Дети Цветов Зла. Эстонское искусство декаданса. Декаданс цветы


Все, что вы хотели знать о декадансе, но боялись спросить : Daily Culture

Декаданс. Красивое слово, которое при произношении будто совершает некий танец на языке. Этим словом сегодня пользуются довольно часто, применяя его к самым разнообразным вещам – от музыки до высокой моды. Зачастую причиной этому становится просто его красота и романтичная мрачность. Декадентскими сегодня любят называть воздушные черные платья, достойные современниц Эдгара Аллана По, удушливо-печальную музыку, витиеватые стихи о боли и смерти и многое другое, полное потусторонней мистики. Однако за словами всегда стоит долгая история. Раз уж слово «декаданс» снова танцует у людей на языках, стоит заглянуть за его оболочку и узнать, есть ли там что-то столь же мрачно прекрасное, как и его звучание.

Как и многие другие красивые слова, «декаданс» появился на свет во Франции. Термин этот был введен французскими историками в середине XIX века для того, чтобы кратко и емко обозначить один интересный период. Только этот период не имеет отношение к истории Франции, как многие думают. Термином «декаданс» изначально описывались события, имевшие место в Римской империи конца II-IV вв. Распад нравов, усиление социальных противоречий, политический и экономический кризис вызвали удивительный подъем культуры и искусства. В умах римских писателей и философов царили мистические и оккультные настроения, неудовлетворенность настоящим заставляла их романтизировать древность и вернуться к архаике, как в стиле, так и в языке. Именно в этот период жил и творил Апулей, автор знаменитого «Золотого осла», повествующего о похождениях беспутного знатного юноши Луция. Неприкрытый эротизм, колдовство, язвительная ирония и высмеивание безнравственности общества в этом романе отражают всю суть упадничества, пропитавшего римскую жизнь той эпохи. Помимо Апулея римский декаданс воплощали в своих произведениях такие авторы, как Плутарх, Петроний и Лукиан, называемый «Вольтером древности». Вывод из всего этого напрашивается один: кризис общественной и политической жизни зачастую служит стимулом для расцвета культуры, насыщает ее и обогащает.  

Итак, декаданс хоть и означает упадок и кризис, относится скорее к области культуры, развивающейся и цветущей в непростые для общества годы. Позже этим словом стали описывать тот тип мировосприятия и комплекс умонастроений, который сложился в культуре конца XIX века. Болезненная чувствительность, душевная усталость и апатия, крайний индивидуализм и пессимизм, а также стремление убежать от действительности стали определяющими в европейской культуре рубежа веков. И снова источником таких упаднических настроений в умах писателей, философов, поэтов и художников стал кризис общественного сознания. Основатели декаданса стремились избавиться от старых течений в искусстве и создать новые, соответствующие усложненному мироощущению человека того времени. Стремясь к полной свободе творчества, авторы отказались от политических и гражданских тем и обратились к мотивам небытия и смерти, отрицанию исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей, воспеванию хрупкости красоты и любви. Одним из инструментов декадентов был эпатаж читателя и зрителя. Эпатаж воплощался в парадоксах, символах, эротизме, чувственности и мистике. Декадентское искусство рубежа веков стало таким знаковым и ярким, что первоначальное значение слова, описывающее период древнеримской истории, затерялось в пыльных архивах.  Новые декаденты были весьма сложными натурами и облачили понятие декаданса в пышные вуали загадочности и запутанности. Дать одно четкое определение красивому слову стало не так-то просто. Все декаденты имеют совершенно разное мнение относительно того, что заключает в себе это понятие. Для многих декаданс неразрывно связан с символизмом. Федор Сологуб называет декадентство методом для различения символа, художественной формой для символистского содержания, «мировоззрения»: «декадентство есть наилучшее, быть может, единственное, орудие сознательного символизма». Омри Ронен писал, что декаданс является «не стилем и даже не литературным течением, а настроением и темой, которые, в равной мере, окрашивали и искусство, и научную, философскую, религиозную и общественную мысль своего времени». Красиво, витиевато, таинственно, как влажные черные глаза прерафаэлитских дев. 

Прерафаэлиты

Суть декаданса и его философская составляющая стали по мере возможностей ясны. Посмотрим, как мысли декадентов раскрывались в разных формах искусства, и начнем с литературы. Божественное упадничество сочится из стихов Шарля Бодлера, Теофиля Готье, Поля Верлена, Артюра Рембо. Они задали тон, который немедленно подхватили русские символисты Бальмонт, Сологуб, Мережковский, Гиппиус, Брюсов. Все они писали совершенно по-разному: у одних реальность вызывала медленно стекающие по бледным щекам слезы, другие бросались в нее грубыми и агрессивными строчками, а третьи воспевали исключительно идеалы Античности. Пышная и детальная форма в стихах так плотно окутывает содержание, скрывая его от внешнего мира, что понять всю суть декадентской поэзии очень непросто. Это искусство не для публики, но для самого искусства. Этакий огромный синий бриллиант на дне Марианской впадины, до которого никто не может добраться. Что касается драматургии, нельзя не вспомнить, конечно, «Синюю птицу» Мориса Метерлинка о вечном стремлении человека к счастью и постижению бытия.

4.jpg

Особо выделить стоит один блистательный дуэт, который станет плавным переходом от декадентской литературы к декадентской живописи. Речь идет о захватывающей дух гармонии, которой добились в своей совместной работе писатель Оскар Уайльд и художник Обри Бердслей. Эти два англичанина создали совершенный образец литературного и художественного декаданса – пьесу «Саломея». Обращаясь к библейскому мифу о царевне Саломее, потребовавшей за свой танец от царя Ирода голову пророка Иоканаана, Уайльд переосмысливает его в духе декадентской эстетики. В пьесе царит атмосфера тревоги, болезненной эротики, мистики. Эти ингредиенты своими тончайшими черными линиями, драматичными фигурами и невесомыми композициями изобразил на бумаге Бердслей. Удивительный диалог между словами писателя и рисунками художника – это и есть «Саломея». Последним фантастическим штрихом в этой истории стал одноименный немой фильм, снятый в 1922 году Чарльзом Брайантом и Аллой Назимовой. Слова Уайльда не звучат, но читаются во взглядах и пластике тел, а обрамляют все это декорации и костюмы, повторяющие мысли Бердслея.

Уайльд

Балансируя между безумием и странными снами, Бердслею вторили многие художники. Врубель с его глубокими густыми цветами и образами, американка Ромейн Брукс с ее холодными портретами, прерафаэлит Россетти и его волшебные полотна, Франц фон Штук и его демонические создания – это лишь немногие, кто проиллюстрировал дух декаданса. Как и в случае с литературой, каждый декадент от живописи представляет эстетику божественного упадничества абсолютно по-разному. Прерафаэлиты отдавали предпочтение мифическим, сказочным, а иногда и библейским сюжетам, другие мастера фиксировали реальность, но оттеняли ее нотами меланхолии и мрачности, и все это творилось каждым художником в своей уникальной технике.

8.jpg

Что касается музыки конца XIX – начала XX века, то в ней дух декаданса отразился несколько иначе, чем в литературе и изобразительном искусстве. Неудивительно, ведь у музыки всегда особая история. Музыку рубежа эпох можно охарактеризовать двумя категориями, и можно сказать, что они обе проистекли из декадентских идей. Первый путь, по которому пошла тогда музыка – это новый взгляд на мифы, легенды и сказки. Их воплотили в нотах Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рихард Штраус. По второму пути пошли композиторы-экспериментаторы, целью которых было отречься от старых классических форм и найти нечто, что отразит стремительно меняющуюся жизнь вокруг. Здесь особая роль принадлежит футуристам, воспевателям заводов и механизмов. Они делали с музыкой такое, что тогда было уму непостижимо. Это, в первую очередь, Франческо Прателла, Луиджи Руссоло, Клод Дебюсси. Знаковым культурным событием мирового масштаба стали «Русские сезоны» Дягилева. Они воплотили в себе переосмысление балета, костюма и человеческого тела, не говоря уже о музыке. В ней революцию совершил гениальный Стравинский.

Дягилев

Описывать философию и искусство можно бесконечно, краткость тут таланту не сестра. Попробуем подвести некий итог. Декаданс – это не течение и даже не объединение течений. Все, что делали люди, которых именуют декадентами, нельзя назвать так просто одним словом. Лучшего всего будет сказать, что совершенно разные произведения стали реакцией разных людей на одну и ту же реальность – рубеж XIX и XX веков, переломное время, время потрясений. Упадок в обществе, как когда-то в Римской империи, вызвал бурный творческий всплеск и стал началом множества новых течений и поисков новых форм. На этом закончим разбираться в прошлом и начнем подбираться к настоящему.

Итак, декаданс – это состояние духа, настроение, в котором пребывает довольно большое количество людей. Наверное, поэтому достаточно часто можно услышать это слово применительно к бурным вечеринкам 1920-30-х годов. Как многим должно быть известно из истории, это был ужасный мировой экономический кризис. Это, во-первых. Во-вторых, 1920-е и 1930-е годы – это так называемый период между двумя мировыми войнами, адом, через который уже прошли, и подсознательным предчувствием ада, через который предстоит пройти. У Пушкина есть маленькая трагедия, которая называется «Пир во время чумы». Этим именем и можно назвать те яркие, сверкающие и безбожно дорогие вечеринки, которые устраивали богачи в 1920-30-е годы. Жажда спрятаться в бокале шампанского от ужасов недалеко прошлого, холодного настоящего и темного будущего. Как военная форма скрывает бойца от врага, так блестки и перья скрывали леди и джентльменов от их страхов, отчаяния и разочарований. Пир во время чумы стал синонимом декадентскому настроению. Искусство, конечно же, снова обогатилось: певцы «потерянного поколения» Фицджеральд, Миллер и Хемингуэй, художники Тамара де Лемпицка, Пабло Пикассо и Ман Рэй, стиль ар-деко и такой джаз, который говорит: «Жизнь прекрасна, не смотри за окно».

Гетсби

 

Что же происходит сегодня? После всех этих тысяч слов нетрудно оглядеться и понять, что сегодня имеет место очередной общественный и политический кризис, а также реакция на него творческих людей. Мы снова погрузились в декадентское настроение, и кто-то в нем попросту тонет, кто-то выплескивает недовольство реальностью в искусство, а кто-то наряжается в блестки и перья и танцует. Упреждая фразу «ничего нового не происходит», скажем: происходит новое, происходит каждый день. Кто-то пишет стихи, кто-то – роман. Кто-то рисует на маленьком или большом холсте или листе бумаги. Кто-то репетирует новую песню, а может быть симфонию. Кто-то учится у прошлого, а кто-то бьется над новыми формами. Тем более что сегодня можно все. В конце концов, кто-то безудержно веселится с бокалом шампанского, и это тоже прекрасно. Вот это и есть декаданс. И последнее: здесь ведь доказано, что божественное упадничество и грусть могут быть созидательными, не так ли?

Катерина Мячикова

www.dailyculture.ru

Бархатное подполье

Опубликовано 02.09.2014 10:19:16

Шарль Бодлер, декаданс, бархатное подполье, декаденты, богема, субкультура, бостонское чаепитие, ретро, винтаж, куда пойти, самые интересные мероприятия, самое загадочное мероприятие Москвы

Шарль Бодлер

Декаданс (от франц. décadence — упадок, разложение) — тип мировосприятия, комплекс умонастроений, сложившийся в конце XIX века, для которого характерны болезненная чувствительность, душевная усталость и апатия, крайний индивидуализм и пессимизм, стремление убежать от действительности.Истоки декаданса — в культуре и литературе- середина второй половины XIX века. Около 1850 г. в Западной Европе появляются многочисленные статьи о декадансе, возникает мода на упадочнические настроения. Предтечами декаданса по праву считают французских писателей Теофиля Готье с его теорией «искусства для искусства», Шарля Бодлера, давшего в своем стихотворном сборнике «Цветы зла» (1857) образец декадентского стиля, братьев Гонкур с их обостренной чувствительностью и тонкой восприимчивостью, английских писателей Д. Г. Россети, Х. Россети и др., в творчестве которых причудливо переплетается мистика и эротика. Философскими предпосылками декаданса стала философия немецких мыслителей Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и французского философа Анри Бергсона.В 1869 г. Т. Готье пишет предисловие к сборнику Ш. Бодлера «Цветы зла», в котором

Теофиль Готье

Теофиль Готье

характеризует поэтическую манеру Бодлера как «стиль декаданса», «стиль изобретательный, сложный, искусственный, полный изысканных оттенков, раздвигающий границы языка, пользующийся всевозможными техническими терминами, заимствующий краски со всех палитр, звуки со всех клавиатур, стремящийся передать мысль в самых ее неуловимых оттенках, а формы в самых неуловимых очертаниях; он чутко внимает тончайшим откровениям невроза, признаниям стареющей и извращенной страсти, причудливым галлюцинациям навязчивой идеи, переходящей в безумие».Традиционно формирование декаданса связывают с поражением Франции во франко-прусской войне 1870 г. и с разгромом Парижской Коммуны в 1871 г. Декаданс явился выражением тех настроений, которые охватили французское общество как следствие национального унижения. Французский исследователь Пьер Ситти в книге «Против декаданса» (1987) опровергает устоявшийся взгляд на генезис и природу декаданса. Он считает, что истоки декаданса необходимо искать не столько в общественной ситуации 70–80-х годов XIX века, сколько в устойчивых ментальных структурах, характерных для западноевропейского сознания. Родившись на обломках Римской Империи, народы Западной Европы сохранили память о распавшемся Риме и стремление время от времени воспроизводить состояние распада в своей собственной истории и культуре. Поэтому для П. Ситти декаданс не является термином, точно описывающим конкретное, ограниченное точными временными рамками историко-культурное явление. О декадансе можно

Уолтер Пейтер

Уолтер Пейтер

говорить всякий раз, когда общество и культура особым образом позиционируют себя по отношению к прошлому и будущему: видят свое былое величие в прошлом, не верят в будущее, принадлежащее другим, «варварским» народам, обществам и культурам. Отсюда, по мнению П. Ситти, культ настоящего в декадансе.В 1886 г. Анатоль Бажю основал журнал «Декадент». В июле 1887 г. Бажю издает брошюру «Декадентская школа» («L’Ecole décadente»), ставшую манифестом декаданса. В этой работе он писал: «Будущее — за декадизмом. Декаденты, порождение сверхпресыщенной шопенгауэровской цивилизации, не являются литературной школой. Их миссия — не основывать. Они призваны только разрушать, низвергать все устаревшее и помогать вызреванию зародышей великой национальной литературы XX века».Начало декадентского движения в Англии совпадает с выходом в свет книги Уолтера Пейтера «Ренессанс» (1873). Английский декаданс испытал сильное влияние французского символизма. Декаданс в Англии — реакция на викторианство с его утилитаризмом, рационализмом, респектабельностью, культом семейных добродетелей. У. Пейтер провозглашал тезис о независимости искусства от морали. Единственный долг художника – это забота о совершенной форме.Артур Саймонз в своей книге «Декадентское движение в литературе» (1893) дал такую характеристику декаданса: «Теперь налицо напряженная рефлексия, беспокойные, судорожные поиски, тяга, не всегда здоровая, к утонченности, духовное и

Оскар Уайльд, декаданс, бархатное подполье, декаденты, богема, субкультура, бостонское чаепитие, ретро, винтаж, куда пойти, самые интересные мероприятия, самое загадочное мероприятие Москвы

Оскар Уайльд

моральное падение».В том же году было написано произведение, ставшее образцом литературного декаданса в Англии, — одноактная драма О. Уайльда «Саломея» (1893). Обращаясь к библейскому мифу об иудейской царевне Саломее, потребовавшей за свой танец от царя Ирода голову пророка Иоканаана, Уайльд переосмысливает его в духе декадентской эстетики. В пьесе царит атмосфера тревоги, болезненной эротики, мистики. Основная проблема пьесы – проблема красоты. Ее символом становится многократно повторяющийся образ луны, которую каждый из персонажей пьесы видит и воспринимает по-своему. Все персонажи, околдованные луной, способные на сильные, пусть подчас и противоестественные страсти, погибают. Красота губительна, любовь и смерть неразлучны — такова главная мысль пьесы.Всем произведениям декадентского искусства свойственна установка на эпатаж читателей и зрителей. С этой целью писатели используют парадокс, символ, эротику, культ чувственных наслаждений, мистицизм. Писатели-декаденты ищут новые, необычные сочетания слов, чтобы читатель мог «грезить целыми неделями о значении слова, одновременно точном и расплывчатом».Характерная тематика и иконография декаданса — темы разложения и смерти, образы «роковых» женщин, символика растений, драгоценных камней, животных, образ андрогина, мотив сна, обращение к восточной и средневековой мистике, легендам и фантазиям.

Стефан Георге

Стефан Георге

Многие декаденты, сближаясь с эстетизмом, провозглашали культ красоты, самоценность искусства. Талантливый немецкий поэт-символист Стефан Георге верил в особое предназначение «мастера», обладающего тайным знанием, которое он частично передает ученикам. Лирические циклы С. Георге «Гимны» (1890), «Паломничества» (1891), написанная на материале истории позднего Рима поэма «Альгабал» (1892) создают образ мира, в котором торжествует хаос и разгул темных страстей. Природа для Георге — лишь «мостик» в мистическую, сверхчувственную, «высшую реальность». В поэтических сборниках «Седьмое кольцо» (1907), «Звезда союза» (1914) Георге заявляет о мессианской роли «чистого искусства».В течение длительного времени в отечественном литературоведении декаданс отождествляли с символизмом. Однако это явления разного порядка, хотя и тесно связанные друг с другом. Как писал французский исследователь Ги Мишо: «Декаданс и символизм – это не две школы, как обычно полагают, а две последовательные фазы одного движения, два этапа поэтической революции. То, что в определенный момент они противостоят друг другу, есть лишь факт малой истории… Но с более высокой точки зрения декаданс предстает как лирическое начало, как излияние обеспокоенной чувствительности в состоянии кризиса; с другой стороны, символизм — это начало интеллектуальное, фаза размышления над этим лиризмом — с целью обретения единства, которого не смог достичь французский романтизм и который позволил бы определить поэзию в ее сущности и создать основы для нового творческого уклада. Переход от декаданса к символизму – это переход от пессимизма к оптимизму и, одновременно, открытие поэзии».Понятие «декаданс» не тождественно тому или иному направлению в литературе и искусстве. Декадентские настроения, мотивы можно обнаружить в творчестве символистов П. Верлена, С. Малларме, М. Метерлинка, С. Георге, эстета О. Уайльда, неоромантика Г. фон Гофмансталя, реалиста Мопассана и т. д.

(Из работы М. Воронковой «Декадентский визуальный образ для лидера музыкальной группы»)

Читать дальше - Декаданс в современной музыке

Комментарии:

barhat-art.ru

Декаданс - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Найдено 7 тем с этим ключевым словом
Сортировать по: 

Дате

   

Популярности

Здравствуйте. Сегодня хотела бы немного поиграть в декаданс)). Новое колье меня на это вдохновило. Несколько фотографий меня в образе поэтически-темном... ну, и конечно, колье "Custoditur ab spiritu Corvus" . Обожаю такие образы, в них есть что то загадочное, манящее и непостижимое... ...

Брошь-браслет, красавец "Лиловый негр". Много фото ниже.Нет, это ещё не коллекция, посвящённая творчеству А. Вертинского (хотя такие мысли есть). Как и одноимённая песня, брошь-браслет посвящена Вере Холодной (это продолжение моей коллекции, вдохновлённой первой русской кинозвездой). &quot ...

     Чёрная, расшитая серебром бархатка на шее очень шла к ней, оттеняя горделивую посадку головы; весь её облик был проникнут подчёркнутым достоинством...                                                                                                                Томас Манн                        ...

    Декаданс переводится как «упадок», и это резонирует с его красивым вычурным звучанием. Выражение "поиграем в декаданс" прижилось в России в начале 90-х годов прошлого столетия, когда популярная в то время эстрадная группа «Агата Кристи» выпустила альбом с таким названием.           ...

Готовы мои девочки, капризные и неуловимые)) Фотосессия получилась не вполне однозначной, игривой, с утренним шампанским  В забавах принимала участие моя шарнирочка Лия (которую я никак не могу закончить) , но в данном случае ее так сказать, хм..неодетость была нам с девочками на руку)))  Жанна - ...

Фотосессии испанского фотографа с русскими корнями Эухенио Рекуэнко всегда выдержаны будто бы на грани сна и яви. А уж когда он берется за сказочные сюжеты, то выходит и вовсе непохоже ни на что - волшебные готические фотокартины увлекают и своей мрачноватой внушительностью, и тонким подбором цветов ...

Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск. Оскар Уайльд   Наша новая коллекция - "История Дориана Грея": http://www.livemaster.ru/gallery/12760-istoriya-doriana-greya ...

www.livemaster.ru

Тема 3. Эпоха декаданса

Это эпоха с середины XIX века до первой мировой войны, 1914 года. Причиной декаданса выступает бурный рост капитализма, экономический прогресс, поскольку на фоне доминирующих отношений купли-продажи, утилитаризма и прагматизма ставятся под сомнение вечные ценности культуры – добро, истина, красота, вера. Философским осмысление декаданса становится доктрина пессимизма А.Шопенгауэра и переоценка ценностей Ф.Ницше. Открывает декаданс в 1854 году сборник Цветы зла Шарля Бодлера.

Декаданс – умонастроение упадка, духовный кризис, умонастроение пессимизма и нигилизма, пронизывающее жизнь богемы. Он формируется на почве разложения романтического идеала, утраты религиозных, научных и моральных ценностей в силу развития утилитаризма. Утрачивается целостный идеал духовно богатой личности. Однако упадку культуры противопоставляется сила воображения, творческого всемогущества. Господствует индивидуализм, умонастроение пессимизма и нигилизма в отношении идеи общественного прогресса. Утверждается позиция неприятия жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). Начинаются сумерки кумиров, т.е. переоценка ценностей, когда ставится под сомнение христианская мораль, вера в Бога, вера в научный и общественный прогресс. Личность теряет смысложизненные опоры в виде вечных ценностей и утрата смысла рождает трагедию души. В художественной сфере веет трагедия эстетизма - наслаждение души разладом, страданием, меланхолией. Личность ищет опору в собственной субъективности: «Только то, что я чувствую в душе, кажется мне вечным и, несомненно, достоверным» (Гюисманс). Так возникает культурный элитизм и аристократический тип художника. В этих условиях складывается ряд художественных направлений и групп.

ЭСТЕТИЗМ – ряд стилевых течений объединенных принципом наслаждения Прекрасным: О.Бердсли, О.Уайлд, Д.Уистлер, Д.Рескин, Т.Карлейль. Самоценность красоты, утонченного наслаждения, отделение красоты от полезного, морального, логического. Наслаждение красотой возводится в принцип жизни, переживание ради переживания, а отношение к жизни, наоборот, как к спектаклю, с точки зрения своего Я как зрителя. «Красота есть последняя путеводная звезда в тех сумерках, в которых пребывает душа современного человечества. Расшатаны религии, философские системы разбиваются друг о друга, и в этом чудовищном смятении у нас остается один абсолют, одно безусловно божественное откровение – это красота. Она должна вывести человечество к свету, она не даст ему погибнуть в отчаянии. Красота намекает на какие-то связи «всего со всем» (А.Бенуа). Культ Красоты создает новый тип – «эстетического человека». Этот «эстетический человек не признает никакого долга, не преследует никакого интереса, отдавая все искусству. Он равнодушен к религии, морали, воспитанию, политическим принципам или улучшению общества» (У.Гаунт).

Декадент в Двойном сердце М.Швоба: «Мы пришли в необычайное время, когда романисты показали нам все стороны человеческой жизни и всю подноготную мыслей. Мы пресытились чувствами, еще не испытав их: некоторые позволили увлечь себя в бездну неведомым и странным призракам; другие приобрели страстное влечение к глубинному поиску новых ощущений; третьи, наконец, нашли опору в глубоком сострадании. Дез Эссент у Гюисманса, Андреа Сперелли у Д’Аннуцио, Дориан Грей у О.Уайлда - тип «декадента»… Чтобы предаться безмерным наслаждениям и испытать самые редкостные ощущения, которые только можно купить за деньги, эти литературные персонажи ищут прибежища в воображаемой эпохе латинского декаданса и в современной литературе, «неизлечимо больной настолько, что она вынуждена выражать все, что угодно, в пору своего заката».

ПРЕРАФАЭЛИТЫ – группа английских художников, сложившаяся в 1848 году, которая стремится выразить благородные чувства в сочетании с правдивым изображением предмета. Ядро группы составили Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант и Данте Габриэль Россетти. Их восхищает стиль, сложившийся в эпоху ренессанса в искусстве до Рафаэля, период кватроченто и маньеризма. Их творчество отличает ретроспекция и смешение эпох средневековья и Возрождения. Для своих картин братство Прерафаэлитов избирает религиозные и нравственно возвышенные темы, скрупулезно передает натуру, внимательно изучает флору, использует четкую живописную технику. Они идеализируют модель, создавая королеву из продавщицы, идеал из дочери конюха, богиню из проститутки и пр. Творчество наполнено декоративностью, эротизмом и чувственностью, гротескными и странными элементами.

СТИЛЬ МОДЕРН – декоративный стиль, распространенный примерно с 1890 года до первой мировой войны. Его названия: ар нуво во Франции, сецессион в Австро-Венгрии, югенд-штиль в Германии, либерти в Италии, модерн стайл в Великобритании, модерниста в Испании, стиль Тиффани в США, «Мир искусства» в России. Этому избыточному, чувственному стилю свойственно тяготение к маньеризму, иронии, декоративности, пластичности, использование растительного орнамента. Его особенностью стало сближение поэтической и бытовой сфер, что ярко выразилось в декоративном искусстве, а также в хореографии (Фокин), танце (Айседора Дункан), декорациях и костюмах (Бакст), драматургии (Сологуб).

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление визуальных впечатлений, зародившееся в 1860-х годах. Название impression стали употреблять подразумевая картину Впечатление: восход солнца Клода Моне. Это «чистая перцепция» без мыслительных конструктов приводит к разрыву с традицией, не желая опираться на «костыль разумного опыта» (В.Хофманн). Художники отказываются как от академического рисунка, так и от романтического сильного чувства, вымысла. Они хотят уловить и зафиксировать случайные и мимолетные впечатления современной жизни, стремятся к «невинности глаза», как если бы Я не играло никакой роли. Им свойственно мироощущение неприкаянности, утрата Я как психического единства, растворение субъективности в комплексах ощущений. В жизни такие люди оказываются неприкаянными о чем свидельствуют мятущиеся натуры Гуго Гофмансталя, Винсента Ван Гога, Поля Гогена.

СИМВОЛИЗМ – движение в литературе и искусстве, расцвет которого пришелся на 1885-1910-е годы. Стремится выразить духовный опыт в чувственной форме, «облечь идеи в форму чувства» (Жан Мореас). Ему свойственна позиция неприятия жизни и признание значимости всех форм жизни для художника лишь постольку, поскольку эти формы могут быть намеком на миры иные, духовные. Возникает на основе трагедии души, смыслоутраты. Ментальная драма выражает, во-первых, трагедию рока, чувство крушения человеческих надежд перед лицом мирового зла, некоего фундаментального наваждения, пляски смерти, мировой скорби (Байрон, Вагнер, Леопарди). Порой над человеком висит мистически туманный ток жизни, опрокидывающий любые рассудочные проекты - рок (Э.Верхарн, А.Белый), призрак смерти (М.Метерлинк), стагнация (Ф.Сологуб). Можно сказать, что катастрофа сознания воплощает это страх перед всеобщим напрасно. Во-вторых, драма души выражает демоническую чувственность, когда Я как всеобщее становление ведет к разладу индивида с собой. Возвышение субъекта осуществляется путем отрицания действительности (собственной социальной сущности) и самоотрицания. В результате разрыва с миром и само-преодоления личностный смысл ускользает и возникает чувство никчемности творческого всемогущества. Дионисийский восторг или оргиастически-хаотический порыв сопровождается наслаждением злом, страданием, смесью жалости к себе и сладострастия. Демонизм - это «сила, зияющая мутным взором безумия» (Вяч.Иванов). Образы Манфреда, Мальдорора, Демона показывают изначальное восстание против человеческого, независимость от мира. Но отвергая Бога и законы природы, Сатана, одновременно, порывает с миром и впадает в отчаяние, теряя смысл.

Происходит переоценка калокагатии и эстетизация безобразного. Однако в искусстве отсутствует и чистая форма, отделенная от пользы, добра, истины. Художественная форма наполняется трагическими переживаниями и деформируется. Красота синтезирует в себе тоску, страдание, поэзию смерти, шокирующую эротику, меланхолию, отвращение. Для этого служат особые приемы выражения, разрушающие гармонию: белый стих Верлена, Рембо, Бодлера, атональная музыка Дебюсси, дающие, согласно Рембо «длительное, глубокое, последовательное расстройство всех чувств».

Символ – это образ, несущий глубинный смысл (С.Аверинцев), который чреват смыслом, выражает трагическое умонастроение, красоту тоски, страдания и мечту о мирах иных. Он знак неизреченного, невыразимого, «ослепления бесконечностью»; «Мы живем не среди фактов, но среди глубинных смыслов и символов» (А.Рембо). Это рефлексия внутреннего состояния сквозь призму мифологем; придание индивидуальному переживанию универсального характера, а значит а)прозрение вечного, обнаружение Идей за повседневным, интуиция туманностей инобытия; в)значимость природы лишь постольку, поскольку она просвечивает духовными мирами, превращающая действительность в иллюзию; с)обозначение ментальной драмы, которое несет новую красоту, выражает иррациональную жизнь души без смысла и правил. Как манифестация индивидуального переживания символ весьма субъективен, ибо знаку придается сугубо личностный смысл. Классическим примером является сонет Гласные А.Рембо, где буквам придается сугубо субъективное цветовое значение:

А - черный, белый - Е, И - красный, У - зеленый, О - синий...

Символ, далее, динамическая тенденция, порождающая модель (А.Лосев), т.е. мечтательность, устремленность к духовному, уравновешивающая трагедию души. И, наконец, синтез «всего со всем», синестезия (опера Вагнера, музыка слова Верлена, живопись слова Малларме), нахождение мистических соответствий, корреспонденций как в Соответствиях Шарль Бодлерa:

Природа - некий храм, где от живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

Подобно голосам на дальнем расстоянье,

Когда их стройный хор един, как тень и свет, Перекликаются звук, запах, форма, цвет,

Глубокий, темный смысл обретшие в слиянье.

Есть запах чистоты. Он зелен точно сад,

Как плоть ребенка свеж, как зов свирели нежен.

Другие - царственны, в них роскошь и разврат,

Для них границы нет, их зыбкий мир безбрежен, -

Так мускус и бензой, так нард и фимиам

Восторг ума и чувств дают изведать нам. (пер. В.Левика)

Символы в искусстве:

- Голубой цветок Новалиса, Синяя птица М.Метерлинка, Кормчие звезды Вяч.Иванова, Звездная корона М.Волошина, Пьяный корабль А.Рембо - мечты о чудесном, иных мирах, о возвышенном счастье и идеале.

- Огненный столп Гумилева, Брюсова, Огненный ангел Тернера, Золото в лазури А.Белого - мистическое откровение, эманация благодати.

- Незнакомка А.Блока - вечная женственность, Россия, Любовь, София.

- Сплины Ш.Бодлера, П.Верлена, Города-спруты П.Верхарна, Черное солнце Ж.де Нерваля - пессимизм, трагедия духа.

- Цветы зла Ш.Бодлера, Мальдорор Лотреамона, Демон М.Врубеля, Трагедия титана И.Северянина - демоническая чувственность, эротизм.

- Саломея, Елена, Далила, Галатея, Семела, Леда Р.Штрауса, О.Уайлда, Г.Флобера, Гюисманса, Г.Климта, Г.Моро, О.Бердсли – образы femme fatale, символы умопомрачительной красоты и сатанинского соблазна. Гюисманс писал о Саломее Г.Моро: «символический идол непобедимого Сладострастия, богиня бессмертной Истерии, проклятая Красота, несравненная избранница Каталепсии, сделавшей неподатливой ее плоть и твердыми ее мышцы, чудовищное Животное, безразличное, безответственное, бесчувственное, отравляющее, как античная Елена, любого, кто приблизится или коснется ее хотя бы взглядом». Женскому образу придается провокационный или извращенный характер, он вызывающе обольстителен и болезненно порочен: гепард–соблазнительница, подчиняющая себе мужчину.

studfiles.net

Стиль Декаданс в интерьере

На стыке веков в общественной жизни, литературе и культуре в целом, происходят довольно странные явления. .. Преобладание формы над содержанием, отречение от общепринятых стандартов, жизнь «здесь и сейчас» - вот основные идеологические принципы стиля «декаданс», возникшего в конце девятнадцатого века. И интерес к нему вернулся в конце двадцатого – начале двадцать первого века

 

декаданс0.jpeg (700x466, 174Kb) .

Интерьер в стиле «декаданс» как нельзя более соответствует нынешним тенденциям. Но! декаданс не из тех стилей, который подойдет среднестатистическому человеку. Это интерьер для сильных, интеллектуальных и (не побоимся этого слова) эгоистичных личностей, которые умеют наблюдать жизнь «со стороны»

pic_1360575037 (700x532, 383Kb)

 

Если домовладелец по своей натуре артистичен, то ему вполне подойдет дизайн интерьера квартиры в стиле декаданса. Такой вид квартиры дает ощущение недосказанности и вызывает множество ассоциации при взгляде в каждый ее угол. Элегантные элементы декора помогают создать артистичный дизайн интерьера дома

pic_1360574947 (700x532, 388Kb) .

Эта артистичность и театральность должна просматриваться уже в дизайне коридора и холла. Входная зона с «театральными» гардеробными шкафами и мраморным напольным покрытием с экстравагантным рисунком даст входящему ощущение интеллектуальности и комфортабельности домашнего интерьера вкупе с уютом и светскими вечерами

pic_1360574994 (700x434, 284Kb) .

Изысканная и элегантная гостиная будет по-особенному парадной, если ее выполнить в неяркой цветовой палитре, состоящей из бежевых и жемчужных оттенков. В дизайн интерьера комнаты идеально впишутся элементы декора, которые были свойственны внутренним убранствам зал эпохи модерна – итальянская мебель с элегантной резьбой и плавными линиями, гнутые ножки стульев и стола в центре гостиной, светильники в «позолоченных» оправах и так далее

pic_1360574987 (700x525, 381Kb) .

Наряду с артистичностью и асимметрией в данном стиле уживаются и ультрасовременные элементы, в частности, объединение гостиной со столовой зоной широким арочным проемом. Благодаря последнему и единству стилей в оформлении столовой и гостиной их пространства визуально сливаются, заодно становясь зрительно шире

pic_1360574982 (700x537, 351Kb) .

В случае декаданс-интерьера спальня должен быть с отчетливыми линиями в декоре, с множеством живописных полотен на стенах. Общий колорит комнаты должен быть сдержанным и в меру ярким. Эпоха модерна была временем необузданной страсти в дворцовых покоях и периодом, когда вельможи и цари умели и любили отдыхать изысканно. Ввиду этого внутреннему убранству спален уделялось особое внимание

декаданс2 (652x439, 253Kb) .

Колорит интерьера в стиле «декаданс» тяжел и сложен для восприятия: черный, фиолетовый, насыщенные изумрудно-зеленый, малиновый и серо-синий цвета сочетаются между собой самым причудливым образом. Черный потолок и изумрудно-зеленые стены? Мебель с обивкой фиолетового и малинового цвета на темно-синем ковре? Картины в тяжелых позолоченных рамах на красных стенах? Да, все это приемлемо в декадансе, главное, чтобы хозяин чувствовал себя в этой обстановке комфортно и уютно (мнение гостей учитывать не принято). А разбавляют эти мрачноватые тона детали неожиданно «веселеньких» расцветок – светло-розовые и сиреневые подушечки на диване, легкие золотисто-бежевые тканевые абажуры светильников, деликатные зеленовато-голубые скатерти

декаданс (700x525, 255Kb) .

Главный критерий для выбора мебели – удобство. В одном помещении могут соседствовать классическая банкетка, пуф, обтянутый тисненой кожей, и тяжеловатые «бюргерские» кресла. Единственное, что объединяет эти разнородные предметы – колорит и фактура обивочных тканей. О колорите уже было сказано выше, а что касается фактуры, то тут царствуют велюр, плюш, бархат и мех (допустим как натуральный, так и искусственный). Ворсистые, тяжелые ткани используют и для драпировки окон. Кстати, сами модели портьер и занавесей не отличаются особой сложностью – прямые полотнища, собранные тканевыми подхватами

   .

Светильники для интерьера в стиле декаданс можно охарактеризовать следующим образом: сложные и красивые. Многоярусные люстры с золотой арматурой, хрустальными подвесками или стразами сваровски всячески приветствуются. Но абажуры люстр могут быть тканевыми, набранными из нитей бисера или изготовленными из разноцветных перьев

декаданс1 (700x259, 133Kb) .

Лучшие аксессуары – сложные механические игрушки. Это могут быть как игрушки в самом прямом смысле слова (например, музыкальная шкатулка с танцующими балеринами), так и настенные или настольные часы необычной конструкции. И еще один неизменный атрибут интерьера в стиле «декаданс» - книги. Правда, для интеллектуального и эгоистичного декадента книги не атрибут или аксессуар, а неизменный собеседник. Причем, гораздо лучший, чем большинство людей.

Из известных личностей, отдававших предпочтение этому стилю, можно привести Оскара Уальда

декаданс3 (550x424, 187Kb) .

Оскар Уальд страдал безграничной любовью ко всему прекрасному – изысканным интерьерам, хорошей литературе, красивой одежде, экзотическим напиткам и, конечно же, дорогим сигарам.

Для этого человека в жизни не было запретов и правил. Он всегда считал, что гениальность дает ему право на все во имя искусства. Как-то, заполняя таможенную декларацию, он даже сказал, что ему нечего декларировать, кроме гениальности. Но общество не всегда терпеливо относится к странностям талантов, и люди часто не понимали писателя

.

Оскар всегда с юмором относился к трудностям: когда однокурсники за ноги вытянули его на холм он встал, отряхнулся и выразил свое восхищение видом, который открывался с того места, а когда его судили за преступную связь с мужчинами он шутил над малограмотностью обвинителя. Веселый по жизни Уальд часто был в центре внимания. Приглашая к себе гостей для споров об искусстве он угощал их сигарами высочайшего качества, эксклюзивными чаем и кофе, редкими винами, создавал приятную атмосферу в доме. Люди всегда приходили к нему с удовольствием и уходили в веселом настроении. Оскар броско одевался,- говорил, что моду создает сам человек – он экспериментировал с одеждой, при этом не выходя из привычного образа денди. На приемы, где должен был появиться Уальд много людей приходило только чтобы посмотреть на этого чудаковатого ирландца и послушать его сатирические размышления

Из русских поэтес Зинаида Гиппиус, пожалуй, предпочла бы иметь интерьер стиля декаданс:-)

@Milendia (Иллюстрации Елены Витер)

subscribe.ru

Дети Цветов Зла. Эстонское искусство декаданса — Художественный Музей Kumu

Обратно в календарь

Время: Место:
09.09.17–25.02.18  10:00–18:00
Выставочные залы KUMU

3 этаж

Выставка уводит зрителя в художественный мир Бодлера и декаданса, характеризующийся меланхолией, циничностью и пессимизмом, но кроме этого – наслаждениями и страстью ко всему необычному и своеобразному, в том числе – к жажде андрогинности, нарциссизму и затуманиванию рассудка.

Название выставки навеяно скандальным сборником стихов Шарля Бодлера «Les Fleurs du mal», то есть «Цветы зла», который стал одним из первых текстов, посвящённых анализу и критике модернизации. Бодлера и его современников преследовали глубокие сомнения относительно кардинальных и очень быстрых результатах процесса модернизации. Индустриализация, капитализм, возникновение метрополий, растущая вера в науку и постоянный прогресс, а также и многие другие социальные изменения, пробуждают отчуждение и страх, выражаясь в глубоком пессимизме, настроениях упадка и эскапизма. С другой стороны, декаданс – это не только лишь разрушительная и отрицательная «сила», он стал генератором новых и интересных значений. Литературные и художественные произведения декаданса синтезируют красоту и уродство, зачастую они погружают зрителя в мистицизм, задают открытые вопросы о сексуальности и гендерных ролях, а также подчеркивают противопоставление буржуазности, концентрируясь на индивидуализме. Несмотря на то, что искусство декаданса возникло как реакция на резкие социальные и культурные изменения, оно характеризуется также погружением в себя и уходом от реальности, позволяя отклонениям психики и восприятия повстречаться с грехами и различными табу, создавая при этом едва уловимые, но соблазнительные образы.

В Эстонии декадентские настроения появляются в начале ХХ века, у истока возникновения национальной культуры, когда велись поиски своего места, между национализмом и западным модернизмом. Выставка «Дети цветов зла» является первым исследованием эстонского искусства декаданса первой половины ХХ века. На выставке представлены произведения искусства, многие из которых до сих пор выставлялись редко, либо не экспонировались вовсе. Художники: Эдуард Вийральт, Адо Ваббе, Эрих Кюгельген, Александер Промет, Эрна Бринкманн, Эрик Оберманн и др.

На открытии выставки будет представлена книга, сопровождающая экспозицию.

Куратор: Лола-Аннабель КассОформление выставки: Лийна СийбГрафический дизайн: Ангелика ШнайдерКоординаторы: Карин Пастак, Лийс Пяхлапуу, Рагне СоосалуИнициатор проекта и консультант: Mиpиaм Xинpикyc

Коллекции: Художественный музей Эстонии, Тартуский художественный музей, Эстонская академия наук, Литературный центр Ундер и Тугласа, Эстонская национальная библиотека, Нарвский музей, Эстонский литературный музей, ЦУ Музеи Хаапсалу и Ляэнемаа, частные коллекции.

Эдуард Вийральт. Художник. 1917. Художественный музей Эстонии

kumu.ekm.ee

Декаданс - Helperia

Декаданс - культурный упадок в литературе и искусстве конца XIX— начала XX века, характеризующийся формализмом, индивидуализмом.

В это время стали называть в искусстве упадок вкуса, когда разгорелась дискуссия о старом и новом: о литературе, о писателях. Споры шли о том, что лучше античная литература (образцовая) или современная (отвечающая духу современности). Именно в этот период в Европе и употребляется слово декаданс.

Это слово также употребляется в середине XIX века. Начали переносить исследования Дарвина и других физиологов на литературу, общество, искусство, заговорили о вырождении человеческого биологического вида и конце человеческой цивилизации. Эти идеи получили название «социал-дарвинизма».

Э. Золя в своей статье «Что я ненавижу» (1866) пишет: «Мой вкус, если хотите, испорчен. Я люблю чересчур острое литературное рагу: произведения декаданса, для которых свойственна болезненная чувствительность, а не крепкое здоровье классических эпох. Я принадлежу своему времени.»

Французский поэт Т. Готье издаст сборники стихов Бодлера («Цветы зла»), которые во многом определят идеологию и психологию декаданса.

«Сочинитель «Цветов зла» то, что называют декаденским стилем, есть искусство, которое дошло до такой степени зрелости, которой достигают на закате состарившейся цивилизации,» - говорит Т. Готье в своем предисловии к сборнику.

Декаданс – это старость, закат европейской цивилизации, т.е. - зрелость и мудрость. Художники слова выражают это время. К концу века эти настроения упадка, близкого конца цивилизации усилились. Казалось, что очень важное произойдет, и творчество писателей, у которых доминировали настроения упадка, ощущения близкой смерти и стали называть декаденскими.

Леконт де Лиль считал, что городская цивилизация сойдет на нет (образ травы, прорастающей сквозь асфальт), на месте городов будут расти леса, а затем вся планета погибнет в космической вспышке.

Эсхатология (от греч. eschatos последний, конечный и logos – учение) – учение о последних вещах: о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле. Различается индивидуальная эсхатология, т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная – учение о цели космоса и истории и их конце.

Становиться популярная тема упадка Римскоцй империи( образ Юлиана Отступника). Эту культуру, по мнению других, могут и погубить варвары. Внешние и внутренние варвары угрожали цивилизации. События Парижской коммуны (обрушение Вандомской колонны, поджог Лувра).

Г. Флобер пишет Тургеневу: « Меня угнетает состояние общества... Я чувствую, как поднимается откуда-то снизу неодолимое варварство. Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости, но окружающее ее море дерьма поднимается все выше, волны бьют о ее стены с такой силой, что она вот-вот рухнет». Речь здесь идет не о политике, а об умственном состоянии Франции.

Россия в кругу европейских государств могла считать себя достаточно молодой цивилизацией. Русские поэты чувствуют что-то похожее.

Поэт и философ Владимир Соловьев гибель цивилизации видит не в пришествии русского бунта, а в агрессивном движении с Востока. В своем стихотворении «Панмонголизм» он пишет:

Панмонголизм! Хоть слово дико,

Но мне ласкает слух оно,

Как бы предвестием великой

Судьбины божией полно.

Когда в растленной Византии

Остыл божественный алтарь

И отреклися от Мессии

Иерей и князь, народ и царь,-

Тогда он поднял от Востока

Народ безвестный и чужой,

И под орудьем тяжким рока

Во прах склонился Рим второй.

Судьбою павшей Византии

Мы научиться не хотим,

И всё твердят льстецы России:

Ты - третий Рим, ты - третий Рим.

Революция близка.'

Мережковский – родоначальник русского символизма - назовет нового героя «грядущим хамом».

Для русских представителей декаданса не существует истин и моральных обязательств. Истин много, значит, и морали много. Декадансы – это люди, которые считают, что разделение добра и зла не существует (Ницше «По ту сторону добра»).

Эстетизм, имморализм, пессимизм, индивидуализм составляют философию и психологию декаданса. Для искусства этот период словно взлет. Декаданс – это упадок общественного сознания, но не искусства.

Немецкий философ О. Шпенглер в книге «Закат Европы» находится на витке гибели.

Литература

  1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.
  2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002
  3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

helperia.ru