Цветы Михаила Врубеля. Цветы врубель


Цветы - Вспомнить, подумать...

Цветы от Михаила Врубеля

С экспозиции выставки «Сады Серебряного века» в Киевском Музее русскогоискусства, приуроченной к 160-летию со дня рождения художника.

Михаил Александрович Врубель Цветы в синей вазе 1887

Цветы встречаются во многих произведениях Врубеля — в них он видел красоту, проявляющуюся по всему миру. Его интересовал особый природный микрокосм:у этого чувственного художника было особое пантеистическое отношение к природе.Не было ни единого цветка, который не был бы достоин его внимания — будь этообычный барвинок, петунии в стакане, ирисы или экзотические азалии,привозимые в Киев из Франции и Голландии.

Михаил Александрович Врубель Орхидея. Этюд 1887

М.Врубель «Барвинок», 1886−1888 годы

М. Врубель «Петунии в стакане», 1886−1887гг

Михаил Александрович Врубель Белый ирис 1887

Михаил Александрович Врубель Красная азалия (Два цветка) 1887

Врубель «Портрет мужчины в старинном костюме (И.Н. Терещенко)»

В Киеве у Врубеля впервые открылся орнаментальный дар. В экспозиции можно увидеть, как из живых цветов рождается орнамент: мотивы для вышивки, рисунок для росписифарфора, сделанный для Эмилии Праховой, индийский орнамент, который, скорее всегоон увидел у старьевщика, часто приносившего Прахову старинные ткани.

Михаил Александрович Врубель Полевые цветы. Эскиз для вышивки 1884

М. Врубель «Цветы». Мотив для росписи фарфора. 1886−1887 годы

М. Врубель «Индийский орнамент» (для вышивки по канве)

М. Врубель «Гелиотроп и незабудки». Мотив для веера, 1887 г.

Знаменитые этюды цветов Врубеля из коллекции музея - это сочетание прозы жизни и возвышенных материй.Испытывая материальные трудности, художник взялся давать уроки акварели двум знакомым дамам: Наталье Манцевой и дочери профессора Бунге — Елене. Учителем он был не очень хорошим, - сам Врубель это признавал: он просто садился и рисовал этюды цветов, а ученицы перенимали опыт, наблюдая за ним. Эти этюдыбыли собраны и подарены барышнями Киевскому городскому музею.

Михаил Александрович Врубель Красные цветы и листья бегонии корзине. Этюд 1887

Михаил Александрович Врубель Белая азалия с листьями 1887

М. Врубель «Белая азалия», 1886−1888 годы

М. Врубель «Белая азалия без стебля», 1886−1888 годы

Маленький карманный альбомчик, который Михаил Александрович всегда носил с собой в Киеве, делая зарисовки со свойственным ему анализом формы и умением передатьжизнь природы, также представлен в экспозиции.

М. Врубель «Листья». Лист из альбома. 1884−1885гг.

Источник: artchive.ru

ngasanova.livejournal.com

Цветы в творчестве Михаила Врубеля

В творчестве выдающегося русского авангардиста Михаила Врубеля помимо мистических символов можно встретить великолепные цветы. Любовь к нежным лепесткам прослеживается в портретах и натюрмортах, а так же в эскизах художника. Экспрессивная манера не покидает и работы этого направления.

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/01.jpg

Белая азалия без стебля. 1886-1887. Бумага, итальянский карандаш, акварель

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/02.jpg

Белая азалия с листьями. 1886-1887. Бумага, акварель

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/03.jpg

Белая азалия с листьями. 1886-1887. Этюд. Бумага, черный карандаш, графитный карандаш, акварель. КГМРИ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/04.jpg

Белый ирис. 1886-1887. Бумага, акварель. КГМРИ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/05.jpg

Букет в синей вазе. 1887. Бумага, акварель

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/06.jpg

Жёлтые розы. 1894. Правая часть триптиха Цветы для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Холст, масло. 134,5x135,5 см. ООМИИ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/07.jpg

Кампанулы. 1904. Бумага, акварель. ГТГ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/08.jpg

Красная азалия (Два цветка). 1886-1887. Этюд. Бумага, акварель, графитный карандаш. КГМРИ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/09.jpg

Красные цветы и листья бегонии корзине. 1886-1887. Этюд. Бумага, акварель. КГМРИ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/010.jpg

Натюрморт. Цветы, пресс-папье и другие предметы. 1885. Бумага, акварель, графитный карандаш. КГМРИ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/011.jpg

Полевые цветы. 1884. Эскиз для вышивки. Бумага, акварель

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/012.jpg

Примавера. 1897. Бумага, акварель. ГРМ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/013.jpg

Роза в стакане. 1904. Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш. 29,8x18,3 см. ГТГ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/014.jpg

Розы и орхидеи. 1894. Левая часть триптиха Цветы для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Холст, масло. 134x134,5 см. ООМИИ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/015.jpg

Сирень. 1900. Холст, масло. 160x177 см. ГТГ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/016.jpg

Сирень. 1900. Эскиз. Дерево, масло. ГРМ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/017.jpg

Сирень. 1901. Другой вариант. ГТГ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/018.jpg

Хризантемы. 1894. Холст, масло. 300x163 см. Центр. часть триптиха Цветы для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Холст, масло. 134x134,5 см. ООМИИ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/019.jpg

Цветы в синей вазе. 1886-1887. Бумага, акварель. КГМРИ

http://glazurmag.ru/800/600/http/glazurmag.ru/images/vrubel-flowers/020.jpg

Шиповник. 1884. Бумага, акварель. ЧС

glazurmag.ru

Цветы Михаила Врубеля |

М. Врубель. Утро

я никогда не понимал его «Демона», он для меня всегда был художником необычайного таланта, однако не в той среде; и странно выглядят его заказные портреты, рисунки, чисто академические, по тому времени, – наряду с такими вот взрывами красок и его удивительной способностью органично вписать любой такой взрыв в целое – и у него одного из немногих именно русская мифология

 

о некоторых русских художниках мы все время говорим одно – что они были необычайными дарованиями, словно подчеркиваем лишь дар – который тут и сейчас, не был никогда реализован, воплощен, и его, по известным причинам, совершенно невозможно было реализовать

эта стандартная мысль вполне относится к Врубелю, который, видимо, был чем-то большим – мог бы стать чем-то большим, чем хороший колорист

М. Врубель. Сирень

сирень все писали – он понял первым, что массы цветков надо писать крупным мазком, и эта энергия цвета поразительна; при этом, кобальт очень удачно у него вписан в эту разного оттенка зелень, получилось удивительно красиво и фактурно; Ван Гог? – да тут разные влияния… Русский феномен

Врубель весь состоял из парадоксов. Легкомысленное богемное существование — и чрезвычайно серьезное отношение к ремеслу. При серьезности мастера, ревниво относящегося к выходящему из-под его руки, — беспечное отношение к судьбе готовых произведений: то, что уже было сделано и выпущено из рук, для него не имело цены. Это был человек умный и глубокий, хорошо знавший классическое искусство и литературу, говоривший на нескольких языках, открывший для среды, в которой он обитал например, Г. Ибсена. Он был открыт и легок в общении, но при всем том от него исходила гипнотическая сила, как если бы ог обладал каким-то тайным знанием, которое не считал возможные развивать перед своими коллегами…

его явно никто не понимал – даже те, кто хвалил, как Стасов; и дело не просто в парадоксах, и даже не в психичке (а там он и очутился в конце концов) – дело в чем-то более глубоком: этот талант не нашел полного и целостного воплощения, что на самом деле и погубило его

отсюда, невозможность писать о нем, делать какие-то выводы и строить интерпретации – я бы за это не взялся…

тут стоит интересный вопрос о стиле; считается, что продукция мастера должна быть однородной, стилистически узнаваемой – это известная догма, и это на самом деле бывает именно так; насколько широко может простираться поле творческих поисков? – и часто мы просто упрощаем понятие стиля

возможно, новым русским мастерам ХХ века вообще было свойственно это вечное искание; возможно, у них не было своего стиля, и бурное развитие нового искусства поразило их и заставило искать, перенимать – примеры Татлина, Шагала и др. весьма показательны…

традиционный русский портрет у Врубеля мешался с новыми, яркими тенденциями, и совместить их трудно; мне никогда не нравились его глазастые мадонны и сказки, в которых радужное сияние поглотило смысл, о котором он, видимо, не подозревал

Серебряный век – время исканий; где искания – там и заблуждения; и у них волшебная сказка, народная поэзия и мифология остались архаичными страницами истории, в отличие от арт нуво и всякого прочего кубизма

М. Врубель. Автопортрет

может быть, дело намного сложнее, чем мы думаем: возможно, в судьбе талантливого художника отражается время, и пророчество о России, и страшные голоса поселяют в его тонкой душе далекую тревогу, предчувствие и разрыв…

вот этот этюд просто шедевр, по пластике не знаю ему равных; кажется, мастер, который создал такой трепет и сияние, должен покрыть мир шедеврами…

почему этого не случилось, почему такие этюды единичны? – может, виновата публика, которая не дозрела еще до такой живописи и ждала традиционных академических вещей?.. вот истинная черта высокого гения: способность наплевать на публику, забыть о существовании окружающего мира и делать свое дело, создавать свой мир

М. Врубель. Орхидея

Врубель, в сущности, возвращается к романтическому пониманию мимезиса (то есть подражательной способности в искусстве)

в романтизме преимущество отдавалось не природе сотворенной (natura naturata — в средневековой терминологии), мыслимой как вещь или сумма вещей, а природе творящей (natura naturans), мыслимой как деятельность

с этой точки зрения конфигурация каждой вещи прочитывается как изображение, след, запись действий и противодействий сил, участвовавших в сотворении данной конфигурации

если то, что люди называют искусством, есть подражание природе, то это подражание искусности природы — не произведенным вещам, а дару, мастерству производительности и изобретательности

М. Врубель. Демон поверженный

почему-то мне больше нравится этот летящий Демон, тут у него вышла какая-то обреченность полета, замкнутость и соединение разных стихий – тут есть Твердь, тут есть Дух

очень стильная вещь, просто арт нуво, в ней ощущается мощь и та фрагментарность, что отмечает художника, который не говорит всего, что знает… в этом фрагменте картины, мгновении полета – энергия и знание

компактность, сила, движение; наряду с ними, в этой вещи сохранена та декоративность, которая всегда у него есть — переосмысление и природы, и человека; ну, и он уловил лермонтовскую монументальность, которая звенит в самом ритме стиха

и сложность: Демон не так прост, как описано; у поэта громадный философский ресурс в этом образе, и отчасти художнику удается его раскрыть; он тоже как небесный цветок, на миг мелькнувший среди холодных гор

В.Б. Левитов

31 октября 2017

В.Б. Левитов

31 октября 2017

corpusletov.ru

ХУДОЖНИК: Михаил Врубель - Цветы

Грандиозность и поистине титаническое величие Врубеля проявилось в поразительной полифонии творчества, универсализме мастерства и оригинальности мышления. Он был одним из самых ярких художников конца XIX - начала XX века. Лилия. 1895-1896 (641x699, 116Kb)В его жизни и творчестве соединились высочайшее мастерство и яркий индивидуализм, глубокое познание натуры и фантазия, глубочайшее знание традиций мирового искусства и врожденный дар экспериментатора. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусствеЖелтые розы, 1894. Триптих Цветы для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Правая часть триптиха (700x692, 86Kb)Хризантемы. Триптих Цветы для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Цетральная часть триптиха (389x698, 99Kb)Розы и лилии. 1894 (700x686, 97Kb)Период творческой активности Врубеля сравнительно невелик - чуть более двадцати лет. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Красные цветы и листья бегонии в корзине. 1886-1887 (556x699, 75Kb)На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Шиповник. 1884 (473x698, 74Kb)Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизмаСирень. Эскиз (700x585, 120Kb)В еще совсем недавнюю эпоху соцреализма, в контексте сугубо идеологических кампаний против формализма и космополитизма, Врубель оказался причисленным к стану декадентов и формалистов. Слово 'декадент' было произнесено еще при жизни Врубеля, но в эпоху соцреализма оно стало клеймом, обрекавшим художника на забвение. Орхидея. 1886-1887 (519x698, 87Kb)Красная азалия (Два цветка). 1886-1887 (518x699, 86Kb)Kогда преданное забвению стало выходить на свет, но академизм сохранял репутацию сугубо реакционного явления в искусстве XIX столетия, сопрягать Врубеля и академизм было настолько не с руки и неудобно, что этой связи предпочитали просто не замечать, и поэтому Врубель оставался воистину странником, пришедшим неизвестно откудаПолевые цветы. 1884 (512x698, 76Kb)Благодаря киевским ученикам и ученицам Врубеля (он временами для заработка занимался преподаванием) уцелели его летучие наброски, его акварельные этюды цветов, которые он делал прямо на уроках, на клочках бумаги, а потом бросал, - ученики же их заботливо подбирали и хранили.Белый ирис. 1886-1887 (441x700, 62Kb)Кампанулы. 1904 (591x699, 115Kb)Сирень. 1900 (700x634, 152Kb)Врубель делал их, демонстрируя приемы работы с натуры, никаких других педагогических методов, кроме собственной работы на глазах у учащихся, он не знал и педагогом был неважным. Большая коллекция таких «учебных» набросков хранится в Киевском музее. Букет в синей вазе. 1887 (500x699, 67Kb)Изображения цветов, листьев, редко - букетов, чаще всего - одного цветка: красная азалия, розовая азалия, белая азалия, орхидея, красная роза, ирис... Они ослепительны, как самоцветы, лучезарны, мажорны; в одном-единственном цветочном венчике - целая гамма красочных переливовЦветы, пресс-папье и другие предметы, 1885 (699x450, 56Kb)Музыка красок всегда при этом обусловлена изысканной структурой цветка, которую художник внимательно передает, следуя своему приему расчленения на планы. Цветы в синей вазе. 1886-1887 (699x469, 83Kb)Малейший изгиб лепестка приобретает под его кистью чеканность, каждый цветочек словно возведен в перл создания. Как говорил о Врубеле художник А.Головин, «есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал»АРТ Артель Написано -KRASOTA- Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

ifaar.livejournal.com

Цветы - remmix

Цветы от Михаила Врубеля

С экспозиции выставки «Сады Серебряного века» в Киевском Музее русскогоискусства, приуроченной к 160-летию со дня рождения художника.

Михаил Александрович Врубель Цветы в синей вазе 1887

Цветы встречаются во многих произведениях Врубеля — в них он видел красоту, проявляющуюся по всему миру. Его интересовал особый природный микрокосм:у этого чувственного художника было особое пантеистическое отношение к природе.Не было ни единого цветка, который не был бы достоин его внимания — будь этообычный барвинок, петунии в стакане, ирисы или экзотические азалии,привозимые в Киев из Франции и Голландии.

Михаил Александрович Врубель Орхидея. Этюд 1887

М.Врубель «Барвинок», 1886−1888 годы

М. Врубель «Петунии в стакане», 1886−1887гг

Михаил Александрович Врубель Белый ирис 1887

Михаил Александрович Врубель Красная азалия (Два цветка) 1887

Врубель «Портрет мужчины в старинном костюме (И.Н. Терещенко)»

В Киеве у Врубеля впервые открылся орнаментальный дар. В экспозиции можно увидеть, как из живых цветов рождается орнамент: мотивы для вышивки, рисунок для росписифарфора, сделанный для Эмилии Праховой, индийский орнамент, который, скорее всегоон увидел у старьевщика, часто приносившего Прахову старинные ткани.

Михаил Александрович Врубель Полевые цветы. Эскиз для вышивки 1884

М. Врубель «Цветы». Мотив для росписи фарфора. 1886−1887 годы

М. Врубель «Индийский орнамент» (для вышивки по канве)

М. Врубель «Гелиотроп и незабудки». Мотив для веера, 1887 г.

Знаменитые этюды цветов Врубеля из коллекции музея - это сочетание прозы жизни и возвышенных материй.Испытывая материальные трудности, художник взялся давать уроки акварели двум знакомым дамам: Наталье Манцевой и дочери профессора Бунге — Елене. Учителем он был не очень хорошим, - сам Врубель это признавал: он просто садился и рисовал этюды цветов, а ученицы перенимали опыт, наблюдая за ним. Эти этюдыбыли собраны и подарены барышнями Киевскому городскому музею.

Михаил Александрович Врубель Красные цветы и листья бегонии корзине. Этюд 1887

Михаил Александрович Врубель Белая азалия с листьями 1887

М. Врубель «Белая азалия», 1886−1888 годы

М. Врубель «Белая азалия без стебля», 1886−1888 годы

Маленький карманный альбомчик, который Михаил Александрович всегда носил с собой в Киеве, делая зарисовки со свойственным ему анализом формы и умением передатьжизнь природы, также представлен в экспозиции.

М. Врубель «Листья». Лист из альбома. 1884−1885гг.

Источник: artchive.ru

remmix.livejournal.com

М. А. Врубель: «Сирень» :: SYL.ru

Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) проявил себя во многих жанрах искусства. В живописии он стал родоначальником русского символического направления стиля модерн. Столь нашумевшую "Сирень" Врубель написал именно в этом стиле, но в расцвете творческой деятельности он не имел значительного признания публики, не был принят художественным сообществом и был осуждаем критикой.

Врубель Сирень

Официальное признание пришло к художнику только к концу жизни: в 1905 году он стал академиком живописи.

Врубель принадлежал к кружку «мирискуссников», то есть к объединению творческих личностей вокруг журнала «Мир искусства». Вместе с ними, он, будучи охвачен идеями славянофильства, искал проявления красоты русской души, черпая вдохновение в природе. Созданная в 1900 г. М. А. Врубелем "Сирень" экспонировалась именно благодаря этому творческому объединению.

Его манеру письма принято относить к символическому направлению модерна. Но произведения мастера не похожи на другие этого стиля, у него своя неповторимая узнаваемость, с характерной яркостью, нестандартным, самобытным видением изображаемых персонажей.

Сюжет картины "Сирень" Врубель насытил философски осмысленным содержанием. Эта и другие его работы подобны снам. Отсюда и фантастичность, и символизм персонажей и сюжетных образов его живописных произведений, поскольку только в снах так органично переплетаются с реальностью фантастические образы, созданные нашими мечтами и желаниями.

Интересные факты биографии

Известно, что Михаил Александрович Врубель обладал синестезией – видением музыки в цвете. Считается, что созданную в 1900 г. «Сирень» Врубель задумывал под влиянием романса Рахманинова, который в своих концертах исполняла его жена.

Художник различал десятки оттенков белого цвета, в то время, как глаз обычного человека – только семь. И главное, он обладал настолько неподражаемым стилем написания картин, что это до сих пор защищает их от подделок.

Обстоятельства написания картины

В 1898 году женой М. А. Врубеля стала Н. И. Забела, на сестре которой уже был женат сын знаменитого живописца Николая Николаевича Ге (1831-1894). Тесные родственные связи двух семей позволили в мае 1900 года Михаилу Александровичу оказаться в гостях у семейства Ге на хуторе в Черниговской губернии, расположенном недалеко от станции железной дороги Плиски. Здесь росло много сирени, которую и увидел Врубель. Картина "Сирень" была написана сразу же, непосредственно в мастерской Н. Н. Ге, а сам цветок стал лейтмотивом многих его творений.

Творение было написано на пике творческой активности. Тогда же стали проявляться и первые симптомы ухудшения психического здоровья художника. Отсюда и мрачная колористика его живописи, мистика и тревожность образов, обреченность настроения.

«Сирень» Врубеля: описание

Врубель Сирень картина

На полотне картины мастер демонстрирует нам уголок сада ночью. Среди темноты и неясных очертаний яркими пятнами бросаются в глаза соцветия кустов сирени во всех своих оттенках синего и фиолетового.

Сирень Врубель изобразил практически на всей поверхности полотна картины, и, кажется, это продолжается и за ее пределами. Сирени так много, что она заполоняет собой все пространство вокруг зрителя. Мы даже начинаем чувствовать ее тонкий аромат.

Сотканный из ночного сумрака женский силуэт выплывает в это буйство красок тревожной тенью прямо на передний план изображения. Нам видны черные длинные волосы, густой волной ниспадающие по плечам и смешивающиеся с темным цветом одеяния. Фигура безмятежно и медленно движется по картине. Лунный свет тусклыми лучами избирательно освещает девичий образ: тонкие и бледные, словно безжизненные, руки, прикасающиеся к полным красками цветкам сирени, мимо которых тихо и печально шествует девушка, строгое и задумчивое ее лицо, полуприкрытое ночными тенями.

Границы образа размыты, создавая иллюзию общности двоих – сиреневого куста и девушки. Настроение картины - тоска и одиночество, предощущение смерти.

Символизм в картине

Давая описание «Сирени» Врубеля, мы задаемся вопросом о том, кто же изображен на холсте в виде девушки в черном.

врубель сирень описание

Художник видел в ней душу сирени и дал ей имя – Татьяна, сравнивая с пушкинской героиней, в которой, как казалось художнику, запечатлелась душа поэта. Искусствоведы находят в этой девушке черты жены Врубеля, которую тот часто изображал на своих полотнах.

Считается, что эта картина перекликается с другой - «Паном» из серии ноктюрнов «Сказочного цикла», к которому принадлежит и «Сирень». В этой аллитерации, подтвержденной самим мастером, в девичьем силуэте мы узнаем нимфу Сирингу, в которую влюблен сатир в «Пане».

Как много неоднозначных, сложных, глубоких образов собрала в себе "Сирень"! Врубель, возможно, этим и пугал своих современников, которые желали видеть в картинах что-то более понятное, более привычное.

Созвучно этой работе, было задумано, но так и незавершено, другое полотно - «Цветение сирени» 1901 г., которое сам живописец называл более серьезным и продуманным произведением, где собирался более полно отразить свой художественный замысел, реализованный в описываемом произведении.

Однако, именно ему и суждено было стать поворотным в судьбе живописца. Свою "Сирень" Врубель показал на выставке мирискуссников в 1900 г., в Академии Художеств. Там ее заметил государь Николай Александрович - известный консерватор в искусстве. Он заинтересовался ею и оставил благожелательный отзыв, что сразу изменило отношение критиков к Михаилу Александровичу, дало ему известность и славу.

Итоги

О произведениях Врубеля и о нем самом бытуют полярные мнения. Сторонникам одного из них импонирует загадочная мистичность его картин, которые признаются шедеврами живописи. Другие почитали его гений за бездарность, которая укрывается за нестандартными сюжетами и техниками рисования. Так, А. Н. Бенуа в "Истории русской живописи в XIX веке" писал, что "многие годы Врубель был всеобщим посмешищем, и лишь крошечная кучка лиц относилась к нему серьезно и любовалась его громадным живописным талантом".

Сегодня в России работы мастера можно увидеть в Государственном Русском музее в С.-Петербурге, в Государственной Третьяковской галерее и в Музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в Омске.

www.syl.ru

Мир Михаила Врубеля: vakin

Творчество Михаила Врубеля - одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.

Сирень.Творчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве автопортретов и изображений, носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция и даже портрет - выражение "громадного личного мира художника", по словам Александра Блока. Тем не менее, эти работы полнее раскрывают сущность "рубежа веков" - эпохи, овеянной сознанием кризиса, пронизанной предчувствиями конца света, - чем произведения любого бытописателя.

"Кто такой писатель? Тот, чья жизнь - символ. Я свято верю в то, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество", - полагал другой выразитель духа времени, Томас Манн. Его высказывание смело можно отнести и к Врубелю.

Утро. 1897 г.

В представлении эпохи символизма Врубель становится олицетворением поэта-пророка, тайновидца, а жизнь его - воплощенным символом, ознаменованием, живым подобием легенды о Фаусте. В XX веке она приобретает особенную актуальность, содержанием ее стал вопрос о возможностях и последствиях сделки художника со злом ("Доктор Фаустус" Томаса Манна). Факт создания легенды о Врубеле означает прежде всего насущную потребность эпохи в освобождении от позитивизма с его плоской правдой, прозой, приземленной пользой, рационализмом. На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Врубеля.

Царевна-Лебедь. 1900 г. Окончательный вариант.

Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля "печать безумия и рока" (Блок) - одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна - его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы. "Верится, что Князь Мира позировал ему. - Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре.

Демон сидящий. 1890 г.

Демон летящий.

Голова Демона на фоне гор. 1890 г.

Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма", - свои нити в пеструю ткань легенды вплетает Александр Бенуа, наблюдавший затем, как лихорадочно Врубель переписывал Демона поверженного, уже висевшего в выставочном зале, открытом для зрителей.

Демон поверженный. 1902 г.

Последние его произведения созданы в 1906 году, то есть во время первой русской революции, события которой никак не могли волновать тогда уже безвозвратного затворника дома скорби. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Таким образом, период творческой активности Врубеля сравнительно невелик - чуть более двадцати лет. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма.

Шестикрылый серафим (Азраил). 1904 г.

Жемчужина. 1904 г.

К ночи. 1900 г.

Полет Фауста и Мефистофеля. 1896 г.

Фауст. Триптих. 1896 г.

Богатырь. 1898 г.

Пан (Сатир). 1899 г.

Снегурочка. 1890-е

Тридцать три богатыря. 1901 г.

Ангел с кадилом и свечой. 1887 г.

Воскресение. Триптих. 1887 г.

Воскресение. Триптих. 1887 г.

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885 г.

Голова Иоанна Предтечи. 1905 г.

Богоматерь с Младенцем. 1884-1885 г.

Богоматерь с Младенцем. 1885 г.

Надгробный плач. 1887 г.

Надгробный плач. 1887 г. Триптих.

Надгробный плач. 1887 г.

Игры наяд и тритонов.

Муза. 1890 г.

Прощание царя морского с царевной Волховой. 1899 г.

Ромео и Джульетта. 1895-1896 г.г.

Рыцарь. 1896 г. Витраж<

Принцесса Грёза. 1896 г.

Суд Париса. Триптих. 1893 г.

Тени лагун и наядов.

Царевна Волхова.Н.И.Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н.А.Римского-Корсакова Садко. 1898 г.

Лебедь. 1901 г.

Пряничный домик. 1896 г.

Гамлет и Офелия, как Демон и Тамара. 1888 г.

Италия. Неаполитанская ночь. 1891 г.

Италия. Сцены из античной жизни. 1891 г.

Ночь в Италии. 1891 г.

Восточный танец. 1887 г.

\Павлин. Начало 1900-х.

Гадалка. 1895 г.

Примавера. 1897 г.

Зимняя канавка. 1901 г.

Одесский порт. Берег моря. 1885 г.

Цветы.

<Цветы в синей вазе. 1886-1887 г.г.

Желтые розы. 1894 г.

Розы и лилии. 1894 г.

Хризантемы. 1894 г.

Шиповник. 1884 г.

Букет в синей вазе 1887 г.

Красные цветы и листья бегонии в корзине 1886-1887 г.г.

Красная азалия (Два цветка) 1886-1887

Полевые цветы. 1884 г.

Кувшинки. 1890 г.

Источник - Live Memory

Кроме того, мой пост о Врубеле "Михаил Врубель", "Михаил Врубель. Утро" и, наконец, "Рисунки Михаила Врубеля"

vakin.livejournal.com


Смотрите также