Теория цвета. Основы. Гаммы цветов


Теория цвета. Основы.

Любой цвет имеет три измерения: тон, светлота и насыщенность. Все многообразие цветов можно наглядно представить в виде упрощенной трехмерной модели — цветового шара. Каждый цвет измеряется тремя осями: L, a, b.

цветовой шар

Итак, рассмотрим каждое измерение подробно.

Светлота (значение, яркость) измеряется координатой L. Это вертикальная ось в середине шара, сверху располагается белый, снизу – черный цвета, между ними представлены все нейтральные серые полутона. Когда цвет двигается по оси шара вверх-вниз, меняется только его светлота. Ее можно представить в одномерном пространстве в виде шкалы серого.

светлота

Значения тона и насыщенности находятся в двухмерном пространстве, которое можно представить в виде цветового круга равномерной светлоты. Тон и насыщенность измеряются координатами a и b. Координата а проходит через красный и зеленый цвет, b через синий и желтый.

цветовой круг

Тон (оттенок). В горизонтальном сечении шара или круге представлены все тона, одинаковые по светлоте. Двигаясь по окружности, мы достигаем разного значения тона.

тон

Насыщенность (цветность). При движении вдоль радиуса меняется насыщенность. На внешней стороне окружности располагаются чистые, или спектральные цвета. Приближаясь к центру круга, спектральный цвет постепенно теряет насыщенность и смешивается с серым, тон и светлота при этом не меняются. И, наконец, в самом центре цвет теряет тон и становится ахроматическим. Все смешанные с серым цвета, расположенные между окружностью и центром цветового круга, называются неспектральными.

насыщенность

Цветовые гаммы и сочетания.

Рассмотрим различные виды гармоничных сочетаний, цветовые гаммы и палитры.

Ахроматическая гамма.

Вся ахроматическая палитра сосредоточена в вертикальной оси цветового шара и представляет собой плавный переход тонов серого от белого к черному. Ахроматические цвета используются в графике, черно-белой фотографии, интерьере. Все искусство работы в ахроматической гамме заключается в выборе формы и светлоты. Контраст между светлым и темным или, наоборот, плавность тоновых переходов – основные художественные приемы при работе с цветом. С помощью ахроматической гаммы делается акцент на форме или фактуре объектов, достигается успокаивающий или драматический эффект, энергичность или минимализм композиции. При неумелом выборе цветов ахроматическая гамма становится тусклой и невыразительной. Ахроматические цвета находятся в одномерном пространстве, из-за чего иногда выглядят плоскими.

 Японская гравюра, Кацусика Хокусай

черно-белая фотография

ахроматический интерьер

Монохроматическая гамма.

Ахроматическую гамму можно представить в виде вертикальной шкалы с меняющимся значением светлоты. Тон и насыщенность, находящиеся в двухмерном пространстве, мы рассматривали в виде горизонтального круга. Теперь соединим все три параметра: светлоту, тон и насыщенность, но в другом двухмерном пространстве. Для этого представим себе другой круг, в виде вертикального сечения цветового шара. По вертикали меняется светлота, по горизонтали – насыщенность.

вертикальное сечение шара

Если мы оставим одну половину цветового круга, например, с синим тоном, то получим монохроматическую гамму. Для монохроматической палитры можно взять любой тон, важно, чтобы этот параметр оставался неизменным, пока будут варьироваться светлота и насыщенность.

монохроматическая гамма

Если черно-белая фотография имеет ахроматическую гамму, то «сепия» — классический пример монохроматической гаммы. Добавляя всего один параметр – тон, мы получаем из одномерного цветового пространства двухмерное, а вместе с тем и более глубокую, богатую палитру. Вот почему вариант фотографии в тоне «сепия» выглядит более объемным и выигрышным по сравнению с черно-белым.

фотография ч/б и сепия

«сепия» отличается от черно-белой фотографии добавлением оранжевого тона

В использовании монохроматической гаммы легко подобрать оттенки и достигнуть общей гармонии, поскольку все цвета объединены одним тоном. Монохроматическая гамма используется в одежде для создания строгого и элегантного вида, хороша для создания фонов. Монохроматическая гамма в интерьере считается успокаивающей и наиболее подходит для спален, для других интерьеров используется с осторожностью, поскольку избыток одного цвета при длительном воздействии негативно влияет на психику. Монохроматическая палитра может быть контрастной или нюансной. Если насыщенность и светлота тона варьируются слишком слабо, цветовая гамма становится монотонной, вызывает скуку и подавленное состояние.

контрастная монохроматическая гамма

контрастная монохроматическая гамма

нюансная монохроматическая гамма

нюансная монохроматическая гамма

 Продолжение. Цветовой нюанс и контраст >>

Понравился материал? Поделись с друзьями!

www.photorepair.ru

2.32 Цветовая гамма - Природа цвета и цвета природы

Цветовая гамма - ряд гармонически взаимосвязанных цветовых оттенков художественного произведения. Различают теплые, горячие, холодные, яркие, блеклые, светлые и другие цветовые гаммы. (Источник)

Материал по гаммам и тональностям с сайта по интерьерам

"Цвет в интерьере", автор Н.Н. Степанов:

Цветовая гамма и цветовая тональность - по­нятия взаимосвязанные, но различные по содер­жанию.

Цветовая гамма - это совокупность различных, локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи с учетом характера их психофизиологического воздействия.

В зависимости от преобладания цветов конк­ретного психофизиологического воздействия цве­товые гаммы классифицируют как теплые, холод­ные и нейтральные, состоящие преимущественно из малонасыщенных или ахроматических цветов. Психофизиологический критерий допускает и такую классификацию: гамма легких или тяжелых, выступающих или отступающих, возбуждающих, угнетающих или успокаивающих цветов. Кроме того, гамма цветов может быть хроматической или ахроматической, светлой или темной, чистой или тусклой.

Озанфан и Жаннере говорили, что состав гам­мы подбирается сообразно природе впечатления, которое хотят вызвать. Так, она может быть сложной, используя активные и нейтральные цвета, если нужно выразить впечатление сложности.

В архитектуре степень воздействия некоторых цветовых гамм столь значительна, что иногда их выбор специально оговаривается.

Цветовое решение интерьера любого назначе­ния прежде всего характеризуется цветовой гам­мой основных поверхностей. Правильность её вы­бора особенно важна в помещениях для длитель­ного пребывания людей - как бытовых, так и производственных.

Каждый из цветов, входящих в гамму, есть подлинный локальный цвет, колориметрически определяемый и имеющий числовое выражение.

В проектной документации цвета представлены в виде натурных паспортов.

Сопоставленные вместе в плоскостной, объёмной или пространственной композиции, они вы­глядят иначе, чем каждый в отдельности. Из цве­тов паспортных, локальных они превращаются в цвета взаимообусловленные. Такое изменение про­исходит в силу оптических закономерностей цветосочетаний и цветового контраста.

В реальном интерьере обусловленность пас­портных цветов многократно возрастает под воз­действием иных важных факторов и, прежде все­го, условий освещения. Так, теплая цветовая гамма, выбранная при стандартном источнике света, при цветном освещении может выглядеть как холодная. Однако в этом случае действуют зако­номерности взаимодействия цвета и света, выхо­дящие за пределы этого раздела.

Цветовая гамма способна создавать в компози­ции впечатление общей тональности - серо-голу­бой, красно-коричневой, розовой, фиолетовой и т.д. Для этого цвета гаммы специально подбира­ют, соответственно размещают на плоскости или в пространстве.

Общая тональность достигается:

в простейшем случае составлением гаммы из одного цветового тона с любым количеством от­тенков, в частности по светлоте или насыщен­ности;

близостью по цветовому тону всех цветов гам­мы, например групп пурпурно-фиолетовых или желто-оранжевых;

решающим преобладанием в цветовой гамме одного цветового тона, доминирующего по пло­щади, количеству цвета, насыщенности и чистоте;

количественным преобладанием в цветовой гамме группы близких цветовых тонов - красных, оранжевых и желтых, голубых и зеленых, голубых и синих и т.д.;

оптическим смешением дробности множества различных цветовых тонов, в том числе и поляр­ных;

созданием гармонической системы цветовых рядов на основе одного, двух и более основных цветов, образующих соответственно одну, две и более тональностей.

Однако решающее значение в образовании об­щей тональности принадлежит цветности освеще­ния.

Таким образом, цветовая тональность компо­зиции - это суммарный цветовой облик, общий цветовой характер, некое суммарное ощущение от цветовой множественности.

Это понятие, связанное с термином цветовой тон, адекватно колориту в живописи и столь же значительно, как интонации человеческой речи.

Тональное объединение цветов - важная за­кономерность, создающая целостность сочетания, исключающая хаотичность и пестроту.

Каждая цветовая гамма содержит множество тональностей. Так, к теплой гамме относят крас­ные, оранжевые, желтые, желто-зеленые тональ­ности и производные от них; к холодной - ча­стично пурпурные, фиолетовые, синие, голубые, голубо-зеленые тональности со всеми производны­ми, трудно поддающиеся учету.

Из этих тональностей архитектор выбирает наиболее отвечающую задуманной композиции. Так, интерьерам ближневосточных зданий, роспи­сям православных храмов или дворцов итальян­ского Возрождения свойственна тональная цело­стность при широкой палитре цветов.

Такая целостность, общая гамма и тональ­ность - одна из важнейших закономерностей по­строения гармонии и художественного образа.

В композиции могут одновременно присутство­вать две и более тональностей, образующие груп­пы с разным характером перехода одной в другую, что подчас создает большое цветовое напряже­ние. Образование гармонических пере­ходов одной тональности в другую хорошо просматривается в гармонической системе рядов, ос­нованной на ритме.

Особо декоративно эффектны переливы раз­личных тональностей, созданные цветовым осве­щением интерьера.

На фоне общей тональности, не нарушая ее, могут существовать вспышки очень ярких цветов.

Градация тональностей - активное средство, формирующее восприятие пространства и целост­ный художественный образ интерьера.

От себя:

Вот пример осенних гамм цветов:

Photobucket

В обиходе понятие цветовая гамма часто тождественно понятию цветовая палитра, и все эти палитры-веера в цветотипировании есть ничто иное, как цветовые гаммы, которые используются конкретными типами внешности для решения определенных задач (в нашем случае задачи выглядеть оптимальным образом в правильно подобранных цветах). По сути и моя система цветовых паттернов есть выделение минимальных гамм из разнообразия цветов, присущих "сезону".

О наиболее популярных гаммах я буду выкладывать опять же сканы из книги Лесы Савахаты "Гармония цвета", чему будут посвящены следующие несколько лекций. Лучше, чем специалисты, я не смогу описать многообразие гамм, поэтому не буду изобретать велосипед, а просто буду выкладывать сканы.

Photobucket

Домашнее задание: подумать, какие цвета входят в уже вам известные гаммы: холодную, тёплую, нейтральную, весеннюю, летнюю, осеннюю и зимнюю.

natural-colours.livejournal.com

Что нужно знать о цвете

jg1My00ZD.jpgКак только я позволила себе заняться акварелью, так сразу же передо мной встало несколько основопологающих вопросов-тем:

  • Знание компоновки и композиции (начало смотри «Композиция, часть 1»)
  • Использование цвета или колористика (постараюсь рассмотреть в этой статье)
  • Основы рисунка, т.е. использование базовых форм при построении объектов рисунка, перспектива, тень для придания объема рисунку. тут я какими-то отрывочными знаниями обладаю с детства, но… надо привести все в порядок и заполнить «белые пятна» по-возможности.

Итак, о цвете… (Представленная ниже информация взята здесь)

Ос­новная терминология цвета.

Цвет (как таковой) — представляет собой любой чистый цвет, за исключением черного и белого.

Оттенок — цвет, смешанный с 6елым (например, красный — это цвет, а розовый — это оттенок).

Тон — цвет, смешанный с черным (например, темно-бордовый — это тон красного цвета).

Полутон — цвет, смешанный с серым.

Насыщенность ( интенсивность ) цвета— например, красный цвет более насыщен, чем его розовый оттенок или бордовый тон.

Светотень– это распределение на изображении различных по ярко­сти, а также светлых и темных цве­тов и оттенков. Так, розовые оттенки, светлее бордового тона, а жел­тый цвет светлее синего.

Цветовая гамма

Цветовая гамма состоит из двенадцати базовых цветов

трёх основ­ных (первичных), трех составных и шести третьего порядка.

В цветовой гамме эти группы расположены на равном расстоянии друг от друга.

■ ОСНОВНЫМИ цветами явля­ются красный, синий и желтый: их нельзя получить смешением других цветов.

■ СОСТАВНЫЕ цвета (зеленый, оранжевый, фиолетовый ) получают путем смешения двух ос­новных цветов: красный и жел­тый цвета дают оранжевый.

■ ТРЕТИЧНЫЕ (цвета третьего порядка) получаются при сме­шении основного и составно­го цветов: красно-фиолетовый, желто-оранжевый, сине–зелёный. сине-фиолетовый, желто-зеленый и красно-оранжевый.

■ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ цвета в цветовом круге расположены строго напротив друг друга и при смешении дают нейтраль­ные цвета.

 

Чистые и яркие цвета располо­жены в широком центральном кольце цветового круга (номера 4. 12.20.28. 36.44.52.60.68,76,84 и 92).

В четы­рех внутренних кольцах находятся оттенки первоначального цвета с до­бавлением разного количества белого, а в трех внешних — с примесью чёрно­го.

Разновидности цвета

Эмоциональное и психологическое воздействие цвета, несомненно, и именно разновидности  цвета обладают наибольшим влиянием. В холодный день нам хочется сесть поближе к алому огню костра; жарким летом одни лишь вид эеленовато-голубого бассейна несет освежающую прохладу. Как вы увидите дальше, игра цвета может вызывать самые разно­образные ощущения.

——————————————————————————————————————————

—————————————————————————————————————————————

—————————————————————————————————————————————-

————————————————————————————————————————————

 

Основные цветовые гаммы.

Основные цветовые гаммы и любое самое сложное  сочетание их цветов являются природными, не механическими и воспринимаются на­ми глазами. В этих гаммах присутствует математическая точность, так, например, дополнительные цвета всегдапротивоположны в цветном круге и всегда кажется, что они , друг друга взаимно усиливают. Каждая гам­ма оказывает определенное эмоциональное воздействие.

 

   основная (первичная) 

■ Это самая главная цветовая гамма: здесь собраны чистые красный, желтый и синий цвета. Простота этой гаммы лучше всего подходит для детских книг, игрушек и спален. Чистыми цветами, свой­ственными этой гамме, широко пользовались такие ху­дожники, как Пит Мондриан и Рой Лихтенштейн.

   составная

■ Составная гамма состоит из оранжевого, зеленого и фиолетового цветов. Они обла­дают освежающими и воодушевляющими свойствами, а с помощью их оттенков и полутонов можно добиться весь­ма тонкого живописного эффекта.

 

 4195696_Kopiya_10007 (239x123, 3Kb)   ахроматическая

■ Ахроматическая, или бесцветная, гамма состоит из черного и белого, а также полу­ченной при их смещении гаммы серых тонов. Возможно создать «тёплые» и «прохладные» — ахроматические цвета, если добавить красный, желтый или синий цвета.

 

tangler.ru


Смотрите также