Анализ стихотворения Пушкина Цветы последние милей. Цветы последние


Анализ стихотворения Пушкина Цветы последние милей

Одним из самых знаменитых и любимых многими является поэт Пушкин Александр Сергеевич. Практически каждое его произведение стало любимым, запоминающимся и родным для большинства людей. Его стихотворения изучают и знают с самых ранних лет и до почтенного возраста.

Сегодня хочется поговорить об одном его произведении, а именно о стихотворении "Цветы последние милей". Первое, что необходимо сказать, так это то, что, несмотря на довольно таки маленькое по своему содержанию это стихотворение является очень нежным, красочным, живым, хотя и не много грустным.

Не является большим секретом тот факт, что у данного поэта осень была самым любимым временем года. И, конечно же, это произведение, которое многие любят и знают наизусть, так же говориться об осени. А именно о последних цветах, которым суждено погрузиться под снежный покров земли. Так или иначе, немного грустно становится от того, что земля погружается в зимний сон, но, тем не менее, цветы, которые с такой нежностью описывает Александр Сергеевич делают это стихотворение прекрасным.

Очень многие люди, в том числе литературные критики и специалисты в этой области, утверждают, что после прочтения данного произведения погружаешься в раздумье, в воспоминания, и даже в мечты о светлом будущем, которое обязательно наступит с приходом следующей весны.

Важно отметить и тот факт, что, к сожалению, данное произведение не было опубликовано при жизни поэта, и вышло в свет лишь после его трагической кончины. Если говорить о точной дате создания этого стихотворения, то поэт написал его  16 октября 1825 года.

Очень интересным фактом является и то, что данное стихотворение содержит и любовную линию. Ведь поэт влюблен в это время года и в окружающую его атмосферу, это можно понять по красочным прилагательным, которые содержаться в данном произведении.

Более того, несмотря на меленькие размеры, стихотворение наполнено и другими литературными приемами, которые так же помогли поэту сделать его живым, и передать все свои чувства и эмоции, которые он испытывал в момент написания данного произведения.

Анализ стихотворения Цветы последние милей Пушкина

«Цветы последние милей» Пушкин написал для Прасковьи Александровны Осиповой, которая жила в соседнем имении. Она часто дарила поэту цветы из своего сада, а если не могла сделать этого сама, то цветы присылали её слуги. Прасковья Александровна познакомилась с поэтом в 1817 году, и впоследствии часто упоминалась в произведениях Пушкина. Учёные подсчитали, что она упоминается около 170 раз во всём творчестве великого поэта. Потом Прасковья Александровна участвовала в работе над похоронами поэта.

При жизни Александра Сергеевича это произведение не публиковалось. Оно было записано в альбом Прасковьи Александровны в 1825 году, а после смерти поэта было опубликовано в 1838 году журналом «Современник». У стихотворения были и другие названия, но сегодня оно известно как «Цветы последние милей». Что побудило Пушкина написать произведение о цветах, присылаемых ему Прасковьей Осиповой, спустя такое долгое время после начала этой милой традиции?

Ответ следует искать в жизни поэта. Прасковья Александровна принимала в гости свою племянницу Анну Петровну Керн, которая была знакома с Пушкиным по переписке. Более того, она является адресатом стихотворения «Я помню чудное мгновенье». Но приехала она не одна, а с мужем. Александр Сергеевич с ним не ладил, и это испортило свидание. Поэт мог свободно рассказывать Анне Петровне о своих чувствах, когда писал ей очередное письмо, но вживую его стеснял супруг. Положение было очень неудобным.

Так и получилось, что переписка на расстоянии, разлука оказалась милее свидания. Но почему оно всё же названо сладким? Может, это сделано для большей остроты в произведении, а может, Пушкин хотел отдалиться, чтобы не писать только о себе. В любом случае Прасковья Александровна знала о чувствах поэта к Анне Петровне и понимала, о чём это стихотворение, которое было написано специально для неё.

8 класс. Кратко по плану

Картинка к стихотворению Цветы последние милей

Цветы последние милей Анализ стихотворения

analiz-stihov.ru

Анализ «Цветы последние милей…» Пушкин

Анализ «Цветы последние милей…» Пушкин

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

 

Стихотворение Пушкина «Цветы последние милей…» посвящено близкой подруге поэта – Прасковье Александровне Осиповой. Эта помещица жила в Тригорском, которое находилось по соседству с Михайловским. Впервые Пушкин повстречался с Осиповой, когда отбывал ссылку в имении родителей. В творчестве поэта Прасковья Александровна сыграла значительную роль. В произведениях Пушкина упоминание о ней встречается более ста раз. Поэт ласково обращался к женщине – «милая старушка», а Осипова называла Александра Сергеевича – «сын моего сердца». Именно Прасковья Александровна занималась организацией похорон поэта в Святогорском монастыре.

Осипова постоянно посылала Пушкину цветы из своего сада. Когда в очередной раз принесли от нее букет, поэт решил посвятить своей подруге стихотворение. Дата его создания – 16 октября 1825 года. Пушкин записал стихотворение в альбом Осиповой с посвящением. При жизни поэта «Цветы последние милей…» не публиковались. Впервые читатели смогли познакомиться с этой миниатюрой в 1838 году в журнале «Современник».

Первоначально стихотворение называлось «Последние цветы». В нем всего шесть строк, которые наполнены легкой грустью и нежными осенними красками. Стихотворение проникнуто размышлениями о скоротечности жизни и любви. Поздние цветы навевают тоску и воспоминания о недавних летних днях. Пушкин любил осень и во многих произведениях ярко описал это волшебное время года.

Стихотворение «Цветы последние милей…» относится к жанру элегии. Оно написано четырехстопным ямбом с трехсложной стопой и ударением на втором слоге. Поэт применил здесь смешанную рифмовку: в первых двух строках – парную, в четырех последних – перекрестную.

Для внимательного читателя смысл стихотворения раскрывается не сразу. В первых двух строках сказано о том, что осенние цветы милее весенних. Этому есть объяснение. Ведь в пору увядания цветы более ценны, чем весной, когда все пробуждается и расцветает. Философский смысл этой фразы – в зрелом возрасте больше ценишь радости жизни, чем в молодости.

Две следующие строки продолжают эту мысль, но возникает вопрос: почему мечтания «унылые»? Последние строки стихотворения и вовсе кажутся загадочными. Как может быть разлука «живее сладкого свиданья»? Но все становится на свои места, как только мы узнаем, что происходило в судьбе поэта в эти осенние дни.

В начале октября 1825 года в Тригорское приехала погостить Анна Керн, которая приходилась племянницей Прасковье Александровне. В этот раз возлюбленная Пушкина приехала не одна, а с мужем. Можно понять разочарование и горечь поэта, который не ладил с супругом Анны. Известно, что Пушкин и Керн состояли в активной переписке. Послания поэта были полны любви и нежности, которые он доверял бумаге. И вот сейчас он видит Анну в Тригорском, но не может открыто проявлять к ней свои чувства. Поэтому выходит, что свиданье «сладкое», но разлука была «живее». Без сомнения, Прасковья Александровна знала об отношениях племянницы и поэта. Поэтому ей были прекрасно понятны эти строки.

В миниатюре «Цветы последние милей…» Пушкин сумел использовать много художественных средств. Метафора «последние цветы» вызывает у читателя грусть и сожаление, а удачные антитезы «последние – первенцы» и «разлука – свидание» оживляют сюжет. В произведении есть олицетворение «мечтанья пробуждают» и красивые сравнения: «разлуки час живее... свиданья», «цветы последние милей роскошных первенцев полей».

Как всегда, точны и выразительны у Пушкина эпитеты: последние цветы, унылые мечтанья, сладкое свиданье, роскошные первенцы. Есть в стихотворении варианты инверсии: «цветы последние», «разлуки час». А слово «живее» поэт повторяет дважды, подчеркивая его важность.

Нежная осенняя зарисовка создает ощущение гармонии и светлой грусти, наводит на философские размышления. Всего шесть строк написаны в альбом подруги, но сколько в них скрытого смысла: неудачное свидание, ссора с возлюбленной, ревность, надежда на новую встречу, размышления о хрупкости счастья, о созвучии увядающей природы с настроением лирического героя.

libaid.ru

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Цветы последние милей…»

Цветы осенью«Цветы последние милей…» – это короткая элегия с философским оттенком. Существует версия, что это стихотворение было написано в качестве послания ближайшей соседке по имению, владелицы Тригорского П. А. Осиповой. Пушкин любил семейство Осиповых, ее очаровательных дочерей, с некоторыми из них был дружен. Прасковья Александровна нередко присылала поэту цветы из своего сада, а когда уезжала из имения, эта обязанность возлагалась на управляющего.

Пушкин написал это стихотворение не для печати. Оно носило личностный характер, поэтому при жизни поэта не печаталось. Созданное осенью 1825 года, это произведение было опубликовано через год после гибели Александра Сергеевича.

Прасковья Александровна, которой было адресовано это небольшое послание, конечно, понимала, что в стихотворении поэт намекает на ее племянницу,  гостившую  летом 1825 года в Тригорском. Он не умел скрывать своих чувств, и все обитатели имения  знали о влюбленности поэта в  Анну Петровну Керн.

Некоторые «знатоки» творчества Пушкина пишут о том, что якобы Анна Петровна приехала в Тригорское с мужем, и между поэтом и генерал-майором вспыхнула ссора. Но в своих воспоминаниях Анна Петровна пишет:

Прожив несколько времени в Дерпте, в Риге, в Пскове, я возвратилась в Полтавскую губернию к моим родителям. Возвратилась одна. Муж занимал пост коменданта Рижской крепости, и не мог позволить себе разъезжать по гостям с супругой.

Анна Петровна приехала в Тригорское в июне, и отсюда возвратилась в Ригу. Нигде в ее воспоминаниях нет ни малейшего намека на присутствие супруга в имении Осиповой.

Это письмо было написано  Александром Сергеевичем Анне Петровне Керн, и оно помогает глубже понять главную мысль стихотворения:

Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела на меня встреча наша у Олениных. Лучшее, что я могу сделать в моей печальной деревенской глуши, – это стараться не думать больше о вас. Если бы в душе вашей была хоть капля жалости ко мне, вы тоже должны были бы пожелать мне этого, – но ветреность всегда жестока, и все вы, кружа головы направо и налево, радуетесь, видя, что есть душа, страждущая в вашу честь и славу.

   Прощайте, божественная; я бешусь и я у ваших ног. Тысячу нежностей Ермолаю Федоровичу и поклон г-ну Вульфу.

Это  письмо было написано Пушкиным 25 июля 1825 года, а Ермолай Федорович Керн –  супруг Анны Петровны.

 Не правда ли, по почте я гораздо любезнее, чем при личном свидании; так вот, если вы приедете, я обещаю вам быть любезным до чрезвычайности: в понедельник я буду весел, во вторник восторжен, в среду нежен, в четверг игрив, в пятницу, субботу и воскресенье буду чем вам угодно, и всю неделю — у ваших ног.

Находясь рядом с Анной, Пушкин робел, стеснялся, вел себя, как ему казалось, весьма нелепо. Но в посланиях он имел возможность откровенно, и искренне,  выказать свои чувства без опаски, быть осмеянным.  Ожидание писем от Керн оживляли разлуку.

Анне Петровне Пушкин запомнился как человек энергичный, импульсивный, остроумный, способный на всякие шутки и шалости.

Под роскошными первенцами полей, вероятно, упоминаются подснежники,  появляющиеся  весной, когда пробуждается природа, набухают почки. Цветы последние, это, вероятно, хризантемы, распускающиеся и радующие своим ярким цветом на фоне увядающей природы. В стихотворении поэт сравнивает с весной моменты свидания, а с осенью – разлуку, порождающую надежду на встречу в будущем, светлые мечты.  Потому она оказывается живее уже состоявшегося свидания.

Стихотворение короткое, состоит из 6 строк, написанных  четырехстопным ямбом. В первых двух строчках рифма парная, в последующих – перекрестная.

В стихотворение включены:

  • эпитеты – последние, роскошные,
  • метафоры – первенцы полей, унылые мечтанья,
  • сравнения – милее, живее,
  • антитезы (противопоставления) – сладкие — унылые, разлука — свидание.

Эти средства выразительности подчеркивают в  произведении грустное, элегическое настроение.

Есть в нем еще один скрытый подтекст: чем становишься старше, тем сильнее начинаешь ценить радости жизни.

poetpushkin.ru

«Цветы последние милей…», анализ стихотворения Пушкина

Стихотворение Пушкина «Цветы последние милей…» посвящено близкой подруге поэта – Прасковье Александровне Осиповой. Эта помещица жила в Тригорском, которое находилось по соседству с Михайловским. Впервые Пушкин повстречался с Осиповой, когда отбывал ссылку в имении родителей. В творчестве поэта Прасковья Александровна сыграла значительную роль. В произведениях Пушкина упоминание о ней встречается более ста раз. Поэт ласково обращался к женщине – «милая старушка», а Осипова называла Александра Сергеевича – «сын моего сердца». Именно Прасковья Александровна занималась организацией похорон поэта в Святогорском монастыре.

Осипова постоянно посылала Пушкину цветы из своего сада. Когда в очередной раз принесли от нее букет, поэт решил посвятить своей подруге стихотворение. Дата его создания – 16 октября 1825 года. Пушкин записал стихотворение в альбом Осиповой с посвящением. При жизни поэта «Цветы последние милей…» не публиковались. Впервые читатели смогли познакомиться с этой миниатюрой в 1838 году в журнале «Современник».

Первоначально стихотворение называлось «Последние цветы». В нем всего шесть строк, которые наполнены легкой грустью и нежными осенними красками. Стихотворение проникнуто размышлениями о скоротечности жизни и любви. Поздние цветы навевают тоску и воспоминания о недавних летних днях. Пушкин любил осень и во многих произведениях ярко описал это волшебное время года.

Стихотворение «Цветы последние милей…» относится к жанру элегии. Оно написано четырехстопным ямбом с трехсложной стопой и ударением на втором слоге. Поэт применил здесь смешанную рифмовку: в первых двух строках – парную, в четырех последних – перекрестную.

Для внимательного читателя смысл стихотворения раскрывается не сразу. В первых двух строках сказано о том, что осенние цветы милее весенних. Этому есть объяснение. Ведь в пору увядания цветы более ценны, чем весной, когда все пробуждается и расцветает. Философский смысл этой фразы – в зрелом возрасте больше ценишь радости жизни, чем в молодости.

Две следующие строки продолжают эту мысль, но возникает вопрос: почему мечтания «унылые»? Последние строки стихотворения и вовсе кажутся загадочными. Как может быть разлука «живее сладкого свиданья»? Но все становится на свои места, как только мы узнаем, что происходило в судьбе поэта в эти осенние дни.

В начале октября 1825 года в Тригорское приехала погостить Анна Керн, которая приходилась племянницей Прасковье Александровне. В этот раз возлюбленная Пушкина приехала не одна, а с мужем. Можно понять разочарование и горечь поэта, который не ладил с супругом Анны. Известно, что Пушкин и Керн состояли в активной переписке. Послания поэта были полны любви и нежности, которые он доверял бумаге. И вот сейчас он видит Анну в Тригорском, но не может открыто проявлять к ней свои чувства. Поэтому выходит, что свиданье «сладкое», но разлука была «живее». Без сомнения, Прасковья Александровна знала об отношениях племянницы и поэта. Поэтому ей были прекрасно понятны эти строки.

В миниатюре «Цветы последние милей…» Пушкин сумел использовать много художественных средств. Метафора «последние цветы» вызывает у читателя грусть и сожаление, а удачные антитезы «последние – первенцы» и «разлука – свидание» оживляют сюжет. В произведении есть олицетворение «мечтанья пробуждают» и красивые сравнения: «разлуки час живее... свиданья», «цветы последние милей роскошных первенцев полей».

Как всегда, точны и выразительны у Пушкина эпитеты: последние цветы, унылые мечтанья, сладкое свиданье, роскошные первенцы. Есть в стихотворении варианты инверсии: «цветы последние», «разлуки час». А слово «живее» поэт повторяет дважды, подчеркивая его важность.

Нежная осенняя зарисовка создает ощущение гармонии и светлой грусти, наводит на философские размышления. Всего шесть строк написаны в альбом подруги, но сколько в них скрытого смысла: неудачное свидание, ссора с возлюбленной, ревность, надежда на новую встречу, размышления о хрупкости счастья, о созвучии увядающей природы с настроением лирического героя.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье...», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Барышня-крестьянка», анализ повести Пушкина

По произведению: «Цветы последние милей…»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

goldlit.ru

Анализ стихотворения Пушкина Цветы последние милей сочинения и текст



анализ стихотворения А. С. Пушкина "Цветы последние милей"

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Цветы последние милей № 1

Анна Журавко Ученик (223) 3 года назад

Стихотворение маленькое, но очень красочное, нежное и немного грустное. Известно, что осень для Пушкина-любимое время года. И в этом стих. он тоже пишет об осени. О том, что роскошные цветы жаркого лета уже отцвели, остались "цветы последние",осенние, и именно они поэту милей тех, "роскошных". Потому что они побуждают нас к грустным воспоминаньям и мечтаньям. Так иногда мгновенья расставания "живее сладкого свиданья". В этих нескольких строчках есть эпитеты, сравнения, олицетворение.

Мария Казакова Ученик (145) 1 год назад

Пегида Нац Мастер (1290) 11 месяцев назад

Миниатюра «Цветы последние милей…» при жизни Пушкина опубликована не была. Широкий круг читателей познакомился с ней в 1838 году, когда ее напечатал журнал «Современник». Несколько раз стихотворение фигурировало под другими названиями — «Последние цветы» и «Стихи на случай в позднюю осень присланных цветов к П. от П. О.». Второй вариант требует пояснений. Под инициалами «П. О.» скрывается Прасковья Александровна Осипова — близкая подруга Пушкина, его соседка по имению Михайловское и хозяйка усадьбы Тригорское. Их первая встреча состоялась в 1817 году. Эта женщина занимала значительное место в творчестве Александра Сергеевича. По подсчетам ученых, ее имя и слова, имеющие к ней отношение, упомянуты в произведениях поэта около 170 раз. Осипова общалась и с другими известными литераторами своего времени: Дельвигом, Вяземским, Баратынским, Козловым. Интересно, что незадолго до смерти она уничтожила всю переписку с друзьями и близкими знакомыми. Оставила Прасковья Александровна только письма Пушкина.

Исследователи лирики Александра Сергеевича датируют стихотворение «Цветы последние милей…» 16 октября 1825 года. Осипова часто присылала цветы своему другу. Если она уезжала из Тригорского, то обязанность эту возлагала на слуг. Почему именно осенью 1825 года Пушкин решил отблагодарить приятельницу стихотворением? Дело в том, что незадолго до написания произведения в гости к Прасковье Александровне приехала ее племянница — Анна Петровна Керн, адресат знаменитого мадригала «Я помню чудное мгновенье…». Прибыла она не одна, а с мужем. С ним Пушкин не поладил, вследствие чего встреча с Керн не подарила поэту радости. Намного больше положительных эмоций Александру Сергеевичу принесла переписка с Анной Петровной, предшествовавшая неудачному свиданию в Тригорском.

Если принимать во внимание отношения Керн с Пушкиным, становится предельно ясным смысл миниатюры «Цветы последние милей…». Осенние цветы поэт сравнивает с разлукой, которая оказывается живее сладкого свиданья. Действительно, общение с Анной Петровной на расстоянии было для Александра Сергеевича гораздо приятнее, нежели встреча с ней в Тригорском. Причем Осипова прекрасно знала обо всех перипетиях взаимоотношений своей племянницы с известным поэтом. Откуда же тогда возник эпитет «сладкий», которым сопровождается слово «свидание»? Скорей всего, употребляя его, Пушкин желал несколько приглушить автобиографический элемент.

Илья Карихт Ученик (210) 2 недели назад

Rab Mc Ученик (110) 1 неделю назад

анализ стихотворения А. С. Пушкина «Цветы последние милей»

анализ стихотворения А. С. Пушкина «Цветы последние милей»

  1. Стихотворение маленькое, но очень красочное, нежное и немного грустное. Известно, что осень для Пушкина-любимое время года. И в этом стих. он тоже пишет об осени. О том, что роскошные цветы жаркого лета уже отцвели, остались «цветы последние»,осенние, и именно они поэту милей тех, «роскошных». Потому что они побуждают нас к грустным воспоминаньям и мечтаньям. Так иногда мгновенья расставания «живее сладкого свиданья». В этих нескольких строчках есть эпитеты, сравнения, олицетворение.
  • Миниатюра Цветы последние милей при жизни Пушкина опубликована не была. Широкий круг читателей познакомился с ней в 1838 году, когда ее напечатал журнал Современник. Несколько раз стихотворение фигурировало под другими названиями Последние цветы и Стихи на случай в позднюю осень присланных цветов к П. от П. О. Второй вариант требует пояснений. Под инициалами П. О. скрывается Прасковья Александровна Осипова близкая подруга Пушкина, его соседка по имению Михайловское и хозяйка усадьбы Тригорское. Их первая встреча состоялась в 1817 году. Эта женщина занимала значительное место в творчестве Александра Сергеевича. По подсчетам ученых, ее имя и слова, имеющие к ней отношение, упомянуты в произведениях поэта около 170 раз. Осипова общалась и с другими известными литераторами своего времени: Дельвигом, Вяземским, Баратынским, Козловым. Интересно, что незадолго до смерти она уничтожила всю переписку с друзьями и близкими знакомыми. Оставила Прасковья Александровна только письма Пушкина.

    Исследователи лирики Александра Сергеевича датируют стихотворение Цветы последние милей 16 октября 1825 года. Осипова часто присылала цветы своему другу. Если она уезжала из Тригорского, то обязанность эту возлагала на слуг. Почему именно осенью 1825 года Пушкин решил отблагодарить приятельницу стихотворением? Дело в том, что незадолго до написания произведения в гости к Прасковье Александровне приехала ее племянница Анна Петровна Керн, адресат знаменитого мадригала Я помню чудное мгновенье. Прибыла она не одна, а с мужем. С ним Пушкин не поладил, вследствие чего встреча с Керн не подарила поэту радости. Намного больше положительных эмоций Александру Сергеевичу принесла переписка с Анной Петровной, предшествовавшая неудачному свиданию в Тригорском.

    Если принимать во внимание отношения Керн с Пушкиным, становится предельно ясным смысл миниатюры Цветы последние милей. Осенние цветы поэт сравнивает с разлукой, которая оказывается живее сладкого свиданья. Действительно, общение с Анной Петровной на расстоянии было для Александра Сергеевича гораздо приятнее, нежели встреча с ней в Тригорском. Причем Осипова прекрасно знала обо всех перипетиях взаимоотношений своей племянницы с известным поэтом. Откуда же тогда возник эпитет сладкий, которым сопровождается слово свидание? Скорей всего, употребляя его, Пушкин желал несколько приглушить автобиографический элемент.

  • «Цветы последние милей…» А.Пушкин

    Картинка Анализ стихотворения Пушкина Цветы последние милей № 2

    «Цветы последние милей…» Александр Пушкин

    Цветы последние милейРоскошных первенцев полей.Они унылые мечтаньяЖивее пробуждают в нас.Так иногда разлуки часЖивее сладкого свиданья.

    Анализ стихотворения Пушкина «Цветы последние милей…»

    Миниатюра «Цветы последние милей…» при жизни Пушкина опубликована не была. Широкий круг читателей познакомился с ней в 1838 году, когда ее напечатал журнал «Современник». Несколько раз стихотворение фигурировало под другими названиями — «Последние цветы» и «Стихи на случай в позднюю осень присланных цветов к П. от П. О.». Второй вариант требует пояснений. Под инициалами «П. О.» скрывается Прасковья Александровна Осипова — близкая подруга Пушкина, его соседка по имению Михайловское и хозяйка усадьбы Тригорское. Их первая встреча состоялась в 1817 году. Эта женщина занимала значительное место в творчестве Александра Сергеевича. По подсчетам ученых, ее имя и слова, имеющие к ней отношение, упомянуты в произведениях поэта около 170 раз. Осипова общалась и с другими известными литераторами своего времени: Дельвигом, Вяземским, Баратынским, Козловым. Интересно, что незадолго до смерти она уничтожила всю переписку с друзьями и близкими знакомыми. Оставила Прасковья Александровна только письма Пушкина.

    Исследователи лирики Александра Сергеевича датируют стихотворение «Цветы последние милей…» 16 октября 1825 года. Осипова часто присылала цветы своему другу. Если она уезжала из Тригорского, то обязанность эту возлагала на слуг. Почему именно осенью 1825 года Пушкин решил отблагодарить приятельницу стихотворением? Дело в том, что незадолго до написания произведения в гости к Прасковье Александровне приехала ее племянница — Анна Петровна Керн, адресат знаменитого мадригала «Я помню чудное мгновенье…». Прибыла она не одна, а с мужем. С ним Пушкин не поладил, вследствие чего встреча с Керн не подарила поэту радости. Намного больше положительных эмоций Александру Сергеевичу принесла переписка с Анной Петровной, предшествовавшая неудачному свиданию в Тригорском.

    Если принимать во внимание отношения Керн с Пушкиным, становится предельно ясным смысл миниатюры «Цветы последние милей…». Осенние цветы поэт сравнивает с разлукой, которая оказывается живее сладкого свиданья. Действительно, общение с Анной Петровной на расстоянии было для Александра Сергеевича гораздо приятнее, нежели встреча с ней в Тригорском. Причем Осипова прекрасно знала обо всех перипетиях взаимоотношений своей племянницы с известным поэтом. Откуда же тогда возник эпитет «сладкий», которым сопровождается слово «свидание»? Скорей всего, употребляя его, Пушкин желал несколько приглушить автобиографический элемент.

    "Цветы последние милей…" (П.А. Осипова-Вульф и А.С. Пушкин)

    Картинка Анализ стихотворения Пушкина Цветы последние милей № 3Цели урока:
    • познакомить юных пушкинистов с судьбой П.А. Осиповой-Вульф, проследить историю ее взаимоотношений с поэтом;
    • медленно и вдумчиво перечитать лучшие страницы любовной лирикиА.С.Пушкина;
    • “воспитывать Пушкиным”.
    Оборудование:
    • книги (Н.Н. Скатов “Пушкин. Русский гений”, Л.М. Аринштейн “Преображение Дон-Жуана”, “Воспоминания А.П. Керн”,
    • путеводитель по Тригорскому,
    • сборник вопросов “Ай да Пушкин”,
    • книга о Пушкинской школе “С Пушкиным в сердце”),
    • видеофильм “Волшебные места”,
    • фотографии парка, интерьеров дома в Тригорском,
    • аудиокассеты,
    • ноты с музыкальными сочинениями Ц.Кюи и М. Глинки.

    2. Беседа (цель ее – проверить знания по ранее изученным темам)

    - Как звучала тема прошлого нашего занятия? О ком мы говорили?

    - Кого еще из адресатов любовной лирики А.С. Пушкина вы запомнили? Что более всего понравилось?

    В юбилейный Пушкинский год (кстати, какой?) по телевидению проводилась викториина: 100 дней подряд телезрителям задавались вопросы о жизни и творчестве А.С. Пушкина (демонстрация книги “Ай, да Пушкин! ”, где они собраны). Один из вопросов звучал так: “Каков был поэтический ответ Пушкина на ежедневные букеты, присылаемые ему помещицей П.А. Осиповой?”.

    Кто такая эта Прасковья Александровна Осипова? Когда Александр Сергеевич с ней познакомился? Как складывались их отношения?

    Знаете ли вы ответы на эти вопросы?

    Надеюсь, что в конце нашего урока, названного пушкинской поэтической строчкой “Цветы последние милей…”, каждый из вас сможет дать исчерпывающий ответ на эти вопросы.

    4. Звучит стихотворение А.С. Пушкина “Цветы последние милей…”

    Это стихотворение поэт посвятил той, которою именовал “доброю старою соседкой”, “милой старушкой”, к которой в письмах обращался так: “дорогая и любимая Прасковья Александровна”…

    Прасковья Александровна Осипова - Вульф… Не сохранилось ни ее портретов, ни фотографий. Ее внешний облик мы можем представить лишь опираясь на воспоминания ее племянницы Анны Петровны Керн (демонстрация книги ), которая оставила такой словесный портрет…

    6. Звучит отрывок из воспоминаний А.П. Керн – словесный портрет П.А. Осиповой-Вульф.

    ". рост ниже среднего, гораздо, впрочем, в размерах; лицо продолговатое, довольно умное. ; нос прекрасной формы; волосы каштановые, мягкие, тонкие, шелковые; глаза добрые, карие, но не блестящие; рот ее только не нравился никому: он был не очень велик и не неприятен особенно, но нижняя губа так выдавалась, что это ее портило. Я полагаю, что она была бы просто маленькая красавица, если бы не этот рот. Отсюда раздражитель ность характера"

    - Так кто же она была? Как связаны Прасковья Александровна Осипова – Вульф и Александр Сергеевич Пушкин? Где и когда они познакомились? Вопросы, вопросы… (Зафиксировать их в тетради!) Найти ответы на них – цель нашего занятия.

    Однако все по порядку.

    … получила задание познакомиться с книгами о П.А. Осиповой и подготовить рассказ о ней от первого лица. Давайте посмотрим и послушаем результаты этой работы.

    8. Ученица в образе П.А. Осиповой - Вульф от 1-го лица рассказывает:

    Прасковья Александровна Осипова-Вульф, урожденная Вындомская. Внучка крупного екатерининского вельможи, дочь крупного псковского помещика XVIII века Александра Максимовича Вындомского.

    Отец мой служил в гвардии, вращался в большом свете, затем уединился в свои поместья, где занимался “отчасти стихотворством, а более всего - сельским хозяйством”. Я - его младшая дочь. Родилась 23 сентября 1781 г.

    В год рождения Александра Сергеевича Пушкина я вышла замуж за тверского помещика Николая Ивановича Вульфа. В этом браке родились мои дети: сыновья Алексей, Валериан, Михаил и дочери Анна и Евпраксия. Спустя 14 лет (в 1813 г.) я стала вдовой. Второй раз вышла замуж за Ивана Софоновича Осипова, отставного чиновника, статского советника. Мой второй муж скончался в год приезда Пушкина в Михайловское - в 1824 г. У меня на руках кроме старших детей остались малолетние Екатерина и Мария, а еще падчерица Александра.

    С Пушкиными наше семейство находилось в недалеком родстве: моя родная сестра Елизавета была замужем за двоюродным дядей поэта по матери.

    В момент приезда Александра Сергеевича в Михайловскую ссылку мне исполнилось 43 года, в момент смерти поэта - 56 лет.

    - На какие вопросы дал нам ответ этот монолог? /Дети отвечают/.

    Итак, мы узнали некоторые биографические сведения о героине урока, узнали о том, что с Пушкиным она общалась, когда поэт был в Михайловской ссылке.

    Действительно, в 1824 году “простая русская семья” (если вспомнить онегинский стих), семья Осиповых-Вульф, вольно или невольно стала семейным окружением поэта.

    Впрочем, сближение произошло не вдруг. Поначалу поэта, приехавшего в Михайловское и оставшегося там в обиженном, оскорбленном и ожесточенном состоянии, видимо, почти все вокруг …раздражало:

    “. По части общества я часто видаюсь с одною доброю старою соседкой, слушаю ее патриархальные разговоры; дочери ее довольно дурные во всех отношениях, играют мне Россини…” (октябрьское письмо В.Ф. Вяземской - черновое).

    Чуть позднее, в декабрьском письме сестре, еще резче: “Твои тригорские приятельницы несносные дуры, кроме матери. Я у них редко. Сижу дома да жду зимы”.

    Впрочем, деревенскому 1824 году предшествовали 1819 год и еще ранее 1817 - все в Михайловском. Тогда-то и произошло знакомство.

    В свой первый приезд в родовое имение на Псковщине А.С. Пушкин посвятил Прасковье Александровне стихотворение “Простите, верные дубравы”. В альбоме стихотворение датировано 17 августа 1917 года.

    10. Звучит стихотворение А.С. Пушкина “Простите, верные дубравы”

    Среди литературоведов, среди первых биографов поэта (имевших возможность говорить с очевидцами!) бытуют разноречивые взгляды на роль Прасковьи Александровны и “тригорского мира” в жизни поэта.

    Давайте познакомимся с ними. Кто прав? Предоставляю судить вам.

    12. “Разноголосица” о П.А. Осиповой-Вульф:

    П. Анненков. “Настоящим центром его духовной жизни было Михайловское и одно Михайловское: там он вспоминал о привязанностях, оставленных в Одессе; там он открывал Шекспира и там предавался грусти, радости и восторгам творчества, о которых соседи Тригорского не имели и предчувствия. Он делился с ними одной самой ничтожной долей своей мысли - именно планами вырваться на свободу, покончить с своим заточением, оставляя в глубочайшей тайне всю полноту жизни, переживаемой им в уединении Михайловского. Тут был для него неиссякаемый источник мыслей, вдохновения, страстных занятий”.

    П. Анненков даже противопоставлял Михайловскому Тригорское как нечто для Пушкина несущественное и преходящее: “. никогда Пушкин не принадлежал Тригорскому вполне какой-либо частью своего ума, своей души или нравственного существования, для Пушкина это было мимолетное отдохновение, изящная забава, средство обмануть время и при том такое занятие, которое может быть порвано на полдороге, без тоски и сожаления”.

    П.И. Бартенев. “поэт нашел себе нравственное убежище у П.А. Осиповой, которая вместе с Жуковским сумела понять чутким, всеизвиняющим сердцем, что за вспышками юношеской необузданности, за резкими отзывами сохранялась во всей чистоте не одна гениальность, но и глубокое, доброе, благородное сердце и та искренность, которая и доселе дает его творениям чарующую силу и власть над людьми”.

    А вот мнение Н.Н. Скатова - академика, в недавнем прошлом директора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, автора удостоенной Государственной премии книги “Пушкин. Русский гений” (демонстрация книги). Не случайно на обложке вышедшей к юбилею школы, книги (демонстрация книги) “С Пушкиным в сердце!” фотография, на которой в руках учащихся школы уникальный дар – 50 книг “Пушкин. Русский гений”.

    14. Ученик (от имени Н.Н. Скатова):

    “…именно она / П. А. Осипова – Вульф/ именно в это сложнейшее время и в этом драматическом положении помогала ему выходить к самому себе, открывать самого себя и сохранять самого себя… Врастание в тригорский быт было постепенным, но оказывалось все более плотным, становясь, наконец, и задушевным.

    …В жизни друзья и отношения, найденные в Тригорском, сохранятся до конца. И даже чем дальше, тем больше укрепятся. И постоянными - при всякой возможности - общениями. И долгими переписками. И продолжительными гощениями”.

    Предлагаю вам, друзья мои, перенестись в те края, про которые поэт говорил так: “Волшебные места, где я живу душой”, - в Михайловское и Тригорское.

    /Просмотр фрагмента видеофильма “Волшебные места, где я живу душой”, привезенного из Пушкинских Гор/.

    Наша экскурсия на Псковщину в Тригорское продолжается. сейчас с помощью ученицы …, несколько лет назад побывавшей там, мы посетим имение Прасковьи Александровны, окажемся в ее доме.

    16. Ученица проводит заочную экскурсию в Тригорское. См. приложение 1.

    Окна из комнаты Прасковьи Александровны выходили на хозяйственный двор. Так что она, как сказала нам экскурсовод, занимаясь своими делами, могла наблюдать за работой своих крепостных. Нередко ей доводилось слышать, как поют крепостные девушки…

    Давайте послушаем народную песню “Пахал Ванька огород”, записанную А.С. Пушкиным и переданную им среди прочих для публикации нашему земляку П.В. Киреевскому.

    18. Звучит русская народная песня “Пахал Ванька огород” (исполняет трио девочек)

    А сейчас мы попытаемся услышать голоса тех, кто помнил живого Пушкина, встретимся с многочисленным семейством Осиповых-Вульф.

    Слышите? Они здесь…

    Прасковья Александровна Осипова-Вульф

    Анна Николаевна Вульф

    Александра Ивановна Осипова

    Мария Ивановна Осипова

    21. Звучит русская народная песня “Ты топись, топись, банюшка”

    Дамы, к нам пожаловала Анна Петровна Керн.

    Появляется ученица в образе А.П. Керн, тригорские обитатели встречают ее.

    24. Звучит “Цыганская песня” А. Верстовского.

    “Цыганскую песню” А.Верстовского исполняет дуэт девочек

    25. Сцена 2-я. Явление Анны Петровны Керн (продолжение): См. приложение 3

    26. Ученица исполняет романс М.И. Глинки на слова А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье”

    Спасибо Анне Петровне за то, что она поделилась с нами своим воспоминаниями.

    Но ради справедливости надо добавить, что она не совсем была откровенна. По какой-то причине гостья умолчала о том, что по той самой аллее в Михайловском, которая теперь известна всем как аллея А.П. Керн, они гуляли втроем: она, Пушкин и Прасковья Александровна. Факт. Но мало кому известный.

    Отчего Прасковья Александровна не оставила наедине поэта и племянницу?

    Возможно, об этом и еще о многом другом нам поведает ученица. с интересом и вниманием прочитавшая книгу Л.М. Аринштейна “Преображение Дон-Жуана”.

    27. Сообщение ученицы точки зрения на взаимоотношения Пушкина и П.А. Осиповой-Вульф, которая представлена в главе “Милая старушка” кн. Л.М. Аринштейна “Преображение Дон-Жуана” (обложка книги и страница с началом главы “Милая старушка” проецируются на экране)

    Мы можем соглашаться с Леонидом Матвеевичем или же нет. Как бы там ни было, но особые чувства у поэта к хозяйке Тригорского были. Одно из доказательств тому – посвящение ей стихотворения (да еще какого!) - одного из самых значительнейших созданий поэта - “Подражания Корану”.

    29. Звучит часть 9-я “Подражаний Корану” А.С. Пушкина.

    30. Сцена 3-ая. Обитатели Тригорского узнают себя среди героев “Евгения Онегина”:

    “…лишь только буду свободен. Тотчас же поспешу вернуться в Тригорское, к кото-рому отныне навсегда привязано мое сердце”, - это пишет А.С. Пушкин П.А. Осиповой, едва покинув Михайловское (когда закончилась ссылка).

    Письма Пушкина - величайшая радость и гордость для нее. Прасковья Александровна благоговейно хранит каждый листок его переписки и нисколько не преувеличивает, сообщая ему уже в 1833 г. что перечитывает его письма “с наслаждением скупца, пересчитывающего груды золота, которые он копит”.

    С глубокой и искренней нежностью она сама пишет ему: “Целую ваши прекрасные глаза, которые я так люблю”, называет его “мой дорогой и всегда любимый Пушкин”, “сын моего сердца”. При этом она проявляет исключительную заботливость о нем - устраивает его земельные и хозяйственные дела, тщательно исполняет его поручения, заботится о его доходах, дает ему практические советы и указания.

    Вот фрагменты этих писем.

    32. Ученица в образе П.А. Осиповой-Вульф читает фрагменты из писем Прасковьи Александровны к Пушкину. См. прилжение5.

    Прасковьи Александровны не стало через 22 года после смерти Пушкина - в 1859 году. Перед смертью она уничтожила всю переписку с собственной семьей – письма обоих мужей и всех детей. Единственное, что она оставила в неприкосновенности, - письма Пушкина.

    33. Звучит стихотворение А.С. Пушкина “П.А.О***” (“Быть может, уж недолго мне…”).

    34. Ученица в образе Екатерины Ивановны Осиповой рассказывает о погребении А.С. Пушкина.

    Когда произошла эта несчастная дуэль, я, с матушкой и сестрой Машей, была в Тригорском, а старшая сестра, Анна, в Петербурге. О дуэли мы уже слышали, но ничего путем не знали, даже, кажется, и о смерти. В ту зиму морозы стояли страшные. Такой же мороз был и 5 февраля 1837 года. Матушка недомогала, и после обеда, так часу в третьем, прилегла отдохнуть. Вдруг видим в окно: едет к нам возок с какими-то двумя людьми, за ним длинные сани с ящиком. Мы разбудили мать, вышли навстречу гостям: видим, наш старый знакомый, Александр Иванович Тургенев. По-французски рассказал Тургенев матушке, что приехали они с телом Пушкина, но, не зная хорошенько дороги в монастырь и перезябши вместе с везшим гроб ямщиком, приехали сюда. Какой ведь случай! Точно Александр Сергеевич не мог лечь в могилу без того, чтобы не проститься с Тригорским и с нами. Матушка оставила гостей ночевать, а тело распорядилась везти теперь же в Святые Горы вместе с мужиками из Тригорского и Михайловского, которых отрядили копать могилу. Но ее копать не пришлось: земля вся промерзла, - ломом пробивали лед, чтобы дать место ящику с гробом, который потом и закидали снегом. Наутро, чем свет, поехали наши гости хоронить Пушкина, а с ними и мы обе - сестра Маша и я, чтобы, как говорила матушка, присутствовал при погребении хоть кто-нибудь из близких. Рано утром внесли ящик в церковь, и после заупокойной обедни всем монастырским клиром, с настоятелем, архимандритом, столетним стариком Геннадием во главе, похоронили Александра Сергеевича, в присутствии Тургенева и нас, двух барышень. Уже весной, когда стало таять, распорядился отец Геннадий вынуть ящик и закопать его в землю уже окончательно. Склеп и все прочее устраивала сама моя мать, Прасковья Александровна. так любившая Пушкина. Никто из родных так на могиле и не был. Жена приехала только через два года, в 1839 году."

    35. Ученица читает свою творческую работу “15 минут наедине с Пушкиным”. См. Приложение 6.

    36. Подведение итогов урока.

    37. Домашнее задание (выучить наизусть одно из стихотворений, прозвучавших на уроке, принести на следующее занятие сборник стихотворений Пушкина)

    37. Звучит стихотворение “Цветы последние милей…”, посвященное П.А. Осиповой-Вульф, которой был посвящен урок:

    Цветы последние милейРоскошных первенцев полей.Они унылые мечтаньяЖивее пробуждают в нас.Так иногда разлуки часЖивее сладкого свиданья.

    «Цветы последние милей…», анализ стихотворения Пушкина

    Стихотворение Пушкина «Цветы последние милей…» посвящено близкой подруге поэта – Прасковье Александровне Осиповой. Эта помещица жила в Тригорском, которое находилось по соседству с Михайловским. Впервые Пушкин повстречался с Осиповой, когда отбывал ссылку в имении родителей. В творчестве поэта Прасковья Александровна сыграла значительную роль. В произведениях Пушкина упоминание о ней встречается более ста раз. Поэт ласково обращался к женщине – «милая старушка», а Осипова называла Александра Сергеевича – «сын моего сердца». Именно Прасковья Александровна занималась организацией похорон поэта в Святогорском монастыре.

    Осипова постоянно посылала Пушкину цветы из своего сада. Когда в очередной раз принесли от нее букет, поэт решил посвятить своей подруге стихотворение. Дата его создания – 16 октября 1825 года. Пушкин записал стихотворение в альбом Осиповой с посвящением. При жизни поэта «Цветы последние милей…» не публиковались. Впервые читатели смогли познакомиться с этой миниатюрой в 1838 году в журнале «Современник».

    Первоначально стихотворение называлось «Последние цветы». В нем всего шесть строк, которые наполнены легкой грустью и нежными осенними красками. Стихотворение проникнуто размышлениями о скоротечности жизни и любви. Поздние цветы навевают тоску и воспоминания о недавних летних днях. Пушкин любил осень и во многих произведениях ярко описал это волшебное время года.

    Стихотворение «Цветы последние милей…» относится к жанру элегии. Оно написано четырехстопным ямбом с трехсложной стопой и ударением на втором слоге. Поэт применил здесь смешанную рифмовку: в первых двух строках – парную, в четырех последних – перекрестную.

    Для внимательного читателя смысл стихотворения раскрывается не сразу. В первых двух строках сказано о том, что осенние цветы милее весенних. Этому есть объяснение. Ведь в пору увядания цветы более ценны, чем весной, когда все пробуждается и расцветает. Философский смысл этой фразы – в зрелом возрасте больше ценишь радости жизни, чем в молодости.

    Две следующие строки продолжают эту мысль, но возникает вопрос: почему мечтания «унылые». Последние строки стихотворения и вовсе кажутся загадочными. Как может быть разлука «живее сладкого свиданья». Но все становится на свои места, как только мы узнаем, что происходило в судьбе поэта в эти осенние дни.

    В начале октября 1825 года в Тригорское приехала погостить Анна Керн, которая приходилась племянницей Прасковье Александровне. В этот раз возлюбленная Пушкина приехала не одна, а с мужем. Можно понять разочарование и горечь поэта, который не ладил с супругом Анны. Известно, что Пушкин и Керн состояли в активной переписке. Послания поэта были полны любви и нежности, которые он доверял бумаге. И вот сейчас он видит Анну в Тригорском, но не может открыто проявлять к ней свои чувства. Поэтому выходит, что свиданье «сладкое». но разлука была «живее». Без сомнения, Прасковья Александровна знала об отношениях племянницы и поэта. Поэтому ей были прекрасно понятны эти строки.

    В миниатюре «Цветы последние милей…» Пушкин сумел использовать много художественных средств. Метафора«последние цветы» вызывает у читателя грусть и сожаление, а удачные антитезы«последние – первенцы» и «разлука – свидание» оживляют сюжет. В произведении есть олицетворение«мечтанья пробуждают» и красивые сравнения. «разлуки час живее. свиданья» , «цветы последние милей роскошных первенцев полей» .

    Как всегда, точны и выразительны у Пушкина эпитеты: последние цветы, унылые мечтанья, сладкое свиданье, роскошные первенцы. Есть в стихотворении варианты инверсии: «цветы последние». «разлуки час». А слово «живее» поэт повторяет дважды, подчеркивая его важность.

    Нежная осенняя зарисовка создает ощущение гармонии и светлой грусти, наводит на философские размышления. Всего шесть строк написаны в альбом подруги, но сколько в них скрытого смысла: неудачное свидание, ссора с возлюбленной, ревность, надежда на новую встречу, размышления о хрупкости счастья, о созвучии увядающей природы с настроением лирического героя.

    Послушать стихотворение Пушкина Цветы последние милей

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Цветы последние милей

    Анализ стихотворения Пушкина Цветы последние милей

    ostihe.ru


    Смотрите также