КАРТИНЫ СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ЖАНРЕ «ЦВЕТЫ и ПТИЦЫ». Китайская живопись цветы


КАРТИНЫ СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ЖАНРЕ «ЦВЕТЫ и ПТИЦЫ»

«Перефразируя Евгения Евтушенко о том, что «поэт в России больше, чем поэт», можно сказать, что художник в Китае больше, чем художник. И не спроста, так как идеально выполненная картина содержит в себе несколько отдельно взятых видов искусства, а именно: - живопись на бумаге или шелке тушью и минеральными красками;- каллиграфически выполненную надпись, по смыслу подходящая к изображенному;- стихи, сочиненные для данной картины;- оттиски личной или свободного стиля печатей, гравировку которых желательно, чтобы сделал сам автор;Художники прошлого разбирались в красках и могли сами их приготовить, сейчас от этого прошлого осталась традиция растирания брусочков туши для работы.Кроме этого, когда картина на рисовой бумаге закончена, её необходимо наклеить на более плотную бумажную основу, чтобы в дальнейшем сделать свиток или оформить работу в багетной мастерской.Хотелось бы отметить трепетное отношение художника к «четырем сокровищам кабинета ученого мужа» - кисть, тушь, бумага и тушечница, каждое из которых является не только отличным инструментом или материалом, но и несет эстетическую нагрузку.Работа на рисовой бумаге требует от автора особого настроя, сосредоточенности и внимания, так как неверно нанесенный штрих невозможно исправить или затереть. Необычно для европейского понимания например то, что копирование старых мастеров является необходимым для художника, причем Ваша работа становится самостоятельным произведением, так как Вы прошли тем же самым путем, теми же линиями, такими же цветовыми вариациями. Все равно точную копию сделать невозможно – не позволят свойства бумаги.На картинах отсутствует переход от одной природной среды к другой – например воздух-вода. Нет линейной перспективы. Нет линии горизонта в пейзажах. Лаконичность образов порой достигает предела. Нет понятия «фон». Наоборот, есть обязательное условие оставлять часть картины вообще незаполненной – это придает недосказанность и легкость восприятия. В традиционной китайской живописи линия – основа основ. Каллиграфия была матерью живописи на Востоке.Цвет вторичен. Он есть, но цвета не кричащие, приглушенные.Возможность сделать полностью работу за один сеанс, в один прием весьма привлекательно, так как в следующий раз сам художник будет находиться уже в другом душевном состоянии и это не замедлит сказаться и на картине.По традиции изображенные образы символичны, и несут дополнительную информацию, так, например, лотос у китайцев - символ чистоты; павлин - красоты и достоинства; бамбук - сдержанности, силы; журавль - бессмертия; хризантема - мудрости, и т.д.Существуют два не противоречащих друг другу стиля в китайской живописи – так называемая «тщательная кисть», когда делается предварительный рисунок, переносится на рабочую поверхность, многослойные заливки, контуры; и второй стиль – «живопись идей» - где от художника требуется передать сущность предмета.Здесь, как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью "фактуры" изображаемого предмета, художник больше заботится о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей.Часто в одной и той же работе можно увидеть смешение стилей.Основные направления в китайской живописи это: пейзаж, жанр «цветы-птицы», портретная живопись, мифология. За последнее столетие сильное влияние оказала и европейскоеизобразительное искусство, ее новые течения.»         Николай Мишуков 

Художник ZouChuanAn  родился в Синьхуа (провинция Хунань) в 1941 году. В настоящее время он член Китайской Ассоциации Художников, член совета провинции Хунань и президент Института живописи области Loudi.

Zou ChuanAn начал интересоваться живописью с детства.  В процессе освоения традиционной теории Восточной живописи, он также стремился изучить основы творческого мастерства различных современных художников. Его работы имеют возвышенный стиль. Картины художника выставлялись в  Китае, Франции, Индии, Японии, США, Сингапуре, Тайвань и Гонконг. Его работы  собраны в Национальном музее Китая . Книга художника " Techniques of Meticulous Flowers-and-Bird Paintings" является всеобъемлющим и убедительным резюме его творчества.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

 

 

25

 Чжин Хонгджун родился в 1937 году. Его семья - потомки Императоров Кинга Динэсти (Qing Dynasty). Китайскую живопись начал изучать в Центральном Художественном Колледже Китая, обучался в Пекинском Институте Живописи. Его картины собраны в китайском Национальном Художественном музее. Участвовал в художественных выставках в США, Сингапуре, Корее, Канаде, Таиланде и других странах.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

BAO PING

 

 1

2

CHEN JANG YU

CUNZHANG

HAO FENG

LEE Z

I CHYANG

LOU DAHUA

1

2

3

MA DER BEING

SHR HAN

YUN TAO

WEI ZAR

СЮЙ БЕЙХУН

В пору, когда еще тихо Дремлет природа под снегом, Вести приходят из сада, Первые вести весны. Там мэйхуа пробудилась: По воскрешенным побегам – Россыпи розовой яшмы С солнечной стороны. Полураскрыты, воздушны, Нежно цветы засияли, Нежно цветы засияли, Тонкий, едва уловимый, Льется вокруг аромат. Словно красавица вышла И без забот, без печали Тут же, в саду, примеряет Новый весенний наряд.

                                                                                                                                  Ли Цинчжао

www.liveinternet.ru/users/meb-master/post200502323

my.mail.ru/community/artpainting/49D27B98637F63E0.html

blogs.privet.ru/user/petra_583/118850842    

blogs.privet.ru/user/petra_583/118849434

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

art.mirtesen.ru

Цветы в китайской живописи | Блог Галчонка

Думаю, что многие восхищаются китайской живописью. В ней столько нежности, легкости и символизма, что она вряд ли оставит кого — то равнодушным. Это одна из немногих восточных традиций живописи, которая зародилась со времен неолита и продолжает развиваться до настоящего времени.

цветы в кинайской живописи 1

Точной даты зарождения китайской живописи нет. Основателями этого искусства считаются Гу Кайчжи, Лу Таньвэй, Чжан Сънъяо и У Даоцзы, которые жили с IV по VIII вв. нашей эры. На протяжении столетий китайская живопись развивалась и в ней зародились несколько основных жанров. Один из них — жанр «цветы и птицы» (хуа няо). Изображение цветов встречается в любом виде живописи. Но в китайской цветы рисуются другим способом. Через него художник стремится передать дух цветка и его жизнь, и этот эффект при рисовании цветка достигается быстрыми мазками у-син. Каждый мазок должен проявлять не только форму цветка, но и отразить определенное качество «души цветка». Поэтому перед художником стоит задача проникнуть в душу цветка, слиться с ним воедино и только тогда можно добиться определенного эффекта. Для этого уходило много времени и тренировок.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Художники этого жанра передавали свои ощущения и восприятия мира не только через специфические средства изображения, но и через определенныю символические значения различных представителей флоры и фауны. В китайской живописи каждый цветок носит определенный символ. Например, пион — это царь цветов, он наделен богатством и властью. Лотос — это человек, который живет среди мирской грязи, то есть в болоте, но он исполнен благородными намерениями. Дикая орхидея — символ весны и нежности, а хризантема — цветок осени и ее отождествляют с благородным одиточеством монаха. Цветущая под снегом ветка дикой сливы «мэй» — символ стойкости и умения реализоваться в любых условиях. А изображение «четырех совершенных» то есть, дикой сливы, бамбука, сосны и хризантемы занимает особое место, так как оно символизирует  чистоту и благородство людей, дружба и взаимная поддержка которых прошла через все испытания.

Поэтому, изображение цветов в китайской живописи воспринимается не только, как пожелание, но и как элемент, который усиливает то или иное качество в доме. Жанр «цветы и птицы» всегда является одним из любимых для китайских художников, как в прошлом, так и в настоящее время.

цветы в кинайской живописи 2а

цветы в кинайской живописи 3а

цветы в кинайской живописи 4а

цветы в кинайской живописи 5а

цветы в кинайской живописи 10а

цветы в кинайской живописи 7

цветы в кинайской живописи 21

цветы в кинайской живописи 28

цветы в кинайской живописи 29

цветы в кинайской живописи 30а

цветы в кинайской живописи 18

цветы в кинайской живописи 13а

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

цветы в кинайской живописи 15

цветы в кинайской живописи 16

цветы в кинайской живописи 19а

galkoas.ru

Хризантемы в китайской живописи - Переводы с китайского

001

Хризантема во все времена была любимым цветком китайцев, поскольку она продолжает цвести до поздней осени, когда все другие растения уже отцвели. Более того — хризантема это буйство красок, бросающее вызов наступающей зиме. Этот цветок символизирует осень, а также бодрость духа перед наступающим ненастьем, уединение. Этот цветок - символ возвышенного одиночества.

002

Писать хризантемы по-китайски «цзюй хуа» ( 菊花 ) начали в династию Южная Сун (12 в.), а в династию Мин и Юань это направление развивали литераторы и ушедшие от службы учёные, которые восхищались её "ароматом отшельничества и духом уединения".003Хризантемы кисти Ши Тао

В отличии от весенних цветов, гибких и очаровательных, хризантема символизирует "позднее благоухание" - почтенную зрелость, уход от мира в возвышенное одиночество ("отшельник, льющий поздний аромат").При этом оставаясь "гордой в инее" - цветущей и не боящейся морозов. Её называют прекрасной, скромной, целомудренной - воплощением торжества осени.004

Разведением хризантем в Китае занимаются уже более трех тысяч лет, причем выращиваются это цветы не только, ради эстетического наслаждения, но и в бытовых целях: их используют как в кулинарии, так и в медицине.

005

Удивительно, что в Китае эти необыкновенные по красоте цветы, не принято дарить на дни рождения, 8 Марта, День учителя и другие праздники. У этого цветка свой, особый праздник, когда все внимание приковано к этому гордому цветку. Отмечается он девятого числа 9-го месяца по лунному календарю.

006

Цветы занимают особое место в китайской культуре. Как в древнем, так и в современном Китае цветы и некоторые виды растений считаются символами тех или иных качеств человека. Так, орхидея, символизирует изящество и скромность, бамбук – прямоту и стойкость, персик – долголетие, хризантема – символ совершенства, осеннего спокойствия и изобилия.

007

В "Книге цветов" известного китайского литератора 16 века Юань Чжунлана есть такие строки: "Любованию цветов более всего благоприятствует чай, за ним следует тихая беседа. А наихудший тому спутник – вино. Хотя чарка доброго вина приятнее нашим желудкам, чем чашка чаю, душа цветов чурается всего пошлого и грубого. Лучше довольствоваться сушеными фруктами, чем делать что-либо противное цветам". Поэтому не удивительно, что в современном Китае цветам отводится такое почетное место.

008

Сущность этого цветка – «Гордая в инее царица осени».

Хризантема – одно из четырех благородных растений (наряду с бамбуком, орхидеей и дикой сливой «мэй»), главных в китайской живописи, на которых строится обучение различным приемам и технике владения кистью.

Хризантемы можно написать монохромно, только используя оттенки серого, различные штрихи, разнообразие линий, пятна мокрой и сухой кисти.

009

Действительно, разнообразие сортов этого растения велико, поэтому на картинах мы видим совсем разные по форме хризантемы.

010

Хризантема – гордый цветок, ее цвет очень красив, ее благоухание – позднее. Как сказано в первоисточниках «художник должен в душе иметь образ всего цветка – только тогда он сможет написать (передать в живописи) ее дух уединения».

011

Часто хризантемы пишут в вазах, но это не натюрморт, цветы живые. Китайский художник по традиции скорее напишет какой-либо живой объект, нежели будет конструировать набор из неживых предметов или мертвых животных, красиво размещенных на столе.

 Кстати,  передать в одном листе картине несколько цветков, которые отражали бы различные стадии цветения – от бутона до полностью раскрытого цветка, являлось, весьма важным фактором в достижении естественности.

Старые китайские пособия по живописи содержат в себе глубокие научные знания авторов в ботанике, когда речь идет, например, о жизненных стадиях какого-нибудь растения, его особенностях. Знания в химии, когда речь заходит о советах художнику в самостоятельном приготовлении пигментов для красок. Знания истории искусств страны, когда говорится о тех или иных художниках, исторических личностях. И в тоже время эти старинные книги пропитаны поэзией, когда для полноты передачи сущности объекта порой не хватает применения обычного, сухого слога. Надо учитывать и то, что книги по искусству на Востоке наполнены особыми понятиями, аналогов которым в западной литературе и вообще в языках, не существует. И так как они являются основополагающими, то статьи и книги по искусству этих стран изобилуют чисто специфическими понятиями, которые становятся понятными далеко не сразу.В качестве примера цитирую «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» (17 век):

«Изображая цветы, необходимо знать, как рисуют бутоны – полураспустившиеся, готовые распуститься и совсем еще не раскрытые. В каждой форме – своя тонкость. В молодых бутонах лепестки растут вместе, охватив сердцевину цветка, структура (ши) всего цветка обычно уже содержится в этой форме. В бутонах, которые должны вот-вот раскрыться, зеленые листья из оболочки начинают прорываться, а первый лепесток появляется подобно язычку маленькой птички, слизывающей нектар с цветов, или подобно кулачку, из которого выставлен один палец…»

012Гравюра из "Слова о живописи из Сада с Горчичное Зерно"

«Бутоны, которые совсем не раскрыты, похожи на лазоревые жемчужины, подобны звездочкам, нанизанным на стебель».

035 фото

Понятие (Ши) – можно интерпретировать как нечто, несущее в себе ци и представляющее жизненное качество вещи. Ши обычно переводили словом «реальность», имея в виду, что оно выявляется, когда художник достигает непосредственного соприкосновения с реальностью. Первоначально оно означало «семена», а  также со временем  его стали переводить как «субстанция». В работах китайских специалистов это понятие является антиподом «красивости», «украшению», поэтому, проводя параллели с европейским искусством, можно заметить, что в портретах стариков и старух Рембрандта китайское понятие ши присутствует в незамутненном состоянии.

013

Хотя орхидея символизирует весеннюю пору, а хризантема – осень, можно встретить их вместе, на одной картине.

014

Существует контурный прием в написании хризантем, и метод, когда лепестки пишут мазками кисти. На этом свитке китайский художник совместил два подхода в одной теме.

015

016

Осень – время собирать плоды урожая. Часто китайские художники рядом с хризантемами пишут  кувшин и чаши с молодым вином, чайник с чаем, живых  или приготовленных к трапезе крабов.Богомолы, кузнечики, бабочки и другие насекомые вполне гармонично оживляют картины с хризантемами.

017

Прожилки листьев можно выделить ярко-голыбыми мазками, а сами головки цветов сделать сухой кистью.

018

Часто в композиции с хризантемами присутствует изгородь, простой штакетник как связующий элемент картины.

019

020Если на картине присутствует камень, он будет равноправным элементом построения картины.

021

В композиции почти никогда не бывает симметрии.

022

Смещение или отсутствие перехода между средами «вода-воздух» не выделяются ни отражениями, ни преломлениями лучей, ни бликами в воде.

023

В живописи «сеи» (живопись идеи) важно передать суть предмета, используя подчас импульсивность в написании, детали опускаются, умение владеть кистью и интуиция художника выходят на первые места.

024

В живописи «гунби» (тщательная кисть) главное – набраться терпения и точно, умело, следуя предварительным рисункам, перевести шаг за шагом, используя лессировки, прорисовки контуров, усиливая контрасты темных и светлых тонов, выполнить тончайшие детали задуманного.Поэтому картины с хризантемами такие разные.

 025

026

027

028

029

030

031

mishoukov.livejournal.com

китайская живопись водяными красками и тушью. Китайские художники. Обучение живописи

Китайские художники оказали огромное влияние на мировое искусство, а их потрясающие произведения, выполненные на рисовой бумаге и шелке, вот уже несколько веков восхищают лаконичным художественным языком.

Эстетические каноны живого наследия, насчитывающего тысячелетнюю историю, сложились под влиянием философских традиций даосизма, буддизма и конфуцианства. Считается, что природа учит людей видеть прекрасное, и именно эта истина является основной темой традиционной живописи Китая. Уникальные шедевры, созданные мастерами в разные эпохи, – это важный вклад в мировое изобразительное искусство.

Традиционная живопись Китая

Гохуа – китайская живопись, которая отличается от западной особенностями техники выполнения рисунка: на шелк или специальную тончайшую бумагу при помощи кисти наносят изображение. Художники используют минеральные, растительные водяные краски, черную тушь, а их произведения часто имеют форму горизонтальных или вертикальных свитков.китайские картины

Занимающая центральное место среди разных направлений искусства Поднебесной гохуа (китайская живопись) возникла в VII-VIII веках до нашей эры, а с конца XIX столетия стиль получает второе дыхание.

«Четыре сокровища»

Для написания традиционных картин авторы используют ограниченный набор средств: черная тушь (или акварель), китайская кисть из натуральной шерсти, бумага и приспособление для растирания краски. Многие художники все-таки отдают предпочтение монохромной живописи, считая, что это «раскроет суть природы».

Большое внимание в стране уделяется качеству туши, и для работы используются плитки с черным лаковым блеском. Мастера растирают их с водой, получая нужную консистенцию и создавая разнообразие оттенков. Как признаются китайские художники, из-за низкого качества европейской туши достичь нужных эффектов невозможно.

Для живописи используется особая бумага суан (рисовая) со специфической текстурой. Иногда рисунки выполняются на шелке или хлопчатобумажной ткани.

Тушечницы очень высоко ценятся, и многие передаются из поколения в поколение. Эти приспособления, иногда изысканно украшенные, выполняются из нефрита или обожженной глины.

Линейный рисунок

Если рассматривать европейские полотна, написанные акварелью, то в них можно не заметить линию как таковую. В китайской живописи все образы создаются посредством линейного рисунка. Этим и отличается традиционный стиль гохуа, сильно напоминающий успешно развивающуюся в стране каллиграфию, элементы которой художники обязательно вносят в свои произведения.

Нельзя не отметить отличную технику владения кистью, которая совершенствуется на протяжении нескольких веков. При помощи тонкой или толстой линии художники, использующие одни и те же инструменты, что и каллиграфы, передают пространство, объем, движение, не пользуясь при этом привычными приемами светотени. Красота китайской живописи заключается в мастерском владении особой техникой би-мо, название которой переводится как «кисть-тушь». Черная краска, нанесенная на рисовую бумагу, мгновенно впитывается, и одно неловкое движение, неверная линия могут изменить общее настроение картины, исказив правду жизни. Каждый мазок обязан быть точным и четким, ведь ни стереть, ни поправить рисунок автор уже не сможет.

Техника нанесения изображений пальцами

Любопытно, что китайские картины в технике гохуа не всегда пишутся кистью. Часто мастера используют руки, выводя ими линии и растушевывая краску. Живописцы наносят контурные линии ногтем, а широкие мазки выполняют подушечкой большого пальца.

Стихотворная надпись

Традиционная китайская живопись отличается от европейской тем, что на рисунке имеется стихотворная надпись, выполненная в каллиграфическом стиле. Так мастера выражали свое отношение к произведению, а иероглифы дополняли его образное содержание. Известный каллиграф, литератор и художник Су Ши, живший в XI веке, боролся за то, чтобы в живописи обязательно присутствовала поэзия. Такие надписи отражают мнение автора и становятся его почерком.живопись водяными красками

Свитки

Гохуа – китайская живопись, в которой существует необычный вид картин. Они свертываются на палочке в свиток и хранятся в продолговатых футлярах. Произведения пишутся на специальной бумаге не только тушью, но и красками из минерального и растительного сырья. Картины в рулонах, не предназначавшиеся для массового зрителя, хранятся вот уже более тысячи лет, не теряя при этом яркость и насыщенность оттенков. И в наши дни можно любоваться шедеврами, написанными несколько веков назад известными мастерами.

Аллегоричность

Живопись водяными красками и тушью отличается лаконичностью, и такой язык символов понятен настоящему ценителю китайского искусства. Например, растения и стихотворные строчки изображают времена года, а луна или горящая свеча указывают на ночь.

Незаполненные пустоты на картинах

Еще одна особенность, отличающая китайскую живопись от западной, заключается в том, что на произведениях авторы оставляют незаполненные участки, которые могут маскироваться под изображения светлого облачка или белесого тумана. Иногда пустое место оставляют для того, чтобы у зрителя оставалась свобода для фантазии, ведь китайские картины – это удивительный вид искусства, который невозможен без единства автора и зрителя.

Обязательная печать

По традиции мастера обязательно ставят на произведения печать красного цвета, удостоверяя таким образом свою личность.

Рассмотрев особенности традиционного художественного искусства, можно сказать, что гохуа – китайская живопись, в которой гармонично сочетаются поэзия, каллиграфия и проявляющееся в оттиске печати граверное мастерство.

Жанры живописи

В традиционной китайской живописи выделяют несколько жанров. Первый – шаншуй (пейзаж). В стране получила широкое распространение философская концепция, согласно которой люди и природа едины и между ними не существует никаких преград. Пейзажное произведение вызывает соответствующее настроение у зрителя.китайский стиль

Второй жанр – хуаняо (изображение флоры и фауны). Китайские мастера вглядываются в совершенные формы животных, камней, растений и передают их истинную сущность, которую невозможно выразить словами.

Третий жанр – жэньу (портрет). Еще в древности художники, работавшие с людьми, знали одно непреложное правило: наравне с внешним сходством творец должен передать душевное состояние и характер человека, подчеркнув красоту его внутреннего мира. Все живописцы четко следовали этому принципу, и даже на ранней стадии развития китайского искусства мастерство портретного жанра достигло невероятно высокого уровня.

Стили гохуа

Известны два традиционных стиля: гунби, преобладающий на ранних этапах, и се-и, получивший широкое распространение в конце XIX века. Разберем особенности этих направлений.

Китайский стиль гунби – это определенная манера письма, при которой тщательно наносится краска (в том числе и цветная) и прописываются самые мелкие детали. Главная цель художника – точно изобразить действительность, и такая идея натурализма тесно связана с влиянием даосизма. Гунби считается официальной академической живописью. В стиле четких линий работали мастера, оформлявшие интерьеры императорского дворца.

Однако после распространения буддизма на территории страны художники переосмыслили эту идею, и появился новый китайский стиль се-и, характеризующийся свободной манерой письма. Творцы изображают не внешнее сходство предмета или объекта, а заботятся о передаче настроения. Они стремятся показать искренние эмоции, оперируя образами. Считается, что се-и – это живопись философов и поэтов, и в этом стиле работают творцы под влиянием сиюминутного настроения. китайские художники

Разновидностью се-и является шуймо (для написания картин используется лишь черная тушь).

Многие китайские художники удачно сочетают в своих произведениях приемы одного и другого стиля, используя смешанные техники. Ли Кэжань, Ци Байши, Фу Баоши, Ян Ифэн, Хуан Биньхун, Пань Тяньшоу и другие мастера сумели достичь в своих работах выразительных эффектов, передавая изображения природы и фиксируя даже самые незначительные детали. гохуа китайская живопись

«Чтение» картин

Национальная живопись водяными красками характеризуется изящным образным языком, и художники закладывают в свои произведения определенный подтекст. Если европейцы рассматривают полотна, то китайцы их читают. Картины наполнены положительным настроем и дарят своему хозяину хорошее настроение.

Китайские произведения полны символизма и аллегорий. Например, горы олицетворяют мужское светлое начало, а вода – темное женское. Живописец передает лирические настроения, переживания, которые возникают после общения с природой, и не стремится к натурализму и внешнему сходству.

На фоне величественных ландшафтов миниатюрные фигурки людей символизируют, что человек – это незначительное звено Вселенной, которое полностью подчинено ее мощи. А вот в европейском искусстве люди всегда изображались как могучая сила, способная управлять стихиями, и такими представлениями о человеке кардинально отличается от западной китайская живопись.

Цветы – это отдельная тема для разговора. Существует живопись, которая носит название «четырех благородных»:

  • орхидея, символизирующая чистоту;
  • хризантема, воплощающая скромность и целомудрие;
  • дикая слива мэйхуа – стойкость и несгибаемость;
  • бамбук – это символ человеческого характера.

обучение живописи

Часто художники изображают иву, которая воплощает красоту и изысканную утонченность. Она олицетворяет собой весну и женское изящество. А вот сосна – это идея вечной юности и конфуцианской сдержанности.

Такой язык символов очень понятен китайцам, а тем, кто не сможет разгадать иносказания, постичь национальную живопись невероятно сложно.

Мастера гохуа

Сюй Бэй-хун прекрасно владел основными навыками европейского искусства и в своем творчестве сочетал их с китайскими традициями. Его великолепные портреты, в которых живописец умело раскрывал психологические черты людей, считаются шедеврами китайского искусства.

Ян Ифэн, являющийся лауреатом многих национальных премий, достойно продолжает выработанные столетиями традиции.

Гу Йинчжи, получившая титул «королевы кошек», работает в стиле се-и. Она мастерски изображает домашних животных, и ее полотна китайские послы дарят иностранным гостям. стиль гохуа

Ци Бай-ши – один из самых ярких представителей стиля. Наблюдательный творец, способный уловить основные черты, пишет оригинальные картины, соединяя высокое мастерство с искусством каллиграфии и выразительностью линий.

Обучение живописи

Многие хотят овладеть секретами гохуа, однако научиться творить в этой технике не так уж и просто. Художники много времени тренируются, прежде чем приступить к работе, которая ведется на одном дыхании, чтобы избежать ошибок.

Китайцы ценят не только внешнюю красоту картин, но и внутреннюю, их силу и энергетику. Во многих магазинах страны продаются специальные альбомы для раскрасок, где показана последовательность выполнения рисунка. Такое обучение живописи дает свои плоды, и практически любой человек сможет нарисовать картины в традиционном стиле. Так прививается хороший вкус и воспитывается любовь к искусству.

Поэзия, обретшая форму

Надо сказать, что сейчас гохуа следует за временем. Она давно вышла из узких рамок китайских национальных традиций. В изобразительном искусстве появляются сюжеты на современные темы, и такие картины наполнены новым содержанием. Позволим согласиться с классиком, заметившим, что «живопись – это поэзия, которая обрела форму».

fb.ru

Символика в китайской живописи – Ориенталист

Символика в Китайском искусстве имеет важную роль — она наполняет смыслом объекты искусства и, порой, придает им оберегательный и благопожелательный характер. Человек учится у природы красоте и гармонии, в Китае же это любование природой возведено в абсолют. Немногие способны устоять перед нежностью лотоса и укрытыми за его листьями уток-мандаринок или величавым изгибом тигриной спины, обращенных к нам с картин китайских мастеров. Любуясь китайской живописью, важно понимать, какие именно чувства и понятия вкладываются в те или иные образы. И в этом кардинальная разница между китайской и европейской живописью. Китайские картины принято не просто воспринимать как красивое изображение объекта, их нужно «читать». Ниже приведены основные символы китайской живописи с иллюстрациями.

Цветы и деревья

Лотос. Изображения лотоса широко распространено в китайской живописи. Китайцы верят, что цветок растер в раю, на небе и почитался как священное растение ещё до распространения буддизма. Лотос олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия.

Сосна в китайской живописи пользуется большой популярностью. Это вечнозеленое дерево, даже зимой не сбрасывает своих иголок. Сосна символизирует духовную стойкость, мужество, жизненную силу, сдержанность, постоянство и долголетие. Что касается семейных ценностей то, благодаря сдвоенным иголкам, сосна служит символом супружеского счастья и верности.

Бамбук – многолетнее, вечнозелёное растение, растущее с удивительной скоростью, к тому же очень прочный. Изображение бамбука очень популярно в китайской живописи. Он ассоциируется с долголетием, стойкостью к жизненным невзгодам,  высокими моральными качествами. Интересно то, что бамбук является символом сыновьей почтительности и преданности.  Бамбук одно из четырех благородных растений наряду сорхидеей, хризантемой и сливой.

Цветущая дикая слива мэйхуа, как и все лиственный деревья в живописи Китая, олицетворяет вечный круговорот природы: появляются молодые листья, растут, опадают и вновь появляются. По популярности изображения, слива запросто может соперничать с бамбуком. Как и бамбук, слива является одним из четырех благородных растений. Даже во времена династии Тан было заложено отдельное направление живописи, посвященное сливе. Цветущая дикая слива мэйхуа символизирует чистоту помыслов, невозмутимость, спокойствие, гармонию. Цвести она начинает, когда еще холодно, нередкое явление цветы дикой сливы в снегу. Неудивительно, что мэйхуа символизирует зиму и несгибаемость.

Орхидея. Этот нежный утонченных цветок является одним из четырех благородных растений. Орхидея олицетворяет весну, честь, чистоту помыслов, благородство. И кроме того это символ женского начала и красоты.

Хризантема так же как и орхидея, одно из четырех благородных растений. Этот цветок украшает собой сады до поздней осени, как бы бросая вызов зиме, и символизирует бодрость духа. Так же орхидея это символ покоя и может представлять ученого-отшельника.

Пион – цветок императоров. Это символ богатства, изобилия, почести и карьерного роста. Так же пион это человеческая красота, романтика, страсть, любовь.

Магнолия очень красивое дерево и украшение любого сада. Цветы этого дерева расцветают, когда листья еще не появились. Магнолия это символ красоты, женственности, очарования и нежности.

Персик. Китайцы верят, что в садах богов растут эти золотые плоды и дают им длинную жизнь.Нарцис в доме приносит удачу. В китайской живописи это символ чистоты и женской преданности.Ива воспринимается как символ женственности. Так же ива знаменует весну и прохладу в полуденный зной.

Гранат воспринимается как многочисленное потомство, «множество сыновей под одной крышей».

Глициния древовидное вьющееся растение, со светло-лиловыми или белыми кистями, расцветает весной и украшает сады и улицы в течении всего лета. В китайской живописи символизирует этапы жизни.

Гибискус. Родиной гибискуса принято считать Китай. Цветы этого красивого, неприхотливого цветка похожи на волшебных бабочек. Гибискус удивляет широким диапазоном форм и размеров, а так же большой палитрой красок. Кроме своих декоративных качеств, гибискус имеет целебные свойства. Из цветков гибискуса приготавливают напиток Каркаде. В китайской живописи Гибискус символизирует удачу в карьерном росте.

Хурма. Это вечно зеленое дерево или кустарник. Деревья доживают до пятисот лет. Китайцы традиционно рисуют особый сорт, который состоит как будто из двух половинок. Одним из любимых сюжетов китайских мастеров – хурма припорошенная снегом. Хурма это символ радости, удачи во всех делах и пожелание успешного завершения задуманного (По китайски слово «хурма» созвучно слову «дело»).Тыква горлянка. Молодые плоды этого растения можно употреблять в пищу, старые испокон веков использовали в качестве сосуда для питьевой воды и пищи, а так же для изготовления музыкальных инструментов. Тыква горлянка используется как талисман, оберегающий и поддерживающий здоровье, накапливающий в себе положительную энергию, обеспечивающий хорошее настроение и привлечения финансового благополучия. В китайской живописи это символ здоровья, процветания и магической силы.

Капуста — королева среди овощей и символизирует благосостояние.

Птицы

Журавль считается посланцем богов. Как и у многих народов мира, журавль в китайской культуре ассоциируется с удачей, счастьем, верностью, свободолюбием. Так же в Китае журавль это символ долгожительства, бессмертия, бдительности, преуспевания и высокого положения в обществе.

Утки – мандаринки символизируют супружеское счастье, крепкую семью, любовь.

Воробьи умные, бойкие и плодовитые птички. Они благополучно живут рядом с человеком даже шумных мегаполисах. Мы настолько к ним привыкли, что даже не замечаем их. Воробей это вестник, несущий благие новости. Это символ согласия, а так же мужского начала.

Феникс широко используется в качестве женского символа и часто изображается рядом с драконом, это символы императора и императрицы. Это символ совершенства и благодеяния, мира и процветания.

Павлины являются родственниками обычных кур, но при этом они одни из самых уникальных и красивых птиц в природе.  На полотнах павлин символизирует изящество, достоинство, бессмертие, величие, неподкупность, гордость, красота и благородство. Пара павлинов – успех в делах.

Петух олицетворяет мужское начало, смелость, благожелательность, достоинство и верность. Петух вестник зари, солнца и духовного возрождения. Своим громким пением эта птица созывает Богов и заявляет о своей силе. В Китае Петух считается птицей солнца и поэтому изображения красного Петуха является талисманом против огня. По восточному гороскопу знак Петуха стоит десятым.

Орел символ смелости, мощи, скорости и проницательности.

Ласточки — эти маленькие быстрые птички большую часть своей жизни проводят в воздухе. На лету они едят, пьют, спариваются и даже спят. В Китае считается, что если ласточка свила свое гнездо под крышей дома, то ждет обитателей этого дома процветание и удача. В живописи изображение ласточки символизирует приход весны.

Дикий гусь. Так как дикие гуси мигрируют на Юг, то есть летят за солнцем, они ассоциируются со светлым началом Ян. В Гохуа пара гусей это символ брака и не удивительно, ведь гуси формируют пару на всю жизнь. Парящие дикие гуси в небе символизируют тоску по родным местам. А еще гуси это символ долгожданных вестей. И даже на современном почтовом гербе Китая можно увидеть стилизованную фигурку гуся.

Сорока. В Китае считается, что увидеть или даже услышать сороку это хорошее предзнаменование и начатое дело обернется удачей. Гнезда сорок возле дома тоже к удачи. В живописи сорок тоже символ удачи и доброго предзнаменования. Так же пара сорок это весть о скорой свадьбе. И в наши дни на свадебных открытках можно увидеть изображение сорок.

Насекомые

Пчела. Маленькие неутомимые труженики, приносящие людям пользу, на холсте это символ трудолюбия, усердия, бережливости, тяжелого труда. Изображение пчелы может быть намеком на повышение по службе, если еще присутствует обезьяна, солидное повышение. Пион в окружении пчел символизирует влюбленную девушку.

Бабочки на картине это символы лета или осени, изобилия. Так же они символизируют семейное счастье, женскую красоту, радость, удачу, свет. Две бабочки на картине это намек на счастливую семейную пару, любовь и гармонию.

Цикады — эти крылатые насекомые, способные издавать громкие, мелодичные звуки, являются символами молодости и счастья.

Сверчок. Мелодичное стрекотание любимца детских сказок — символ домашнего очага, уюта и покоя. Сверчки более голосисты, чем кузнечики, и репертуар у них богаче. Интересно то, что поют только самцы. Самки петь не умеют. В китайской живописи сверчок символизирует лето, храбрость и боевой дух.

Рыбы и морские гады

Золотые рыбки часто упоминаются во многих преданиях и символизируют долголетие, достаток и гармонию. Кроме того золотые рыбки и карпы это символы процветания, исполнения желаний и успеха.

Карп: известна легенда, где карп проплыл против течения, достиг врат дракона, чтобы стать драконом. Поэтому карп стал символизировать упорство и настойчивость. Так же изображение карпа символизирует удачу, военную славу, счастье, долголетие и отгоняет злых духов. Пара карпов это символ гармонии в семейных отношениях, счастливый брак.

Креветка

Изображения креветки означает счастье, удачу, а так же такое качество как умение общаться с людьми. Еще креветка это благоприятный символ для бизнеса.

Китайский художник Ци Байши очень любил рисовать креветок — не экзотических морских, а обычных речных, которых обычно называют «креветками с длинными лапками». Он целыми днями пристально наблюдал жизнь этих ракообразных в речках, озерах и прудах пекинских парков, старался уловить своеобразие их движений, изменение цвета в разной воде, взаимосвязь друг с другом.

Уже в преклонном возрасте Ци Байши сказал: «Я рисую креветок уже несколько десятилетий  и только сейчас начинаю немного понимать их характер».

Известный китайский писатель Лао Шэ сказал: «На картинах Ци Байши движения креветок в воде переданы так, что кажется, будто они живые».

Млекопитающие

Лошади — умные, сильные, верные, храбрые животные – лошади всегда были замечательными помощниками человеку и в труде, и в бою. В древнем Китае была почитаема, она символизировала скорость, силу, напор, стремительность, уверенность. Лошадь это знак процветания, достижение задуманного.Буйволы — крупные, сильные, со смелым нравом эти дикие быки являются символом трудолюбия, надежности и храбрости.

Тигр. В древнем Китае поголовье тигров было велико, они встречались повсеместно, и считался царем зверей. Огромное количество метафор содержат в себе качества хищника. Тигр это честь, бесстрашие, символ настоящего солдата, защитник от злых духов. Тигр был символом воинской доблести. Среди военных изображение тигра служило знаком отличия. В древние времена тигров, для устрашения врагов, изображали на щитах, и воины надевали тигриные шкуры с хвостами. В легендах Бог в виде тигра частенько спускался на землю.

Летучая мышь — единственные млекопитающие, на Земле умеющие летать – летучие мыши имели множество названий: волшебная мышь, летающая мышь, небесная мышь и даже ночная ласточка. В отличие от большинства стран, где к летучим мышам относятся с отвращением, в Китае летучая мышь это символ долголетия, удачи и счастья. Да и звучание названия этого животного похоже на слово удача.

Мифические существа

Дракон мифическое животное, он один из самых почитаемых персонажей в Китае. В китайской культуре дракон символизирует доброе начало ян и стихию воды. Ведь китайские поверья говорят, что драконы обитают в реках и морях, но могут взлетать в небеса и может летать без крыльев. Дракон это глава всех водных существ. Есть даже ежегодный праздник драконьих лодок. Дракон это символ императора. «Живой дракон» это было одно из титулов императора, а императорский трон назывался драконьим престолом. Изображения дракона символизирует выносливость, силу, мужество, великодушие. А так же это символ бдительности и безопасности.

__________dveimperii.ru

orientalist.pro

Символика цветочной живописи на Китайских вазах Art-Salon

Известно, что на Европейских мануфактурах по производству фарфоровых изделий, главное вдохновение скульпторы и художники черпали из форм и росписи восточного фарфорового искусства. Китайские вазы, которые поступали в коллекционные собрания великих царственных особ Европы, стали прототипами для первых фарфоровых изделий Майсенской мануфактуры и до сих пор являются источником вдохновения для современных мастеров Meissen.

Особенности восприятия мира в восточной культуре и основные черты китайской живописи

Основа культуры Китая - целостное представление о мире, в котором тесно переплетены между собой философские учения, мифы и легенды, реальные исторические события и персонажи с волшебными и мифическими существами и явлениями, а человек рассматривается непременно в неразрывной связи и единстве с природой.

Как правило, в живописи китайских ваз использовались элементы растительного мира, животного и сценок из человеческой жизни. Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением.

Как правило, китайская живопись отличалась не наличием цвета в росписи, а необыкновенной манерой использования большого количества отрывистых линий, точек, мазков, поскольку китайская живопись неразрывно связана с каллиграфией. Для китайских художников важно не точное копирование реальных объектов, а их символическое значение.

Китайская живописная работа считается законченной, если на ней есть печать автора и какие-то поэтические или философские строчки, написанные каллиграфией. Поэтому говорят, что европейцы рисуют, а китайцы пишут картины, европейцы рассматривают картины, китайцы же их читают.

В эпоху Мин - золотой век китайской живописи - огромную популярность приобретают изображения животных и растений, обладающих символическим смыслом. Таким образом, часто изображая что-либо, китайские художники закладывали в рисунок определённый подтекст. Некоторые образы встречаются особенно часто. Так, например, изображение гор и воды являет собой взаимодействие активной мужской силы «Ян» и пассивной женской - «Инь». Или например, изображения различных растений и животных становятся носителями символов и образов.

Цветы в китайской живописи

Орхидея, бамбук, хризантема, и слива мэй-хуа – основные растения, которые изображались на вазах. Эти четыре цветка считаются благородными растениями в Китайской культуре. Именно эти растения согласно китайской традиции обладают качествами благородного человека.

Орхидея

Орхидея – это нежный цветок ранней весны, поэтому она становится олицетворением весны, чистоты помыслов и благородства. И кроме того, это символ женского начала и красоты. Орхидея это символ покоя, нежности, утончённости и скромности. В Древнем Китае орхидея высоко ценилась учёными мужами, и до сих пор этот цветок считается знаком благородного учёного. Подарить вещь с изображением орхидеи – значит пожелать рождения сыновей с высокими умственными способностями.

Бамбук

Бамбук считается символом непреклонного характера, поскольку это многолетнее, вечнозелёное растение, растущее с удивительной скоростью, к тому же очень прочное и устойчивое к внешним воздействиям.

Бамбук ассоциируется с долголетием, стойкостью к невзгодам. Примечательно то, что бамбук является символом сыновьей почтительности и преданности.

     

Хризантема

Хризантема. Этот стойкий к морозам цветок, который украшает собой сады до поздней осени и продолжает цвести зимой, как бы бросая вызов зиме, символизирует бодрость духа и долголетие. Глубокой осенью, когда лепестки почти всех цветов уже осыпались, хризантема начинает пышно расцветать, не страшась никаких холодов. Хризантема - прекрасна, целомудренна и скромна, она является воплощением торжества, спокойствия осени, и воплощает в себе женское начало «инь». Месяцем хризантемы является октябрь. Образ цветка связан с урожаем, богатством и изобилием. Археологами было найдено первое изображение хризантем на китайском фарфоре, который был изготовлен 2500 лет назад. В Китае известно около 3000 сортов хризантем.

В Китае получил распространение обычай дарить друг другу на праздники жёлтые хризантемы — олицетворение безоблачного счастья.

     

Цветы дикой сливы 

Цветущая дикая слива (сакура) ассоциируется с чистотой помыслов, невозмутимость, спокойствие, гармонию и стойкостью к невзгодам судьбы. Слива живёт долго, иногда по 100 лет. Дикая слива, как и все лиственные деревья в живописи Китая, олицетворяет вечный круговорот природы: появляются молодые листья, растут, опадают и вновь появляются.

Сливе было посвящено целое отдельное направление в живописи.

Цвести дикая слива мэй-хуа начинает, когда еще холодно, очень красивым и нередким является цветение дикой сливы в снегу. Поэтому, неудивительно, что мэй-хуа символизирует зиму и стойкость.

Ветви сливы напоминали китайцам дракона, а молодые побеги сравнивали с железными прутьями клетки. Получалось, что это был укрощенный дракон.

Другие цветы в живописи

Четырьмя благородными цветками китайская живопись конечно же не ограничивается.

     

Цветы лотоса

Лотос

Лотос является самым древним и самым загадочным цветком. Летом, в пору цветения, лотос можно встретить почти в каждом парке столицы Китая. Лотос считается священным растением в этой стране. Он олицетворяет прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно. Лотос считается символом лета и месяца август.

Изображение лотоса используется в фэн-шуй для создания уютной и спокойной  обстановки в доме и для пробуждения духовного сознания.

Строение лотоса отражает взаимодействие мужского и женского начала, поэтому он связывается с плодородием, следующим поколением и зарождением новой жизни.

Китайцы верят, что лотос растёт в раю, на небе, и он почитался как священное растение ещё до распространения буддизма, с которым он очень тесно связан – ведь это цветок, тянущийся к свету сквозь темноту воды и ила.

Этот цветок олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия. Лотос символизирует гармонию и любовь между мужем и женой (слова «соединение» и «лотос» в китайском языке звучат абсолютно одинаково). Кстати эти удивительные нежные растения занесены в Красную книгу.

Рисуя цветок лотоса, китайские художники рассказывают о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.

     

Цветы пиона

Пион

В 1903 году пион был провозглашен национальным цветком Китая. В древности пионы выращивали исключительно в императорских садах и в домах богатых чиновников, а чтобы насладиться красотой их цветения, знать надевала самые торжественные наряды, чтобы пройти в парк с пионами, где проводилась целая церемония. Поливать пионы доверялось только самым красивым и целомудренным особам с бледным лицом, ухаживать за цветами могла только самая красивая девушка при императорском дворе. Пионы всегда считались знаками аристократизма, высокого положения, знатности, достоинства, богатства, процветания и славы.

Кроме этого, пион является символом весны, поскольку он зацветает в начале апреля, когда не цветёт ещё ни одно другое растение. Очень часто в росписи рядом с пионами появляется изображение бабочки, поскольку аромат бабочек всегда привлекает насекомых и прежде всего бабочек. Пион в таком случае становится символом женского начала, а бабочка – мужского. Пионы символизируют пылкую страсть и неугасающую любовь.

Азалия

            

Астра                                                                    Вьюнок

Азалия олицетворяет женскую грацию. В некоторых случаях она может являться символом больших способностей человека. Порой цветок азалии ассоциируется с тоской.

Астра выступает образцом элегантности, очарования, скромности, и смирения.

Календулу в Китае зовут «цветком десяти тысяч лет», она является символом долголетия.

Образ вьюнка связан с любовью и браком, зависимостью. Но при этом он может служить символом рассвета, обозначать нечто преходящее.

     

                                   Ирис                                                                                                  Камелия

     

                                                            Глициния

Ирис олицетворяет грацию, изящество, нежность и красоту в одиночестве.

Камелия символизирует здоровье, силу тела и силу духа. Этот цветок также называют «героем сражений».

С образом мака в Китае связывают уход от дел, отдых, но вместе с тем и успех. Мак как источник опиума наделяется совершенно иными значениями, олицетворяет распад и зло.

Цветы глицинии, воплощая в себе чистую энергию инь, ассоциируются с женской красотой.

     

Магнолия                                                                                                              Лилия

     

          Цветы персикового дерева                                                               Китайская роза

Магнолия так же считается символом женственности и красоты. Кроме того, она олицетворяет семейное счастье. В древности только императорам и членам императорской семьи разрешалось выращивать магнолии.

Лилия наделяется особыми качествами. Считается, что цветы лилии помогают забыть неприятности и развеять печаль. Кроме того, существует поверье, что лилия приносит сыновей. Поэтому его часто дарят замужним женщинам. Ещё одно символическое значение лилии — единение и дружба.

Нарцисс в Китае символизирует женскую преданность, чистоту, влюблённую пару и счастливый брак. Изображение чаши с нарциссами означает пожелание неувядающей жизни, любви, счастья и мира. Также этот цветок является символом Нового года. Цветение нарцисса под Новый год считается в Китае добрым знаком, обеспечивающим счастье в наступающем году. Поэтому в Китае распространён обычай перед Новым годом выращивать нарциссы. Китайцы заранее приносят в дом проросшие луковицы нарциссов, сажают в красивые плоские вазочки с водой, стараясь подгадать, чтобы цветы расцвели именно к празднику.

В Китае очень ценятся цветы персикового дерева, являющиеся символом брака. Считается, что они обладают силой приворота мужчин. Даосские любовные заклинания предполагали использование цветов и лепестков персика. Размещение в доме картины с изображёнными на ней цветами персика способствует вступлению в брак. Также персиковые деревья символизируют наступление весны, именно в это время на их ветвях распускаются цветы.

Роза, королева цветов в западном мире, в Китае приобретает иное значение. Образ розы связан с молодостью, но не является символом любви. Китайская роза — это благоухание, сладость в запустении, процветание. Отдельным значением наделяется чайная роза жёлтого цвета. Она символизирует победу. И именно такая роза является эмблемой Пекина, столицы Китая.

 

Образцы китайской росписи до сегодняшнего дня служат огромным источником вдохновения для украшения ваз европейских производителей фарфоровых изделий. На Майсенской мануфактуре художник Гёрольд в начале 18-ого века пробовал перенести на изделия из фарфора множество сюжетов китайской росписи. Стиль такого декорирования назывался "шинуазри". Цветочная живопись сохранила своё символическое значение и по сей день. 

art-salon.eu

Жанры и стили в китайской живописи

 

Традиционную китайскую живопись обычно называют «гохуа».

Она выполняется при помощи кисти тушью и красками на бумаге или шелке.

В гохуа различают два стиля письма: «се-и» — «передача идеи» и «гунби» — «прилежная кисть».

gynbi 224x300 Жанры и стили в китайской живописиДля картин в стиле «гунби» характерно наличие тщательно выписанных контурных линий, обрисовывающих предметы и детали. Иногда этот стиль так и называют «стилем четких линий». Сделав абрис, художник  закрашивает рисунок минеральными красками. Такие краски весьма долговечны, картины  выглядят очень декоративно.

 

 

 

siu Жанры и стили в китайской живописи«Се-и» — свободная манера письма. Художники этого стиля стремятся передать не внешнее сходство предмета, а его сущность, в чем и заключается главная цель мастера.

В картинах написанных в стиле «се-и», как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета.

Художник больше заботиться о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей.

Стиль «се-и» называют также стилем «грубой кисти». Художники этого стиля нередко прибегали к таким приемам, как обобщение, гиперболизация, ассоциация.

Именно в стиле «се-и» работали художники, писавшие экспромтом, п наитию, под влиянием сиюминутного настроения. Картины в стиле «се-и» трудно поддаются копированию и имитированию.

В большинстве случаев художники писали тушью в черно-бело-серых тонах, благодаря чему их картины выглядят не столь пышно, как выглядят картины в стиле «гунби», но зато им присущи скрытая экспрессия и неподдельная искренность. В более зрелый период китайской живописи картины в силе «се-и» заняли доминирующее положение.

Эти два стиля уже издавна широко распространены в Китае и взаимно дополняют друг друга.

В традиционной китайской живописи установились определенные жанры:

Пейзаж- «шань-шуй» (горы и воды)

gora Жанры и стили в китайской живописиРаботы, представленные в этом жанре, монохромны, экспрессивны. Художник использует здесь приемы рассеянной перспективы. С высоты птичьего полета мы обозреваем высокие с крутыми склонами горы, на которых уютно расположены домики, башни или деревья. Пейзаж наполнен глубоким философским смыслом.

Следуя старым мастерам, художники не работают с натуры, хотя наблюдения за природой было ежедневным, так же как и многочисленные зарисовки. Именно эта тренировка помогает при создании композиции отбросить все случайное и сосредоточить внимание на главном.

Живопись  «хуа-няо» (цветы и птицы)

flower Жанры и стили в китайской живописиВ нем нашло свое отражение поэтически образное толкование природы, а также воплощение философски-поэтическое идеи «великого в малом». В этом малом и на первый взгляд ничтожным, по представлению китайцев заключается безграничная красота окружающего мира.

Жанр «цвета-птицы» подразумевает более широкое включение изображаемых объектов: насекомых, рыб, лягушек, креветок.

Портрет»жэнь-у хуа»  и анималистический жанр (изображение животного мира)

portret Жанры и стили в китайской живописиХудожники часто обращаются к изображению людей. Серия работ «Красавицы Востока» восхищает красотой, гармонией и мастерством исполнения.

Некоторые художники искусны в пейзаже «горы и воды», но профаны в портрете или живописи «цветов и птиц». Иные, специализируясь на портрете или в жанре «цветов и птиц», уже не берутся за другое.  Более того, есть художники, которые, работая в жанре «цветов и птиц», предпочитают изображать только цветок мэйхуа или бамбук.

Видео «Как рисовать пион»

 

 

Похожие записи

way-art.ru