общие правила гармоничного сочетания различных оттенков, которыми необходимо владеть в некоторых профессиях. Например, при оформлении производственного помещения следует учесть, что предлагает колористика: первичные и вторичные цвета теплых тонов ускоряют обмен веществ, повышают мышечную активность. Что касается холодных оттенков, то они эти процессы угнетают. Некоторые из них при длительном воздействии на человека утомляют его, причем неважно, какие – вторичные цвета или первичные. Самыми оптимальными в этом отношении являются зеленые тона с добавлением желтого.

Сочетание цветов

Руководствуясь цветовым кругом, можно правильно подобрать подходящее сочетание различных тонов. Гармонично будет составлена комбинация, состоящая из оттенков одного цвета, поскольку она благотворно воздействует на нервную систему. Возможна также контрастная композиция. В этом случае сочетаются те тона, которые размещены на противоположных сторонах круга (кстати, это могут быть и вторичные цвета). Они называются взаимодополняющими или комплиментарными. Такая система будет наполнена энергией. Гармонично сочетаются в цветовом круге тона, которые находятся относительно друг друга под углом 90 градусов.какие цвета являются вторичными

Прекрасно будут выглядеть вместе три цвета, если их правильно подобрать. Композиция из трех тонов, расположенных на равных расстояниях друг от друга, даст ощущение гармонии и яркий контраст. В таких случаях можно использовать вторичные цвета. Если внутри цветового круга начертить равнобедренный или равносторонний треугольник, то правильно комбинируются тона, расположенные в вершинах данной фигуры. В колористике существуют четкие правила сочетания цветов. Руководствуясь ими, можно самостоятельно создавать различные комбинации, отличающиеся гармонией и красотой.

fb.ru

Классификация цветов

Классификация цветовКлассификация цветов.

В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали различные классификации цветов. Зная все эти классификации, вы, уважаемы родители, поможете своим детям увереннее чувствовать себя в работе с красками.

Хроматические и ахроматические цвета.

Это две основные группы цветов. Хрома, хроматос – в переводе с греческого «цвет». Так что их названия красноречиво говорят о том, что в одну группу входят цвета, не содержащие цвет ( ахроматические – не цветные). Это белый и чёрный цвета, а также все серые . получаемые их смешиванием.

Вторая группа цветов ( хроматические, цветные) – это все остальные цвета. Все хроматические цвета, в свою очередь, делятся на основные и составные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета: красный, жёлтый и синий. Их называют основными, так как они лежат в основе всех остальных цветов (исключая ахроматические.

Перед Вами генеалогическое дерево цветов и красок.

Попарное смешивание основных цветов даёт нам группу цветов, которые называют составными, потому что они составляются из основных цветов.

Смешивание красного и жёлтого даёт нам оранжевый, красного и синего – фиолетовый, синего и жёлтого – зелёный.

Предлагаю Вам поэкспериментировать вместе с ребёнком. Возьмите один из цветов, например, жёлтый. Вмешивайте в него другой цвет (пусть это будет синий) понемногу, так чтобы получались разные оттенки зелёного. После каждого смешивания фиксируйте получаемый цвет мазком на листе бумаги. (Можно нарисовать полоску с делениями для цветов.

Настанет такой момент, когда жёлтый цвет перестанет быть зелёно-жёлтым, потом, когда количество синего сравняется с количеством жёлтого, — зелёным, потом зелёно-синим и, в конце концов, синим. Если у Вас получилось больше, чем семь оттенков, Вы великолепно справились с этим нелёгким испытанием. Советую Вам повторить то же самое, смешивая между собой другие основные цвета.

^ Тёплые и холодные цвета.

Ещё один из способов деления цветов по признакам – деление на тёплые и холодные цвета. Тёплыми принято считать красный, оранжевый, жёлтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Это цвета солнца, цвета огня. В цветовом круге они держатся вместе.

Так же ведут себя и холодные цвета – синий, фиолетовый и производные от них. Это цвета луны, сумерек, цвета мороза. «А что же зелёный?» — спросите вы. Дело в том, что зелёный не принадлежит ни к одной из групп и ВТО же время примыкает к обеим группам сразу. Он находится на границе этих групп, и поэтому всё зависит от его качества, от того, какого цвета в нём больше. Если жёлтого, то зелёный цвет тёплый, а если синего, то – холодный.

Противоположные по качеству цвета называют контрастными цветами. Это синий и оранжевый, жёлтый и фиолетовый, красный и зелёный цвета. Контрастные цвета подчеркивают яркость друг друга. Каждый из них не похож на контрастный ему цвет, у них нет ничего общего. Свойство контрастных цветов таково, что красный рядом с зелёным кажется ещё краснее, а зелёный, в свою очередь, зеленее на фоне красного. Когда художник хочет что-нибудь выделить на картине, он использует контрастные цвета.

Предложите ребёнку придумать свои картины с использованием тёплых и холодных цветов. Пусть он попробует изобразить, как жарко в пустыне. Используя возможности холодных цветов, пусть нарисует зимний пейзаж, Северный полюс или царство Снежной Королевы.

^ Предложите ему попробовать себя и в рисовании контрастными цветами. Пусть он нарисует фиалки на желтом фоне и на сером фоне. Вот увидите, ему очень понравится.

Если есть разные цвета, должны быть и похожие. Например, оранжевый и желтый находятся в спектре рядом. Конечно, между ними тоже есть цвета (так называемые цвета третьего ряда), но это только усиливает их сходство. Это сходство называется нюансом . а сами отношения этих цветов – нюансными. Нюансными можно считать синий и фиолетовый, а также красный и фиолетовый. Чем ближе цвета, тем тоньше нюанс.

Вот зеленая гусеница ползёт по зелёному листку. Это нюанс. Эти два цвета не сливаются благодаря тому, что в одном из них (в том, которым нарисован лист) больше жёлтого, а в другом больше синего. Но эта разница не так велика. И тот и другой остаются зелёными.

Предложите ребёнку нарисовать рисунок, в котором контраст и нюанс существовали бы рядом. Например, букет красных роз на красном фоне. Розы и фон – это нюанс, стебли и зелёная ваза – тоже нюанс. А ваза и фон – контраст.

Желаю Вам успехов.

Полный цветовой круг.

Основные и составные цвета, а также цвета, получаемые их смешиванием, не способны передать всех оттенков. Они составляют лишь центральную, хотя и главную часть полного цветового круга. Все остальные цвета получаются смешиванием их с цветами ахроматического ряда.

nashicveti.ru

Глава 3. Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов.

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, особенности человеческого глаза и психики.

Все характеристики цвета представляют собой качественно и количественно измеряемые световые стимулы, способные вызывать в организме человека физиологические процессы и через них – различные психические реакции.

Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Еще цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета – тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Но среди оттенков каждого цвета можно выделить как холодные, так и тёплые. Например, холодный синий – ультрамарин, теплый синий – кобальт.

Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность (интенсивность) и чистота цвета.

Цветовой тон – качество хроматического цвета, которое обычно именуется его названием (красный, синий, зеленый и т. д.). Это первичный и впечатляющий элемент цветовой композиции, служащий исходным материалом для бесчисленных преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности красок. Это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра - желтый, зеленый, красный и т.д. Фактически мы в своей речи так и говорим: цвет.

 

Насыщенность - степень отличия цветного изображения от не цветного, чистота цвета, зависящая от степени добавления к нему серого цвета. Наибольшей насыщенностью обладают цвета спектра. Поэтому чистота всех спектральных цветов принимается за единицу, несмотря на их разную насыщенность. Наиболее насыщен — синий цвет, наименее — желтый. Степень насыщенности цвета зависит от его светлоты. Из двух равнонасыщенных цветов более насыщенным воспринимается более светлый.

Разные учёные рассматривали насыщенность по-своему:

1) как отличие цвета от серого 2) как интенсивность цветового впечатления( с психологической стороны). Но интенсивность цвета – это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета – это психологическое понятие.

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Это свойство, выражающее близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному цвету, относительная яркость цвета по отношению к образцу. Ахроматические цвета имеют только светлоту, а хроматические - и светлоту, и цвет.

Ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.

К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.

Основные цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, легко создать все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).

Составные: зеленый, фиолетовый, оранжевый цвета. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов.

Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. От расположения комбинации выбранных цветов на цветовом круге зависит их влияние на наше восприятие.

Контрастнымисчитаются два цвета, между которыми, на цветовом круге, находятся три промежуточных цвета. Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.

Дополнительными являются два противоположные цвета на цветовом круге, объединение которых дает белый цвет. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.

Монохроматические цвета - это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.

Родственными являютсялюбые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах.

Цвет — это один из факторов, формирующих состояние нашей психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма.Все цвета обладают способностью вызывать эмоции, эстетические переживания у людей, а также влиять на формирование пространства. Это объясняется психологическими особенностями восприятия цвета. Цвет может зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, выявляя и подчеркивая объемность формы либо превращая ее в плоскую, выделяя или растворяя в пространстве, утяжеляя легкую форму или облегчая тяжелую, вызывая ощущение теплоты, сухости, холода или влаги. Он способен создавать иллюзии, подменять действительное кажущимся.

 

Каждый цвет и его восприятие могут изменяться в нескольких случаях:

· в оттенке цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый оттенок;

· в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий - голубым, синим и тёмно-синим;

· в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным - оранжевым цветом;

в количественном отношении или в распространении цвета.

Один и тот же цвет для представителей разных культур может означать противоположные вещи. Нет ни одного цвета, который бы одинаково трактовался двумя людьми. Но, несмотря на всю уникальность восприятия цвета, универсальность многих его толкований не подлежит сомнению.

Горячие цвета

Полностью насыщенный красный цвет, самый глубокий и яркий из его оттенков, привлекают внимание и вызывают напряжение. По этой причине красный цвет так часто встречается в цветовой гамме вывесок и запрещающих дорожных знаков. Возбуждающие цвета активные и агрессивные, напрягают и обостряют эмоции. Цветовые комбинации горячих цветов символизируют самые сильные человеческие чувства - любовь и ненависть.

Холодные цвета.

Самым холодным цветом считается максимально насыщенный синий. Холодные тона, а именно: синий, сине-зеленый, зеленый - вызывают у человека ассоциации со снегом и льдом. Синий цвет создает ощущение покоя и неподвижности. Сине-зеленый - освежает, заряжает бодростью и энергией.

Теплые цвета.

Это все оттенки, содержащие в себе красный или желтый цвет. Такие цвета, как красно-оранжевый, оранжевый и желто-оранжевый, охватывают значительную часть эмоционального спектра человека они дружелюбные, непринужденные и гостеприимные.

Спокойные цвета.

Основой спокойных оттенков является синий цвет. Отличие их от холодных цветов состоит в добавлении желтого, в результате чего появляются желто-зеленый, зеленый и сине-зеленый оттенки.

Бирюзовый и "травяной" зеленый часто встречаются в природе. Спокойные и умиротворенные, эти цвета не только позволяют нам ощутить внутренний покой, но и внушают чувство глубины.

Светлые цвета - тончайшие пастельные оттенки, результат примести белого к базовому цвету. Розовый, бледно-желтый, голубой, салатный, персиковый; сиреневый, как бы предлагают расслабиться, создают ощущение легкости и прозрачности, внушают покой и доверие.

Темные цвета.

Темные цвета получаются в результате добавления черного цвета к базовому оттенку. Они сужают пространство, могут создать тягостное ощущение либо ощущение теплого интимного уюта, защищенности, покоя.

Бледные цвета.

Бледные тона - это самые светлые пастельные оттенки. В своем составе они содержат от 65 % белого, ненасыщены и создают романтичное настроение.

Яркие цвета.

Насыщенный цвет называется ярким. Чистота ярких цветов обуславливается отсутствием в них примеси серого и черного. Яркие цвета жизнерадостны и привлекают внимание.

Цвет имеет свойство создавать зрительные иллюзии: создавать ощущение приближения или отдаления окрашенной поверхности в зависимости от выбранного цвета.

Теплые тона — красные, оранжевые, желтые — обладают свойством приближать окрашенные поверхности. Теплые, насыщенные, интенсивные, броские, фактурные, тяжелые, плотные цветовые тона - кажутся выступающими среди других цветов. А холодные, светлые, малонасыщенные, мелкофактурные, легкие цветовые тона — отступающими.

Одна из главных особенностей цвета — активность и динамичность интенсивных, особенно теплых тонов, и пассивность малонасыщенных и холодных.

Выводы.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с вывесками, фигурами, формами, обстановками в разных цветовых интерпретациях, и это не просто так. Посредством цвета мы можем успокаиваться, возбуждаться, можем чувствовать комфорт, свежесть, глубину и даже доверие. И все это благодаря цвету. Все вышеприведённое показывает всю мощь такого явления, как цвет.

 

lektsia.com

Комнатные растения. Классификация и строение (Илья Мельников, 2012)

На рынке появилось много ранее недоступных, красивых, в т. ч. экзотических, растений – и интерес к комнатному цветоводству резко возрос. Эта книга поможет читателю сориентироваться в море новинок и редкостей и выбрать именно те растения, которые лучше всего украсят вашу квартиру и офис, поднимут настроение в торжественный день.

Рекомендации по размещению, содержанию, уходу, размножению, срезке, выгонке и многом другом, естественно дополняющие описание и особенности тех или иных растений, ставят книгу в ряд энциклопедических изданий.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ

Классификация предусматривает деление цветочных растений на отдельные группы, сходные по биологическим свойствам, агротехнике выращивания и практическому применению.

В зависимости от места выращивания цветочно-декоративные культуры делятся на растения открытого и закрытого грунта.

К растениям открытого грунта относятся однолетние, двулетние и многолетние травянистые цветочные растения, а также красивоцветущие кустарники. В свою очередь, однолетники условно подразделяют на красивоцветущие, декоративно-лиственные, ковровые, сухоцветы, горшечные, вьющиеся и плетистые; двулетники весеннего и летнего цветения; многолетники – зимующие и не зимующие в открытом грунте.

Растения закрытого грунта включают выгоночные, сезонно-цветущие, вечнозеленые и декоративно-лиственные растения.

По декоративным признакам цветочные растения подразделяют на красивоцветущие, декоративно-лиственные и растения с красивыми и оригинальными плодами. По целевому назначению их выращивают для срезки, выгонки, в качестве маточников и массового материала для озеленения. В зависимости от географического происхождения выделяют тропические, субтропические и растения умеренного пояса. Различные виды декоративных растений в экологическом аспекте классифицируют по отношению к свету, теплу, влаге, плодородию и кислотности почвы.

Наконец, чтобы правильно судить о том или ином виде (сорте) цветочного растения, следует уметь отличать его, выделять среди других сходных видов, сортов. Для этого необходимо знать ботанико-систематическую классификацию. Чтобы дать ботанико-систематическую характеристику, надо иметь представление об основах систематики растений.

В систематике растений основной единицей классификации является вид (species). Он понимается как совокупность особей растений (сходных по основным признакам, экологическим условиям), занимающих определенную территорию (ареал).

Цветочные растения, как правило, обладают большим внутривидовым разнообразием. Внутри видов выделяют подвиды (subspecies). Они менее резко отграничены друг от друга, чем виды, но имеют свои ареалы. Разновидности (varietas) и формы (forma) еще менее резко отличаются друг от друга и не имеют своего обособленного ареала.

В цветоводстве широко используются сорта декоративных растений. Сортом называют совокупность культивируемых растений, которые четко отличаются рядом признаков и при размножении (семенном или вегетативном) сохраняют свои особенности. Сорт – самая низшая единица классификации культурных растений, выше идут – род и т. д. Близкие виды объединяются в более крупные систематические категории – роды (genus). Последние по тому же принципу в семейства (familia), семейства – в порядки (ordo), порядки – в классы (classis), классы – в отделы (divisio). Все перечисленные единицы классификации являются таксономическими категориями, которые используются в систематике растений.

Каждый вид растения имеет русское и латинское название. Оба наименования составляются из двух слов. Первое пишется с прописной буквы и обозначает род данного растения (например, Dianthus – Гвоздика; Calendula – Ноготки и т. д.). Второе слово обозначает вид данного рода и пишется после первого со строчной буквы, как прилагательное. Например, Dianthus shinensis L. – Гвоздика китайская; Calendula officinalis L. – Ноготки лекарственные; Reseda odorata L. – Резеда душистая и т. д. В конце латинского бинарного названия растения пишутся начальные буквы фамилии, а иногда и имени ботаника, который впервые назвал или описал этот вид. В нашем примере справа от названий растений везде стоит буква L. Это означает, что все наименования даны шведским естествоиспытателем К. Линнеем (Linne). В том случае, если цветочные формы выведены путем длительного отбора из дикорастущих видов, то в их бинарном названии добавляется слово "hort." (hortensis). Это название указывает, что данная форма является садовой.

Разновидности и формы растений выделяют в зависимости от морфологических особенностей. Их обозначают путем прибавления к видовому названию дополнительных терминов, например: при махровости цветков – plena, при белой окраске – alba, розовой – rosea, темно-пурпуровой – atropurpurea, при очень продолжительном цветении (вечноцветущая форма) – semperflorens, крупноцветная форма – grandiflora, обильноцветущая – floribunda, двухцветная – biсоlor.

Выделяют разновидность и формы по окраске листьев: золотистая – аиrеа, сизая – glauca, серебристая – argentea, пестрая – variegata, золотистоокаймленная – аиrеamarginata, пятнистая – mасиlata; по строению и форме листьев: мелколистная – microphylla, узколистная – angustifolia, широколистная – latifolia, крупнолистная – macrophylla, круглолистная – rotundifolia, сердцевидная – cordata, морщинистая – rugosa, блестящая – lucida, мягкая (с опушенными листьями) – mollis, разрезнолистная – laciniata, dissecta, разнолистная – heterophylla; по окраске и форме плодов: крупноплодная – macrocarpa, с желтыми плодами – lutea, мелкоплодная – microcarpa, съедобные плоды – edulus, черноплодная – melanocarpa; по форме роста растения: низкая – папа, компактная – соmpacta, карликовая – pygmaea, распростертая – prostrata, колонновидная – fastigiata, изящная – elegans, пирамидальная – pyramidalis, плакучая – pendula, прямостоячая – erecta, шаровидная – globosa, приземистая (распростертая) – рrоcumbens, пониклая – nutans. Например, Lilium amabile var. Luteum hort. – Лилия приятная желтая; Lilium aurantum var. platyphyllum Baker. – Лилия золотистая широколистная.

Для обозначения межвидовых или межродовых гибридов используются названия родительских видов, соединенных знаком умножения (х). Например, Nemesia hybrida hort. (Nemesia strumosa х Nemesia versicolor). – Немезия гибридная произошла от скрещивания Н. зобовидной с Н. разноцветной.

В цветоводстве стремятся использовать наиболее декоративные и устойчивые сорта, которые гарантируют повышение продуктивности и улучшение качества цветочных культур. Сорта цветочных растений имеют ряд отличительных признаков, которые делятся на декоративные и хозяйственно-биологические.

Декоративные признаки проявляются через морфологические особенности растений. К таковым относятся размеры и габитус; окраска, величина, форма, количество и расположение цветков или соцветий, листьев; длина и прочность цветоносных побегов; величина, окраска и форма плодов, семян, луковиц и клубнелуковиц. Хозяйственно-биологические признаки обусловлены семенной или вегетативной репродуктивной способностью; устойчивостью растений к поражению вредителями и болезнями, к неблагоприятным условиям погоды и климата, сроками цветения, плодоношения и т. д. Однако эти признаки могут изменяться в зависимости от погодных условий отдельных лет, возраста растений, освещенности и почвенных факторов, агротехники возделывания и др.

Наименование сорта пишется с прописной буквы, помещается после названия вида и заключается в одинарные кавычки. Название иностранных сортов дается оригинальное или пишется русскими буквами с сохранением фонетического звучания.

kartaslov.ru


Смотрите также