Тема урока "Мир цветов". Цветы тема


Конспект на тему Цветы

Лето, луг, цветыЗанятие по развитию речи на тему «Цветы» проводилось с детьми в возрасте 6-7 лет. Занятие органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме. На занятии обучение было построено как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы»

Цель:

  • развитие общих речевых навыков.

Задачи:

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

Развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
  • Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Обучающие:

  • Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают).
  • Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.
  • Совершенствовать навык звукослогового анализа слов.
  • Упражнять детей в образовании множественного числа слов.

Ход занятия

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие.

- Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.

2. Развитие слухового внимания.

- Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

(Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с использование слайд-шоу)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

- Мои цветы самые красивые, — говорит Весна.

- Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

- А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые)

ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.

3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме.

- Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.

- Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)

- А какой праздник мы отмечали в начале месяца? (Международный женский день 8 марта.)

- И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы)

- А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам?

- А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые)

- Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)

- Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.)

- Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)

- А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.)

- Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.)

- Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)

- Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.)

- Правильно. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.)

- Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)

- Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)

4. Развитие зрительного восприятия.

- Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей.

Игра «Назови части цветка»

- Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет…

(Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям)

- Назовите самую главную часть цветка? (Корень).

- Что идет после корня? (Стебель)

- У цветка есть?… (Листья.)

- Далее после листьев? (Бутон)

- А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)

- И остались?… (Лепестки)

- Какой цветок у нас получился? (Мак)

5. Развитие звуко-слогового анализа (индивидуальная работа).

- Сколько звуков в слове «мак»? (3)

- Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М])

- Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А])

- Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К])

- А сколько слогов в слове «мак»?

- А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки)

6. Развитие логического мышления.

Игра «Сложи цветок».

- Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт.

- Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка.

- Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан)

- Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик — луговой)

7. Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики.

- Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.

Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)

- Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку.

Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.

- На какой цветок похоже? (На ромашку)

8. Развитие слухового внимания.

Игра «Доскажи словечко».

- Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы?

Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек)

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший … (одуванчик)

Цветики — корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша… (ромашка)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В тонких веточках… (мимоза)

В лепестки, как в плащ атласный,

Спрятался цветок прекрасный.

Не раскроется никак

В огороде красный… (мак)

Весной от снега очищаютсяИ хвоя, и валежник.

И первым появляетсяВ проталине …(подснежник)

9. Развитие общей моторики.

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

Раз –два-три выросли цветыК солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!Ветерок пролетал, стебелечки качал

Влево качнулись- низко прогнулись.Вправо качнулись – низко пригнулись.

Ветерок убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они растут, растут,Детям радость принесут!

сидели на корточках, встаемтянутся на носочкахсмотрят вверхраскачивают руками влево — вправо над головойнаклоняются влево

наклоняются вправо

грозят пальчиком

приседают

медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики

10. Развитие зрительного внимания.

Игра «Что изменилось?»

- Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось?

11. Развитие словарного запаса.

- Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник)

- Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами.

12. Развитие математических способностей, слухового внимания.

- Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами порешать задачки о цветах.

1. Три ромашки – желтоглазкиДва веселых василькаПодарили маме детиСколько же цветов в букете? (пять)

2. У этого цветкаЧетыре лепесткаА сколько лепестковУ двух таких цветков? (восемь)

3. Пять цветочков у НаташиИ еще два дал ей Саша,Кто тут может сосчитатьСколько будет два и пять? (семь)

13. Развитие грамматического строя речи.

Игра «Один — много»

- Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.

Ромашка – ромашкиВасилек – василькиМак – макиЛилия – лилииОдуванчик – одуванчикиРоза – розыПодснежник – подснежникиЛандыш – ландышиНарцисс — нарциссы

14. Итог занятия.

- Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

- В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)

- В чем — плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы)

- Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)

- Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе)

Дополнительный материал

1. Развитие общих речевых навыков.

Вырастут у Розы, в огороде розы.Розовые, красные, все цветочки разные!

2. Развитие графомоторных навыков.

Игра «Соедини по точкам»

Соколовская Н.П.,учитель-логопед

Loading ... Loading ...

logoportal.ru

Темы для Андроида, Nokia и других телефонов

Скриншот темы Gerbera and Clock Gerbera and Clock Добавлена 31 окт 2016 Категория: Цветы Герберы и часы Скачали 393 раза Размер файла: 234 Kb Скриншот темы Camomiles 03 Camomiles 03 от AlinaS Добавлена 31 окт 2016 Категория: Цветы Цветы и ромашки - красивая нежная тема для дам. Скачали 117 раз Размер файла: 426 Kb Скриншот темы Magic Flowers 01 Magic Flowers 01 от AlinaS Добавлена 18 авг 2016 Категория: Цветы Неоновые цветы - эксклюзивная тема с картинкой. Скачали 661 раз Размер файла: 379 Kb Тэги: неоновые Скриншот темы Roses Roses от MAXX7 Добавлена 22 июн 2016 Категория: Цветы Бесплатная тема для Нокиа. Скачали 410 раз Размер файла: 608 Kb Тэги: розы Скриншот темы Flowers Flowers от MAXX7 Добавлена 22 июн 2016 Категория: Цветы Цветы и часы - тема на Нокиа. Скачали 217 раз Размер файла: 615 Kb Тэги: часы Скриншот темы Nature Nature от MAXX7 Добавлена 22 июн 2016 Категория: Цветы Бабочки, часы и небо - тема для сотового телефона. Скачали 224 раза Размер файла: 573 Kb Тэги: бабочки, часы Скриншот темы Chamomile Chamomile от MAXX7 Добавлена 22 июн 2016 Категория: Цветы часы, нокиа, ромашки, цветы, крупные цветы, флора Скачали 182 раза Размер файла: 549 Kb Скриншот темы Roses Roses от MAXX7 Добавлена 22 июн 2016 Категория: Цветы Скачали 159 раз Размер файла: 615 Kb Тэги: розы Скриншот темы Spring Flowers 16 Spring Flowers 16 Добавлена 30 мар 2016 Категория: Цветы Скачайте бесплатную тему на Андроид для приложения Go launcher для телефонов и планшетов. Скачали 597 раз Размер файла: 3,79 Mb Тэги: весна Скриншот темы Flowers Flowers от MAXX7 Добавлена 30 мар 2016 Категория: Цветы Часы и цветы - Нокиа тема. Скачали 227 раз Размер файла: 661 Kb Тэги: часы Скриншот темы Flowers Flowers от MAXX7 Добавлена 30 мар 2016 Категория: Цветы Неоновые цветы и часы - темная тема для мобильных телефонов, для украшения экрана. Скачали 186 раз Размер файла: 732 Kb Скриншот темы Red Roses Red Roses от Adam11 Добавлена 30 мар 2016 Категория: Цветы 240*320 & 320*240 Скачали 247 раз Размер файла: 1,8 Mb Тэги: розы Скриншот темы Lilac Lilac от MAXX7 Добавлена 13 мар 2016 Категория: Цветы Скачали 168 раз Размер файла: 618 Kb Тэги: весна

onsmartphone.ru

Тема урока "Мир цветов"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО

Задание:

1. Беседа о цветах.2. Рисование лесных цветов.3. Проведение викторины.

Цель:

1. Учить детей любоваться красотой цветов. Познакомить с цветами наших лесов.2. Учить рисовать цветы, используя правила композиции - расположение рисунка на листе бумаги в зависимости от его размеров; передавать в рисунке характерные признаки цветка.3. Формировать чувство гордости, ответственности за сохранение природы.

Материалы и оборудование: Альбом, краски, кисть, стаканчик для воды, палитра. Рисунки, репродукции с изображением цветов. Репродукция с картины А. Герасимова “Натюрморт. Полевые цветы”,

ХОД УРОКА:

Организационная часть.

Беседа: “Цветы на холсте”.

Цветы - это символ чистоты, радости и счастья. Они с древних времён воспеваются поэтами. Слепец тот, кто не способен радоваться и удивляться этим волшебным творениям природы. Цветы - это и радость, это любовь, это вечный источник вдохновения. Без красоты цветов жизнь становится беднее. Кто любит цветы, тот не может быть злым.

С целым миром спорить я готов, И готов поклясться головою, В том, что есть глаза у всех цветов, И они глядят на нас с тобою.

Цветы создают красоту вокруг нас. Бесчисленное множество полевых, садовых, комнатных цветов украшают природу, быт человека, радуют глаз.

Увидеть и передать красоту цветов художники умели всегда. Они часто изображали цветы в своих работах. Их можно рисовать круглый год. Зимой - комнатные, а уж в марте-апреле подснежники.... Одним нравятся огромные, пёстрые букеты, другим - небольшие, всего из нескольких стеблей и бутонов. Картины, на которых изображены букеты цветов, относятся к жанру натюрморта, т.е., в переводе с французского “мёртвая натура”. Но на картинах они трепетны и прекрасны, как живые. Цветы на полотнах то веселы и свежи, то печальны и вянут, они беспрестанно двигаются и поворачиваются к солнечному свету.

Запечатлеть - это ещё не всё. Настоящие художники даже на картине должны словно излучать запах, иначе они будут фальшивыми. Вовсе не обязательно рисовать пышные букеты из роз, пионов и георгинов. Очень красивы букеты из скромных лесных и полевых цветов - васильков, ромашек, одуванчиков.

Давайте с вами рассмотрим цветочный натюрморт художника А. Герасимова. На его картине “Натюрморт. Полевые цветы” вы прежде всего увидите ромашки. Они расположены в центре, живописец уделил им особое внимание. Эти на вид скромные цветы растут в России повсюду. Без них, как и без берёз, невозможно представить себе наши луга, поля, согретые солнцем лесные поляны. Талантливо написанный натюрморт почти всегда вызывает ощущение, будто ты прикоснулся к предметам, изображённым на картине, И это - заслуга художника.

Ромашка, излучая свет, На солнышко похожая, Спешит везде за нами вслед, Своя, не перехожая. До поздней осени на нас Бросает взгляды смелые Её весёлый жёлтый глаз Через ресницы белые. Она в лугу, она в лесу И рядом на обочине. По всей земле её красу Ветра рассредоточили. По всем полянам и полям Ромашка, с мая месяца На счастье вам, на радость нам Растёт, цветёт и светится.

Беседа “Полевые цветы”.

Полевые цветы. Это душистые ландыши, белые чудесные ромашки, нежные незабудки.... В окружении садовых цветов: роз, гладиолусов, георгинов они выглядят вроде бы довольно скромными цветами. А в какой восторг приводят людей?!

Ещё не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром подснежники - первые весенние цветы нашего леса.

Голубенький, чистый Подснежник-цветок А подле сквозистый Последний снежок Последние слёзы О горе былом И первые грёзы О счастье ином.

Древняя легенда рассказывает: “Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, потому этот цветок и стал символом надежды”.

Расцветая в окружении снегов, он и сам похож на снежинку и выдерживает десяти градусный мороз. Цветок подснежник занесён в Красную книгу.

Красная книга - это книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. Цвет переплёта книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда!” И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут.

Говорят, что тому, кто умеет понимать и ценить красоту, цветы рас сказывают о своей жизни. Вот цветок ландыш.

По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли цветы ландыши - символ чистоты, любви и грусти. Этот цветок в лесу самый изящный, самый душистый, самый таинственный.

В наше время он занесён в Красную книгу.

А вот цветок фиалка. Этот цветок - символ весны, олицетворяющей пробуждение природы. Венки из этих цветов надевали на головы детям, прожившим три года, как бы говоря, что миновала самая беззаботная, самая ранняя пора их жизни.

Этот цветок занесён в Красную книгу.

Не надо рвать лесные цветы, их так мало осталось, потому что каждый человек хочет унести домой букет. Пусть цветы украшают поляны леса.

Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок... Если все: я и ты – Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты.. И не будет красоты, И не будет доброты. Если только я и ты, Если мы сорвём цветы.

Как выглядят цветы?

Ландыш. У него два или три овальных тёмно-зелёных листка, а на стебле располагаются один за другим несколько белых цветков. Они цветут недели три. Потом на месте белых бубенчиков появляются крупные плотные зелёные ягоды - плоды ландыша,

К осени ягоды становятся оранжево-красными. Но есть их нельзя! Они очень ядовиты. Много стихов и песен посвящено ландышу, много сказок и легенд сложено о нежном цветке.

В одной из сказок рассказывается, что добрые лесные человечки - гномы подарили Белоснежке жемчужное ожерелье. Но ниточка, на которой держались жемчужины, оборвалась, и бусины рассыпались среди зелёных трав и лугов. Белоснежка очень опечалилась. Чтобы утешить девочку, гномы превратили жемчужины в белые колокольчики ландышей.

Ветерок весенний, смелый В лес весенний залетел. Встрепенулся ландыш белый И тихонько зазвенел.

Незабудка. У незабудки продолговатые светло-зелёные листья, невысокий стебелёк, который украшает цветок с пятью лепестками нежно-голубого цвета, а в центре расположено ярко-жёлтое колечко.

Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их. И кто их только выдумал, весёлых, голубых? Должно быть оторвали от неба лоскуток, Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.

Фиалка. У фиалки стебель низкий, цветок имеет неправильную форму: отдельные лепестки фиалки разной величины. Нижний лепесток немного похож на мешочек, внутри которого хранится капелька мёда для насекомых. -

Колокольчик. Форма цветка напоминает большой церковный колокол, и своё название цветок получил от слова “колокол”, только из-за своих размеров называется ласково уменьшительно - колокольчик.

Колокольчики мои Цветики степные Что глядите на меня, Тёмно-голубые? В день весёлый мая, Средь некошеной травы Головой качая? Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь - цветы вокруг Да покалено травы. И колокольчик луговой На тоненькой былинке, Качаясь, гнётся над травой У солнечной тропинки.

Способы изображения цветов.

Очень тяжело нарисовать цветок, чтобы получился “как настоящий”. Один из способов легко нарисовать цветы - это свести их к простым формам.

Рассмотрим некоторые примеры того, как упрощать форму цветов.

Цветок ромашка.

Обобщённо цветок ромашки - круг, {нарисовать). Внутри изобразим отдельные лепестки. Пускай какой-то лепесток выйдет немного за границу круга, а кое-кто не дотянется до неё. Ведь в природе не существует идеально ровных ромашек. Но общая форма цветка не будет “потеряна”.

Теперь изобразим цветок, “смотрящий” немного в сторону. Мы уже говорили, что в основе цветка - круг. А если смотреть на круг сбоку, то его надо изображать в виде овала. Итак, нарисуем овал, находим в них серединки и прорисовываем отдельные лепестки.

Из круга можно рисовать астры, васильки, ромашки. Но большинство цветков - объёмные. Например, в основе колокольчика - конус. Нарисуем его. А теперь прорисуем отдельные лепестки,

Некоторую форму можно упростить до элементарных чашечки и блюдца.

Чтобы изображение не получилось слишком плоским, можно нарисовать цветок в форме миски (показать).

Самостоятельная работа

А вы попробуйте нарисовать цветы, красками расскажите о своём настроении, своём отношении к этим цветам, а мы попробуем разгадать, любимые это цветы или нет. Подумайте, из каких цветов будет состоять ваш букет, и приступайте к работе.

Выставка и обсуждение работ.

Проведение викторины “Сохраним красоту первоцветов”.

Ищу в лесах я корешки, Траву в полях и на болотах, Из них готовлю порошки, Что помогают при ломотах Поверь мне, и помочь позволь: Сниму я жар, утешу боль, Покой и сон наворожу, Все беды в узелок свяжу.

Сегодня мы проведём викторину, посвящённую цветам, с некоторыми из них вы успели познакомиться. Наш конкурс связан с целебными свойствами первоцветов и трав.

Первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за лекарствами, был лес. В этой лесной зелёной аптеке выбор богат и разнообразен. Долгое время растения оставались почти единственным лекарственным средством.

Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, листья, стебель, корень) применяются для лечения заболеваний людей или животных. Сейчас вы услышите описание растений, вам нужно определить, к какому растению это относится.

Растёт на траве всюду, повсеместно, Лишь снег сойдёт, уж тут как тут она Своими жёлтыми глазами на нас глядит, да так и манит нас. А позже и листочки появляются, Но очень интересные они: С одной стороны, как бархатные, другая – глянцевая. А пьют ту траву от простуды, кашля И лечат ею гортани, и бронхи, горло.Мать-и-мачеха. Этот цветок применяется внутрь и наружно Настои её утешают от боли в желудке. А при ангине полощите отваром её. Эта трава на лице истребляет чешуйки. Лечит наросты на глазах, если мелко её насекают И применяют затем. Так и грязные раны очистит. крепким настоем ею прополощите волосы, То примут они золотистый оттенок её золотистых серединок.Ромашка.
А эту травку видно издалека Огнём салютуют жёлтенькие головки Рябинкой дикою ещё её зовут Не любят её запаха ни мухи, ни жуки, ни пауки А лечит она печень, да кишечник, Всех паразитов изгоняет вон из тела. Горька немного, но весьма полезна.Пижма. А этой травкой чай заваривают крепкий И пьют от удушья и кашля, ещё при бессоннице тоже. Гонит и зуд, и паршу, всевозможные пятна на коже, Если почаще водой обмывать их, в которой варилась трава. Принятой в ванне отвар помогает болящим желтухой. Если же сок применять сей травы, Лечит он язычки, осушая, распухшие, лечит и глотку. Запах душистый, приятный имеет трава, так и зовётся.Душица.
А эта травка, что растёт у дома, Невзрачна вроде, но полезна очень. Сама душиста и на вкус приятна Берут её как пряную приправу В салаты, супы, варят добрый квас. Чай с ней успокаивает, боль утоляет И всяко восполение снимает, Уж больно ароматен он, освежает!Мята. Растёт она вокруг, она - и враг, и друг. Как иглы волоски покрыли все листки. Сломи хоть волосок – и капнет едкий сок На кожу – хоть ори! Оей-ей-й – волдыри… Но если дружишь с ней – ты многих здоровей: В ней витаминов – клад. Весной её едят.Крапива
Названье два имеет то растение, Растёт лишь в огородах и садах. Наверно, солнышко родной ей брат, Так ярко горят её цветы, когда цветёт. Давно известно народное лекарство От всех болезней живота, И помогает нам и от порезов, и ушибов, и ожогов, Полощат горло, если заболело, А если дёсна кровоточат – пьют.Календула – ноготки. А вот трава, - всем травушкам трава! Медовым цветом с давних пор зовется. Уж толи дело: как пчела напьётся Нектара из цветков – жди лучший мёд, Да из самих цветов чай завари И созывай друзей на чаепитие. Ещё траву пуховиком зовут, Как семена пушинками созреют. Съедобны листья, корни у неё.Кипрей (Иван-Чай).
Синяки излечить помогает, Лечит и язвы она, Коль вершки её сверху положить. Также при зуде она помогает, И при желудочной боли, И как противоглистное средство её применяют, Ещё и как пряное средство в еде, А можно и запахом этой травы Изгнать насекомых… Обильно растёт она около наших заборов и в поле, Уж очень горька и душиста эта трава.Полынь. А вот чудесница от сотни хворей, Но перво-наперво – когда болит живот. Она бывает с круглым стебельком И стеблем, будто брус точёный. И лист испятнан, чуть и разглядишь, Как будто бы иголочкой исколот – Вот из неё отвары-то и пьют! Однако белоцветную скотинку (Козу, корову, иль овцу да свинку) Подале отгоняют от неё. Есть не давайте, тут же занемогут. Для зверя белого весьма вредна она.Зверобой.
Кое-где её название – “Щелкунец”, Поскольку семя с треском вылетает По осени из крохотной коробки, Что в свой черёд возникла из цветка. А люди соком этой же травы Изводят бородавки, их помазав.Чистотел.  

 

А сейчас конкурс, который называется “УГАДАЙ ЦВЕТОК”.

Вы не раз замечали такую характерную особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, помнят имена великих полководцев, но… не знают названия цветов, не могут о них ничего рассказать. А знаете ли вы их? Сейчас мы это проверим.

Сейчас вы увидите рисунки первоцветов и получите описание – подсказку каждого из них. Ваша задача – правильно определить название каждого цветка.

1. Эти цветы зацветают рано и поэтому видны они издали – жёлтенькие, яркие, будто маленькие электрические лампочки, которые зажгла весна. Этот цветок одиноко красуется на розоватом, чешуйчатом, будто покрытом крошечными черепицами стебле. Листья вырастают значительно позднее. Сверху лист гладкий и блестящий, а снизу покрыт пушистыми, крошечными волосками. Если приложить такой лист к щеке, то легко убедиться: верхняя сторона его холодная, нижняя - тёплая. Именно из-за этого свойства цветок получил необыкновенное название. Как он называется?

(Мать-и-мачеха)

2. А здесь следующий цветок. На верхушке прямого, тонкого стебля – нежный цветок с шестью белыми или розоватыми лепестками. В цветке множество жёлтых тычинок и пестиков. Зелёные изящные листья похожи на звёздочки. Название растение получило за то, что его цветок на тонком стебле начинает трепетать при малейшем дуновении. Латинское название его – анемона – означает “ветер”. Что это за цветок?

(Ветреница)

3. Этот цветок легко узнать: листья, сидящие на основном стебле у земли крупные, с длинными черешками, стеблевые листья мельче. Цветки собраны в маленькие “колокольчики” розового или красного цвета. Но вскоре цвет становится фиолетовым, а затем синим и голубым. Этот цветок очень часто посещают шмели и пчёлы. Как называется этот цветок?

(Медуница)

4. Окраска этого цветка очень разнообразна: встречаются цветки чисто-белые, жёлтые, кремовые, голубые, лиловые и фиолетовые. Этот цветок будто маленький лохматый зверёк. Длинные шелковистые волоски щедро покрывают стебелёк, листья и цветок. Этот цветок имеет несколько названий. Одно из них связано с поверьем, что животные и люди, пожевав корень, впадают в глубокий сон. Что это за цветок?

(Сон-трава, прострел; сибирское название – подснежник)

5. Этот цветок загадочен и прекрасен. Из середины двух широких заострённых листочков выходит тонкий гладкий стебель с цветком, похожим на порхающую бабочку. В солнечный день шесть нарядных лепестков этого цветка отогнуты кверху, а на ночь они опускаются вниз. В его названии есть что-то сибирское, крепкое, хотя и непонятное. Назовите этот цветок.

(Кандык)

6. Этот ярко-оранжевый цветок – один из самых красивых и ярких. Он не нуждается в описании. Я думаю, вы без труда его назовёте.

(Огонёк или купальница)

Мы с вами узнали, какие первые весенние цветы произрастают на территории нашей области. Но это, конечно, лишь малая часть всех видов цветов. Мир цветов удивителен и велик. На земле десятки тысяч цветов – и у каждого своё назначение, свой характер, своя история. Человеку не хватит всей жизни на то, чтобы понять сокровенные тайны цветов. Мы желаем вам просто любить их.

Сколь бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов! И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало подлинной красоты.

Но цветы дарят не только красоту. Они ещё и дружат с человеком, помогают ему: врачуют, указывают дорогу и время, предсказывают погоду.

А сейчас участники конкурса должны определить, какими целебными свойствами обладают те первоцветы, с которыми мы уже успели познакомиться. (Хочу отметить, что не все цветы имеют целебные свойства).

Итак, перед вами таблица: в первом столбике – названия растений, в последнем – перечислены заболевания, которые может излечить то или иное растение. Нужно сделать правильный выбор и поставить цифры во втором столбике так, чтобы каждое заболевание соответствовало названию цветка. Время выбора ограничено.

Участники конкурса определяют целебные свойства цветов по заданной таблице. (В таблице, предоставленной участникам конкурса, название цветка не должно соответствовать их целебным свойствам).

1. Мать – и - мачеха   Растение целебное. Об этом знали ещё в Древнем Риме. Научное название этого растения Туссилаго – от латинского “туссис” - кашель: из листьев этого цветка готовят лекарство от кашля.

Кашицей из листьев лечат мозоли, нарывы и опухоли.

Сок из свежих листьев применяют при насморке.

2. Ветреница   Все части растения ядовиты!
3. Медуница   В народной медицине отвар из сухих листьев применяют от болезней лёгких, при кашле, охриплости голоса, воспалении почек.

Измельченные листья обладают ранозаживляющим, кровоостанавливающим свойством: их прикладывают к гнойным ранам и свежим порезам.

4. Сон-трава

(прострел)

  Считают сильным средством для лечения заболеваний нервной системы. Принимают как успокаивающее и снотворное. Отвар пьют при туберкулёзе, астме, бронхите, желудочных и ревматических болях.

Наружно настой травы применяют для обмывания гнойников и грибковых поражений кожи. Свежие листья прикладывают к нарывам и фурункулам.

Сок из свежей травы, выпаренный в печке, используют для лечения ожогов.

Применять внутрь осторожно! Применение в больших количествах может вызвать паралич!

5. Кандык   В народной медицине клубни считали средством от колик и эпилепсии.

Издавна используется в пищу. Нарезанные луковицы высушивают и растирают в муку.

6. Огонёк

(купальница)

  В народной медицине водный раствор применяют как мочегонное, противовоспалительное средство, а настой корня используют для лечения водянки, эпилепсии и чесотки.

Обращаться с растением нужно осторожно, т.к. оно, особенно корни, ядовито!

Наши участники достойно справились с заданием и успешно смогли применить свои знания. Думаю, что их знания пригодятся как самим участникам конкурса, так и всем присутствующим здесь.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также