Сочетание цветов и цветовой круг (гармоничные цвета). Цветы круг


Цветовой круг | Круг Иттена | Подбор цвета - Интересные статьи о фотографии

цветовой круг, как подобрать цвета

Цветовой круг — основной инструмент для подбора цветовой палитры изображения или проверки гармоничности подобранных цветов. Путешествие нашего цветового круга началось с исследований свойств цвета Ньютоном. В его модели цветового круга было семь цветов, составляющих радугу.

Следующим на очереди был цветовой круг Гёте, который выявил, что существуют три основных цвета — красный, желтый и синий — и неограниченное количество смешанных, которые плавно переходят от одного оттенка к другому и находятся между чистыми цветами. Иттен же предложил круг из 12 частей. Как и у Гёте, в основе круга Иттена лежат три основных цвет, смешивая которые, мы получаем три дополнительных (составных) — зеленый, оранжевый и фиолетовый. И на последнем шаге нам необходимо смешать основные с составными, получив третичные цвета. Цветовой круг, который лег в основу теории гармонии цветов, готов!

Цветовой круг иттена, как подобрать цвета

Цветовой круг Иттена расширяют, добавляя ахроматические цвета — черный и белый, получая множество оттенков основных цветов круга, также известное как растяжка цвета. Существует еще более современная версия цветового круга — спектральный цветовой круг Вильгельма Освальда. В это основе этого круга лежат красный, зеленый и синий цвета, а белый и черный отсутствуют. 

Цветовой круг иттена, как подобрать цвета

Мы же будем использовать цветовой круг Иттена, как наиболее понятный и простой в использовании для новичков.Схемы сочетания цветов

Что такое цветовой круг, мы уже выяснили. Но как работает этот чудо-круг? А очень просто! Этот круг нам понадобится, чтобы применить одну из шести канонических схем сочетания цветов. Да-да, канонических — всего лишь шесть, остальное — «фанатские продолжения» и ремиксы.

1. Аналогичное (аналоговая триада) — сочетание цветов из трех соседних по кругу секторов. Мягкое и приятное сочетание цветов, часто встречается в природе.

Цветовой круг иттена, как подобрать цвета2. Дополнительное (комплементарное) — сочетание цветов из двух противоположных секторов. Комплементарные цвета — контрастные цвета, которые расположены на противоположных концах цветового круга. Очень удачно использовать контрастные сочетания можно для выделения деталей, и не рекомендуется применять такую схему для текста.

Цветовой круг иттена, как подобрать цвета

3. Контрастная триада — дополнительное сочетание, в котором к одному из цветов добавляют два соседних сектора. Более спокойная альтернатива комплементарному сочетанию цветов.

Цветовой круг иттена, как подобрать цвета

4. Равноудаленное (классическая триада) — используются цвета из трех секторов равноудаленных на круге. В такой схеме зачастую рекомендуется выбирать один главный цвет, а два других — для расстановки акцентов.

 

Цветовой круг иттена, как подобрать цвета

5. Прямоугольная схема — здесь используются две пары контрастных цветов. Чтобы схема выглядела гармонично, только один цвет должен быть главным, остальные три — вспомогательные.

Цветовой круг иттена, как подобрать цвета

6. Квадратная схема — вариация прямоугольной схемы, цвета в ней находятся на одинаковом расстоянии в круге.

Цветовой круг иттена, как подобрать цвета

Типы цветов и эмоции

Но вот какая штука — помимо того, что цвета могут хорошо (или не очень) сочетаться, они могу здорово передавать эмоции! Давайте обработаем одну и ту же фотографию в тёплой и холодной гамме. Что у нас получилось? 

типы цветов и цветовые эмоции

Теперь разберемся, что такое тепло, а что такое холодно! 

Теплые цвета

Цветовой круг иттена, как подобрать цвета

В семейство теплых цветов входят красный, оранжевый и желтый, плюс все возможные их оттенки и сочетания. Теплые цвета — это цвета огня, опавших листьев, восходов и рассветов.

Использованием таких цветов можно отразить страсть, энергию, счастье.

Холодные цвета

холодные цвета

Зеленый, синий и фиолетовый являются более сдержанными цветами. Это цвета воды, ночи, природы — успокаивающие и расслабляющие. Такие цвета можно использовать для придания ощущения спокойствия или профессионализма. 

Нейтральные цвета

нейтральные цвета

А иногда передавать с помощью цветов настроение не очень-то и хочется. Нейтральные цвета, в общем-то, тоже штука полезная. 

Нейтральные цвета — условная группа цветов, в которую входят ахроматические белый и черный, серый, коричневый и цвет слоновой кости. Зачастую эти цвета служат основой и фоном для остальных. 

 

Сайт для подбора цветов он-лайн: http://colorscheme.ru/Всем удачи! Пока!

diorio.ru

Цветовой круг - что это такое? Виды цветовых кругов

Существует множество секретов стилистически выдержанного гардероба, но, пожалуй, главным из них является умение комбинировать цвета между собой! Цветовой круг в этом самый лучший помощник! Что же собой представляет данный круг, и как им правильно пользоваться? Немного истории, откуда, так сказать, начался цветовой круг!

Суть цветового круга

Множество веков назад при формировании палитры оттенков своих картин художники-колористы руководствовались интуицией. Однако со временем был сформирован цветовой круг, и он стал базовым инструментом цветового конструирования. В него были заложены все накопленные на протяжении столетий знания о гармоничном сочетании цветов.

Цветовой круг был незаменим в живописи, для определения результата смешивания красителей. 

Основу круга составляли три цвета - красный, синий и жёлтый. А результат их сочетания друг с другом давал возможность предугадать именно цветовой круг RYB. В настоящее время RYB остался больше в теории цвета, а на практике чаще всего используется модель RGB, основа которой - красный, зеленый и синий цвета. RGB отличается от RYB также другим вариантом расположения второстепенных цветов.

Наиболее часто находит применение цветовой круг, который состоит из восьми секторов. Это все цвета радуги и пурпурный. В основе его красный, желтый, зелёный и синий цвета - это первичные цвета. Остальные считаются дополнительными (вторичными или третичными). При смешивании двух первичных цветов получается вторичный цвет, который располагается между ними. 

Цветовой круг визуально делится на тёплую и холодную части.

К теплой относятся: красный, оранжевый, жёлтый и их модификации. К холодной: синий, голубой, зелёный и варианты, полученные в результате их смешивания. Но это условное деление, так как в стилистической колористике, применимой, например, к выбору оттенков одежды, у каждого цвета есть так холодный так и теплый оттенок, исключение - оранжевый (он всегда теплый!).

Ниже представлен классический круг Иттена, состоящий из двенадцати частот

Цветовой круг Иттена

Как Вы видите, в центре фигуры представлено три главных цвета - синий, красный и жёлтый, причем каждая пара формирует по одному дополнительному оттенку второго уровня (оранжевый, фиолетовый и зелёный). 

Помимо круга Иттена, достаточно известны цветовые круги Ньютона, Гёте и Освальда. Например, Ньютон разделил круг на 7 частей, аналогично нотному стану. Семь нот, семь цветов радуги. 

Ньютон считал, что в природе объективно существует только один цвет, белый, который разделяется на 7 составных цветов.

Аппликация

А вот Гёте имел другое мнение. Так, согласно Гёте, каждый цвет реален и существует в природе. Есть цвета, которые нельзя получить путем смешивания (красный, синий, жёлтый). Все остальные цвета и их оттенки получаются путем смешивания. Так, принято считать, что 8-цветовой круг (замкнутая "радуга") - изобретение Гёте, хотя часто он встречается в различных источниках как "8-цветовой круг Ньютона".

Цветовой круг Ньютона

Интересен и круг Вильгельма Освальда, визуально не разделяющийся на чёткие сегменты, а представляющий из себя плавное "перетекание" одного цвета в другой, со всем спектром оттенков. Основа круга - 3 цвета: красный, синий и зелёный. При этом белый цвет как таковой отсутствует, а чёрный принимается за максимальную насыщенность цвета.

Цветовой круг Вильгельма Освальда

Хотите узнать, как на практике с помощью цветового круга составлять стильные и интересные цветовые сочетания для своего гардероба? 

Узнайте подробнее:

Монохромная схема. Сочетание цветов в одежде     Аналогичная схема. Сочетание цветов в одежде     Комплементарная схема. Сочетание цветов в одежде     Триадная схема. Сочетание цветов в одежде     Квадратная схема. Сочетание цветов в одежде     Прямоугольная схема. Сочетание цветов в одежде  

timeforimage.ru

Цветовой круг. | Рисуем вместе

Опубликовано 04 Ноя 2011 в рубрике «Немного теории»

 

Цветовой круг — это схема, показывающая, как связаны между собой цвета видимого спектра. Таких схем в теории цвета существует множество. Первую модель цветового круга предложил еще Исаак Ньютон. Он состоял из семи секторов — как вы догадываетесь, это были 7 цветов радуги. Собственно, Ньютон и выделил эти цвета спектра как основные.

Очень ценной оказалась идея о непрерывности цвета, на цветовом круге можно наглядно видеть, как один цвет плавно переходит в другой.

Как видите, в цветовом круге отсутствуют черный и белый, то есть, ахроматические цвета, которые, строго говоря, цветами не являются. Это модель взаимодействия спектральных цветов.

Сейчас чаще всего художники и дизайнеры используют цветовой круг Иттена:

В основе модели лежат 3 основных цвета: красный, желтый и синий. Этих красок достаточно для получения всех остальных цветов спектра. Промежуточными красками будут оранжевый, зеленый и фиолетовый.

12-ступенчатый цветовой круг удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний из 2-х, 3-х или 4-х цветов.

Как подобрать гармоничные цвета с помощью цветового круга:

Сочетания 2-х цветов:

Комплиментарные цвета — расположены на концах диаметра круга.

 

Предельно удаленная пара.

Сочетания 3-х цветов:

 Классическая триада — цвета расположены на вершинах правильного треугольника, вписанного в цветовой круг.

Аналогичная триада — 3 ближайших друг к другу цвета.

 Контрастная триада.

Сочетания 4-х цветов:

 В этой схеме каждая пара цветов будет комплиментарной.

 

При использовании этих схем нужно учитывать количество цвета. Самый простой вариант — это взять один цвет за основу, а остальные использовать как дополнительные, в качестве акцентов. Также можно менять яркость — то есть разбавлять исходный цвет белилами. В общем, вариантов достаточно много.

Надо сказать, что круг Иттена будет правильным только в случае физического смешения красок — в живописи, полиграфии или промышленности. При смешивании световых лучей основными цветами будут красный, синий и зеленый (RGB). О различных вариантах смешивания цвета я напишу позже.

Круг — не единственная геометрическая модель спектра. Различные цветовые схемы могут накладываться на треугольники, призмы, даже на звезду. Сейчас нередко используется квадратные схемы — в них объединяются 2 модели получения цвета: CMYK и RGB. То есть, основными цветами будут красный, желтый, зеленый и синий. Сравните:

Ну и напоследок, схемы — это не железное правило, можно их использовать, а можно даже и не знать об их существовании и полагаться только на свой вкус. Все же восприятие цвета — вещь глубоко индивидуальная, и один и тот же цвет может казаться абсолютно разным, в зависимости от того, где и как он использован.

Если хотите узнать о цвете больше, можно почитать: Искусство цвета | Иоханнес Иттен — эта книга была и остается одной из лучших книг по колористике.

Вернуться на главную страницу

 

Еще почитать:

artfound.ru

Сочетание цветов и цветовой круг (гармоничные цвета)

Здравствуйте уважаемые посетители и студенты школы дизайна интерьера studyas.com! Сегодня я хочу рассказать вам об основных правилах сочетания цветов в дизайне интерьера. Из сегодняшнего урока вы узнаете, какие цвета бывают в природе, как они образуются и как сочетаются между собой.

Правила сочетания цветов в дизайне интерьера

Очень многих начинающих заботит сочетание цветов, как правильно их сочетать, какой цвет лучше сочетается с другим цветом и т.д. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо обратиться к теории цвета и познакомиться с правилами их образования. Однако начинающие дизайнеры очень не любят теорию, им подавай сразу готовые решения. Но чтобы действительно стать профессионалом в выборе цвета необходимо, всё-таки, знать теорию, а главное, постоянно применять её на практике.

Сегодня я расскажу вам основные правила в теории цвета, а вы сами решайте: пригодятся вам эти правила или нет в самостоятельном дизайне интерьера.

Чтобы хорошо и грамотно сочетать различные цвета между собой, необходимо, прежде всего, знать какие они бывают в природе и как "устроены". Ещё в 17 веке Исаак Ньютон ставил опыты по преломлению солнечного света через прозрачную призму (помните школьную физику?). На основе этих опытов он открыл цветовой спектр, который должен был знать каждый школьник. Звучит он так: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», т.е. солнечный свет через призму преломляется на семь спектральных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

Это всё что касается физики, а в художественной среде художники и учёные шли немного в другом направлении. Задолго до открытия спектральных цветов, многие учёные и просто художники стали экспериментировать с цветом, с целью выработки основных правил по их сочетанию. В итоге это привело к появлению так называемого хроматического (т.е. цветного) цветового круга, т.е. взяли все цвета спектра, за исключением голубого и сложили из него «колесо», в котором цвета расположены в определённой последовательности, напротив друг друга. Таким образом, и получился первый 6-частный цветовой круг.

6-ти частный цветовой кругИз практики также было известно, что всё многообразие цветов образуются на основе всего лишь трёх хроматических: красный, жёлтый, синий, которые называются основными в цветовом круге.

Основные цвета цветового кругаЕсли в равной степени смешать эти три основных цвета друг с другом мы получим ещё три, которые носят название составные: это зелёный, оранжевый, фиолетовый.

Составные цвета цветового кругаТаким образом, мы и получим 6-ти частный цветовой круг, который также может быть создан и на основе открытых спектральных цветов Ньютона. А что если мы смешаем в равной степени основные и составные цвета, тогда получим так называемые третичные: 

Третичные цвета цветового кругаТеперь, нам необходимо собрать эти цвета вместе и мы получим уже 12-частный цветовой круг, который лёг в основу всей науки Цветоведение и гармонии цветов.

Цветовой кругТакой 12-ти частный круг уже вполне подходит для подбора гармоничных цветов, однако вы можете заметить, что все получившиеся цвета очень яркие и насыщенные. Чтобы снизить чрезмерную насыщенность спектральных цветов принято добавлять в них ахроматические цвета: т.е. чёрный и белый. В итоге можно получить множество тонов и оттенков одного цвета.

Такой эффект цвета называется насыщенностью, и соответственно, если в любой выбранный спектральный цвет из цветового круга, добавлять белый цвет, то его насыщенность снижается до пастельных тонов или вообще до чисто белого; и наоборот, если добавлять чёрный цвет в тот же основной цвет, то его насыщенность повышается, и в конечном итоге достигнет полностью чёрного.

Растяжка цветаЕсли мы выполним такое насыщение хроматических цветов ахроматическими, среди профессионалов это называется цветовая "растяжка", то в итоге мы получим вот такой цветовой круг с множеством оттенков и тонов 12-ти основных цветов.

12-ти частный цветовой круг

Гармоничные сочетания цветов

Теперь мы вплотную подошли к самому важному моменту, чтобы узнать, как же эти хроматические цвета можно сочетать друг с другом. Первое гармоничное сочетание цветов одноцветное (монохромное). Выполняется оно на основе оттенков в пределах одного сектора цветового круга.

Монохромное сочетание цветовВторое гармоничное сочетание это сочетание соседних цветов оно называется аналогичное или аналогичная триада.

Аналогичная триадаТретье гармоничное сочетание называется дополнительное сочетание, т.е. два цвета противоположные друг другу на цветовом круге.

Сочетание дополнительных цветовЕсли к двум гармоничным дополнительным цветам цветового круга добавить соседние, то получим сочетание, называемое разбитое дополнение. 

Разбитое дополнениеИ последнее гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых друг от друга цветах цветового круга. 

Основная триадаТакже существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе квадрата и прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам, а для начинающих достаточно и сочетаний на основе трёх, тем более что правило трёх цветов в интерьере нам чётко об этом говорит.

Итак, благодаря именно этим знаниям вы сможете грамотно сочетать различные хроматические цвета между собой. На основе перечисленных выше правил вы сможете собрать для любой комнаты квартиры или дома палитру гармоничных друг другу цветов. Однако для того чтобы превратить выбранную палитру гармоничных цветов в цветовую композицию, вам следует ещё узнать о правилах её (цветовой композиции) создания. Но об этом немного ниже, а сейчас по порядку мы должны ещё познакомиться с хроматическими цветами.

Если вам уже удалось уяснить принцип сочетания хроматических цветов цветового круга, то у вас может возникнуть резонный вопрос: «А с какими цветами сочетается белый, серый, чёрный и, конечно же, наш любимый коричневый цвет?» Давайте разберёмся с ними, тоже, по порядку.

Ахроматические цвета, коричневый цвет, цветовые гармонии и композиция

Как вы уже могли заметить, что ни белый, ни чёрный, ни серый цвет не входят в состав цветового круга, а всё потому, что они являются, во-первых не спектральными, а во-вторых ахроматическими (т.е. не цветными). Так вот, ахроматические цвета: чёрный, белый и их оттенок – серый, очень хорошо сочетаются со всеми спектральными цветами цветового круга, так как являются нейтральными к хроматическим, и имеют всего одну качественную характеристику – светлоту. Они отлично дополняют хроматические цвета, подчёркивают их, и вносят дополнительную гармонию в цветовую гамму. На практике вы можете использовать и сочетать ахроматические цвета вместе с хроматическими в любом количестве.

Что же касается коричневого цвета, то тут всё несколько сложнее. Поскольку он, является третичным цветом, т.е. смешанным, то большое значение имеет то, от какого именно цвета он произошёл. Если коричневый образован на основе подмешивания чёрного в любой из этих цветов: красный, красно-оранжевый, оранжевый, то сочетание этих цветов создаётся по общим правилам цветового круга.

Оттенки коричневого цвета

А если коричневый создан на смешении основных цветов, например красного и зелёного, то необходимо руководствоваться ещё одним правилом сочетания цветов: не стоит использовать в композиции одновременно чистые и смешанные ("грязные") цвета. Это означает, что коричневый цвет и его оттенки будет плохо сочетаться с основными цветами цветового круга, т.е. красным, синим, жёлтым, а также с вторичными цветами цветового круга: зелёным, оранжевым и фиолетовым.

При этом, любой из оттенков коричневого, так же как и любые другие хроматические, лучше всего будет сочетаться с ахроматическими и смешанными третичными цветами. Надеюсь, что я не запутал вас окончательно.

Ну а теперь вам необходимо ещё узнать кое-что о цветовых гармониях. Цветовые гармонии – это хроматические и ахроматические гармоничные цвета, собранные в единую цветовую композицию на основе принципов контраста либо нюанса.

Когда вы при помощи цветового круга выберите подходящую цветовую палитру гармоничных друг другу цветов, их ещё следует сгруппировать в композицию. Цветовая композиция, как же, как и архитектурная композиция, строится либо на основе контраста, либо нюанса. Начнём с нюансной композиции. Если вы выбрали аналогичную триаду цветов (т.е. три соседних на цветовом круге) и в одинаковой насыщенности, то у вас получится нюансная композиция, т.к. как все цвета одинаковой насыщенности и среди них нет доминанты, а также они мало чем, кроме цветового тона, отличаются.

Нюансная триада цветов

Контрастные цветовые композиции, напротив, строятся на сильном различии цветов друг от друга, как по цвету, так и по насыщенности. Причём контрастная цветовая композиция может быть построена даже в монохромной и ахроматической цветовой гамме. Например, чёрный и белый цвет сильно контрастны. А если вы возьмёте какой-нибудь хроматический цвет в разной насыщенности, например, тёмно-синий и светло-синий, то они также будут контрастны (сильный контраст), хотя и находятся в одном цветовом секторе цветового круга.

Сильный контраст цветов монохромной гаммы

И последним гармоничным контрастным сочетанием цветов (сильный контраст) является композиция из противоположных друг другу цветов в цветовом круге: например: зелёный и красный, даже при одинаковой насыщенности.

Контрастные цвета

А на этом наш сегодняшний урок по принципам сочетания цветов окончен. До скорых встреч в школе дизайна Studyas.com. 

Похожие материалы:

♥ Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети:

Добавить комментарий

studyas.com

Цветовой круг

Почему цветовые круги отличаются, тона и комплементарные пары расположены по-разному, и какой цветовой круг правильный?

Цветовой круг – это схема расположения тонов. Она предназначена для понимания, как тона взаимодействуют при смешивании. Цветовое колесо – по сути та же схема, еще более простая, где только один параметр – тон, представлен отдельно от насыщенности и яркости.

цветовой круг Филда

цветовой круг Джорджа Филда, 1846 г.

цветовой круг Манселла

цветовой круг Альберта Генри Манселла, начало 1900-х

цветовой круг Иттена

цветовой круг Иоганнеса Иттена, 1961 г.

цветовой круг RYB

современный цветовой круг RYB

цветовой круг RGB

цветовой круг RGB

Правильный цветовой круг имеет такое расположение тонов, что два диаметрально противоположных (комплементарных, дополнительных) цвета при смешивании образуют нейтральный серый.

С дополнительными цветами связаны последовательный и симультанный контраст, когда при восприятии какого-либо цвета в сознании возникает комплементарный. Еще теоретик Гете, изучая цвет в 19 веке, пришел к выводу, что комплементарные цвета взаимосвязаны, и при взгляде на один возникает другой. Способность дополнительных цветов нейтрализовывать и уравновешивать друг друга была положена в основу теории цветовых гармоний.

Различия в расположении тонов наиболее заметны у цветовых кругов RYB и RGB.

RYB

цветовой круг RGBЦветовой круг RYB.

На заре изучения цвета возник классический цветовой круг RYB (Red,Yellow, Blue), где за основу были взяты красный, желтый и синий цвета. Его основоположниками стали теоретики 17-19 веков: Ньютон, Гете, Иттен.

Это субтрактивная цветовая модель, где красители при смешивании дают черный цвет, использовалась на протяжении нескольких веков, когда единственно возможным способом получения цвета было смешение красителей.

субтрактивная модель RYB

Почему RYB стал первым цветовым кругом, а красный, желтый и синий основными цветами? На это есть несколько причин.

  • Чистый желтый цвет нельзя получить смешением красок других тонов, поэтому он был взят как один из первичных.
  • Человеческое зрение способно хорошо различать чистый синий без зеленого или фиолетового оттенка, чистый красный без добавления желтого или синего и чистый желтый без красных и зеленых примесей.
  • Красный и зеленый расположены на противоположных полюсах, потому что невозможно представить и создать оттенки красноватого зеленого или зеленовато-красного. Точно также нельзя представить синеватый оранжевый или синий с оранжевым оттенком. Добавление небольшого количества противоположного тона приглушает и нейтрализует оттенок, а при смешивании образует серый.

Цветовой круг RGB.

В 20 веке произошло развитие науки о цвете, появились новые технологии и устройства: телевизоры, компьютеры и т.д. Тогда же начал использоваться отличный от субстрактивного принцип образования цвета – аддитивный, где потоки света при смешении дают белый цвет. Модель RGB (Red, Green, Blue) из основных цветов красного, зеленого и синего была разработана для экранов устройств и называется аппаратно зависимой.

аддитивная модель RGB

Появилось мнение, что цветовой круг RYB устарел, а круг RGB более современный, больше отвечает научным представлениям, а значит, и более правильный. Так ли это? Одно из практических назначений цветового круга – облегчить подбор дополнительного цвета для получения нейтрального серого.

Смешение пигментов.

Возьмем синий и оранжевый из цветового круга RYB и смешаем краски в разных пропорциях. Результат далек от идеала, но похож на серый.

синий оранжевый

Фиолетовый и желтый тоже дают близкий к серому оттенок.

фиолетовый желтый

В цветовом же круге RGB синий и желтый показаны как дополнительные. Если смешать синий и желтый с помощью красок, серого цвета не получится. Значит, круг RGB для смешивания пигментов не подходит.

синий желтый

В чем недостатки круга RYB?

Согласно классической теории, красный и зеленый — дополнительные цвета. Возьмем нейтральные красный и зеленый и смешаем в разных пропорциях. После нескольких попыток получились серо-коричневые цвета разных оттенков.

 красный зеленый

Поскольку коричневый цвет неспектральный и отсутствует на цветовом круге, сдвинем полученные оттенки к краю окружности. Получились оттенки желтого и оранжевого, то есть промежуточные между красным и зеленым тона, значит комплементарная пара выбрана неправильно.

зеленый+красный

При смешивании красного и зеленого пигмента получается тот же тон, что при смешивании потоков света — желтый. Разница в том, что свет дает чистый желтый, а пигменты – затемненный и ненасыщенный желтый цвет, то есть коричневый. Собственно, все пигменты при смешивании затемняют и загрязняют цвета, но больше всего это заметно на желтом. Так что смешивание всего трех красителей для получения остальных оттенков цветового круга на практике сильно ограничено.

Чтобы получить нейтральный серый без желтизны сдвинем красный тон от желтого к синему. Холодный красный и нейтральный зеленый при смешивании дают оттенок, более близкий к серому.

зеленый красный

То же самое с парой нейтральный красный + холодный зеленый. Получается, когда говорится, что красный и зеленый при смешивании образуют серый, подразумеваются холодные оттенки дополнительных цветов. Цветовой круг RYB не точен, ведь разрабатывался он несколько веков назад, да и краски смешиваются всегда на глаз, так что круг RYB служит скорее для умозрительного понимания теории, а художники ориентируются на собственное зрение и ощущение цвета. К тому же результат зависит и от свойств самого красителя.

Смешение потоков света.

После опытов с традиционным цветовым кругом и красками получить нейтральный серый в пространстве RGB значительно проще. Дополнительные тона, смешанные в одинаковых пропорциях, всегда дают нейтральный серый, а при инвертировании меняются местами.

Цветовой круг RGB — более точная модель, при этом его пары дополнительных тонов заметно отличаются от пар RYB. Например, если инвертировать красный, дополнительным цветом к нему будет не зеленый, а циан (голубой), при смешении они будут давать нейтральный серый. А дополнительные цвета круга RYB фиолетовый и желтый в круге RGB имеют другую пару.

комплиментарные цвета RGB

комплементарные красный и голубой при инвертировании меняются местами

дополнительные цвета RGB

дополнительные цвета из круга RYB желтый и фиолетовый в круге RGB не являются дополнительными, парой для желтого будет синий, для фиолетового — зеленый

Диапазон зрительного восприятия человека невозможно точно воспроизвести с помощью цветовой модели RYB или RGB. Как и любая модель, цветовой шар и цветовой круг – это условность, упрощенное представление действительности, модель. Модель меняется со временем из-за новых научных открытий и прежде всего служит решению практических задач. Если провести аналогию, сначала земля представлялась плоской на трех китах, потом в виде шара, затем обнаружилось, что она имеет форму эллипса, однако глобусы, то есть модель, до сих пор остались круглыми, потому что хоть это и не строго соответствует научным знаниям, такая форма наиболее удобна для решения некоторых задач. И хотя цветовой круг точно так же не соответствует в точности современным научным представлениям о цвете, зато наиболее нагляден. Цветовая модель в научном понимании будет вовсе не шаром и не кругом, однако для изучения искусства или практической работы по смешиванию красок достаточно цветового круга RYB, а для работы с цветом на мониторе — круга RGB. Нет единственно правильного цветового круга, есть всего лишь разные инструменты для решения практических задач.

Использование цветового круга.

Цветовой круг существует уже несколько веков. Изначально он служил для изучения теории цвета, или колористики.  Теоретики упорядочили все цветовые тона с помощью логичной и понятной схемы.  Для этого они последовательно и равномерно распределили все тона так, чтобы дополнительные цвета располагались напротив. На противоположности дополнительных цветов построена теория гармоничных цветовых комбинаций. Согласно теории, сочетания цветов, которые в сумме образуют ахроматический цвет, воспринимаются как цельные и уравновешенные. Простейшее сбалансированное сочетание двух цветов образует комплементарную схему. По тому же принципу строятся другие цветовые схемы из трех и более тонов (триадная, раздельно-комплементарная, тетрадная, четырехтонная). Нейтральный серый цвет также получается при сложении всех цветов, и для сохранения равновесия они  располагаются симметрично на цветовом круге. Некоторые цветовые схемы сохраняют симметричное расположение тонов, но при сложении не образуют нейтральный серый (аналоговая). И хотя цветовые схемы в чистом виде используются редко, а для гармоничной цветовой гаммы необходимо также варьировать светлоту и насыщенность, то есть задействовать все три параметра цвета, для удобства изучения цветовые гармонии рассматриваются в виде схем на цветовом круге, обычно без учета светлоты и насыщенности.

Продолжение. Комплементарная цветовая гармония >>

Понравился материал? Поделись с друзьями!

www.photorepair.ru

что это такое и как ими пользоваться

Знаете ли вы, что, по различным оценкам, человеческий глаз способен различать от 8 до 16 миллионов цветов и их оттенков? Благодаря этому сложнейшему по своему устройству органу, мы способны наблюдать и удивляться всему многообразию красок, которые как встречаются в природе, так и искусственно создаются людьми. Важность цвета очень высока, и этот факт давно уже доказан психологами. Поэтому многим дизайнерам, проектировщикам, художникам и всем тем, чья деятельность хоть немного связана с колористикой, большую помощь оказывают цветовые круги Иттена, позволяющие легко добиваться гармонии всевозможных сочетаний оттенков. Даже если человек не работает в этих сферах, знание этого инструмента позволит правильно обустроить свое жилище, удачно создать свой стиль одежды, подбирать соответствующие друг другу аксессуары и т.д.

Кто такой Иоганнес Иттен?

цветовые круги иттенаДанная персона является довольно известной и значимой фигурой для всех без исключения художников. Хотите узнать, почему цветовые круги Иттена имеют такое большое значение? Известно, что, когда человек сосредотачивает свои усилия на каком-либо предмете в течение длительного времени, он неизбежно становится в нем профессионалом. Так вот, Иоганнес Иттен всю свою жизнь посвятил исследованиям на тему цвета, и в течение 50 лет вел по данной теме авторский курс в Баухаузе и европейских частных школах. Он написал прекрасную книгу «Искусство цвета» (1961 год), ставшую базовым учебником для всех, кто занимается колористкой. Согласитесь, все эти факты говорят о том, что с выводами этого замечательного человека действительно стоит ознакомиться.

Цветовой круг Иттена

Данный инструмент является основой, на которой строится вся современная теория и практика колористики. Что он собой представляет? Данная цветовая схема состоит из трех компонентов:

  1. Центральный, в виде равностороннего треугольника, вписанного в круг.
  2. Средний, в форме достроенного к нему шестиугольника.
  3. Внешний. Представляет собой круг с большим радиусом, образующий что-то наподобие бублика, разделенного на 12 равных секторов.

цветовой круг иттена

Принцип построения начинается с раскрашивания частей треугольника и секторов бублика напротив его углов в три основных цвета: желтый, красный и синий. Они являются основными, и все прочие оттенки получаются от их сочетаний. Если их смешать попарно, то получатся цвета второго порядка: фиолетовый, оранжевый и зеленый. Ими раскрашиваются оставшиеся части шестиугольника, который цветовые круги Иттена содержат внутри, а также сектора напротив этих вершин. Последнее, что осталось сделать, – это получить оставшиеся оттенки в пустых частях внешнего круга. Это достигается через смешение тонов секторов, которые непосредственно находятся поблизости.цветовой круг иттена как пользоваться

Цветовой круг Иттена: как пользоваться данной схемой

На основе данного инструмента удается удачно подбирать комбинации из двух и большего числа оттенков. Рассмотрим несколько наиболее популярных способов:

1. Подбор комплементарного (дополнительного) цвета. Производится нахождением главного цвета на внешнем кольце и определением оттенка, который расположен напротив. Такие контрастные сочетания смотрятся очень даже гармонично и отлично дополняют друг друга. Например, оранжевый и синий.

2. Выбор сочетания трех противоположных цветов. Производится с помощью построения равностороннего треугольника с вершинами в секторах внешнего круга. Полученная комбинация может показаться довольно смелой, однако на самом деле в моде она смотрится очень элегантно.

3. Сочетание 3-х соседних цветов. Выбираются оттенки, расположенные в непосредственной близости друг к другу. Такая комбинация является, по сравнению с предыдущей, более спокойной и сдержанной. Пример: фуксия, синий, фиолетовый.

4. Комбинация трех комплементарных цветов. Этот вариант похож на первый тем, что здесь также вначале выбирается главный оттенок. Но вместо одного дополняющего его на противоположной стороне берутся два, расположенные по соседству с ним с обеих сторон. Решение получается довольно дерзким, но в вместе с тем не таким контрастным, как при использовании первого способа.

Как видим, цветовые круги Иттена довольно просты в использовании. Являясь базой для практически любого творчества, они позволяют подбирать наиболее удачные сочетания, приносящие в жизнь еще большую гармонию и красоту.

fb.ru

Цветовой круг.

imageНаконец-то я поняла как им пользоваться!!!

Уверена, вы помните, что такое Цветовое колесо. Это базовый инструмент для работы с цветом. Оно поможет нам выбирать гармоничные и неординарные сочетания. Первое такое колесо было создано Исааком Ньютоном еще в 1666 году, и по сей день верно служит людям художественным. В течение столетий было создано множество вариаций, но базовым является именно такой ньютоновский вариант с 12 цветами.

Все цвета этого колеса можно условно разделить на первичные, или основные, вторичные, и третичные.

Первичнымицветами называют три чистых ключевых цвета — Красный, Синий и Желтый. Они являются базой для создания любого другого цвета колеса- для этого нужно просто смешать основные в нужной пропорции. Как правило, первичные цвета расположены на равном расстоянии друг от друга, как показано на рис.1, на большинстве базовых цветовых колес.

image

Вторичныецвета расположены между основными. Они образуются путем смешивания в равной пропорции тех двух первичных цветов, между которых они находятся. Этим способом мы получаем зеленый (желтый+синий), оранжевый (красный+желтый), и фиолетовый (красный+синий)

Третичныецвета появляются при смешивании опять же в равной пропорции основного и вторичного цвета, между которыми они расположены. Это дает нам еще 6 цветов: желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый (пурпурный), фиолетово-голубой, и зеленовато-голубой.

Это основа Цветового Колеса.

Суть в том, что сочетание любых цветов из этих 12 будет хорошо смотреться вместе. Традиционно существует некоторое количество цветовых комбинаций, которые считаются наиболее удачными. Они называются цветовыми гармониями, и состоят из 2 или более цветов колеса, определенным образом связанными друг с другом.

Комплиментарноесочетание — это использование цветов, находящихся на противоположных концах цветового колеса. Например, красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый. Высокая контрастность комплиментарных цветов создает яркое, живое впечатление, особенно если взять чистые цвета максимальной насыщенности. Тем не менее при их использовании важно соблюдать чувство меры, в больших количествах они способны вызывать раздражение. Лучше всего выбирать эти цвета для каких-то деталей, которые вы хотите выделить, причем использовать один из них в больших количествах, чем другой, и смягчить впечатление, используя пастельные оттенки.

image

image

Аналоговые сочетания — это использование цветов, находящихся рядом на цветовом колесе. Они хорошо сочетаются, и создают достаточно спокойную и комфортную комбинацию. Аналоговые цветовые сочетания часто встречаются в природе, они гармоничны и приятны глазу. Выберите один аналоговый цвет в качестве основного, второй — будет дополнительным, третий — для акцентов. В качестве акцента также хорошо использовать белый, черный, или серый, и еще добавить различные оттенки основных цветов для придания квилту глубины.

image

image

Треугольник, или Триада — использование 3 цветов, находящихся на равном расстоянии друг от друга в цветовом колесе. Это сочетание почти всегда выглядит ярко и эффектно, даже если использованы бледные, ненасыщенные оттенки. Для того, чтобы Триада была гармоничной, необходимо грамотно балансировать цветовое количество. Выберите один цвет, который будет основным, два других — для акцентов.

image

image

Сплит-комплиментарные сочетания — вариация комплиментарного сочетания. В дополнение к базовому цвету используют не его прямой комплимент, а два цвета по обе стороны от него. Это цветовое сочетание тоже дает сильный визуальный контраст, но в нем меньше драматизма. Сплит-комплиментарная цветовая комбинация- отличный выбор для новичков, ее трудно испортить :-)

image

image

Тетраэдр — использование четырех цветов в двух комплиментарных парах. Эта богатая цветовая комбинация дает огромное количество вариантов. Вы получите очень яркие (немного детские) цветовые сочетания, с которым надо аккуратно работать, чтобы не переборщить. Позвольте одному цвету доминировать, и обратите внимание на баланс теплых и холодных оттенков. О «теплохолодности» цветов- чуть позже.

image

image

Квадрат — похож на Тетраэдр, но используемые цвета располагаются на цветовом колесе равномерно. Правила использования цвета те же, что и для Тетраэдра.

image

image

Цветовое колесо показывает чистые цвета. Если к каждому из этих цветов добавлять белый, серый или черный, можно получить великое множество оттенков. Составление цветовой гаммы в пределах оттенков одного цвета от бледного до насыщенного называетсямонохроматическим, и считается самым простым. Однако просто не значит скучно! Монохроматические работы часто выглядят весьма изысканно и благородно, особенно если использовать побольше оттенков. Сочетание родственных цветов позволяет достичь эффекта глубины в работе. Используя родственные цвета, можно сочетать их с контрастными. Такое сочетание называется родственно-контрастной гаммой- очень эффектно. Если же к монохроматической гамме добавить нейтральные цвета, получиться спокойное, приятное глазу сочетание.

Доминирующие цвета — первые, которые мы замечаем, когда смотрим на квилт. Цветовое доминирование — достаточно сложное явление, зависящее от многих факторов, но есть несколько общих правил, которые помогут вам понять, как ткани вашего квилта будут «работать» вместе.

  • Чистые цвета более доминантны, чем их оттенки с добавлением серого
  • Желтый — самый доминирующий чистый цвет
  • Теплые цвета правой стороны колеса сильнее, чем холодные цвета слева
  • Темные участки квилта обычно более заметны, чем светлые, поэтому используйте их, чтобы выделить какие-либо детали квилта- но помните о теплых оттенках, они будут доминировать в любом случае.
  • Очень светлые ткани, использованные в качестве редких, нерегулярных акцентов, могут зрительно выдвигаться вперед, становиться более заметными, чем темные. В традиционных квилтах Амиш этим способом создается некая искра, легкое сияние.
  • Вариации белого, серого и бежевого считаются нейтральными, как и черный, если он использован в качесте фона для ярких насыщенных оттенков. Нейтральные цвета достаточно слабые, и позволяют другим цветам двигаться вперед. Квилтеры часто используют эти цвета для фона, или тех частей квилта, которые должны быть менее заметны.

Цветовая насыщенность — это степень густоты одного основного цвета и характеризуется как очень светлый, светлый, средний, темный, очень темный, а также яркий, приглушенный, мягкий и т. д. Насыщенность — очень важная характеристика цвета, она помогает квилтеру решить, как организовать лоскутки, чтобы добиться максимального эффекта, использовав контраст, либо мягкое сочетание. Измените насыщенность цветов в вашем квилте, и он приобретет совершенно другое звучание. Кроме того, именно цветовая насыщенность помогает создавать интересные оптические эффекты.

Чтобы научиться работать с цветом, поэкспериментируйте с дизайнерской стеной. Соберите кусочки тканей разных цветов и оттенков, разместите их рядом друг с другом на стене, начиная от самого светлого, и заканчивая самым темным. А теперь отойдите. Перетекают ли цвета мягко от темного к светлому, или есть лоскутки, которые выбиваются из ряда? Поменяйте цвета местами, самые «строптивые» удалите. Снова отойдите и проверьте.

Если получившееся сочетание все равно вас не устраивает, это не значит, что вы что-то сделали неправильно. Дело в том, что очень легко отбирать ткани, если они практически оттенки одного цвета, но стоит добавить еще несколько цветов- и задача становится на порядок сложнее. Отчасти это происходит оттого, что вы добавили еще одну характеристику цвета- тепло и холод. Посмотрите на стандартное цветовое колесо, разделенное линией на две половины.

image

Цвета слева, синие и зеленые, считаются холодными. Красные и желтые справа относятся к теплым. Это абсолютно «эмоциональный» критерий цвета, но если вы применяете не «монохромную» или «аналогичную» схемы, в вашей композиции он будет присутствовать. Холодные цвета обычно уходят на задний план в дизайне, а теплые выдвигаются вперед. Вы можете увидеть это на примерах Вверху слева: два холодных оттенка, более темный выдвигается вперед Вверху справа: два довольно светлых оттенка, теплый желто-оранжевый выдвигается вперед Внизу слева: два холодных цвета гармонируют Внизу справа: два темных цвета, теплый красный двигается на передний план

image

Начав работать с тканями, вы очень скоро обнаружите, что довольно трудно определить насыщенность набивных тканей, особенно с крупным рисунком, потому что она меняется на разных участках ткани. Отрежьте лоскуток в одном месте- и у вас светлый кусочек, отрежьте в другом- он уже темный. Не забывайте об этом, когда выбираете фрагменты узора для своего квилта. Помните также, что понятия темный и светлый относительны, и познаются в сравнении. Поместите голубой рядом с белым- и он становится темным. Поместите рядом с черным- и он уже светлый… Все в жизни относительно :-))

И напоследок. Не воспринимайте классические правила работы в цветом, как истину в последней инстанции. Экспериментируйте, ищите, пробуйте новые необычные сочетания. Зачастую из наших ошибок появляются настоящие шедевры.

Статья про цвет не моя, но уже давно ее храню, очень доходчиво написано.

www.baby.ru


Смотрите также