Сад-сказка. Цветы моне


Цветы Эдуарда Мане - cicerone2007

Вечером последнего дня в Берлине мы добрели до Старой национальной галереи. Долгий путь сквозь её залы с картинами немецких художников завершился неожиданной встречей с полотнами Эдуарда Мане. Самым прекрасным из которых был натюрморт с букетом белой сирени:

Э.Мане. Натюрморт

Он датируется 1882 годом. Это значит, что художник создал его незадолго до смерти, тогда же, когда он завершил «Бар Фоли Бержер». Нежные гроздья цветов изображены на черном фоне. Кисти сирени похожи на облака. Они трепещут и словно сами излучают мерцающий свет. А этот свет обступает тьма.

Э.Мане. Натюрморт

Переливается стеклянная ваза, в прозрачной воде среди стеблей и листьев как драгоценные камушки мелькают опавшие лепестки. Быстрые, свободные мазки подобны скачущим буквам в прощальной записке.

Э.Мане. Натюрморт

На днях я натолкнулась в Интернете на неведомую мне акварель Э.Мане. Это – букет из собрания венской Альбертины, где сейчас проходит выставка акварелей и пастелей импрессионистов. Художник свободно передает и бархатную плоть лепестка ириса, и полупрозрачные листья в глубине букета. Он работает то плотным мазком, то добивается ощущения тающих красок, впитывающихся в бумагу. Возможности акварельной техники использованы здесь виртуозно!

Э.Мане. Натюрмортhttp://www.albertina.at/jart/prj3/albertina/images/img-db/1312010366178.jpeg

В последние годы жизни Э.Мане был тяжело болен. Он не мог свободно передвигаться, и вынужден был находиться в четырех стенах. Большие вещи, которые требовали стояния за мольбертом, были уже не для него. Осталось рисовать пастелью женщин и писать маслом небольшие натюрморты из цветов, подаренных друзьями. Эти скромные букеты такие же живописные жемчужины, как поздние «инфанты» Веласкеса, любимого художника Э.Мане.Букет из роз тоже борется со сгущающейся тьмою. Вянет на наших глазах выпавший из букета цветок:

Э.Мане. Натюрмортhttp://www.artrenewal.org/artwork/790/790/18581/moss_roses_in_a_vase-large.jpg

Букет из клематисов и гвоздик в хрустальной вазочке – дневной. Но и здесь букет вырван из интерьерного контекста. Синеватый фон тоже некая абстрактная среда. Композиция натюрмортов 1882 года очень проста. Букеты находятся прямо перед глазами: протяни руку и дотронешься. Но поскольку все предельно лаконично, мир, сконцентрированный в малом, предстает как чудо. «Художник, – говорил Антонену Прусту Э.Мане, – может сказать все при помощи фруктов и цветов или только одних облаков… Я хотел бы быть Святым Франциском натюрморта»./Ф.Кашен. Мане. М., 2001, с.141/

Э.Мане. Натюрмортhttp://www.ricci-art.net/en/fr/Edouard-Manet-7.htm

Тема «memento mori» (помни о смерти) звучала и в ранних натюрмортах художника. Одна из самых известных вещей такого плана – «Ваза с пионами», созданная в 1864 году, тогда же, когда был написан «Эпизод боя быков». Картину, осмеянную в Салоне, художник уничтожил. Он вырезал из нее изображение мертвого тореро. Выпавший из вазы пион, рассыпающийся у нас на глазах, колористически и композиционно напоминает лежащего тореро.

Э.Мане. Натюрмортhttp://uploads6.wikipaintings.org/images/edouard-manet/vase-of-peonies-on-a-small-pedestal-1864.jpg

Вот еще изображение пионов на грани жизни и смерти:

Э.Мане. Натюрмортhttp://www.artrenewal.org/artwork/790/790/18536/branch_of_white_peonies_with_pruning_shears-large.jpg

А под занавес натюрморт 1872 года, адресованный конкретному человеку: мадемуазель Берте Моризо. Посвящение мы видим на развернутой записке рядом с веером, который Берта держит в руках на картине «Балкон», и букетиком фиалок, который украшает вырез ее черного платья на одном из лучших холстов Э.Мане.

Э.Мане. Натюрмортhttp://www.artrenewal.org/artwork/790/790/18554/bouquet_of_violets-large.jpg

cicerone2007.livejournal.com

Сад-сказка: malamant

Райский сад Клода Моне

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Выдающийся художник Клод Моне оставил потомкам, помимо всемирно известных полотен, еще один шедевр искусства – сад, удивительный по стилю и красоте

Усадьба Клода Моне, Giverny Gardens

В 1883 году Клод Моне, уже известный в ту пору художник, поселился в крохотной деревушке Живерни, где, как истинно талантливый человек, проявил себя выдающимся ландшафтным дизайнером. Планировка созданного художником сада была продумана до тонкостей: цветение разных растений, зависевшее от сезона, сочетание цвета цветов, оттеняющих и дополняющих друг друга, гармоничный переход цвета

На первом этаже дома-музея – репродукции и копии известных полотен Клода Моне. В соседней комнате выставлена богатая коллекция японской гравюры и эстампов, которую хозяин дома собирал на протяжении нескольких лет. Дом сохранил атмосферу быта художника, здесь хранятся его личные вещи, семейные фотографии, мебель

_Monet_bel_zv_kartina_P6141590_1 Клод Моне. Claude Monet

Каждому времени года соответствует своя цветовая гамма. Чтобы сопоставить цветы, написанные на полотнах Клода Моне, с цветением сада, надо бы побывать здесь не менее 4-х раз в году: сирень цветет весной, хризантемы – осенью… Я любовалась садом Моне летом, поэтому подбор снимков осуществлен, в основном, по сравнению с цветовыми сочетаниями этого сезона, в некоторых случаях - по наименованию растения

_LIMON_Mone_Sad_Kart_Plod_1-1

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сегодня в саду Моне представлены такие же цветы, кусты и деревья (более 1.500 наименований растений), которые в свое время любовно выращивал художник

Monet

Моне тщательно подбирал и выстраивал композиции из цветов, экспериментировал с формой и цветовыми сочетаниями

Агапантусы на полотнах и в саду Клода Моне

Клематисы

Взгляд художника и руки садовода помогли ему превратить обычную усадьбу с фруктовыми деревьями в живую картину, наполненную гармонией цветовых сочетаний

«Это не сад цветов, это прежде всего сад цвета, разбитый по строгому плану рукой художника». Марсель Пруст

Лето проходит под знаком бурного цветения роз

В саду установлены металлические каркасы в виде арок и клумб, по которым взбираются вьющиеся розы

Моне встречался со специалистами-садоводами, приобретал торговые каталоги, непрестанно знакомится с новыми для себя сортами, постоянно заказывает семена и рассаду. Он ищет нужные ему растения во время путешествий в разные страны, привозя в родной сад редкие сорта

OLYMPUS DIGITAL CAMERA «Лучше всего Моне раскрывает себя своим садом, который он высадил вокруг загородного дома. Он создал его по тем же принципам, что и свои живописные полотна... Каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок».Юлиус Майер-Графф

_1872 The Reader___ Claude Monet. The Reader (1872) (И до Живерни - везде, где художник жил, он сажал сад)

Деревья, дающие тень, - как "Читательнице" Моне

_Malv_Bardo_Claude Monet - The Garden-Malva-kr

Чтобы больше узнать о растениях, Моне выписывал каталоги, приглашал садовников. И – писал полотна, отображающие свежесть и гармонию природы

Claude Monet - Gladioluses

День за днем, год за годом Моне терпеливо создавал свой сад. Непрекращающийся процесс создания сада воодушевлял и вдохновлял художника

Claude Monet. The Garden in Flower

Непросто сложилась судьба имения после смерти Моне в 1926 году. Его сын Мишель унаследовал дом и сад в Живерни. Жить там он не стал, а за имением ухаживала падчерица художника – Бланш. Потом – война и послевоенные годы разрухи, когда денег на содержание сада не было. Усадьба в Живерни пришла в упадок. В 1966 году Мишель Моне передал ее Академии Изящных искусств. В том же году началась реставрация дома, продлившаяся долгих 10 лет и наконец благополучно завершившаяся, в значительной мере, стараниями Фонда Клода Моне. Лучшие садовники Франции проделали колоссальную, очень кропотливую работу по реконструкции сада. Очень помогли свидетельства современников Моне, фотографии сада и, конечно, прекрасные картины художника. Оказали содействие и многие потомки Моне. Всё это помогло вернуть саду первозданный вид и былое великолепие. С 1980 года можно насладиться уникальным миром, созданным Клодом Моне

_Chrysanthemums_Claude Monet

Осенние цветы дождутся своего осеннего часа, ну а в летнем саду вдоволь белого цветения

В 1893 году, через 10 лет после своего приезда в Живерни, Моне купил участок земли рядом со своим. Сделать участки единым целым не было возможности – между ними проходила железная дорога (так что попасть из усадьбы в Водный сад можно только по тоннелю, проложенному под дорогой). Новый участок отличался заболоченностью. На этом месте художник при поддержке местных властей создал сначала небольшой пруд, который впоследствии расширил. Он создал Водный сад в стиле своих любимых японских гравюр и эстампов, и черпал вдохновение в этом саду в течение 20 лет. Здесь им было создано более сотни этюдов и завершенных полотен - он писал их в любую погоду и любое время года. Самая "главная" картина из цикла полотен "Водные лилии" находится в Японии, большинство остальных - в разных странах мира, несколько полотен стали основанием музея Оранжери в Париже

_Monet - The Waterlily Pond_Monet - The Water lily Pond

Monet - Water Lilies (The Clouds)

И нимфея (кувшинка, водяная лилия), и лилейник (лилия), и, как подсказал(а) 0xymoron , манжетка (Аlchemilla)

«…ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели». Клод Моне

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Kuvsh_rz_P4150179_a

При усадьбе открыт салон сувенирных изделий. Эти именинные свечи - оттуда

malamant.livejournal.com

Живые картины Клода Моне: sitella

«Увидев Клода Моне в его саду, начинаешь понимать, как такой великий садовник мог стать таким великим художником», — напишет поэт-символист Гюстав Кан после своей поездки в Живерни.

Клод Моне всегда любил цветы и всегда их рисовал. Поселившись в 1883 году в деревеньке Живерни, что находится в 80 км к северу от Парижа, художник так увлекся садоводством, что на его полотнах не было почти ничего кроме видов своего любимого сада и макового поля, которое находилось на краю деревни.

Клод Моне создавал свой сад по тем же принципам, что и свои живописные полотна - каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок. Сад рождается не сразу — Моне беспрерывно пробует, ищет, экспериментирует. Во время путешествий находит нужные ему растения: из Руана присылает полевую горчицу и две «маленькие забавные настурции», а из Норвегии обещает детям привезти «несколько особенных растений» северной страны.Участок перед домом, который просматривался из окон, художник превратил в цветочную палитру, смешивая и подбирая краски. В саду Моне пестрый благоухающий ковер из цветов разделен прямыми дорожками, как краски в коробке. Моне писал цветы и рисовал цветами. Он как истинно талантливый человек был и выдающимся художником, и выдающимся ландшафтным дизайнером. Это не сад цветов, это прежде всего сад цвета, разбитый по строгому плану рукой художника. По желанию мастера удалено все, что не принадлежит определенному оттенку: весной здесь растут цветы только розовых и голубых тонов.

День за днем, год за годом Моне терпеливо создавал свой сад. Взгляд художника и руки садовода помогли ему превратить обычную усадьбу с фруктовыми деревьями в живую картину, в которой красота и изменчивость природы переданы с помощью цветовых сочетаний и форм. В саду Моне не было ничего лишнего, случайного, не было слепого коллекционирования — только гармония. У каждого времени года особая цветовая гамма. Весной — изобилие нарциссов и тюльпанов, затем расцветают рододендроны, сирень, глициния. Позже сад превращается в настоящее море ирисов, их художник особенно любил

В этом саду художник создал также царство вод, где на поверхности прудов плавают нежные кувшинки, которые неоднократно изображал Моне на своих полотнах. Сама природа становится картиной, «освещаемой» внимательным глазом художника. Это чудесный гармоничный сад — самый первый эскиз или готовая к работе палитра.Через пруд, который имеет очень извилистую береговую линию, переброшены несколько мостиков. Самый известный и большой из них – японский мостик, увитый глицинией. Его Моне рисовал особенно часто.

После смерти художника его сад был надолго забыт. Творение, которое Моне полжизни создавал с таким тщанием и такой любовью, постепенно дичало. К счастью, Французская академия изящных искусств приняла решение восстановить сад. Из маленьких осколков, разбросанных по миру: эскизов, фотографий, бланков заказов, которые делал Моне в питомниках, очерков журналистов, — вновь попытались создать цельную картину. Реставрация заняла три года, и в 1980 году на дорожках сада снова появились посетители. Снова, потому что Моне никогда не был затворником и искренне радовался любому гостю.

источник

sitella.livejournal.com


Смотрите также