Названия цветов и оттенков. Градация цветов


история и эмоциональное восприятие цвета

Восприятие цвета

Чтобы правильно использовать цвет, необходимо овладеть навыком цветовых сечетаний и не только. В этой статье мы разберем, что такое цвет, какова его история и природа.

«Анатомия» цвета

Цвет – способ приема информации через световые лучи, которые индивидуально воздействуют на зрительные рецепторы и позволяют избежать визуального однообразия окружающего нас мира.

Споры относительно видимых оттенков бессмысленны. Воспринимая большую часть информации зрительно, можно дать лишь приблизительный ответ об истинности того или иного цвета. Эталонным восприятием цвета человек считает то, которое он наблюдает лично.

Анатомия цвета

По сути, цвет является электромагнитным излучением, которое видит человеческий глаз. Попадая на фоторецепторы, электромагнитные импульсы преобразуются в электрические сигналы, которые транслируют информацию в головной мозг.

Из общего курса физики известно наличие двух типов рецепторов: палочек и колбочек. Активизация палочек происходит при недостаточном освещении и их деятельность не является принципиальной для корректного восприятия цветовой гаммы. Основная нагрузка приходится на колбочки, способные дифференцировать и обрабатывать волны трёх типов, различающихся длинной излучения: короткие, средние, длинные.

Зрение человека максимально восприимчиво к волнам, излучающим зеленый цвет, а чувствительность к синим оттенкам, значительно снижена. Эксперимент по воздействию цветовых излучений одинаковой мощности, выявил что эффект от монохроматического желто-зеленого светового излучения наибольший.

Цветовая гамма

Восприятие цвета коррелируется в зависимости от настроения, возраста, остроты зрения. Основные цвета, в большей степени, остаются для людей в согласованном диапазоне и не вызывают значительных разногласий, возникающих при дифференциации тонких оттенков.

Наука и восприятие цвета

Физика, которая рассматривает свет как некую волну, гласит: «восприятие цвета — не что иное, как наблюдение изменений состояния среды, происходящее в пространстве с определенной скоростью». Каждая электромагнитная волна имеет длину, измеряющуюся расстоянием между её вершинами.

Видимый свет – диапазон волн, воспринимаемый зрительными рецепторами человека.

Обладающий наибольшей длинной свет, мы идентифицируем как красный. Наименьшая же длинна световой волны, воздействуя на глазную сетчатку, сообщает рецепторам о фиолетовом цвете.

Излучения инфракрасных и ультрафиолетовых волн зрение человека не фиксирует, оставаясь при этом способным различать цвета в достаточно внушительном диапазоне волн. Так, человеческий глаз способен различить миллион различных оттенков и цветовых нюансов.

Гармоничные сочетания цветов

Теория цвета дает определение и систематизирует взаимодействия цветового круга, вмещающего видимые человеком цвета. Цветовой круг раскрывает основные принципы гармоничного сочетания, позволяя выявить наиболее удачные. Являющиеся нейтральными тонами, чёрный, белый и серый цвета, в цветовой круг не входят.

Цветовой спектр

Достичь гармоничного сочетания цветов можно регулированием показателей яркости и насыщенности. Не рекомендуется применение различных цветов в равных пропорциях.

Лучший вариант: выбор одного цвета фоновым, а второго — контрастирующим акцентом. А вот серый цвет и расположенные рядом с ним дополнительные цвета, наоборот, станут предпосылкой смешения оттенков у смотрящего. Как следствие, произойдет рассредоточение концентрации внимания. Если говорить о создании лендинга или оформлении сайта, то такое цветовое сочетание снизит конверси, а то и вовсе не приведет пользователя к целевому действию.

Цветовой круг

Глубина и объем

При создании цветовой композиции, стоит помнить, что ключевую роль будет играть градация теплых и холодных цветов. На цветовом круге хорошо видно данное разделение. Вертикальная линия проходит между красно-желтой «теплой» и синей «холодной» областью. Разделение носит больше интуитивно-подсознательный характер, чем научный.

Воспринимаемые с детства, как источники тепла, солнце и огонь ассоциируются с красно-желтыми оттенками, а небо, вода, снег — с холодными сине-голубыми или сине-зелеными.

В большинстве случаев, такое закрепление руководит нашим восприятием цветоощущений. К исключениям можно отнести: светло-бежевую луну и бордовый цвет, являющиеся холодными и свечение светло-голубых тел, имеющих теплый цвет.

Круг Шугаева

Теплота ярких тонов создаст эффект движения к смотрящему, и объекты будут казаться немного ближе. Теплый цвет хорошо фокусирует внимание и используется для акцента на наиболее значимых элементах публикации. Учитывайте эту особенность для оформления своих интернет-площадок.

Холодные цвета обладают обратным эффектом.

В зависимости от их насыщенности, восприятие может:

  • «подсказывать» отчужденность, изолированность;
  • «сообщать» спокойствие, умиротворение.

Практика

В своих разработках дизайнеры часто используют сочетания теплого и холодного цвета, отведя место фона холодным оттенкам, а объектам переднего плана теплые. Этот прием часто применяется при фотографировании пресс-конференций, презентаций, где в качестве фона используют голубой цвет, позволяющий подчеркнуть и выделить основную фигуру снимка.

Как показывает «история цвета», наиболее удачные решения создаются с помощью доминирования одной из цветовых гамм, вместо равномерного распределения оттенков.

Такой подход позволяет использовать основными тонами — теплые, а холодные применить для усиления контраста и наоборот.

Окраска фона существенно влияет на целостное восприятие. Поэтому стоит учитывать возможные нюансные изменения оттенка основного цвета.

Цветовые растяжки

Сколько «имён» у цвета?

Люди, относящиеся к разным этническим группам, по-разному воспринимают цвета. Для носителей различных культур важность и преобладание какого-либо цвета может быть продиктована условиями повседневной жизни, бытовым укладом и даже способом добычи пищи.

История доносит информацию, что одними из первых в культурной жизни человечества появились белый с черным и красный цвета.

Однако, пристально всмотревшись в древность, мы обнаружим, что, к примеру:

  • На Востоке предполагали 5-ти элементный цветовой мир.
  • Европа «настаивала» на 3-х основных цветах.
  • «Ньютоновские времена» доносят информацию о признании 7-ми цветов.

«Фоновая засветка»

Задействование зрительных рецепторов для человека происходит неосознанно, как и мгновенный процесс обработки диапазона волн, комплексно обеспечивающие адекватное восприятие окружающих нас объектов.

Этот же принцип неосознанности, в некоторых случаях, приводит к ошибкам дифференциации цветовых оттенков известных как фоновая засветка. Как пример: рассматривание предметов с помощью узкой трубки способно значительно изменить их цвет.

Цветовые иллюзии

Градация цвета в живописи

Основные цвета художников-живописцев: красный, синий, желтый. С черным цветом проводится аналогия отсутствия света в принципе, как у неосвещенной дыры. Белый цвет – сингуляр неразделенного солнечного света. Смешав основные цвета, получатся производные «составные», к которым относятся: зеленый, фиолетовый и оранжевый.

Наряду с тройкой основных, первичные «составные» образуют ядро «живописного» солнечного спектра:

  • красный;
  • оранжевый;
  • жёлтый;
  • зелёный;
  • синий;
  • фиолетовый.

Отсутствие голубого объясняется тем, что его не считают самостоятельным спектральным цветом, наделяя его статусом «разбавленного».

Основные цвета

Смешав шесть соседних цветов, получится темперированный звукоряд из 12 оттенков или «октава» цвета, доступная для восприятия обычного зрения человека.

Социально-психологические факторы цветовосприятия

Психологический аспект

Цветоощущение формируется на физиологическом и психологическом уровнях. Культурно-социальные факторы при этом играют также не последнюю роль. Доказательство этому — вышедшие за рамки «цветоведения» проводимые исследования восприятия человеком цвета.

Для полноты и максимальной объективности исследователям пришлось обратиться за профессиональной помощью социологов, этнографов, психологов.

Дети и цвет

В исследованиях, проводимых с детьми 4-х месячного возраста, результаты показали способность у младенцев хорошо различать 4-е цветовые группы, состоящие из красного, желтого, синего и зеленых цветов. Однако способность их дифференциации по оттенкам у детей не обнаружилась.

Цветовосприятие

Влияние лингвистики

Складывающиеся на протяжении многих веков под воздействием изолированности этноса и приверженности той или иной религии, эмоционально-прикладное восприятие цвета и его оттенков, существенно отличается в культурах разных народов. Яркий пример контраста отношения к белому и черным цветам, где восприятие траура или радости могут быть диаметрально противоположными.

У носителя конкретного языка, являющимся, по сути, соборным опытом и культурой народа, исторически сложившиеся ментальные представления могут не совпадать и даже иногда в корне отличаться от мировосприятия у человека другой языковой группы. Таким примером может послужить концептуальное различие определения синего цвета.

Русский язык, формируя систему цветообозначения, выделяет две самостоятельные ниши, четко разграничив понятия синий и голубой. То же наблюдается в украинском и польском языках. Германская и английская языковые группы, по отношению к вышеперечисленным, значительно сократили цветовой диапазон спектра, оставив одно единственное обозначение «blue» (нем. blau и фр. bleu).

Название оттенков синего

Культура и сознание

Сформированные за длительный период времени, «имена» цветов являются составляющей элементов культуры любого народа, и запечатлены в сознании носителей их словарном запасе. Зачастую они могут носить сакральное или символическое значение для народности.

Применение цветовых сигнализаторов

Ниша технических приложений подразумевает довольно точную, не допускающую вариаций, смысловую и сигнальную передачу и трактовку цветовых маркеров.

  • Красный символизирует возможную опасность, запрещает действие.
  • Желтый призывает к осторожности, активизирует внимание.
  • Зелёный говорит об общей безопасности.

Сложившееся восприятие сигнальных цветов и их выбор не случаен, связан с особенностями визуально наблюдаемого контраста присущего большинству людей и во многом предопределен наблюдением за природой.

Цвет и ассоциации

Обладая максимальной видимостью, желтый цвет в сочетании с чередующимися черными полосами хорошо заметен практически с любого расстояния. Сигнализирующий такой раскраской объект подсознательно первым попадет в поле зрения, что является весьма значительным в новой или изменившейся окружающей обстановке. Строительство — одна из сфер применения «пчелиной» предупреждающей раскраски.

Запрещающие дорожные знаки благодаря красному цвету хорошо видны как в городских, так и полевых условиях. Зеленые цвета наиболее часто встречаются в пищевой и косметической продукции, информируя о безопасности использования.

Подведем итоги!

Учитывая всё количество факторов, способных повлиять на цветовое восприятие, не стоит удивляться, если цвета и оттенки, которые вам видны, могут быть недоступны другому человеку и наоборот.

На этом на сегодня всё!

Я подготовила для вас любопытный и ценный материал — электронная книга «Цвет. Волшебство воздействия». Подробнее смотрите ниже. 🙂

ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА - ЦВЕТ. ВОЛШЕБСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Что внутри:
  • Вы узнаете как цвет влияет на физическое состояние, ум и эмоции, что позволит Вам научиться правильно его использовать в своей работе и жизни.
  • Вы будете знать, как подобрать удачную цветовую палитру, чтобы быстро привлечь покупателя к своей продукции и заставить приобрести товар.
  • Вы поймете как цвет способен повысить узнаваемость Вас, как бренда или компании на 80%.

ПОЛУЧИТЬ СЕЙЧАС

Развивайтесь с нами и внедряйте новые знания!

🙂 Вы уже используете цвет в своём проекте? Хотите научиться правильно использовать силу цвета? Напишите свой ответ в комментариях ниже! ↓↓↓

Logo80х80Понравилась статья?

Поделитесь с друзьями ценными материалами Виртуального Колледжа Рукодельного Бизнеса!

Апрель 29, 2017Катюша Деко

tvuch.ru

как правильно называть цвета из палитры

Красный, зеленый и синий — служат в качестве основы для многих других цветов. Палитра настолько многообразна, что названия цветов и оттенков собраны в каталоги. Но даже такая систематизация не позволяет полностью передать всю красоту. Очень часто люди один и тот же привычный оттенок определяют и называют по-разному. Что уж говорить о редких оттенках. Сегодня попробуем разобраться в этих названиях и общих правилах формирования палитры и оттенков цветов.

Палитра

Цвета с необычными названиями

Названия многих цветов и оттенков нередко произвольны, субъективны. Они могут сильно отличаться в соседствующих культурах. В то же время различный спектральный состав способен одинаково восприниматься зрительными рецепторами. Научно это называется эффект метамерии цвета.

Стремление человека дать название всякому процессу, явлению, действию или предмету привело к тому, что многие оттенки имеют свои названия. Они могут быть необычными и очень редкими в употреблении.

Оттенки красного

Аделаида — не только красивое женское имя с французскими корнями. Этот цвет в своих трудах использовали Достоевский и Тургенев (произведение «Контора»). Сегодня Аделаидой называют красный оттенок лилового или синего, близкий к пурпурному.

Лиловый с красным оттенком – это оттенок адского пламени. Также именуется как адский или цвет адского огня. Иногда изображается как перламутрово-красный или красный с черным.

«Цвет бедра нимфы» звучит шутливо. Именно такое название получил бледно-розовый. Прямая ассоциация ведет к античному образу нимф и придуманной богине утренней зари Авроре. Есть версия, что название возникло в начале 19 века при появлении нового сорта роз.

«Цвет базарного огня» не имеет четко определенного оттенка. Описывается людьми с хорошей фантазией как огненно-красный с сероватой (желто-синей) примесью. Возникло его название в конце 19 века как память о трагическом событии – пожаре в Париже на благотворительном базаре. Тогда, во время трагедии погибло много людей.

Брусничный долгое время в русском языке обозначал цвет листа брусники – зеленый. Сегодня же он считается оттенком красного. Спелая ягодка брусники – густо-розовая или светло-красная. Интересно, что именно такой цвет брался в описании знамени И.Грозного.

Оптимизм и трагедия слились в популярном оттенке 18 века – «черная вдова». По непонятной причине так называли один из полутонов розового.

Оттенки красного

Оттенки желтого цвета

Блондовый ассоциируется с блондинками и цветом их волос. Название пришло из французского, переводится как русый, золотистый, рыжеватый, белокурый. Именно все эти оттенки и вобрал в себя блондовый. Светлый, с желтовато-золотыстым отливом – вот более точное словесное описание этого цвета. До 19 века слово имело другое обозначение: блондами называли специальные кружева. Эти кружева изготавливали из золотистого шелка-сырца. Позже разрешено было добавлять белый или черный цвет в нить.

«Цвет брюха жирафа» действительно напоминает окрас шерсти животного именно в этой области. Определяется как сочетание двух оттенков: рыжевато-желтого со светло-коричневым. Дополнительные названия – «влюбленный жираф» и «жирафы в изгнании». История его появления начинается в 1827 году. В местном Ботаническом саду появился новый постоялец – жираф-самка. Ее в подарок прислал вице-король Египта.

От французского слова, обозначающего «солома», произошел бледно-желтый оттенок под названием Палевый. Порой он описывается как тускло желтый или розово-бежевый, с большой примесью желтого. Даль определил его как соломенный. Лошадь с шерстью такого цвета будет называться соловой или изабелловой, собака – половой, голубь – глинистым.

Оттенки желтого цвета

Оттенки синего

«Вайдовый» выступает в качестве синонима цвета индиго. Словесно описывается как темно-синий или синь. Сегодня используется очень редко в связи с популяризацией «индиго», который добывается из растительного сырья. Основа – сок тропического растения семейства бобовых. Определяется как темно-синий.

Оттенки синего

Многоликие оттенки

Современный арлекиновый обозначает разбросанные цветовые пятна по поверхности. Изначально использовался для определения пестроты и разноцветности. В начале 19 века таким образом описывалась весьма модная в то время ткань, состоящая из разноцветных треугольников. Иногда цвет опала именовался арлекиновым по причине игры света на солнечных лучах всеми цветами радуги. Сегодня чаще всего он используется при описании окраски животного, пятна на шкуре которого разбросаны по всему телу.

Гаванские сигары отличались не только своим составом, но и цветом. Поэтому это изделие по цветовому оформлению стали называть гаваной. Или гаваной-браун. Гавана обозначается как темно-коричневый, с примесью шоколада. Еще один вариант оттенка, обозначаемый этим же названием — немного светлее, похож на смесь каштанового с лиловым.

Многоликие оттенки

Профессиональное использование цветов

В Интернете опубликованы справочники, содержащие названия более тысячи цветов и оттенков. Несложные онлайн-программы позволяют пользователю сервиса по определенным параметрам самостоятельно задать цвет. Название определяется автоматически. Такие каталоги востребованы людьми разных профессий и активно ими используются.

Важность цвета в маркетинге

В современном мире продажа вещей стала искусством с тонкими гранями, серьезными исследованиям и психологическими приемами. Работа над визуальным восприятием товара определяется как важнейших критерий успешной реализации продукции. 93% процента покупателей ориентируются на внешний вид упаковки, если приобретают продукт впервые. 85% людей берут с полок те пакеты, окрас которых соответствуют товару и нравятся им лично.

Важность цвета в маркетинге

Исследования показали, что цветовые решения не являются универсальными. То есть один и тот же оттенок вызывает разный ассоциативный ряд у разных народов. В частности, для жителей Северной Америки верны следующие цветовые характеристики:

  • желтый – молодость, оптимизм. Оптимальное использование: цвет витрин, для привлечения внимания;
  • красный – энергия. Его используют для тотальных распродаж;
  • синий – доверие, безопасность. В этом регионе им окрашивают банки и крупные офисы;
  • зеленый – расслабляющий цвет. Ассоциации с состоятельностью делают его востребованным в бизнесе;
  • черный – глянцевый, мощный. Оптимальное использование: продвижение элитных товаров;
  • оранжевый – агрессия. Удобен как призыв к действию;
  • розовый – романтика, женственность. Используется в качестве способа привлечения клиенток;
  • фиолетовый – покой, умиротворение. Применение фиолетового оправдано в индустрии антивозрастных товаров красоты.

Цветовые решения

Цветовое решение сайта

Уникальная способность цвета изменять поведение покупателей используется и при оформлении электронных ресурсов. Очень удобны для веб-дизайнеров автоматические таблицы «Названия цветов и оттенков», позволяющие формировать HTML-код.

Определение цвета в этой профессии важно как нигде. Дело в том, что на мониторе один и тот же оттенок может отображаться по-разному. Нехватка гамма-коррекции приводит к тому, что, например, все темные оттенки воспринимаются как черные.

Цветовое решение сайта

Обучение детей знанию цветов

Опираясь на ассоциации и полученные исследования по поводу воздействия цвета на мозговую и двигательную активность, психологи дают свои рекомендации для детских комнат. Помещение, где играет или спит ребенок, не должно быть окрашено в яркие тона. Красный и сочный оранжевый стимулируют активность. Ребенок от природы активен, поэтому дополнительный стимул в этом случае не нужен. Темные цвета (синий, зеленый, фиолетовый) могут подавлять. Поэтому их использование также не желательно.

Цвет детской комнаты должен ассоциироваться с идеальным детством. Например, это может быть персиковый, мягкий салатовый, приглушенный желтый. Яркие акценты добавятся автоматически. Дети часто рисуют – их творчество непременно украсит комнату.

Цвет детской комнаты

Дизайн помещений

Дизайнеры, обучаясь основам профессии, знакомятся с теорией цвета. При этом всегда в процессе обучения упоминается, что оттенок относится к субъективной категории. Теория цвета как целая наука позволяет объяснить некоторые связи в цепочке «восприятие-эмоция».

Успешному дизайнеру важно научиться сочетать цвета из различных (не соседствующих) групп для создания собственных проектов. Холодные и теплые оттенки – вот где сложное, но самое удачное творческое решение. Однако правильное сочетание оттенков – это дело и вкуса, и опыта.

Дизайн помещений

Психологи говорят

Исследование различных групп профессий привело ученых к необычным результатам. Оказалось, что представители точных наук предпочитают зеленый цвет. Сочетание зеленого и синего цветов характерно для изобретателей. Сфера интересов таких людей лежит в инженерно-конструкторской деятельности. Зеленый цвет выбирают бухгалтера, военные, экономисты.

Зеленый цвет

Синий не является характерным цветом какой-то профессии. Найдена связь между любовью к синему и такими свойствами личности, как сосредоточенность, вдумчивость, аккуратность. «Синие» люди не любят самостоятельно принимать решения, боятся ответственности. В то же время они хорошие исполнители. Лучший вариант работы – кабинет, где количество внешних контактов сведено к минимуму. В совокупности с высоким интеллектом любовь к этому цвету характерна для искусствоведов, литераторов, научных работников.

Синий

Симпатии к красному цвету также нехарактерны для какой-то определенной профессиональной группы. Предпочтение этого цвета означает стремление к лидерству и целеустремленность. Многие менеджеры высокого ранга, общественные активисты, администраторы хоть и не носят красных костюмов, но любят этот цвет. Творческая независимость определяется как любовь к сочетанию красного и фиолетового цветов.

Творческая независимость

Любовь к общению и вовлеченность в социальные сети характерны для людей, предпочитающих желтый. Цвет описывает свободу, к которой в своей повседневной деятельности тянутся политики, ученые, бизнесмены. Преобладание художественного склада ума и образность в восприятии – вот характеристики людей, предпочитающих желтый.

Желтый

topwom.ru

· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·

Теория Цвета

Цветом можно любоваться бесконечно, но вот обсуждать тему цвета, порой бывает трудно. Дело в том, что слова, которые мы используем для описания цвета, слишком неточны и часто приводят к взаимному непониманию. Путаница происходит не только с такими техническими терминами как «яркость», «насыщенность» и «цветность», но даже с такими простейшими словами, как «светлый», «чистый», «яркий» и «тусклый». Даже специалисты ведут свои споры так до сих пор и не утвердив стандартные определения понятий.

Цвет — это феномен света, вызываемый способностью наших глаз определять различные количества отражённого и проецируемого света. Наука и технология помогла нам понять, как физиологически человеческий глаз воспринимает свет, измерить длины волн света, узнать количества несомой ими энергии. И теперь мы понимаем, насколько сложно понятие «цвет». Ниже мы рассказываем о том, как мы определяем свойства цвета.

Мы попытались составить словарь терминов и понятий. И хотя мы не претендуем на единственный авторитет в теории цвета, определения, которые вы здесь найдёте, подкрепляются другими математическими и научными аргументами. Пожалуйста, сообщите нам, если в данном словаре отсутствуют какие-либо слова и понятия, о которых вы бы хотели узнать.

Тон (Hue)

Иные переводы: цвет, краска, оттенок, тон.

Именно это слово мы имеем в виду, когда задаём вопрос «Какой это цвет?». Мы интересуемся свойством цвета, которое называется «Тон/Hue». Например, когда мы говорим о красном, жёлтом, зелёном, и синем цветах, мы имеем в виду «тон/hue». Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.

Контраст тонов — явно различные тона.

Контраст тона — различные оттенки, одинаковый тон (синий).

Термин «тон» описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от жёлтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm).

На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов». Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, чёрным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью.

Хроматичность (Chromaticity, Chorma)

О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о «чистоте» цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, чёрного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми.

Понятие «хроматичность» связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако мы будем продолжать использовать эти термины раздельно, потому что на наш взгляд они относятся к различным ситуациям, о чём будет сказано несколько ниже.

Высокая хроматичность — очень сияющие, живые цвета.

Низкая хроматичность — ахроматичные, бесцветные цвета.

Хроматичность одинакова — средний уровень. Та же живость цветов несмотря на различный тон; чистота меньше, чем у образцов выше.

Высокохроматические цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, чёрного или серого. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его хроматичность.

Хроматичность, которую часто называют «сочностью», является количеством цвета (hue) в цвете. Цвет без цвета (hue) является ахроматичным или монохроматичным, и видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и хроматичность, за исключением очень светлых цветов.

Насыщенность (Saturation)

В связке с хроматичностью, насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещённости. Например, комната окрашенная в один цвет, ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то что цвет будет неизменён, его насыщенность будет меняться. Насыщенностью не имеет отношения к словам «тёмный», «светлый». Вместо этого используйте слова «бледный», «слабый» и «чистый», «сильный».

Насыщенность одинаковая — та же интенсивность, различные тона.

Контраст насыщенности — различные уровни наполнения, тон одинаковый.

Насыщенность, которую также называют «интенсивностью цвета» (intensity), описывает силу цвета относительно его яркости (value) или светлоты (luminance/lightness). Иными словами, насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определённой яркости освещения. Например, цвета близкие к серому ненасыщенные по сравнению с более светлыми цветами.

У цвета свойство «живой» или «полный» является ни чем иным, как отсутствием примеси серого или его оттенков. Важно отметить, что насыщенность измеряется вдоль линий одинаковой яркости.

Насыщенность/Saturation: 128

Яркость (Value/Brightness)

Когда мы говорим, что цвет «тёмный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или тёмен, в том смысле, насколько он близок к белому. Например, канареечный жёлтый цвет считается светлее синего «navy blue», который в свою очередь сам светлее чёрного. Таким образом, значение (value) канареечного жёлтого выше, чем синего «navy blue» и чёрного.

Низкая яркость, постоянная — одинаковый уровень яркости.

Контраст яркостей — серый = ахроматичный.

Контраст яркостей — полное различие яркости.

Яркость (используется термин «value» или «brightness») зависит от количества света, излучаемого цветом. Самый простой способ запомнить это понятие — это представить себе шкалу серого цвета, со сменой чёрного на белый, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета. Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом пурпурный — менее яркий, чем небесно-голубой, так как излучает меньше света.

Эту шкалу серого цвета можно приравнять к цветной шкале с помощью того же уравнения, которое используется в телевидении (Яркость серого цвета = 0.30 Red + 0.59 Green + 0.11 Blue):

Интерактивная демонстрация иллюстрирует изменение яркости в двухмерной схеме:

Яркость/Value: 128

Светлота (Luminance/Lightness)

Несмотря на то, что вместо этого слова часто употребляют слово «яркость» (brightness), мы предпочитаем использовать слово «светлота» (или «светимость»). Понятие «светлота цвета» связано с многими теми же переменными, что и яркость в смысле «value». Но в данном случае используется другая математическая формула. Если говорить кратко, вспомните цветовой круг. В нем цвета расположены по кругу с одинаковой светлотой. Добавление белого увеличивает светлоту, добавление чёрного — уменьшает.

Это измерение цвета относится к яркости (value), но отличается по своему математическому определению. Светлота цвета измеряет интенсивность потока света на единицу площади его источника. Рассчитывается она путём вычисления среднего в группе ахроматичных цветов.

Достаточно сказать, что светлота растёт от очень тёмного до очень светлого (сияющего) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (hue) с одинаковой светлотой. Если к цветовому кругу добавить немного света, мы тем самым увеличим интенсивность света и таким образом увеличим светлоту цветов. Противоположное произойдёт, если мы уменьшим свет. Сравните, как выглядят плоскости, отображающие светлоту, с плоскостями, отображающими яркость (выше).

Светлота/Luminance: 128

Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)

Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» (tint). Если цвет делается темнее путём добавления чёрного, полученный цвет называется «тень» (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).

Оттенки (добавляем белый к чистому цвету).

Тени (добавляем чёрный к чистому цвету).

Тональности (добавляем серый к чистому цвету).

Комплементарные, дополнительные цвета (Complementary Colors)

Когда два или несколько цветов «подходят друг к другу», их называет комплементарными, дополняющими друг друга цветами. Этот признак абсолютно субъективен, и мы готовы его обсудить и выслушать другие мнения. Более точным определением будет «если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими, комплементарными».

Основные цвета (Primary Colors)

Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию КОЖЗГСФ часто сводят к трём цветам: красный, зелёный и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами аддитивной системы цветов (свет). Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и жёлтый. Запомните, комбинация «красный, жёлтый голубой» не является комбинацией основных цветов!

Системы цветов RGB, CMYK, HSL

В различных случаях в зависимости от того, как воспроизводится цвет, используются различные цветовые системы. Если мы используем источники света — доминирующей системой является RGB (от «red/green/blue» — «красный/зелёный/синий»).

Для цветов, которые получаются путём смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от «cyan/magenta/yellow» — «циан/фуксин/жёлтый»). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения чёрного цвета используется не равная смесь CMY, а просто чёрная краска.

Другой популярной цветовой системой является HSL (от «hue/saturation/lightness» — «цвет/насыщенность/яркость»). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светлота (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.

colorscheme.ru


Смотрите также