Бабочки — это цветы, которые сорвал ветер. Цветы бабочка


Привлекаем в сад бабочек на Supersadovnik.ru

Современный цветник – это стремление выжать из растений максимум. Но не только. Сегодня многие дизайнеры в поисках новых резервов декоративности обратили внимание... на бабочек.

 Первые бабочки в наших краях вылетают еще в апреле, до полного схода снега. Чаще всего это желтушки либо крапивницы. Однако это ласточки, которые еще не делают весны. Основная масса бабочек появляется начиная с июня и позже. С приходом осени население бабочек начинает неуклонно редеть, но в погожие сентябрьские дни их еще довольно много. Особо стойкие крушинницы иногда порхают до конца октября. 

Бабочки любят солнце, поэтому для создания композиции желательно выделить наиболее солнечный уголок. Место должно быть тихим, защищенным от ветра. Идеально, если выбранный участок примыкает к живой изгороди или южной стене дома. Для сада бабочек не подойдут тенелюбивые, плохо переносящие прямой свет растения. В отличие от гусениц взрослые насекомые не привязаны жестко к одному виду растений. Благодаря этому можно особо не ограничивать себя в выборе культур, однако одни виды и сорта все же предпочтительнее других. Бабочки питаются нектаром – не забудьте об этом при выборе растений для посадки. Нектаром богаты все виды с репутацией медоносов. Также желательно присутствие ярко цветущих и душистых растений – привлекать бабочек издалека. Имеет значение даже форма соцветий – бабочкам удобнее всего садиться на плоскую поверхность вроде корзинок сложноцветных илисоцветий зонтичных. Лучше отказаться от махровых сортов – нектара в таких цветках обычно мало, да и доставать его бабочкам сложно.  

Создавая "сад", не стоит забывать и об "архитектурных излишествах" – камнях, корягах и других подобных предметах. Расположенные подходящим образом, они не только украсят цветник, но и будут служить местами, где бабочки смогут принимать солнечные ванны и согреваться после ночной прохлады. В жаркие дни нужен источник воды. Если он не вписывается в композицию цветника – не беда. Главное, чтобы вода имелась поблизости – пролететь за ней десяток-другой метров для бабочек труда не составит. 

Задача заключается в том, чтобы создать гармоничную композицию из привлекательных для бабочек растений, которые будут, сменяя друг друга, цвести с весны до глубокой осени. Растения, высаженные группами, более заметны для бабочек и скорее привлекают их, чем одиночные. Да и с точки зрения дизайна такое расположение интереснее. Разумеется, нужно подбирать виды и сорта не только по времени цветения, но и по размерам растений и оттенкам соцветий. Выбор растений, подходящих для сада бабочек, обширен: различные васильки, мальва, тысячелистник, гипсофила ползучая, обриета, котовник, лаванда, буддлея, душица, лиатрис, многолетние астры, очиток пурпурный, вербена, эхинацея – всего не перечислишь. Почти идеальный кандидат для нашего сада – буддлея. Иногда ее так и называют – "куст бабочек". Этот кустарник выращивается у нас как порослевая культура. Каждый год он вымерзает до уровня почвы и отрастает примерно до 1 м, зацветая в конце лета на побегах текущего года. Бабочки слетаются отовсюду – их привлекает сильный аромат, источаемый длинными соцветиями. В то же время в гуще стеблей и листьев насекомые всегда найдут укрытие. Единственный недостаток – не отличается морозостойкостью. Другое эффектное растение – эхинацея. Большие яркие корзинки соцветий на высоких цветоносах украсят любой участок. Это многолетник, зацветает обычно на второй год после посева, в конце июля-августе, и цветет до сентября. Предпочитает плодородную, богатую перегноем почву.

 

Васильки – растения нижнего яруса, зацветают сравнительно рано – в конце июня, цветение продолжается весь июль и часть августа. Есть однолетние и многолетние виды. У васильков декоративны и листья, которые украшают участок даже поздней осенью, когда большинство растений отцвело, и зелеными уходят под снег.

 

Тимьян – низкорослое растение, цветет в течение всего лета. Очень неприхотливо. Хороший медонос – следовательно, привлекает множество насекомых. Отлично подходит для того, чтобы скрыть участки голой земли, оставшиеся при разбивке цветника.

Гусеницы

Если взрослые бабочки не привязаны к конкретным видам растений, то гусеницы часто живут и питаются всего на одном или нескольких близких видах. Разумеется, гусеница в саду в первую очередь воспринимается как вредитель. Но, если не считать вездесущих белянок – капустниц и боярышниц, никто из крупных бабочек всерьез не покушается на урожай. Так что не надо бояться, что сидящие на цветах бабочки навредят саду. Чаще всего их гусеницы живут на самых обычных из дикорастущих растений – крапиве, иве, тополе, клевере, крушине и т.п. Правда, здесь есть два интересных исключения.

На укропе, моркови и других зонтичных может встретиться крупная гусеница салатового цвета, исчерченная черными пятнами и оранжевыми точками. Это гусеница Махаона – одной из самых крупных и красивых наших бабочек. Беспокоиться не о чем – одиночная гусеница при всем желании не съест больше нескольких граммов листвы. Но, чтобы на следующий год бабочка благополучно вывелась, лучше выселить гусеницу на какое-нибудь дикорастущее зонтичное вроде борщевика или сныти.

Очень редкая, исчезающая бабочка – Аполлон. Ее численность уменьшается, потому что остается все меньше некошеных лугов, а на них – очитков и молодила, которыми соглашаются кормиться привередливые гусеницы. Добавив эти виды к набору цветущих в саду растений, вы, возможно, поддержите угасающий вид.

 

www.supersadovnik.ru

Бабочки — это цветы, которые сорвал ветер – Ярмарка Мастеров

Вы наблюдали когда-нибудь за бабочками?

Не правда ли они удивительно красивы? В особенности их крылья, которые отличаются у разных бабочек по форме и цвету. Бывают большие, бывают маленькие. Бывают яркие и мрачные, бывают однотонные и пестрые.

В любом случае глядя на них остаться равнодушным сложно. От этого их так любят ловить дети и кошки, собирать коллекционеры и черпать вдохновение художники, поэты, писатели, музыканты, мультипликаторы.Однажды в нашем городе проходила приезжая выставка бабочек. Посетили мы эту выставку с внучкой. Бабочки были просто потрясающие. Некоторых мы и на картинках прежде не видели. Всегда удивлялась, как из такой некрасивой гусеницы может вырасти такая красавица с чудесными крылышками.Благодаря выставке мы кое — что узнали о жизни этих красавиц. Например, то, что их нельзя убивать, многие занесены в Красную Книгу.Знаете ли вы, например, чем отличаются бабочки от мотыльков? И бабочки, и мотыльки — чешуекрылые. Отличаются они образом жизни. Бабочки — дневные, а мотыльки летают ночью. К тому же, бабочки окрашены более ярко, чем мотыльки. Еще они крылышки складывают по-разному. И усики у них отличаются. У бабочек они как антенны, у мотыльков — мохнатые.  А сколько живут бабочки? Оказывается, в зависимости от вида - от нескольких часов до нескольких недель.Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, начинают порхать с цветка на цветок бабочки и сразу бросаются нам в глаза. Дети за ними с удовольствием наблюдают. Они вызывают у них восторг. Во многих сказках изображают добрых фей, эльфов с крыльями, как у бабочек.

бабочка

живопись

Очень хочется лета. К сожалению, лето не длится бесконечно в наших широтах. Но можно окружить себя напоминаниями о лете.В первую очередь символом лета, конечно же, является бабочка. Бабочка — это воспоминание о теплых и солнечных днях, об отдыхе.Ты прав. Одним воздушным очертаньемЯ так мила.Весь бархат мой с его живым миганьем —Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?Куда спешу?Здесь на цветок я легкий опустиласьИ вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,Дышать хочу?Вот — вот сейчас, сверкнув, раскину крыльяИ улечу.

Афанасий Фет.Чтобы ответить на вопросы внучки и на свои вопросы обратилась в интернет. Мифы и легенды о порхающих красавицах есть почти у всех народов мира. Представления наших предков о бабочках связаны с наиболее значимыми для человека понятиями, такими как жизнь, душа, любовь, счастье.В церковной среде христиан бабочку можно увидеть на руке младенца Христа. Ее изображают как символ возрождения и воскрешения души.Буддисты с большим почтением относятся к этим «красавицам», так как Будда обращался к бабочке со своей проповедью.По легендам древних ацтеков и индейцев бабочки способны передать желание человека небесам. Его нужно прошептать бабочке и отпустить ее, и желание обязательно исполнится.В Японии бабочка в доме — это символ радости и счастья. В давние времена японские молодожены на свадьбе выпускали в небо пару живых бабочек, что считалось залогом дальнейшей счастливой супружеской жизни. Гейши на своем кимоно носили изображения бабочек, считалось, что с их помощью можно легко завладеть вниманием мужчин.В Китае и по сей день перед заключением брака жених дарит своей избраннице бабочку (живую или нефритовую) в знак неизменной любви.Древние римляне считали, что бабочки — это цветы, которые сорвал ветер. Это яркое, образное выражение мне очень понравилось, поэтому и вынесла его в название статьи о бабочках. Хочется поделиться информацией, которую узнала. Может она пригодится кому-то, станет источником вдохновения, благодаря ей возникнут новые идеи для творчества.Бабочки удивительные и загадочные существа, которые будоражат умы человечества многие века.Известные люди тратили на их изучение, коллекционирование огромные средства. В их числе английский банкир лорд Уолтер Ротшильд, русские писатели Владимир Набоков и Михаил Булгаков, физиолог, академик Иван Павлов, один из вождей русской революции Николай Бухарин, замечательный энтомолог и коллекционер великий князь Николай Михайлович Романов.Бабочки вдохновляли и продолжают вдохновлять поэтов, художников, дизайнеров одежды и интерьера на создание шедевров.В древнем китайском учении  фен-шуй бабочки — символ семейного благополучия и должны быть в каждом доме, так как они воплощение радости и любви. Считается, лучше всего если они будут «летать» в спальной комнате.

дизайнерские вещи

Порхающие бабочки напоминают нам о солнце, лете, зеленых лужайках, и от этого становится тепло и весело на душе.

поэзия

В таком интерьере не будет места печали и грусти. Наблюдая за бабочками у вас всегда будет хорошее настроение.

Бабочка хорошо смотрится и прекрасно уживается на сумке и на обуви, на платках и шалях. Бабочка вольготно чувствует себя и в роскошных украшениях, и в простой бижутерии.

Именно бабочки вдохновляют дизайнера Дерью Аксой на создание необычной бижутерии.

легенды и мифы

поэзия

В конце 60-х годов 19-го века в Париже началось повальное увлечение японским искусством. В Париж даже приглашали японских мастеров, которые читали лекции по искусство востока и проводили мастер-классы. На волне этого интереса, в ювелирном искусстве стали появляться «японские мотивы».

Ювелир, прекрасный парижский мастер Люсьен Гайар. Он жил в Париже 1860-1945 году.

легенды и мифы

Если посмотрим на подиум, то мы увидим, что принт бабочка активно обыгрывается дизайнерами в своих коллекциях уже не первый год.

Юной девушке  подойдет практически любой наряд с бабочками -  ее образ становится романтичным.

Строгий и элегантный образ — абстрактные рисунки, напоминающие разноцветные крылья бабочек, «сложные», изысканные бабочки.

Модный дизайнер Лули Янг (Luly Yang) создала за свою карьеру немало удивительных и потрясающих нарядов.

Платье-бабочка, которое Лули Янг сшила более десяти лет назад.

На его создание автора вдохновила бабочка монарх, которую многие считают самой красивой бабочкой в мире. Платье Лули Янг — это настоящий мотылек, сделанный из шелка: те же узоры, те же цвета, та же легкость!

На мой взгляд, автору удалось передать красоту бабочки в своей работе, создать платье, в котором женщина напоминает экзотическую бабочку. Немного имею представление о пошиве одежды, и могу представить, какой тут заложен грандиозный труд мастериц своего дела!В настоящее время Лули Янг — известный сиэттлский модельер, специализирующийся на создании свадебных и вечерних нарядов. А платье-бабочку, которое давно уже стало чем-то вроде фирменного знака дизайнера, все желающие могут увидеть в витрине ее магазина.Для большинства женщин нашей страны показы коллекций Haute Couture — это прекрасные иллюстрации из сказок!Лично в моей жизни подобных нарядов нет и не будет: Однако, смотреть коллекции Haute Couture — занятие увлекательное и полезное. Вот здесь масса идей, здесь источник вдохновения!

Коллекция Haute Couture весна-лето 2014 французского кутюрье Alexis Mabille, выполненная в греческом стиле, восхищает нежностью, элегантностью и изяществом.

Цветовая гамма включает белый, цвет слоновой кости, бледно-голубой тон и немного золота. Легкие шлейфы и накидки, нежные перьевые воротники, атласные драпировки, аппликации и объемный декор 3D в виде цветов смотрелись почти невесомо на фоне белоснежных бабочек. Бабочки не только украшали фон — они активно участвовали в создании образов участниц показа, так как украшали прически, лицо и одежду.

В кружеве образ бабочки также встречается довольно часто. Я обязательно возьму этот образ на вооружение в одной из своих работ.

А теперь полюбуемся бабочками на картинах художников.

Как вы наверное помните, что «натюрморт» — это мертвая природа. И вдруг (много сотен лет назад) в «мёртвой природе» появились живые бабочки от Blumarine и Iceberg.

Красивая и нежная летунья. Символ мимолетности жизни и красоты. У этой трепетной красавицы всего три дня и три ночи. И нет больше красоты и восхищения. Всё в прошлом.

Может быть, именно поэтому появилась бабочка, в нарушение всех канонов, на старых голландских натюрмортах.

Бальтазар ван дер Аст — голландский художник (1594-1657), мастер натюрморта.

«Натюрморт с цветами и фруктами».

Босхарт Амбросиус Старший (1573 – 1621) — фламандский художник золотого века нидерландской живописи.

На полотнах Босхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки.

Адриан Коорт «Натюрморт со спаржей и бабочкой» 1693г.

Художник и иллюстратор Friedrich Hechelmann родился 28 февраля 1948 году в городе Исни, Германия.

За все время своего творчества Friedrich Hechelmann проиллюстрировал множество детских книг, писал сценарии к фильмам, занимался дизайном, и во всем ему сопутствует успех.

В иллюстрациях художника к своей книге «100 бабочек я дарю тебе» — порхают, как светящиеся цветы, его знаменитые бабочки. Самые прекрасные стихотворения Эдуарда Мерике, Генриха Гейне, Йозефа фон Айхендорффа, Райнера Марии Рильке  делают эту книгу воистину волшебной.

В розу бабочка влюбилась,

И порхая и резвясь,

Нежным золотом искрясь,В лучик солнца превратилась.А кого же любит роза?Если это бы мне знать!Соловьиной трели россыпь?Звёзд немую благодать?Нет, не знаю я про это,Знаю, что вас всех люблю,Розу, соловья, звезду,Бабочку и лучик лета.

Г. Гейне

Эдуард Мерике

Там, наверху, в винограднике под цветущей вишней сидел я

Сегодня, одиноко погрузившись в раздумья; на коленях моих

покоился приоткрытый Новый Завет.

Маленький и изящно переплетенный: вдруг мотылек опустился

На мою книгу, он поднимал и раскрывал

Темные крылышки, переливающиеся синевой.

Он кружился и ползал туда и сюда по краю книги...

В рамках небольшой статьи невозможно показать все иллюстрации этой чудесной книги. Но и по уже приведенным фотографиям можно судить, что они сказочные и прекрасные!

Futaro Mitsuki (彌月風太朗).Молодой художник или художница (мне так и не удалось узнать) из Японии родился в 1970 году в Токио. Со степенью бакалавра завершил обучение в Токийском национальном университете изобразительных искусств и музыки (факультет изобразительных искусств). В 1998 году получил степень магистра. Его работы выполнены на бумаге карандашом и акрилом и очень интересны. Я не специалист в этой области, но и я могу видеть,  как тщательно выписаны мельчайшие детали на полотнах художника.

Японский художник Фудзисима Такедзи (Fujishima Takeji, 1867-1943).

В культуре древней Японии значимыми были различные переживания души, которые и показывались с помощью живописной метафоры.

Приближаясь друг к другу, они танцуют,

но, встретившись, замирают.Ах, эти бабочки!

Даже во время отдыха

крылья бабочки могут дрожать,

как будто насекомому снится полет.

Чудесные яркие цветы и бабочки корейского художника Hahn Eun-Sun.

Такая яркая палитра! Эти картины-антидепрессант! Они поражают своим изяществом и красотой!

А вот нежные образы китайской художницы Wendy Ng.

Девушки на ее картинах пастельных тонов словно вылетают из сказки, захватывают красотой и женственностью. Ее работы волшебны, картины можно разглядывать до бесконечности.

Венди Энджи (Wendy Ng) родилась в Гонконге, но образование получила в США, Бельгии и Англии. У нее диплом по специальности «Графический дизайнер и иллюстратор в рекламе и издательском деле».

Питерский хужожник Дмитрий Кустанович, наш современник. А вот и его волшебные бабочки!

В его работах столько света и воздуха, что кажется, сейчас сделаешь шаг и ты уже на лугу. Легко, изящно, реалистично, но в то же время и сказочно.

Его почерк очень узнаваем и достаточно популярен. Картины Дмитрия Кустановича покупают и коллекционеры, и просто любители, также и с целью денежных вкладов.

Это крошечный кусочек того великолепия, которое я увидела, готовя этот материал. Кого заинтересовала тема, всегда можно  найти  информацию более полную.

БабочкаИгорь Приклонский

Сентябрьский вечер ступает в продрогшие лужицыПриветствую, осень – явилась ты без опоздания!Веселая бабочка вновь за окном моим кружитсяУпрямо в стекло барабанит смешное создание…

Что манит тебя, что душе обещает спасение?Так мало дано – оттого постоянно в движении…Такая недолгая жизнь – три рассвета осенниеТакое короткое счастье – три ночи блаженные…

Да, ночь коротка, а счастливою быть очень хочется!Волнуешься, ждешь и целуешь ты стекла оконныеВедь там, позади – лютый холод и страх одиночества…Скорее, к огню — рвется сердце твое непокорное!

Куда ты летишь, погоди! Ни к чему уверенияЧто это – опасно, что будут и боль, и страдания!Ты знаешь, малыш, чем должно завершиться горение?Ты хочешь пожертвовать жизнью, смешное создание?

Но снова стучишь — как и прежде, с отчаянной силою!И мудрым советам не внемлешь, лишь сердцем ведомаяВеселая бабочка, чудо мое легкокрылоеТакая судьба у тебя – быть огнем околдованной…

Ну что же — лети, да свершится души вознесениеГоревшей так ярко и страстно — до самосожжения!Такая недолгая жизнь – три рассвета осенниеТакое короткое счастье – три ночи блаженные.

Стихотворение не по сезону. Но так захотелось, чтобы и вы его прочитали.

Желаю вам яркого вдохновения, как  крылья бабочки!

По материалам интернета.

www.livemaster.ru

Взлетевшие цветы (бабочка — насекомое-символ) | КУР.С.ИВ.ом

babochka_01

Автор статьи: Сергей Курий

«— Малинин! — заорал я. — Сию же минутусосредотачивайся и начинай превращаться в трутня!— Почему — в трутня? В какого трутня? —спросил Костя, сладко потягиваясь.— Потому что там Зинка Фокина с юннатками.Они тебя как махаона хотят запрятать в морилку!Потом в сушилку! Потом в распрямилку!— Как — в морилку? Зачем в морилку?— Для коллекции! — заорал я.При слове «коллекция» с Малинина сон прямо как рукойсняло… Что такое коллекция, Костя знал хорошо,ведь он сам был когда-то юннатом и у негосамого когда-то была такая коллекция, в которуютак хотела сейчас упрятать его Зинка Фокина».(В. Медведев «Баранкин, будь человеком!»)

 Думаю, что вы не будете спорить, если я скажу, что в отношении насекомых многие из нас испытывают плохо скрываемую брезгливость. Слишком уж чуждым и пугающим кажется их «ювелирное» совершенство, начиная от внешнего вида этаких «маленьких механизмов» и заканчивая их навязчивой многочисленностью. Любой зоолог скажет вам, что насекомые — бесспорная вершина эволюции обитателей суши наряду с человеком, существа, которые добились успеха совершенно оригинальными способами. Конечно, это пугает. Вот и гоняются двуногие «венцы творения» в своих многоэтажных «муравейниках» за навязчивыми мухами, гудящими комарами и непобедимыми тараканами, гоняются с одной целью — уничтожить, раздавить, истребить…И все-таки есть, есть одно насекомое, за которым гоняются только потому, что оно красивое. Имя ему — бабочка.

Ускользающая красота

«Бабочка в саду.Подползет дитя — взлетает,Подползет — взлетает».(Кобаяси Исса)

«Бедная бабочка сердце мое,милые дети с лужайки зеленой.Время-паук ее держит в плену,крыльев пыльца — горький опыт плененной».(Ф. Гарсиа Лорка «Грустная баллада»)

 Эволюцию бабочек древние римляне представляли ошибочно, хотя и поэтично: по их поверьям бабочки — это сорвавшиеся со стеблей и ожившие цветы. Однако и здесь есть доля истины: судьба этого отряда насекомых действительно была неразрывно связана с цветковыми (покрытосеменными) растениями. Поэтому первых предков бабочек находят уже в отложениях мелового периода — эпохи заката динозавров и расцвета покрытосеменных.

babochka_02

 Такой долгий путь взаимовыгодного сожительства привел к тому, что определенные виды бабочек и определенные виды цветковых просто жизни друг без друга не мыслят. Например, только длиннохоботный бражник с Мадагаскара может опылять один из видов орхидеи. Ведь только с его хоботком длиной 35 см (!) можно проникнуть в чересчур глубокий цветок «избранницы».

По красоте многие бабочки не уступают цветам. Довольно однообразные по строению, эти насекомые отыгрываются за счет разнообразия окраски и узоров. Американский художник Коелл Сандвед умудрился найти и сфотографировать все буквы латинского алфавита, которые прихотью судьбы встречались на крыльях бабочек.

babochka_03

«Прихоть судьбы» в данном случае связана с малюсенькими чешуйками, которые подобно черепице покрывают крылья этих насекомых (отсюда и научное название отряда — чешуекрылые, и та пыльца, которую бабочки оставляют на наших пальцах). Разнообразие окраски разные бабочки используют по-разному. Для одних — это маскировка, для других — опознавательный брачный сигнал, а для третьих — даже средство устрашения (например, калиго, павлиноглазки).

babochka_04Бабочка калиго.

В семье не без урода, поэтому встречаются и бабочки без чешуек (например, южноамериканские калитеры) с прозрачными крылышками, что также неплохо маскирует их в листве.

Коко Шанель:«Будьте днем как куколка, а вечером как бабочка, ибо нет ничего удобнее кокона, и ничто не располагает к любви, как крылья бабочки».

О. Мандельштам:

  «О бабочка, о мусульманка,В разрезанном саване вся,—Жизняночка и умиранка,Такая большая — сия!

  С большими усами кусаваУшла с головою в бурнус.О флагом развернутый саван,Сложи свои крылья — боюсь!»

В. Набоков:

  «Как любил я стихи Гумилева!Перечитывать их не могу,но следы, например, вот такогоперебора остались в мозгу:

  «…И умру я не в летней беседкеот обжорства и от жары,а с небесной бабочкой в сеткена вершине дикой горы».

Красота бабочек сыграла им плохую службу: люди начали коллекционировать их гораздо раньше, нежели монеты и марки. По иронии судьбы человеку, до сих пор не способному победить колорадского жука, тараканов и вшей, вполне оказалось под силу поставить под угрозу исчезновения несколько видов бабочек (как догадываетесь, отнюдь не самых вредных). У нас такой редкой бабочкой стал махаон — одно из крупнейших чешуекрылых в наших районах (размах крыльев — до 8,5 см).

babochka_05Махаон.

 Естественно, в мире есть бабочки и покрупнее, на которых можно охотиться даже с огнестрельным оружием. Так, первый экземпляр дальневосточного махаона Мака (размах крыльев — 14 см) был метко сбит из ружья казаком отряда Арсеньева. В фондах российского зоомузея можно до сих пор увидеть эту подстреленную бабочку с дробинкой в груди. Самая же крупная бабочка — бразильская совка агриппа с размахом крыльев до 30 см.

babochka_06Агриппа.

 Быть коллекционером бабочек — занятие выгодное не только с эстетической, но и с научной точки зрения, ибо по количеству видов этот отряд уступает только жукам. Допустим, писатель, поэт и страстный коллекционер В. Набоков открыл целых 20 видов бабочек. Потому-то и пишут сейчас в энциклопедиях, что отряд чешуекрылых «включает в себя ОКОЛО 140 000 видов». Ведь открытие может произойти в любой день.

В. Набоков:«…Стою перед стволом,внимательно слежу наряд их полуявный,окраску и узор, и, выбрав мотылька,над самою корой я всплескиваю плавнобелесой кисеей широкого сачка…».

babochka_07Вера и Владимир Набоковы за любимым занятием писателя — ловлей бабочек для его личной коллекции. 1958 г.

Не все бабочки красивы. Да некрасивых как-то «бабочками» и не называют. Невзрачность — удел в основном ночных бабочек, многих из которых за привычку «мотыляться» у окна и источников света назвали «мотыльками». Вспомним также и знаменитую «грозу» наших шкафов — моль. Таким бабочкам красота ни к чему. А ночные бабочки — бражники — могут выглядеть и устрашающе…

Э. По «Сфинкс»: «Рот у него помещался на конце хобота длиною в шестьдесят-семьдесят футов, а толщиною примерно с туловище слона. У основания хобота чернели клочья густой шерсти — больше чем на шкурах дюжины бизонов; оттуда торчали книзу и вбок два блестящих клыка вроде кабаньих, только несравненно больше. По обе стороны хобота тянулось по гигантскому рогу футов в тридцать-сорок, призматическому и казавшемуся хрустальным — в них ослепительно отражались лучи заходящего солнца. Туловище было клинообразным и острием направлено вниз. От него шли две пары крыльев, каждая длиною почти в сто ярдов; они располагались одна над другой и были сплошь покрыты металлической чешуей, где каждая чешуйка имела в диаметре от десяти до двенадцати футов. …Но главной особенностью этого страшного существа было изображение черепа, занимавшее почти всю его грудь и ярко белевшее на его темном теле, словно тщательно выписанное художником. Пока я глядел на устрашающее животное, и особенно на рисунок на его груди, с ужасом и предчувствием близкой беды, которое я не в силах был побороть никакими усилиями разума, огромные челюсти, помещавшиеся на конце его хобота, внезапно раскрылись, и из них раздался громкий и горестный вопль, прозвучавший в моих ушах зловещим предвестием; едва чудовище скрылось внизу холма, как я без чувств упал на пол».

 Слишком впечатлительный герой вышеприведенной новеллы, подвергшийся оптическому обману, тем не менее, бабочку описал вполне точно. Это самый знаменитый из бражников — «мертвая голова». Устрашать он может не только могильным символом на своем теле и крупными размерами, но и неприятным писком, который насекомое издает попав в руки. Однако, пугаться «мертвой головы» надо не нам, а пчелам, ульи которых этот мохнатый бражник регулярно грабит.

babochka_08Бабочка «мёртвая голова».

Гибельный полёт

«Жадно пьет нектарБабочка-однодневка.Осенний вечер».(Мацуо Басё)

«Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,Словно бабочек легкая стаяС замираньем летит на звезду…».(С. Есенин)

«Не позволяй предстать своей ПсихееНочною бабочкой…».(Д. Китс «Ода меланхолии»)

 Порхающие над цветами разноцветные бабочки… Далекие от проблем насекомых люди всегда воспринимали это порхание как символ легкости, беззаботности и радости. Помните хрестоматийный сон даосиста Чжуан Чжоу, в котором он так достоверно перевоплотился в счастливую бабочку, что, проснувшись, не мог понять: то ли это ему снилось, что он — бабочка, то ли бабочке сейчас снится, что она — Чжуан Чжоу?

babochka_09Чжуан Чжоу и бабочка.

 На самом деле, перевоплотись знаменитый китайский философ в мотылька, беззаботность бы с него как рукой сняло. Потому что все это порхание имеет целью поиск самки и откладывание ею яиц, после чего жизнь бабочек теряет всяческий смысл. Нектар цветов — лишь средство подкрепления сил, сплошные углеводы и ни грамма белка. Впрочем, некоторые бабочки (глазчатки, павлиноглазки) вообще ничего не едят. У самца бабочки мешочницы даже хоботок не развит. Мало того, его самка — совершенно бескрылая и красотой, соответственно, не отличается. Найдет он ее, дело сделает и на покой… А не найдет, ничего страшного. Некоторые виды мешочниц способны к партеногенезу, другими словами — размножению без оплодотворения. Поэтому их самки живут вообще несколько минут — отложила яйца и почила…

babochka_10a   babochka_10bСлева — самец кистехвоста, справа — его бескрылая «супруга».

 Но подобных оригиналов, к счастью, немного. Большинство бабочек ищет самок весьма активно. Наибольшего профессионализма в этом нелегком труде достигли ночные бабочки. Ночью много не увидишь, поэтому «подруг жизни» они ищут в основном по запаху. И этот запах мотылек может «учуять» за сотни метров (а рекордсмены, вроде павлиньего глаза, даже более чем за 2 км!). Правда, есть бабочки настолько «ослепленные страстью», что порой кидаются на все, что движется. Так самец сатир семела может погнаться за мухами, листьями, а порой и за своей тенью. Зато и ухаживает он красиво: сперва склоняется перед самкой, а затем, трепеща крыльями, кружит около нее по земле.

babochka_11Такие роскошные усики позволяют быстро найти самку по запаху.

 Недаром у китайцев бабочки — это знак влюбленных, символ супружеского счастья. Правда, ассоциируется бабочка в первую очередь с мужчиной, который «пьет сок девушек-цветов». В Японии же этот символ не столь оптимистичен: бабочка здесь означает чаще всего непостоянство, временную любовь, гейшу и т.п. Вот почему у японцев название оперы Д. Пуччини «Мадам Баттерфляй» (butterfly — англ. «бабочка») вызывает совершенно неверные ассоциации.Впрочем, и отношение европейцев к бабочке не было однозначным. Нередко наряду с жизнерадостностью и счастьем она символизировала и преходящесть земных удовольствий, пустую любовь, ветреность, легкомыслие (вспомним хотя бы, кого называют «ночными бабочками»). Стоит отметить, что в Мексике «марипозой» («бабочка» по-испански) ни женщин, ни нормальных мужчин не назовут — это сленговое словечко для геев.

babochka_12

Е. Шварц «Обыкновенное чудо»: «АДМИНИСТРАТОР: …Сегодня, например, вижу: летит бабочка. Головка крошечная, безмозглая. Крыльями бяк, бяк — дура дурой! Это зрелище на меня так подействовало, что я взял да украл у короля двести золотых…».

А. С. Пушкин:   «Закабалясь неосторожно,Мы их любви в награду ждем,Любовь в безумии зовем,Как будто требовать возможноОт мотыльков иль от лилейИ чувств глубоких и страстей!».

Символическое значение бабочки как гибельной страсти усилилось и странной особенностью этих насекомых лететь на свет — свечу, лампу, — лететь, чтобы в итоге погибнуть. Этот образ бабочки стал одним из самых распространенных в поэзии, популярных песнях.

babochka_13

Из песни к-ф «Жестокий романс»):

«Я,  словно бабочка,  к огнюСтремилась так неодолимоВ любовь, в волшебную страну,Где назовут меня любимой».

Из песни В. Меладзе:

«Самба белого мотылькаУ открытого огонька,Как бы тонкие крылышки не опалить».

Песня группы JETHRO TULL о гибельном полёте двух влюблённых мотыльков:

Х. Кортасар:

«Как в яблоко ты — жадным ртом,как я в тебя — всем жадным телом,так бабочка в окно влетеласвой танец станцевать с огнем».

С. Аксёненко:

«Бьется… в стекло бабочкаНочью.Рвется… она к лампочке,Хочет.Не знает… что ей будет плохо,Когда к цели своей придёт.

Как я… к тебе стремился,Как… об твой холод бился,И вот к цели своей пришёл.

…Длинна ночь…, и новый бьется.Он тоже… прорваться хочет.Он к свету, к теплу стремится,Не знает, куда идёт…

Бьется… в стекло бабочкаНочью…Рвётся… она к лампочке,Хочет.Без мыслей,Так ей велит инстинкт».

babochka_14

 На самом деле бабочки, летя на свет, ищут не тепло и уж тем более не смерть. Причина в том, что многие летающие насекомые привыкли в своем полете ориентироваться  по естественным источникам света — Солнцу и Луне. Лучи, исходящие от столь отдаленных объектов, долетая до Земли, для бабочек являются практически параллельными, и они летят, придерживаясь по отношению к ним определенного угла. У искусственных же источников света, ввиду их близости, лучи расходятся резко радиально. Пытаясь выдержать определенный угол по отношению к ним, мотылек начинает кружить по спирали, неумолимо приближаясь к смертельному пламени.

babochka_15

 Впрочем, на множестве античных изображений мы можем увидеть совершенно обратный сюжет — бабочку, вылетающую из костра, погребального костра… Дело в том, что у древних греков и римлян это насекомое олицетворяло человеческую душу. Древнегреческое слово «псюхе» одновременно обозначало и «бабочку», и «душу», и «дыхание». Широко известен миф о Психее и Амуре, в котором переплелось множество выше упомянутых аллегорий. В изложении Апулея он звучит так.

Царская дочь Психея стала возлюбленной знаменитого бога любви. И все бы было хорошо, если бы не одно из условий: она никогда не должна была видеть обличье своего суженого при свете. Понятное дело, девушка не удержалась и однажды ночью зажгла светильник. Спящий Амур оказался действительно прекрасен, но пока Психея зачарованно смотрела на него, капля масла с лампы упала ему на кожу и он исчез. Пройдя множество испытаний и страданий в поисках возлюбленного (так, Психея спускалась даже в мрачный Аид за живой водой), девушка все-таки добивается разрешения на брак у самого Зевса. Символом этой любви, способной проникнуть даже в загробное царство, и стала бабочка.

babochka_16Канова. «Амур и Психея».

 Олицетворение бабочки и человеческой души распространено у многих народов: племен Заира, новозеландских маори, мексиканских индейцев… А если во время погребения древнего кельта на похоронах появлялся белый мотылек, никто не сомневался, что это душа усопшего прилетела проведать свою старую «оболочку».

babochka_1Эльфы — загадочные, неуловимые и счастливые — благодаря Шекспиру и Андерсену также приобрели черты бабочек.

Польза и вред

«Поэтому добро, которое такой человек делает, является посущности злом. …Оно подобно также изнурённой блуднице снакрашенным лицом. Ещё оно подобно бабочке с серебрянымикрыльями, летающей там и тут и откладывающей яйца на листьяхполезных деревьев, которые из-за этого не приносят плодов».(Э. Сведенборг «Истинная Христианская Религия»)

 Когда мы произносим слова «вредное насекомое», перед нашим взором вряд ли предстанет бабочка (исключая, разве что, моль). В человеческом сознании как-то не очень уютно уживается представление о том, что противные гусеницы и прекрасные бабочки — «кровные родственники». Тем не менее, это так. Прежде чем обрести свою красу и изящный хоботок, бабочке приходится провести большую часть жизни в неприглядном образе ненасытной личинки.

 Одной из самых прожорливых является гусеница бабочки полифем, которая умудряется за первые 56 дней поглотить пищи в 86 тысяч раз больше своего веса. Неудивительно, что личинки бабочек очень сильны. Так, гусеница хорошо всем известной капустницы может тащить за собой груз в 25 раз тяжелее, чем она сама.Наиболее быстро развивается личинка яблонной плодожорки — за год могут смениться 2-3 поколения. Зато личинка ивового пахучего древоточца развивается около 2-3 лет. Как видно из названия, она живет в древесине, ею же и питается, так что спешить древоточцу некуда, от перепадов климата он защищен надежно.

babochka_17a         babochka_17bПримеры отменной маскировки: слева — гусеница пяденицы, справа — бабочка лимонница.

 Отдельные гусеницы выбирают совсем уж необычную среду обитания. Так, восковая огневка научилась переваривать пчелиный воск и поэтому поселяется прямо в пчелиных ульях. При этом она так оплетает соты паутиной, что бедные «хозяева» не могут к ним проникнуть, и тогда у пчеловодов нет иного выхода, как этот улей сжечь. Другая гусеница — личинка бабочки голубянки поселилась в… муравейниках, правда, на более взаимовыгодных основаниях. Хотя она иногда и пожирает муравьиные яйца и «стада» тлей, муравьи ее терпят, ибо взамен она «поит» их собственными сладкими выделениями.

Взаимоотношения человека с гусеницами также полны парадоксов. Иногда их прожорливость бывает и кстати. Так, в Австралии бабочке-огневке даже установлен… памятник! За какие такие заслуги, спросите вы? За те же самые.Австралия, как известно, континент особенный, вмешательства человека в его экологию часто вызывали катастрофические последствия. Сперва, как вы помните, завезли кроликов, которые в стране, практически лишенной хищников, окончательно распустились, расплодились и оккупировали все пастбища. Тогда, чтобы оградить пастбища от длинноухих оккупантов, завезли и посеяли кактус-опунцию. Опунции здесь, впрочем, тоже понравилось и бедные белые австралийцы теперь не знали, как избавиться от разросшегося где только можно кактуса. Точку в этой эпопее поставила завезенная из США бабочка-огневка, которая специализировалась именно на опунции, и быстро восстановила природный баланс.

 Но самой знаменитой и полезной для человека бабочкой, безусловно, является тутовый шелкопряд — поставщик шелка. Ученые считают, что «приручение» этой бабочки началось около 4,5 тысяч лет назад в Китае. Доприручали тутового шелкопряда до такой степени, что тот стал настоящим домашним животным, совершенно неприспособленным к независимой жизни.

babochka_19Бабочка тутового шелкопряда.

Даже летают эти бабочки не лучше курицы. Да им это и не нужно, главное, чтобы коконы попышнее плели. За эти коконы, в которых личинки шелкопряда превращаются в куколки, этих бабочек и кормят, и поят.Производство шелка в Китае долгое время было государственной тайной. Сперва его производством занимались только императрица и самые высокопоставленные дамы. Затем шелкопрядство пошло в народ, но долгое время именно китайским народом это дело и ограничивалось. За разглашение тайны шелка тотчас казнили.

babochka_20Гусеница и кокон тутового шелкопряда.

 Первой утечкой информации была свадьба китайской принцессы с властителем Бухары. Она сделала своему мужу поистине царский подарок — вывезла в своей мудреной прическе яйца «шелкового червя». Вскоре шелк начал производиться в Индии, где секрет его производства также сохранялся достаточно строго. До тех пор, пока практичные христианские монахи, утомленные долгими путешествиями по «шелковому пути», не вывезли в полых посохах яйца шелкопряда вместе с семенами тутового дерева. Монополия на производство шелка закончилась, хотя восток и был еще долгое время вне конкуренции.

 В завершение стоит сказать, что экономные китайцы и индийцы нашли тутовому шелкопряду еще одно применение — из его гусениц готовят десятки разнообразных блюд. Невзирая на наше отношение к этому, цена подобной «экзотики» в европейских ресторанах около 35 долларов! Так что тутовый шелкопряд — это не только ценный шелк…

История полного превращения

«Я уверен, без заботМотылек живет!Вот я! Вот я!Превращаюсь в мотылька!».(В. Медведев «Баранкин, будь человеком!»)

«Сорви кокон свой, стань воздушной,Отныне всё — прочь, всё — не нужно!Так вот какова дочь у куколки скушной…

Бабочка — вниз… Бабочка — вверх…Бабочка — жизнь… Бабочка — смерть…»(С. Курий)

 У человека всегда была и есть потребность в чудесах. Нам скучно жить в мире, где нет волшебных палочек, НЛО или Лох-Нэсских чудовищ. Тем не менее, реальный мир и так полон чудес, их просто надо уметь видеть…

Кэрби и Спенс «Общая естественная история насекомых…»: «Предположим, что какой-нибудь натуралист вдруг объявил бы об открытии животного, которое в течение первых пяти лет своей жизни существует в виде змеи; потом углубляется в землю и, соткав себе саван из тончайших шелковых нитей, сжимается в этом покрове в тело, лишенное рта и членов, похожее как нельзя более на египетскую мумию, и затем, пробыв в таком состоянии без пищи и движения в течение долгих трех лет, разрывает в конце этого периода свои шелковые пелены и из земли является на свет Божий в виде крылатой птицы. Предположим это и спросим — каковы были бы ощущения в народе, возбужденные таким необыкновенным известием? Каково было бы удивление после первых минут сомнения в справедливости показания!».

Действительно, стоит только остановиться и задуматься, каким это образом вредный червяк преображается в очаровательную летунью, как чувствуешь, что прикасаешься к какой-то сокровенной тайне мироздания.

 Священники, философы, оккультисты видели в этом превращении божественный намек на то, что и человек, погрязший в приземленной суете жизни («гусеница»), способен, пройдя символическую смерть («куколка»), преобразиться в свободную и прекрасную сущность, вырвавшуюся из плена «земного притяжения» («бабочка»). Некоторые ученые даже высказывали оригинальную гипотезу, что мумифицирование усопших в древнем Египте могло возникнуть под впечатлением от гусениц, плетущих кокон.

Франклин Меррелл-Вольф «Пути в иные измерения»:«…Можно сказать, что жизнь и философия бабочки сосредоточены вокруг творчества и радости, и таким образом самоцелью является красота вместо грубой утилитарности. Следовательно, реальное и ценное для бабочки имеет не только совсем иной смысл, чем для гусеницы, но смысл этот и вовсе выше понимания последней.Куколка представляет этап, когда гусеница умирает как гусеница. Для сознания гусеницы это должно казаться уничтожением или «угасанием», как и Нирвана — неозаренному субъектно-объектному сознанию. Но если взглянуть как бы с другой стороны, куколка — это открытая дверь к вольной жизни бабочки.…Символ этот особенно красив. Ограничения жизни гусеницы очень хорошо представляют ограничения субъектно-объектного сознания. С перспективы субъектно-объектного сознания конечные проблемы философии остаются без всякого удовлетворения и часто заключают в себе непримиримые противоречия. Эти решения достигаются и противоречия примиряются Теми, кто пробудился к Трансцендентным Уровням, ибо Они обладают большим кругозором, символизируемым бабочкой, и могут охватить субъектно-объектный или поверхностный мир в высшем единстве пространства, представленного здесь Высшим Сознанием».

Ф. Гарсиа Лорка «Восточная песня»:«Для мотыльков ты солнце,застрявшее в предвечерье,в червей же вселяешь ужас —обжечься боятся черви».

Песня группы THE CURE о девушке-гусенице, которая скоро превратится в бабочку:

 Вы скажете, что, мол, это «высокие аллегории», а как обстоит все на самом деле? «На самом деле» все обстоит не менее дивно. Несчастный Учитель всех учителей древности — Аристотель — не мог придумать ничего более научно вразумительного, как назвать личинку насекомого, до тех пор, пока она растет, «мягким яйцом». То есть, гусеница — это всего лишь чудное яйцо, а «настоящее рождение» происходит лишь при выходе из куколки. Современная наука, конечно, сильно продвинулась в изучении процесса так называемого полного превращения/метаморфоза, но открытия ученых самого «чуда» ничуть не умалили.

Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»: «— Боюсь, что не сумею вам все это объяснить, — учтиво промолвила Алиса. — Я и сама  ничего не понимаю. Столько превращений в один день хоть кого собьет с толку.— Не собьет, — сказала Гусеница.— Вы с этим, верно еще не сталкивались, — пояснила Алиса. — Но когда вам придется  превращаться в куколку, а потом в бабочку, вам это тоже покажется странным.— Нисколько! — сказала Гусеница.— Что ж, возможно, — проговорила Алиса. — Я только знаю, что мне бы это было странно».

Оказалось, что метаморфоз насекомых возможен благодаря тому, что в их организме изначально закладываются две совершенно разные «программы» развития. После того, как отложенное бабочкой яйцо начинает делиться, в нем обосабливается отдельная группа клеток (имагинальные диски), которые до поры до времени находятся как бы в «спящем» состоянии. Развиваться продолжают лишь те клетки, которые необходимы для программы «гусеница». Правда, с того момента, когда сформировавшаяся личинка появляется из яйца, «гусеничные» клетки перестают делиться — они только увеличиваются в размерах вслед за гусеницей.

 Когда гусеница «чувствует», что она уже «сыта по горло» и пришло «время любить и летать», включается вторая «программа» развития. «Программы» развития регулируются сложными процессами выделения гормонов, которые продуцируются в головной части насекомого.Личинка превращается в куколку (некоторые «стыдливые» виды предварительно упаковываются в кокон). Когда-то ученые поспешно назвали стадию куколки «покоящейся». Какой там покой! Под оболочкой куколки вовсю «кипит» настоящая биолаборатория. Имагинальные диски «оживают» и начинают делиться. Существо, бывшее раньше личинкой неузнаваемо преображается: вместо жующего рта появляется изящный сосущий хоботок, вместо коротких лапок — тонкие длинные ноги, меняется вся мышечная система, и главное — формируются органы размножения и крылья. Старые же «гусеничные» клетки служат лишь питательным сырьем для образования новых «бабочкиных». В какой-то момент почти все содержимое куколки представляет собой полужидкую кашицу.

babochka_21

 Но вот наступает момент, когда на наших изумленных глазах «склеп» открывается и вместо уродливой гусеницы из него появляется… Ну, конечно, не так быстро. «Новорожденная» бабочка еще не совсем красавица, покровы ее мягки, крылья скомканы. Она выбирается на стебель, какое-то время сохнет и ждет пока кровь наполнит сосуды крыльев. Крылья расправляются, и бабочка отправляется в полет, чтобы найти брачных партнеров. А по пути опыляет цветы, радует наш глаз и вдохновляет чудом «превращения» на стихи и мудрые мысли.  

Б. Гребенщиков:«Все, что я знал; все, чего я хотел —Растоптанный кокон, когда мотылек взлетел».

Р. Бах «Иллюзии»: «То, что гусеница называет Концом света, Мастер назовет бабочкой».

babochka_23

 Автор: Сергей КурийВпервые опубликовано в журнале «Твоё Время» №10-11 2004 (ноябрь)

www.kursivom.ru


Смотрите также