Сады Египта. Египетские цветы


Египетский лотос, которого не было...

Утверждение о том, что по египетскому поверью «из лотоса рождается Солнце», верно лишь отчасти. Настоящий розовый лотос (Nelumbo nucifera), был завезен в Египет из Персии уже в Позднее время и крайне редко появляется в искусстве эллинистической эпохи.

Голубая водяная лилия (Nymphaea cerulea). Озеро в парке Египетского музея в Каире. (с) фото victorsolkin, 2005 г.

Утка, плывущая по заводи. Фрагмент росписи пола царского дворца в Ахетатоне. Штук, роспись, лак. 14 в. до н.э. Мюнхен, Египетский музей (с) фото - Вернер Форман

В Древнем Египте были известны два вида растения сешен - водяной лилии, которая по старинке в египтологической литературе именуются «лотосом»: белая (Nymphaea lotus) и голубая (Nymphaea cerulea). Именно белая водяная лилия была с Нового царства геральдическим растением Верхнего Египта, в то время как голубой лотос имел более священное значение и был в значительной степени связан с заупокойным культом, поскольку голубой в Древнем Египте – цвет траура.

Светильник в форме цветка белой водяной лилии. Из гробницы Тутанхамона. Алебастр. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. Автор фото неизвестен.

Подставы с "немсет" - сосудами для возлияний, украшенные букетом голубых лилий. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2005 г.

По словам Геродота, цветки этой лилии, которую он также называет лотосом, были особенно ароматны и потому часто использовались на пирах; Геродот также указывает, что простые египтяне часто использовали в пищу сушеные семена лилии, которые были отнюдь не лакомством, а пищей в голодные годы.

Ритуальное "блюдо Нуна", с изображением водяных лилий и масок богини Хатхор. Фаянс. 15 в. до н.э. Турин, Египетский музей. (с) фото victorsolkin, 2004 г.

Кубок в форме цветка водяной лилии из гробницы Тутанхамона. Алебастр. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. Автор фото неизвестен.

Благодаря тому, что цветок водяной лилии появляется над водой лишь с восходом солнца, он играл очень важное значение в гелиопольской космогонической традиции, в соответствии с которой именно в цветке лилии из вод Нуна, предвечного хаоса, появилось солнечное божество.

Тутанхамон, рождающийся из цветка водяной лили, подобно божественному Солнечному младенцу. Дерево, штук, роспись. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - Вернер Форман

"Косметическая" ложечка в форме девушки, несущей дары реки и букеты лилий. Дерево. 14 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото - RMN

Лилия была символом возрождения, а потому связывалась с заупокойным культом. Так, венки, которыми украшали гроб и статуи умершего, довольно часто были выполнены из цветов водяной лилии, а четыре сына Хора, боги-покровители усопшего, связанные с северной частью неба, также изображались стоящими на цветке лилии, вырастающей из под престола Осириса, владыки иного мира.

Рамсес II, держащий золотую лилию с четырьмя духами, сыновьями Хора, перед Осирисом. Рельеф из храма Рамсеса II в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото victorsolkin, 2005 г.

Водяная лилия со стоящими на ней сыновьями Хора, растущая из "чистого" озера Кебеху, на котором покоится престол Осириса. Фрагмент виньетки из "Книги мертвых" Хунефера. Папирус. 13 в. до н.э. Лондон, Британский музей. (с) фото - egyptarchive.co.uk

Менат – противовес к ритуальному ожерелью богини Хатхор, владычицы любви, жизни предвечной матери, часто имел форму стилизованного тела богини, беременной солнцем или луной; в этом случае с одной стороны мената круглая «утроба» богини содержала изображение ее младенца, родившегося из цветка водяной лилии, а с другой стороны – сам цветок, распустившийся на рассвете.

Менат с изображением лунного младенца, сидящего на цветке лотоса в чреве богини-матери. Бронза. 7-6 вв. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото victorsolkin, 2004 г.

Лунная ладья, плывущая по озеру с лилиями. Пектораль из гробницы Тутанхамона. Золото, электрум, стекло, полудрагоценные камни. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - insecula.com

Голубая лилия считалась символом бога Нефертума, согласно изречению 266 «Текстов пирамид», - «ароматного цветка у носа Ра», изображавшегося с водяной лилией на голове. Изречение 81 из «Книги мертвых» говорит о трансформации духа умершего в цветок водяной лилии: «Я – этот чистый цветок лилии, который поднялся из рассвета, который у ноздрей Ра. Я появился, чтобы найти Хора, ибо я тот, кто чист, тот, кто явился из топи… О, цветок лилии, подобный Нефертуму…» Этот цветок часто помещали поверх приношений на жертвенном алтаре, поскольку его особенный аромат привлекал богов и души усопших предков.

Нефертум. Расписанный рельеф из гробницы фараона Хоремхеба в Долине царей. 14 в. до н.э. (с) фото - kv5.com

Статуэтка Нефертума. Серебряный сплав. 9-6 вв. до н.э. Берлин, Египетский музей. Автор фото неизвестен.

Нефертум, сын Птаха и Сехмет, почитавшийся в Мемфисе, считался покровителем ароматных масел и благовоний; известны названия семи священных масел, подвластные богу и использовавшиеся при бальзамировании. Кроме того, Нефертум связан с луной и белыми металлами, именно поэтому его статуи часто изготавливались из серебра. Судя по текстам на некоторых амулетах, Нефертум в гневной форме повелевает ядами, и может быть опасным для человека, подобно своей матери Сехмет.

Статуэтка гмппопотама, расписанного цветами и листьями водяной лилии. Фаянс. 19-18 вв. до н.э. Вена, Музей истории искусств. (с) фото - Вернер Форман.

Капитель колонны в форме букета голубых водяных лилий. Храм богини Исиды на острове Филе. I в. до н.э. (с) фото мое, 2002 г.

В отличие от распространенного мнения, в архитектуре Египте никогда не было «лотосовидной» капители. То, что зачастую выдают за лотос, на деле было стилизованным изображением распустившейся метелки папируса. Колонны с капителями в виде цветка водяной лилии или букета лилий встречаются со времени V династии, но крайне редки и, использовались, в основном, для декорировки жилых помещений дворцов и частных резиденций. Чуть большее распространение этот вид капители получил в Греко-римское время.

Реконструкция полихромной росписи капители из храма Исиды, сделанная на основе зарисовок Дэвида Робертса. Автор неизвестен.

(с) текст - Виктор Солкин victorsolkin.

Источник: http://community.livejournal.com/sophia_oriental/19410.html

Верхняя иллюстрация - царь Сети I, поливающий священной водой горшки с водяными лилиями и папирусом, посвященные богу Сокару. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото victorsolkin, 2007 г.

vibandaka.livejournal.com

Египетский цветок

Шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви слыл реформатором. Первый его брак был с египетской принцессой Фавзия Фуад. Правда многие рассматривали это как удачную уловку для того, чтобы продемонстрировать всем, то галантное государство, в которое хотел превратить Иран его шах. Но долгой и счастливой их семейную жизнь назвать нельзя.

Принцесса Фавзия бинт Фуад

Для мусульманских стран 20 век был весьма неоднозначным. Как будто бы государства, в которых основной религией был и есть ислам, со временем примут стиль общества Европы, понимая, что мужчины и женщины обладают одинаковыми правами. По всей видимости слабая половина будет работать, вдыхать полной грудью проходящую жизнь, и без сомнения показывать свою привлекательность, не скрываясь под хиджабом, обязательным при радикальной религии.

Юная принцесса первый раз встала на лыжи, 1937 год

Те, кто не были ярыми приверженцами религии период правления шаха Мохаммеда Резы считают благоприятным временем Отец Мохаммеда Реза был полковника, который осуществил смену власти с помочью армии, основал династию, в которой Мохаммед Резы стал вторым шахом.

Свадьба принцессы Фавзии и принца Ирана Мохаммеда Резы Пехлев

Принцесса Фавзия и  Мохаммед Реза Пехлеви

Своего сына бывший полковник, а ныне первый шах, отправил учиться в Европу, а точнее Швейцарию. Конечно же стиль жизни в Европе не мог не наложить отпечаток на развитие Мохаммеда. И как будущий шах Ирана ему бы хотелось объединить две культуры, Европы и Азии, взять самое лучшее из обеих культур. Он рьяно принялся за дело по возвращению, что не могло остаться незамеченным радикально-настроенными слоями населения. А именно им не нравилось, что женщины станут равноправными членами общества.

Снимок для журнала Life авторства Сесиля Битона

1940 год

Королевская семья Египта: первые слева — Исмаил Хусейн Ширин Бей и принцесса Фавзия

В американском военном джипе во время инспекционной поездки. Тегеран, 1 марта 1944 года

Шаханшах Ирана Мухаммед Реза Шах Пехлеви с первой супругой Королевой Фавзиёй бинт Фуад и старшей дочерью Принцессой Шахназ

Шаханшах Ирана Мухаммед Реза Шах Пехлеви с первой супругой Королевой Фавзиёй бинт Фуад и старшей дочерью Принцессой Шахназ. Фотография Сесила Битона, лето 1942 года

Принцесса Фавзия бинт Фуад Египетская и Иранская со старшей дочерью Принцессой Шахназ Пехлеви

Сменив в 1941 году отца на престоле Пехлеви стал пропагандировать принцип «равняйтесь на меня». Принципа европеизации он придерживался и в семейной жизни. Все его жены не походили на закабалённых женщин, отличались тонкой красотой и походили на звезд экрана. Даже то, что он был три раза женат и дважды давал своим женам развод говорит о том, что женщина для него равноправный партнер.

Первый брак был заключен с египетской принцессой Фавзия Фуад. Сын нищего полковника не мог и помыслить о такой партии. Поэтому через жену ему бы хотелось войти в светский мир, а прелестница с голубыми глазами сразу же его обаяла.

Дочь короля Ахмеда Фуада I появилась на свет в Александрии в 1921 году. «Фавзия» переводится как «победительница». Принцесса отличалась удивительной, яркой внешностью: дивный стан, голубые глаза, черные локоны. Все свое детство она провела в тепличных условиях и розовых очках в сопровождении бесчисленных нянек-мамок.

Королева Ирана Фавзия и Принцесса Ашраф Пехлеви

Официальная фотография Королевы Ирана Фавзии. 1945 год (сделана незадолго до отъезда в Каир)

Принцесса училась в лучшем университете Швейцарии, свободно разговаривала на трех языках. Он была воспитана в традициях Европы. Вернувшись на родину, принцесса столкнулась с совершенно с другим стилем жизни, обязанностями, которые возложили на нее как на королевскую дочь. Она стала заложницей своего положения в свете. Единственный путь к свободе она видела в замужестве.

Замужество не заставило себя ждать, родители царских детей быстро договорились. И вот в марте 1939 состоялось бракосочетание. На момент свадьбы молодые видели друг друга лишь однажды. Торжество прошло в лучших традициях царствующих особ.

Принцесса Фавзия со вторым супругом Исмаилом Ширином

В 1940 году появилась на свет принцесса Шахназ, после нее у пары больше не было детей.

Фавзия ожидала от своего брака многого, а на самом деле все обстояло намного по-другому. Долгожданная свобода действий не наступила. Иранских двор не принял ее, она не стала своей. Свёкр был тираном, который контролировал все шаги невестки.

Никого из ее слуг и близких не осталось с принцессой при новом дворе. Новые родственники всячески препятствовали общению принцессы с прошлой жизнью.

Портрет Принцессы Фавзии Египетской работы Ламбро Василиадиса

Даже когда муж вступил на престол, жизнь его жены мало изменилась. Долго такая ситуация не могла устраивать принцессу, и она принимает беспрецедентное решения для азиатского сира. Фавзия возвращается в Каир. Она готова была принять порицание, осуждение, непонимание, но терпеть далее у нее не было сил. Ее воспитали в холе и него, и постоянная тирания мужа стала невыносима, тем более что муж стал ходить на сторону. За свой отчаянный шаг она заплатила дочерью, которая осталась с отцом и была воспитана при иранском дворе.

Со временем Фавзия получает развод, с указанием, что развод состоится из-за невозможности родить шаху наследника. Как говорила молва была и еще одна причина, Пехлеви встретил очередную голубоглазую нимфу, с которой позже он разведется по той же причине, она не родила ему наследника. И только женившись в третий раз, шах наконец-то дождался двух мальчиков.

Фавзии вновь получила титул египетской принцессы. Позже сочеталась браком с полковником Исмаилом Ширина. В этом союзе появились на свет сын и дочь. Союз к счастью оказался очень благополучным.

К сожалению Египет не минула чаша переворотов, у власти оказался жестокий тиран — подполковник Гамаль Абдель Насер. Близкие Фавзии покинули Египет, принцесса с семьей осталась.

Принцесса Фавзия бинт Фуад Египетская и Иранская со старшей дочерью Принцессой Шахназ Пехлеви

Настроение к прошлой знати нового лидера Египта — Анвара Садата было нейтральным. Он встречался с принцессой, на этой встрече Фавзия с иронией заявила президенту, что за свою жизнь лишилась двух корон, Ирана и Египта. Но сегодня все прошло. здесь. Неважно. Теперь все в прошлом.

Принцессы Фавзия бинт Фуад Египетская с бывшим зятем Ардеширом Захеди. 2005 год

По сей день Египет сотрясают изменения, жизнь изящной принцессы оборвалась на 91 году жизни, она к своему несчастью пережила мужа и дочь от второго мужа. Почивает светская принцесса рядом со своим мужем, с которым познала, что такое простое семейное счастье.

womantea.ru

Сады Египта | Садовый ПОРТАЛ

Сады Египта

Каждый школьник уже в V классе узнает о том, что в Африке, на берегах Нила, расположен Египет. Египет — древнее государство, существующее пять тысяч лет. Древний Египет оставил после себя грандиозные памятники культуры. Это величественные пирамиды, сфинксы, причудливые саркофаги с мумиями фараонов, сохранившимися до наших дней.

Папирусы, рисунки с надписями на стенах храмов и гробницах донесли до нас сведения о замечательных произведениях садового искусства.

Улицы египетских городов были прямыми, с тесно поставленными домами, на крышах которых нередко были посажены пальмы и другие растения. Сзади домов находились квадратные сады. Особенной роскошью отличались сады, выращенные около храмов и домов богатых.

Сады Египта

Сады Египта

Египтяне любили прямые линии и придавали своим садам квадратную форму, высаживая растения стройны ми рядами по росту. Более крупные деревья помещали ближе к стенам ограды, затем — средние по высоте, а самые низкие — в середине сада, вокруг квадратного пруда. В этих прудах разводили папирус, голубые и белые кувшинки и священный лотос.

Эти пруды положили начало так называемым теперь «водяным садам».

Пальмы, гранаты, смоковницы, лимоны, розы заполняли сады. Пальмы, по представлению египтян, обеспечивали владельцу радость; смоковницы — богатство и знание сокровенного; эбеновое дерево — богатство и счастье. Эти деревья были для египтян священными.

В египетских садах росли резеда, мак, мирта, вывезенная из Персии клещевина, из семян которой получали масло для освещения храмов. 

Благовонное масло «сузинон» приготовляли из лилий. Лилия для египтян служила символом надежды и краткости жизни. В Луврском музее (Париж) хранится мумия египетской молодой девушки с белой лилией на груди.

Особенно чтили жители Египта цветки лотоса, «невесты Нила», как они называли это растение. Оно было посвящено богу Солнца Озирису и богине плодородия Изиде. Жрецы Озириса и знатные египтянки украшали себе голову цветками лотоса. Из его лепестков делали гирлянды. Засушенные цветки лотоса, украшавшие мумию фараона Рамзеса II (XIV век до н. э.), хранятся в гербарии Ленинградского ботанического сада. Листья лотоса использовали как сосуды и тарелки.

В царствование Клеопатры (I век до н. э.) в Египте в особенно большом количестве стали выращивать разнообразные розы. Сады египетской царицы послужили образцом при создании садов в Риме. Из истории известны пышные пиры царицы Клеопатры. Пол пиршественного зала на одну треть метра устилали лепестками роз, прикрытыми тонкой шелковой сеткой. Венками из роз или гирляндами из лепестков венчали головы пирующих, возлежащих на подушках, наполненных тоже лепестками роз. Кубки были обвиты розами, и гирлянды из роз свешивались со стен и колони. Розовая вода била из фонтанов, а с потолка струился дождь розовых лепестков. На столы подавали розовый пудинг, за сахаренные розы, варенье и ароматичное вино из роз.

Розовым пирам Клеопатры с еще большим увлечением и роскошью подражали римские императоры и богатые патриции. Египетские садовники, специальность которых особенно ценилась в те времена, выводили розы, ландыши и левкои в течение круглого года. Римские императоры и богатые люди платили Египту бочки золота за цветы, которые они вывозили для

своих пиров, нагружая цветами целые корабли. В больших садах и рощах отводили каждому виду растений — пальмам, смоковницам, декоративным растениям — отдельные, строго симметричные квадратные участки с водоемами посредине. В таких рощах были и священные бассейны, выложенные гранитом и порфиром. В них разводили священных ибисов, крокодилов, змей — найи и ящериц — варанов.

Квадратные сады со стройными рядами деревьев очень гармонировали со строгими прямоугольными формами египетских зданий. Ряды пальм красиво сочетались с каменными колоннами, украшенными капителями, изображавшими кроны пальмовых листьев. Хороши были и колонны в виде связки длинных стеблей папируса, покрытые сверху и снизу листьями и бутонами лотоса, искусно высеченными из камня. 

Не созерцание ли стройных пальм натолкнуло древних архитекторов на мысль о создании колонн из камня?

Многие полагают, что своеобразие пальмового леса оказало влияние и на возникновение в дальнейшем, в средние века, готического стиля построек со стрельчатыми сводами, напоминающими кроны пальм, так же, как высокие прямые стволы вздымающихся сосен нашли отражение в постройках Эллады.

Особенной пышностью отличались сады Египта при фараоне Рамзесе II и Клеопатре. Сады в Александрии занимали около четверти этого громадного города древности.

После каждого похода египтяне привозили в свои сады новые растения. На одной из фресок усыпальницы фараонов в Фивах изображено возвращение египетского корабля из похода в страну Пунт, относящегося к 4500 годам до наших дней. Рабы грузят на корабль посаженные в кадки ладанные, миртовые и другие растения. С каждым деревом грузили и кожаный мех с пресной водой для поливки его во время пути. 

Египтяне широко использовали растения для получения лекарств, благовонных масел и смол, употреблявшихся для бальзамирования трупов (мумифицирования), для украшения жилищ и храмов.

В знойном Египте особенное значение приобретали сады, дающие тень. И фараон Рамзес III, восхваляющий свои деяния в Харристском папирусе, в первых же строках отмечает:

«Я засадил всю землю деревьями и кустами; я дал возможность жителям сидеть под их тенью».

Роскошному росту растений в садах способствовала система орошения, связывавшая бассейны трубами и каналами, а также и удобрение плодородным илом реки Нила.

Египтяне с нетерпением ожидали подъема нильских вод и разлива их. С радостью встречали они появление в реке молодых крокодилов, предвестников приближения разлива. За ними появлялись вторые вестники — цветы голубых кувшинок, несомые водами, зелеными от береговых растений. Наконец воды Нила становились красными от ила и глины, захваченных течением из Эфиопии. Когда же уровень воды в Ниле достигал верхнего края плотин, египтяне удаляли шлюзы — и насыщенные илом воды наполняли оросительные каналы.

Как праздник отмечали египтяне широкий разлив Нила. 

Если Вам понравилась статья : Сады Египта — поделитесь информацией с друзьями.

Не жадничайте — ставьте свою оценку:

Loading…

Просмотров: 3 295

sad-dizayn.ru


Смотрите также