Ткани и цвета Древнего Рима. Цветы римская


Площадь цветов в Риме

Правду говорят – хочешь увидеть Рим, отойди подальше от фонтана Треви, например, в сторону Площади цветов.

aa05491e81f722bdbafaf78a1e70dd48.jpg

0f061f0da637fedf87c4841218b1fbcd.jpg

Да и повод есть, чтобы сегодня написать об этой достопримечательности. Ведь 17 февраля 1600 года на этом месте со столь романтическим названием сожгли заживо великого человека – Джордано Бруно, учёного, знания которого опережали на несколько веков вперед то примитивное и тёмное время, в котором он жил.

df1c840a7287873df59c7f228108178f.jpg

Поэтому предлагаю небольшую экскурсию по Кампо деи Фиори – части исторического Рима.

b8bd94cb8f24cf7635d2bf95c9267ce7.jpg

Кстати, Бруно – не единственный мученик, которого на цветочной площади пустили на барбекю. В средние века на этом месте замучили немало жертв инквизиции.

9538820b740ec7d84d89ae2a35cbff70.jpg

Если вы не очень суеверный и энергетика казни вас не смущает, то на этом маленьком пятачке можно неплохо провести время.

9d6a8766e0adb7adba7b9292a3faad86.jpg

a3d2a8a0353a6bc47a7dad74e5662a7f.jpg

Жизнь там бурлит круглые сутки: с утра и до вечера идет бойко торговля, а когда продавцы сворачивают тенты, площадь заполняют туристы и прочие тусовщики. Помимо всего прочего, здесь любят устраивать знаменитые итальянские аперитивы, а вокруг куча клубов.

ba24477c4c04e08752caf88c7e6efedb.jpg

Стоит сразу предупредить, Piazza Campo de' Fiori – это не самый дешевый рынок в городе, но и не самый дорогой, ведь местные жители туда тоже ходят.

050561eee9ac9d8e7b4f06c2db499e5b.jpg

Впрочем, туристы – не домохозяйки, верно? Если гости города посещают рынок, то они это делают не для того, чтобы нагрузить сумки продуктами и почесать домой.

6936ee93faf5ea4cb37e5d5f0c810f54.jpg

На рынках ловят колорит, знакомятся с настоящей жизнью города и просто глазеют по сторонам.

9f3d2e617cabdaf163b3b043e0aa3d47.jpg

Можно купить порцию свеженарезанного фруктового микса и «клевать» сочные дольки, гуляя между рядов, можно позавтракать на веранде близстоящего ресторанчика и понаблюдать за суетой издалека, а можно купить цветов и возложить их к памятнику казненного монаха, который стоит в центре этой площади и как будто смотрит на всех.

de6d3d69165284d1b08e262a65a96aa7.jpg

Вот такие дела: на месте цветочного поля возвели площадь, чтобы убивать людей, чтобы потом снова торговать цветами….Всё возвращается на круги своя.

921f8f0639ae4da2d3ed577f58f930fa.jpg

5472874818b53ec03160af54703c60ff.jpg

tourweek.ru

ЦВЕТЫ И КАМНИ ДРЕВНЕГО РИМА. ВЕСТАЛКИ

В нескольких шагах от руин храма Божественного Юлия высятся красивые остатки двух более древних и весьма важных храмов - храма Кастора и Поллукса (Диоскуров), возведенный в 5 веке до н.э. - от него уцелели три коринфских колонны, и круглого храма Весты (он на фото ближе).

В храме Весты хранились святыни Республики (а затем  и Империи), в том числе архаическое изображение Афины Паллады, якобы вывезенное Энеем из погибшей Трои. Про то, что тут горел негасимый огонь, символизировавший благополучие государства и каждого в нём очага, напоминать не надо (до сих пор мы пользуемся словом "вестибюль" - оно от латинского vestibulum, то есть вход в дом, посвященный покровительству Весты).

Храм Весты много раз горел и разрушался, его упорно восстанавливали и обновляли, пока император христианнейший Феодосий в конце 4 века нашей эры не приказал его закрыть...То, что видят туристы сейчас - это результат частичной реконструкции.

В древности это могло выглядеть примерно так: (фото из сети)...

Храм Весты реконструкция комп Vesta_1_

Форма толоса, наверное, могла восходить к исконно италийским постройкам типа хижин с отверстием для дыма в кровле. Их макеты представлены в Палатинском музее. Хотя, конечно, коринфские колонны - это шик, заимствованный у соседей-греков.

IMG_3999 — хижина макетIMG_4002 — макет хиж уменьш

Священный огонь в храме Весты был как бы общим очагом всех граждан и вообще всех обитателей Республики и Империи. Раз в год он обновлялся, символизируя вечное возрождение богини. А так должен был гореть не переставая день и ночь.За этим должны были следить весталки - шесть девственных жриц, выбиравшихся из дочерей знатных семейств (выбиравшихся по желанию, - так сказать, на конкурсной основе, а не приказным порядком сверху). Младшим избранницам могло быть от шести до десяти лет. Старщим, соответственно, примерно от 36 до 40. Служба имела свой срок: тридцать лет. После этого весталки были свободны распоряжаться собой и даже могли выйти замуж, если было желание (чаще все

stilarhitekturi.livejournal.com

фото, сорта, полезные свойства и противопоказания

Од­ни из са­мых по­пуляр­ных ле­карс­твен­ных рас­те­ний, ро­маш­ка рим­ская и ро­маш­ка ап­течная (С. recutita, или Matricaria recutita) об­ла­да­ют поч­ти оди­нако­выми це­леб­ны­ми свой­ства­ми. В на­род­ной ме­дици­не ис­поль­зу­ет­ся и ши­роко рас­простра­нен­ная ро­маш­ка па­хучая.

РомашкаРомашкаРомашка

Ис­поль­зу­емые час­ти:

  • цвет­ки (соц­ве­тия-кор­зинки)
  • листья

Раз­мно­жение

Се­мена вы­сева­ют вес­ной. Мно­голет­ние ви­ды раз­мно­жа­ют де­лени­ем кус­тов или че­рен­ка­ми.

Уход

Ре­гуляр­ная про­пол­ка се­ян­цев.

Вре­дите­ли и бо­лез­ни

Прак­ти­чес­ки не по­ража­ют­ся.

За­готов­ка и хра­нение

Со­бира­ют пол­ностью рас­крыв­ши­еся кор­зинки. Ес­ли у ро­маш­ки ап­течной ле­том соб­рать уро­жай цвет­ков, поз­днее она зац­ве­тет сно­ва. Вы­сушен­ные цвет­ки хра­нят в гер­ме­тич­ном кон­тей­не­ре.

Ро­маш­ка рим­ская

Не­высо­кое рас­те­ние с мно­гочис­ленны­ми по­ника­ющи­ми стеб­ля­ми и тон­ко рас­се­чен­ны­ми зе­лены­ми листь­ями, пах­ну­щими зре­лым яб­ло­ком.

Ро­маш­ка рим­ская Ро­маш­ка рим­ская Ро­маш­ка рим­ская

Ро­маш­ка ап­течная

Рас­те­ние с мно­гочис­ленны­ми пря­мос­то­ячи­ми стеб­ля­ми и пе­рис­ты­ми листь­ями.

Ро­маш­ка ап­течнаяРо­маш­ка ап­течнаяРо­маш­ка ап­течная

Ро­маш­ка па­хучая (Matricaria suaveolens)

Очень ду­шис­тое при­земис­тое рас­те­ние с ок­руглы­ми кор­зинка­ми из сплошь труб­ча­тых зе­лено­вато-жел­тых цвет­ков.

Ро­маш­ка па­хучаяРо­маш­ка па­хучаяРо­маш­ка па­хучая

Тра­воле­чение

  • Ро­маш­ка ап­течная

Ис­поль­зу­емые час­ти:

  • цвет­ки (соц­ве­тия)

Ро­маш­ка ока­зыва­ет лег­кое ус­по­ка­ива­ющее дей­ствие. Пос­коль­ку она сни­ма­ет спаз­мы, ее наз­на­ча­ют при ки­шеч­ных ко­ликах и при бо­лях во вре­мя менс­тру­аций. Со­дер­жа­щи­еся в ро­маш­ке го­речи сти­мули­ру­ют пи­щева­рение и сни­ма­ют тош­но­ту. Пре­пара­ты ро­маш­ки дей­ству­ют чень мяг­ко, а по­тому они осо­бен­но по­каза­ны де­тям.

Лег­кий мас­саж го­ловы с эфир­ным мас­лом ро­маш­ки сни­ма­ет го­лов­ную боль, нап­ря­жение и по­мога­ет при бес­сонни­це. Пос­коль­ку ро­маш­ка об­ла­да­ет силь­ным про­тиво­мик­робным и про­тивог­рибко­вым дей­стви­ем, ее кон­цен­три­рован­ным нас­то­ем мож­но про­тирать стол, ра­кови­ну и пол­ки в шка­фу, что­бы ус­тра­нить зат­хлый за­пах. Оп­рыски­вание этим рас­тво­ром са­довых и ого­род­ных рас­те­ний по­может вы­лечить их от муч­нистой ро­сы и дру­гих гриб­ко­вых бо­лез­ней.

Бла­года­ря смяг­ча­юще­му и про­тиво­вос­па­литель­но­му дей­ствию ро­маш­ку не­ред­ко при­меня­ют на­руж­но для ле­чения кож­но­го зу­да и вос­па­лений. Об­ла­да­ет она и ра­ноза­жив­ля­ющи­ми свой­ства­ми.

  • Ро­маш­ка рим­ская

Ис­поль­зу­емые час­ти:

  • цвет­ки (соц­ве­тия)

Ро­маш­ку рим­скую обыч­но ис­поль­зу­ют для по­луче­ния эфир­но­го мас­ла, а по­тому дос­тать су­хие цвет­ки не всег­да лег­ко. Не­кото­рые фи­тоте­рапев­ты счи­та­ют, что спаз­мо­лити­чес­ким дей­стви­ем рим­ская ро­маш­ка пре­вос­хо­дит ап­течную, и наз­на­ча­ют ее для сня­тия спаз­мов ки­шеч­ни­ка и мат­ки.

При бе­ремен­ности и кор­мле­нии грудью их не сле­ду­ет при­нимать в ко­личес­твах, пре­выша­ющих ку­линар­ные нор­мы.

Раз­но­вид­ности

Для лу­жа­ек и га­зонов иде­аль­но под­хо­дит нец­ве­тущий сорт «Treneague». Прив­ле­катель­ный сорт с мах­ро­выми цвет­ка­ми «Flore Plena» куль­ти­виру­ет­ся во мно­гих стра­нах ра­ди цен­но­го эфир­но­го мас­ла.

Рас­по­ложе­ние

Все ви­ды ро­машек нуж­да­ют­ся в сол­нечном мес­то­поло­жении и хо­рошо дре­ниро­ван­ной поч­ве.

ladyflora.ru

Экскурсия Площадь Цветов и римские дворики

Прогулка для тех, кто уже побывал в Риме и ознакомился с основными  достопримечательностями. Эта экскурсия проходит по центру Рима, но гид предлагает вам осмотреть живописные римские дворики, которые укрыты от взглядов массового туриста. Вы увидите Рим как бы изнутри. Место сожжения Джордано Бруно на Площади Цветов. Место, где убили Юлия Цезаря в 44 году до н. э. Внутренние уютные дворики в «каменном мешке», многое расскажут вам о повседневной жизни римлян. Но кроме этого вы увидите и настоящие шедевры. Например, знаменитую перспективу Борромини во Дворце Спада…

Обычно в эту экскурсию включается археологическая зона в зоне Торре Арджентина с развалинами 4 республиканских храмов (место гибели Юлия Цезаря). Сейчас на древних развалинах нежатся на солнышке самые любимые в Риме представители животного мира — кошки, которые охотно позируют туристам. А также: фонтан «Черепашки», еврейское гетто,  театр Марцелла и портик Октавии, знаменитая галерея-обман зрения Борромини во дворце Спада, дворец Фарнезе, площадь Цветов, а также милые узкие улочки, где когда-то жили известные персонажи, которые часто становились причиной громких скандальных историй…

Продолжительность экскурсии — 3 часа

Стоимость экскурсии «Площадь цветов и римские дворики»:

  • 1-3 чел — 120 евро (* в праздничные дни стоимость экскурсии 140 евро)
  • 4-10 чел — 140 евро
  • группы от 10 до 50 чел- по договоренности

secret-rome.ru

Ткани и цвета Древнего Рима

Ткани и цвета на улицах Рима

Простое население Рима — рабочие, ремесленники, крестьяне и рабы, обычно носили одежду преимущественно коричнево-желтых цветов некрашеной овечьей шерсти, да темные, не маркие туники. Чистые цвета здесь практически не встречались.

Более богатые граждане могли позволить себе ткани, окрашенные натуральными красителями красного, фиолетового, зеленого и реже, синего цвета, которые в то время стоили баснословно дорого и завозились издалека.Однако стремление выставить своё богатство напоказ, выражавшееся в злоупотреблении яркими, кричащими цветами и тканями, всегда порицалось в обществе. Примером чему служат например спесивые и наглые литературные персонажи, главным цветом одежды которых является красный.Осуждалась также пестрота костюма, воспринимающаяся как противоположность римскому вкусу и традициям, как нечто варварское.

Цветовое «деление» римлян

Приверженность традициям, столь свойственная римскому обществу, ко всему, разделяла цвета костюма по принадлежности к определенном группам. Так например зеленый цвет считался чисто женским и если мужчина не взирая на это продолжал носить одежду этого цвета, он таким образом заявлял о своих «зеленых нравах» (galbini mores), что в те времена было равнозначно тому же, что нынче называют — «голубыми».

Оранжевый цвет, цвет покрывала невесты, так же не приличествовал мужчине — позволить себе так одеваться могли только развращенные и изнеженные индивиды. В отношении женщин, никаких «цветовых» ограничений не существовало.

Сенаторы и магистры ярко выделялись в толпе за счет своих снежно-белых тог, хорошо различимы были и жрицы-весталки, одеяние которых очень напоминало средневековое одеяние монаха: на голову, обвитую шерстяными, в форме валиков повязками — infulae, надевалось головное покрывало спадающее на плечи. Картину дополнял круглый медальон — bulla на груди, и белая туника подпоясанная веревкой.

Одежда других жрецов и жриц практически повторяла обычную городскую одежду римлян, на небольшими различиями.Например фламины носили островерхую шапочку, в которую была воткнута оливковая веточка с шерстинкой, а фламиники (соответственно жены фламинов) — особую пирамидальную прическу, причем волосы в ней были переплетены пурпурной шерстяной лентой. В их головной платок также втыкалась веточка гранатника.

Как уже упоминалось, основным материалом для одежды в древней Италии была шерсть, из которой ткали и туники, и тоги, и плащи. Шерсть очень удобна — она плохо пропускает влагу, но хорошо сохраняет тепло, тем более в южной Италии коз разводили повсеместно.

Лен в Италии также был очень распространен, однако он в основном шел на паруса и тенты обеспечивающие защиту от дождя. Делали из него и различные ловчие сети.Льняную одежду носили жрецы Исиды, и женщины идущие в её храм. Широкое распространение ткани из льна получили только в эпоху поздней империи.

Косские одежды и китайский шелк

В I в. до н.э. римляне познакомились с «диким шелком», и одеждами из него, которые с давних пор изготавливали жители острова Кос. По месту производства, такая одежда называть «косской».

Легкие, расшитые золотыми нитями, эти пурпурные одеяния встретили бурный восторг у римских «модниц» и такие же бурное негодование в остальном римском обществе — «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне» (Сенека).

Однако буквально через 100 лет после появления «косских» тканей, в Рим стали привозить и настоящий, китайский шелк, почти мгновенно вытеснивший «конкурентов» с рынка.Этот шелк был очень дорог, настолько, что для ухода за ним наиболее богатые женщины стали заводить специальных рабов, а сами ткани распускались и ткались заново, но уже с вплетением в них льняной или хлопковой пряжи.

«Полушелковая» материя быстро вошла в моду — даже не смотря на бытовавший одно время запрет её ношения среди мужчин, и долго ещё оставалась в цене — практически до III в. н.э., когда чистый шелк смог наконец получить в Риме широкое распространение.

Выложил — Мэлфис К.Источник — Компиляция из разных источников

ageiron.ru

Древний рим | Цвет истории  |  Читать онлайн, без регистрации

Древний рим

Римская империя вобрала в себя греческую культуру, развивая и дополняя ее. Характерной чертой Древнего Рима была практичность, искусству уделялось меньше внимания по сравнению с Грецией. Духовная потребность в искусстве была трансформирована в желание окружать себя роскошью. Украшение домов, одежды и предметов быта в Древней Греции было основано на идейном, духовном базисе, вере. Приумножение предметов искусства в Древнем Риме подчеркивало состоятельность империи, ее властное и материальное благополучие. Декоративность стала неотъемлемым компонентом состоятельности. Цветовая палитра особенно не отличалась от древнегреческой. Ничего принципиально нового в этом плане изобретено не было. Однако колорирование окружающего пространства производилось согласно выработанным общественным негласным законам, что и стало новшеством того времени.

Разделение цветов произошло по половому признаку. Теперь краски стали мужскими и женскими. Такая тенденция свидетельствует о четко сформированном цветовом стереотипе: определенный окрас стал символом, с приписанными ему свойствами. Женскими цветами в Древнем Риме были коричневый, желтый, оранжевый и зеленый. Для мужчин же были характерны темные одежды, серые или коричневые накидки, в особенном почете – оттенки пурпурного и гиацинт (красный). Император Нерон ограничил своим указом использование дорогого пурпура для одежды богачей, отныне пурпурные тоги стали исключительно одеждой императоров. Неприемлемым был для мужчины зеленый цвет, что позволяет делать выводы о его символике. Зелень древними римлянами воспринималась как образ плодородия, нежности, сочности, проводилась параллель с женственностью. Оранжевый, желтый, коричневый считались цветами земли. Мужские цвета красных тонов воспринимались как агрессивные. Привлекать внимание в древнеримском обществе являлось прерогативой мужчин. Женщина должна была быть покорной, и красный цвет не приветствовался в ее одежде. Красный – брошенный вызов, поэтому одеяния ярких тонов носили римские солдаты. Будучи цветом бога войны Марса, красный стал символом воинственности, привлечения фортуны в походах и завоеваниях. Не покинула римлян любовь к белому цвету. Он стал триумфальным и благочестивым. Одержавший победу в сражении полководец выезжал к ликующей публике на колеснице, запряженной четырьмя белыми лошадьми, украшенными позолоченными шорами на глазах.

Римляне поклонялись верховному богу неба – Юпитеру, который соответствовал греческому Зевсу. Поклонение отцу богов требовало соответствующих почестей. Цветовым символом Юпитера был голубой цвет. Его источником стал минерал синего цвета азурит. Твердость камня была невысокой, что позволяло без труда делать крошку с минеральным пигментом синего цвета. Технология приготовления азуритовой краски из Рима перешла в византийскую культуру, а оттуда – в древнерусскую иконопись. Синий был символом Юпитера, супруга богини Юноны, хранительницы домашнего очага и богини плодородия. Их сын, бог войны Марс, считался покровителем Рима, так как, согласно мифу, весталка Рея Сильва родила от Марса близнецов Ромула и Рема, легендарных братьев-основателей Рима. Весталки заворачивались в ткань белого цвета, длиною до пят, именовавшуюся пало. Белый цвет весталок символизировал непорочность и девственность,

Мифологическая основа позволяет выстроить цепочку главных цветов античного Рима: синий-зеленый-красный-белый. Юпитеру свойствен синий цвет, Юноне – зеленый, их сыну Марсу – красный, весталкам – белый. Это, впрочем, не значит, что этот цветовой квартет преобладал в изобразительном искусстве, скорее, он сильнее влиял на психику, избирательность которой позволяла вычленять из разнообразия цветовой палитры более значимые краски.

Еще одним способом выражения символов цвета был цвет украшений. Страсть к украшениям женщины питали всегда. И бедные и богатые одевали на себя декоративные изделия: кольца, серьги, диадемы, ленты для волос, браслеты, ожерелья. Разница была в качестве исполнения и материале изделия. Оригинальным украшением римлянок стал браслет, одетый на плечо. Им также украшали щиколотки, запястья, использовались цепочки на бедра. Материалом-основой для изготовления дорогих украшений служили золото, серебро и электрум – сплав серебра с золотом. Изделия из драгоценного металла украшали драгоценными камнями: зелеными изумрудами, голубыми сапфирами, красными гранатами, опалом. Женщины среднего достатка предпочитали агат, янтарь и кораллы. Кольца и серьги служили, кроме того, и оберегом.

Макияж в Древнем Риме был в моде. Женщины имели возможность пользоваться белилами, состоящими из смеси мела с жирной кремовой основой. Модное помешательство среди римлянок разыгралось вокруг светлых золотистых волос. Окрасить волосы, придав им черный или красный оттенок, не представляло сложности, чего нельзя сказать об осветлении. Римлянки искали рецепты, и, вероятно, они их находили. Среди них были: втирание в волосы ослиной мочи или сока лимона, а также осветление за счет солнечных лучей.

Культура античности подарила человечеству традицию ухода за своим телом с помощью косметических средств, подчеркивания черт внешности нанесением макияжа, символику цвета и окрашенные ткани одежды, искусство ароматики, золотое сечение – формулу пропорций идеального человеческого тела, ювелирные украшения, модель общества и государства. Античность заложила фундамент развития современного общества. Человек не забыл свою историю, свои корни, он знает, что было вчера для того, чтобы использовать опыт предков и создавать новое.

Римская империя стала благоприятной средой для зарождения одной из мировых религий – христианства. Эпоха античности переходит в эпоху Темных времен – период самый набожный и самый забытый Богом в истории человечества.

velib.com

Мифы древнего Рима о розе

myth-of-rose-3

Первое место среди цветов отводилось розе и в Древнем Риме. После разграбления Греции римляне устраивают у себя на родине пышные сады по типу садов Эллады, одним из основных элементов убранства были розы.

Сады полководца Лукулла, императоров Юлия Цезаря, Андриана, Нерона превосходили пышностью все известное в те времена. Для них уничтожались горы, прорезывались ущелья, насыпались холмы, создавались искусственные озера, завозились редчайшие и прекраснейшие растения со всего мира.

Розу римляне посвящали богине любви Венере. Этот цветок служил символом храбрости, им награждали лучших воинов. Существовало поверье, что роза вселяет мужество, и вместо шлемов воины надевали венки из роз. В апреле – мае в Риме устраивался праздник роз – «розалии» – в память об умерших. В домах часто вешали ветку с розой или изображали ее на потолке в знак того, что произносимое под розой – секрет. С тех пор сохранилось выражение – «сказать под розой», то есть сказать по секрету. Как символ молчания роза была посвящена богу молчания Гарпократу и богине мудрости Минерве.Римские поэты Вергилий и Овидий воспели розу в своих одах.

Культ розы в Риме превзошел все возможное. Патриции засыпали розами любимых матрон, девушки окуривали себя фимиамом из роз, привораживая любимых; патрицианки купались в розовой воде, чтобы сохранить молодость; гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимым в жестоких играх. В Колизее дождем из роз приветствовали победивших гладиаторов и украшали их венками из этих цветов. Во время пиров, так же, как и на пирах Клеопатры, распущенные псевдопоследователи Эпикура возлежали на ложах из лепестков роз, и прекрасные рабыни осыпали их дождем из нежных лепестков. Однажды римский император-подросток Гелиогабал, возведенный на престол в III веке нашей эры и прославившийся утонченной жестокостью, пригласил во дворец своих врагов. Во время пиршества на гостей обрушилась такая лавина из лепестков роз, что некоторые задохнулись. Это доставило большое удовольствие императору.

Известный римский полководец Марк-Антоний (I век до нашей эры), когда его войска и войска его союзницы египетской царицы Клеопатры были разбиты полководцем Октавианом (будущим императором Августом), кончая жизнь самоубийством, не забыл завещать, чтобы его могилу круглый год ежедневно укрывали живыми розами.

Во времена Нерона корабли доставляли из Африки, часто сквозь штормы и бури, лепестки роз и благовонное масло. Это стоило казне не одной бочки золота. Лепестками роз усыпали поверхность Люценского озера во время прогулок Нерона.

Такое чрезмерное «почитание» роз не могло не вызвать возмущение церкви. Знаменитый проповедник Тертуллиан написал суровое послание, в котором осуждал применение венков из роз. Известный церковный деятель Климент Александрийский считал серьезным грехом украшать голову подобным цветком. С падением империи римлян прекратилось безграничное восхищение розой. Более того, розы, объявленные языческой, нечестивой, греховной роскошью, были почти уничтожены. Лишь спустя столетия появился в монастырях дикий шиповник.

Эпоха средневековья мрачным саваном окутала страны. Высочайшие устремления духа подавлялись и признавались грехом. Стала господствовать религия с заученной обрядностью, внешней дисциплиной и убожеством мысли. Природа не изучалась, красота ее не ценилась. Но всякий гнет вызывает противодействие. Убить любовь к прекрасному религия не смогла. Показательна дальнейшая история розы, привезенная крестоносцами с Востока. Как и в древнем мире, она заняла первое место среди цветущих растений.

cvetovodstvo2.ru