Анализ стихотворения Бунина Полевые цветы. Бунин цветы


Анализ стихотворения Бунина Полевые цветы сочинения и текст



анализ стихотворение Бунин полевые цветы

Картинка Анализа стихотворения Бунина Полевые цветы № 1

анализ стихотворение Бунин полевые цветы

  1. В стихотворении Полевые цветы лирический герой, несмотря на роскошь и ухоженность дорогих цветов, взлелеянных в теплицах, привезенных из-за синих морей. отдает предпочтение скромным полевым цветам, которых взрастили дожди, солнце, естественная среда, закалила непогода: Есть на полях моей родины скромные Сестры и братья заморских цветов: Их возрастала весна благовонная В зелени майской лесов и цветов. Дорогие тепличные цветы очень красивы, но они не могут выжить в условиях живой природы родного края лирического героя. Они слишком хрупки и капризны для этого. Полевые цветы автор сравнивает с людьми. Их вырастила сама природа. Они свободны, их не окружают стены теплиц, они любуются небом. Главная тема стихотворения-описание цветов. Лирический сюжет -лирический герой видит в витрине экзотические дорогие цветы и сравнивает их с полевыми цветами своей родины. Проблема стихотворения-противопоставление родного и чуждого. Композиция стихотворения-Стихотворение построено на противопоставлении. Первые две строфы описание заморских цветов, остальные полевых. Преобладающее настроение, его изменение. -При описании тепличных цветов торжественное, но особых эмоций они у героя не вызывают. От описания полевых цветов веет теплотой. В конце настроение грустное. Жанр-лирика пейзажная+философская Строфа-5 строф. Четверостишия Основные образы. Дорогие тепличные цветы очень красивы, но они не могут выжить в условиях живой природы родного края лирического героя. Они слишком хрупки и капризны для этого. Полевые цветы автор сравнивает с людьми. Их вырастила сама природа. Они свободны, их не окружают стены теплиц, они любуются небом. Лексика стихотворения. Устаревшее и просторечное возрастили. Книжное поэтическое небосклон. Поэтический синтаксис-сложные предложение. Использование многоточия. Изобразительные средства иносказания: Эпитеты: тонкие запахи. бурные грозы. благовонная весна Метафоры: небосклона простор голубой. вечных созвездий узор золотой Звукопись-Стихотворение звучит напевное, как баллада. Размер-Четырехстопный дактиль. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге Ритм и рифма. Способы рифмовки: 1-я 3-я строфы, 5-я строфа перекрестная 4-я строфа ABBB (зеркальные голубой таинственный золотой)

Бунин «Полевые цветы»

Картинка Анализа стихотворения Бунина Полевые цветы № 2

Творчество выдающегося писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина занимает особое место в русской литературе.

Творчество И. А. Бунина

Благодаря своему непревзойденному таланту и литературному мастерству, он сумел вложить в свои произведения всю тонкость и гармонию окружающего мира. Поэтика Ивана Бунина заслуживает особого внимания читателя.

В его произведениях мы можем увить не только простые истории, но и глубокий философский смысл, который заставляет нас задуматься о вечных ценностях, которыми наполнена наша жизнь.

Стихотворение «Полевые цветы» принадлежит к категории, на первый взгляд, простых, но одновременно психологически глубоких произведений.

Стихотворение «Полевые цветы»

В начале произведения, И. А. Бунин описывает читателю красоту дорогих цветов, которые красуются в витринах дорогих цветочных магазинов. Эти цветы излучают красоту и изящество, очаровывая своим тонким изысканным ароматом прохожих.

Их заботливо растили в теплицах, поэтому магазинные цветы не знают, что такое ветер и мороз. Они привыкли к тому, что их постоянно лелеяла человеческая рука. Однако в середине стихотворения, автор описывает родственников привозных растений – обычных русских полевых цветов.

Полевые цветы росли в открытом поле – они знают, что такое неблагоприятные погодные условия, так как не раз противостояли им. Такие цветы не чувствовали заботы человека, только солнце ласкало их своими приветливыми лучами.

Автор показывает нам истинную красоту полевых цветов – ведь они впитали в себя всю красоту окружающей природы – вечернее небо, мерцание звезд, дыхание весеннего ветра.

Изящество полевых цветов подчеркивает их стыдливость – они не претендуют на признание людей, несмотря на то, что являются прекрасными.

Тема стихотворения «Полевые цветы»

В своем стихе Иван Бунин поднимает одновременно две необычайно важные темы – это любовь к природе и истинная красота.

Несмотря на то, что на первый взгляд, полевые цветы могут показаться не такими красивыми, как те, которые были выращены в теплицах, автор помогает увидеть читателю их истинную привлекательность.

Ведь полевые цветы передают чарующую атмосферу природы, которая не доступна для тепличных цветков. В конце стихотворения автор делиться с читателем своей ностальгией за природой родного края.

Полевые цветы словно служат связующим звеном между природой и самим автором.

Бунин И. А. - «Полевые цветы»

Картинка Анализа стихотворения Бунина Полевые цветы № 3

Стихотворение Ивана Бунина «Полевые цветы»

В блеске огней, за зеркальными стеклами,Пышно цветут дорогие цветы,Нежны и сладки их тонкие запахи,Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,Их привезли из-за синих морей;Их не пугают метели холодные,Бурные грозы и свежесть ночей.

Есть на полях моей родины скромныеСестры и братья заморских цветов:Их возрастила весна благовоннаяВ зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,А небосклона простор голубой,Видят они не огни, а таинственныйВечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,Сердцу и взору родные ониИ говорят про давно позабытыеСветлые дни. Автор: Бунин И. А. .

«Полевые цветы» И.Бунин

Картинка Анализа стихотворения Бунина Полевые цветы № 4

«Полевые цветы» Иван Бунин

В блеске огней, за зеркальными стеклами,Пышно цветут дорогие цветы,Нежны и сладки их тонкие запахи,Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,Их привезли из-за синих морей;

Их не пугают метели холодные,Бурные грозы и свежесть ночей…

Есть на полях моей родины скромныеСестры и братья заморских цветов:Их возрастила весна благовоннаяВ зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,А небосклона простор голубой,Видят они не огни, а таинственныйВечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,Сердцу и взору родные ониИ говорят про давно позабытыеСветлые дни.

Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы»

«Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» — родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение «Полевые цветы», созданное в 1887 г. и претерпевшее редакцию в 1900 г. соответствует заявленной авторской парадигме.

Поэтический текст построен на развернутом противопоставлении двух образов — дорогих «заморских» и непритязательных луговых цветов.

Тепличные растения пышны и изысканны, обладают тонким ароматом. Их красота умножается зеркальным блеском витрин. Дорогой товар окружен вниманием людей: его заботливо ограждают от холода и «свежести ночей».

Полевые цветы ценны не меньше экзотических «гостей»: сравнение «сестры и братья», поставленное в начало части о луговых растениях, выглядит уверенно и быстро уравнивает позиции «спорящих сторон». Скромные и неприхотливые травы милее лирическому герою, потому что «сердцу и взору родные». Ряд противопоставлений продолжается: вместо тщательных усилий садовников — тепло «весны благовонной», вместо теплиц и искусственного света — «голубой простор» небес и таинственный «золотой узор» звезд. Длинная антитеза завершается парой «роскошная и утонченная искусственная красота — естественная «красота стыдливая», которая связана с воспоминаниями о родном крае и счастливыми переживаниями.

Начинающий автор удачно использует прием олицетворения: анафора «видят» и одиночное «говорят», примененные в отношении к цветам, оживляют их, наделяют душой.

В раннем произведении отражаются важнейшие сквозные образы чистого неба и «вечных созвездий», которые лягут в основу идеологии художественного пространства Бунина. Синий небосвод и сияние звезд символизируют загадочный и бесконечный универсум, в котором человек — не центр, а лишь часть вечного движения.

Образ полевых цветов, дорогой сердцу детали родного пейзажа, также можно отнести к категории знаковых, получивших в дальнейшем развитие и философское осмысление. Лирическому герою «всего дороже» обыкновенный донник, наделенный эпитетом «золотой». Цветущие «синие подснежники» становятся одним из слагаемых далекой и прекрасной молодости. Луговые травы включены в исчерпывающую формулу щемящей любви к Родине, которая звучит в произведении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Стих И. Бунина "Полевые цветы"

В блеске огней, за зеркальными стеклами,Пышно цветут дорогие цветы,Нежны и сладки их тонкие запахи,Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,Их привезли из-за синих морей;Их не пугают метели холодные,Бурные грозы и свежесть ночей.

Есть на полях моей родины скромныеСестры и братья заморских цветов:Их возрастила весна благовоннаяВ зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,А небосклона простор голубой,Видят они не огни, а таинственныйВечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,Сердцу и взору родные ониИ говорят про давно позабытыеСветлые дни.

Похожие статьи:

Слушать стихотворение аБунина Полевые цветы

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Полевые цветы

Анализ стихотворения Бунина Полевые цветы

ostihe.ru

Бунин «Полевые цветы»: тема и анализ стихотворения

 

Творчество выдающегося писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина занимает особое место в русской литературе.

Творчество И. А. Бунина

Благодаря своему непревзойденному таланту и литературному мастерству, он сумел вложить в свои произведения всю тонкость и гармонию окружающего мира. Поэтика Ивана Бунина заслуживает особого внимания читателя.

В его произведениях мы можем увить не только простые истории, но и глубокий философский смысл, который заставляет нас задуматься о вечных ценностях, которыми наполнена наша жизнь.

Стихотворение «Полевые цветы» принадлежит к категории, на первый взгляд, простых, но одновременно психологически глубоких произведений.

Стихотворение «Полевые цветы»

В начале произведения, И. А. Бунин описывает читателю красоту дорогих цветов, которые красуются в витринах дорогих цветочных магазинов. Эти цветы излучают красоту и изящество, очаровывая своим тонким изысканным ароматом прохожих.

Их заботливо растили в теплицах, поэтому магазинные цветы не знают, что такое ветер и мороз. Они привыкли к тому, что их постоянно лелеяла человеческая рука. Однако в середине стихотворения, автор описывает родственников привозных растений – обычных русских полевых цветов.

Полевые цветы росли в открытом поле – они знают, что такое неблагоприятные погодные условия, так как не раз противостояли им. Такие цветы не чувствовали заботы человека, только солнце ласкало их своими приветливыми лучами.

Автор показывает нам истинную красоту полевых цветов – ведь они впитали в себя всю красоту окружающей природы – вечернее небо, мерцание звезд, дыхание весеннего ветра.

Изящество полевых цветов подчеркивает их стыдливость – они не претендуют на признание людей, несмотря на то, что являются прекрасными.

Тема стихотворения «Полевые цветы»

 В своем стихе Иван Бунин поднимает одновременно две необычайно важные темы – это любовь к природе и истинная красота.

Несмотря на то, что на первый взгляд, полевые цветы могут показаться не такими красивыми, как те, которые были выращены в теплицах, автор помогает увидеть читателю их истинную привлекательность.

Ведь полевые цветы передают чарующую атмосферу природы, которая не доступна для тепличных цветков. В конце стихотворения автор делиться с читателем своей ностальгией за природой родного края.

Полевые цветы словно служат связующим звеном между природой и самим автором. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Бунин «Детство»: чему учит нас стихотворение Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspБылины о Добрыне Никитиче: характер и прототипы героя

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Конспект урока по литературному чтению. И. Бунин "Полевые цветы"

Конспект урока 3 класс.

Тема. И. Бунин. "Полевые цветы"

Цели. Создавать условия для ознакомления с текстом, формировать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас;

Способствовать развитию речи, памяти, мышления;

Способствовать воспитанию любви к природе;

Познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

Регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование. Учебник "Литературное чтение", презентация, цветочные бла­говония, карточки для работы в группе.

Ход урока

  1. Организационный момент

Посмотрите на меня спокойно, удивлённо, с лёгкой грустью, радостно, нежно, спокойно. Эти эмоции я постараюсь вызвать у вас на уроке, чтобы вы испытали и радость, и нежность, и лёгкую грусть, и удивление.

II.Подготовка к восприятию нового материала.

Отгадывание загадок о цветах. На доске ри­сунки детей с изображениями полевых цветов. Дети читают загадки о цветах и показыва­ют их.

Желтая скатерка,

Белая оборка,

У оборки той зубцы -

Закругленные концы. (Ромашка.)

Учитель. Объясните, почему вы так считаете?

Ученик 2

У травки-кудрявки

Кисточки лиловые,

В них цветки медовые,

А у листа - верхушка -

Ветка-завитушка. ( Мышиный горошек.)

Ученик 3

Цветик-невеличка,

Яркий огонек.

Как зовут? ( Гвоздичка. )

Ученик 4

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух

И превратился в пух. ( Одуванчик.)

Ученик 5

Любят зайчатки

Листья-тройчатки

От травы-полевки,

Красной головки. ( Клевер красный. )

Ученик 6

Эй, звоночек, синий цвет,

С язычком, а звону нет! Д. Колокольчик.

У. Где растут эти цветы? Как их можно назвать?

Д. Это полевые цветы, потому что они растут в поле.

У. Закройте глаза и представьте, что вы находи­тесь на лугу в момент цветения и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сде­лайте глубокий вдох носом и выдох ртом два-три раза.

Откройте глаза. Перед вами изображение буке­та полевых цветов.

Картины "Букет цветов" голландского художника Яна ван Хёйсума (1722)

Об этих скромных и нежных цветах поэты сочиняли стихи, композиторы писали музыку наэти стихи .

На доске – портрет Бунина . Учащиеся формулируют задачи, исходя из того, что мы изучаем тему «Поэтическая тетрадь»

-Познакомиться с биографией и творчеством И. Бунина.

-Будем работать над содержанием его стихов.

-Научимся понимать их и читать выразительно.

Сегодня мы познакомимся со стихотво­рением Ивана Бунина "Полевые цветы".

Сведения об авторе

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения  в области науки и литературы.

И.А.Бунин  родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, врачующее воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из - за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов. Он уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию.

Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище

III. Первичное восприятие текста

Книги у учащихся закрыты.

У. Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы: какие цветы поэту нравятся больше дру­гих? Почему?

Учитель читает стихотворение.

- Ответьте на поставленный перед вами вопрос.Д. Поэту нравятся цветы лесов и лугов. Они напоминают про "давно забытые светлые дни". Они красивые и сердцу родные.

IV. Словарная работа

V. Прочитайте стихотворение про себя и выде­лите непонятные слова.

Учитель объясняет смысл слов.

Пышно - ярко, нарядно, великолепно.

Заморских (цветов) - привезенных из-за моря, из других стран.

Благовонная (весна) - аромат, запах.

Вечных созвездий - группа звезд.

"Сестра и братья заморских цветов" - родные садовых цветов.

VI. Работа с текстом по группам.

Первая группа работает над первой частью, вторая над второй частью

Вопросы для групп.

У. Сколько частей в стихотворении? Почему?

Первая группа

Вторая группа

О каких цветах идет речь в первой части? Назовите их.

-Докажите, что они хорошие.

-Почему же они автору нравятся меньше, чем полевые?

Как об их красоте говорит поэт?.

Нарисуйте словесную картинку места: где ра­стут садовые цветы? В каких условиях? Как они выглядят?

О каких цветах идет речь во второй части? Назовите их.

Докажите, что они хорошие.

-Почему же они автору нравятся больше, чем полевые?

Как об их красоте говорит поэт?.

Нарисуйте словесную картинку места: где ра­стут полевые цветы? В каких условиях? Как они выглядят?

VII. Ответственные в группе дают ответы на вопросы.

VIII. Прочитайте стихотворение целиком. Рас­смотрите иллюстрации к нему.

Дети выполняют задание.

- Какими строчками можно подписать эти ил­люстрации?

"Скромные сестра и братья заморских цветов". - "Веет от них красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они".

IX. Обобщающая беседа

Выделим выразительные средства, которые использует автор для придания стихотворению красоты, которые называются средства художественной изобразительности

«Эпитеты – это …». Давайте найдём в стихотворении эпитеты.

«Сравнение - это …»

– Где в своем стихотворении Бунин использует сравнение?

“Песок – как шёлк…”

– Как вам кажется, почему как шёлк?

Ведь шёлк это ткань, разве можно песок сравнивать с тканью?

Какое ощущение передаёт нам поэт этим сравнением?(Нежности, мягкости).

Ребята, давайте перечитаем строчку “бродить по этим солнечным палатам”

В нашем представлении слово палата ассоциируется с больницей. Что с чем сравнивается?

Как называется такое скрытое сравнение? (Метафора

У. Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение?

Д. Нам дороги полевые цветы, родная приро­да, потому что мы их видим каждый день, к ним привыкли, они стали родными. Мы их за это лю­бим, они наши - скромные и прекрасные.

- Эти картины природы волнуют нас, застав­ляют думать о чем-то родном и хорошем.

У. Как поэт относился к своей родине - России?

Д. Иван Бунин любил свою родину, грустил о ней.

X. Работа над выразительностью чтения

У. Стихотворение называется "Полевые цветы". Автор не называет их в отдельности, а говорит обо всех полевых цветах.

Определите, что хотел выразить Бунин в этом стихотворении, о чем думал?

Д. Он хотел выразить свою любовь к родной природе, к родине.

У. Как вы думаете, с каким настроением надо читать это стихотворение?

Д. Первую часть - равнодушно, холодно, вто­рую часть - тепло, восторженно.

У. Какой надо выбрать темп?

Д. Умеренный.

Лучший чтец награждается.

Дети читают стихотворение.

XI.Рефлексия

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

XII. Информация о домашнем задании

     Выучить наизусть, нарисовать рисунок.

infourok.ru

Образы цветов в поэзии И.А. Бунина

hello_html_7790c1a6.gifМинистерство образования Республики Саха ( Якутия)

Таттинское управление образования.

Образы цветов в поэзии И.А. Бунина

Работа ученицы 9 класса МБОУ « Туора- Кюельская средняя общеобразовательная школа имени П.П.Кочнева с углубленным изучением отдельных предметов» Таттинского улуса Васильевой Виктории.

Руководители: Гуляева О.Н.; Алексеева Л.Э.

Туора-Кюель, 2009

Введение.

Творчество замечательного поэта И.А. Бунина — это целый мир, каждое стихотворение — часть этого мира. Все стихотворения, прочитанные нами, о детстве, лирический герой которых — ребёнок — взрослел, его образ становился богаче и разнообразнее, он был зорок и чуток к окружающему миру, он познавал этот мир, и познание мира для ребёнка — и радость, и тревога, и тайна.

Бунин словно говорит нам: какое чудо жить, взрослеть, какое счастье быть наедине с природой, видеть красоту моря и леса, поля и луга, бора и степи...

В поэтическом мире Бунина живёт душа ребёнка, не устающего познавать тайны мироздания, радоваться жизни, любить красоту природы. Начиная с 5 класса, мы знакомились с поэтическим миром Ивана Алексеевича Бунина, его стихами о детстве, о тайниках человеческой души. Вспомните, что значит понятие “поэтический мир”. Это значит, что творчество поэта — целый мир, богатый и разнообразный. И в то же время поэтический мир — это автопортрет поэта. Только портрет этот отражает не внешние черты человека, а внутренние, которые мы называем душой.

В этом заключается актуальность нашей исследовательской работы.

Объектом нашего изучения стали образы цветов в стихотворениях И.А. Бунина.

Предмет исследования можно обозначить как эффективность изучения образов цветов в поэзии И.А. Бунина.

Наша работа нацелена на изучение особенностей образов цветов в стихотворениях И.А. Бунина.

Чтобы добиться поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи:

  • прочитать стихотворения И.А. Бунина;

  • изучить роль образов цветов в поэзии И.А. Бунина;

  • определить место образов цветов в поэтике И.А. Бунина;

В процессе исследовательской работы мы выдвинули следующую гипотезу:

образы цветов в поэзии Бунина тесно переплетены с центральным образом творчества- с о звездами. Цветы становятся отражением духовного мира поэта, его личностных переживаний. Они также выполняют роль цветовых существительных.

Научная новизна: нами проанализированы символы цветов в поэзии И.А. Бунина. Мы изучили функции образа, его предназначение. Составили классификацию художественных пространств, которые создает И.А. Бунин.

Практическая значимость: мы проанализировали особенности художественного воплощения образа полевых и садовых цветов в творчестве И.А. Бунина.

Глава 1. Образы природы в поэзии И.А. Бунина.

Иван Алексеевич Бунин — выдающийся русский писатель, прославившийся как писатель-прозаик. Но начинал свою литературную жизнь Иван Алексеевич с поэзии и вошел в прекрасную плеяду поэтов “серебряного века”.

Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной... И, убаюкан шагом конным, — С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит-поет в стволы ружья.

Первое стихотворение Бунина было напечатано, когда ему было лишь семнадцать, через четыре года вышел первый сборник стихов, но известность пришла к нему лишь через десять лет, после выхода сборника “Листопад” в 1901 году, отмеченного Пушкинской премией Академии наук.

Ту звезду, что качалася в темной воде Под кривою ракитой в заглохшем саду, — Огонек, до рассвета мерцавший в пруде, Я теперь в небесах никогда не найду. В то селенье, где шли молодые года, В старый дом, где я первые песни слагал. Где я счастья и радости в юности ждал, Я теперь не вернусь никогда, никогда.

Первые публикации в печати появились в 1887 году, когда Бунину было 17 лет. По молодости они были слишком интимными стихами, как писали критики. Как у всех молодых авторов наблюдается в стихах подражательство, особенно Жуковскому. Но их отличало авторское раздумье и емкость короткой мысли. Для стихов характерна тютчевская пейзажная лирика. Поэзия Бунина отличается высокой насыщенностью образами природы. Это свойство принципиально важно для стихотворений Бунина.

Посредством образов природы, ее теплого дыхания, божественной красоты, величия объясняется гармония мироощущения лирического героя, безусловное принятие мира и всего, что в нем происходит. Например, в стихотворении «Вечер» 1909 года:

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним...

Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Поражает не только знание природы, красота которой неподвластна человеческому пониманию, но и наблюдательность поэта.

Для достижения большего воздействия на душу читателя поэт использует нарушение ритма стиха и рифмы:

Поэзия Бунина очень своеобразна, стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин — тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. Его стихи своеобразны. Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.

И цветы, и шмели, и травы, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет — Господь сына блудного спросит: “Был ли счастлив ты в жизни земной?” И забуду я все — вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав — И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав.

Бунин резко отрицательно отнесся к символизму, вся его поэтика, по существу, была упорной борьбой с символизмом. Причем поэта не смущало, что в этой борьбе он оказался один. Он стремился вырвать из своего творчества все, что могло бы быть общего с этим течением в искусстве. Бунин особенно отвергал “неправду” символизма. Для символистов действительность была покрывалом, маской, скрывающей иную, более подлинную реальность, разоблачение которой совершается путем преображения действительности в творческом акте. Пейзаж — пробный камень в изображении действительности. Именно тут Бунин особенно упорствует против символистов. Для них природа — сырой материал, который они подвергают переработке. Бунин же хочет быть созерцателем совершенного творения.

Ночь побледнела, и месяц садится За реку красным серпом. Сонный туман на лугах серебрится, Черный камыш отсырел и дымится, Ветер шумит камышом. Тишь на деревне. В часовне лампада Меркнет, устало горя. В трепетный сумрак озябшего сада Льется со степи волнами прохлада- Медленно рдеет заря.

Бунинский пейзаж правдив, тонок и прекрасен, как ни одному символисту и не грезилось. В стихах Ивана Алексеевича мы не видим личности автора. Из своей поэзии он исключает главную составляющую лиризма — “я”. Это основная причина того, что Бунина упрекали в холодности. Но это не холодность, а скорее целомудрие.

Перед закатом набежало Над лесом облако — и вдруг На взгорье радуга упала И засверкало все вокруг. Стеклянный, редкий и ядреный, С веселым шорохом спеша, Промчался дождь, и лес зеленый Затих, прохладою дыша.

Бунин оставался верен своему антисимволизму, он никак не мог поверить, что форма способна служить не только вместилищем мысли, но и выражать саму мысль. Форма стихов Бунина, конечно, безукоризненна, но нельзя не отметить, что поэт сознательно лишил ее многих существенных возможностей. Связав свою форму, он отчасти связал себя.

Багряная печальная луна Висит вдали, но степь еще темна, Луна во тьму свой теплый отблеск сеет, И над болотом красный сумрак реет. Уж поздно — и какая тишина! Мне кажется, луна оцепенеет: Она как будто выросла со дна И допотопной розою краснеет.

Основные качества стиха - простота и ясность, искренность и вдумчивость. Почерк Бунина-поэта - чеканный, четкий, рисунок - сжатый и сосредоточенный, манера - сдержанная, почти холодная. Шестнадцатилетний Бунин в одном из своих стихотворений восклицает: «Ты раскрой мне, природа, объятья, чтоб я слился с красою твоей!»

Позже А.А. Блок скажет: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его - по преимуществу — мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний».

Конец формы

Природа для Бунина — целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним. Природа — неотъемлемая часть всех стихотворений Бунина; так же, как и в жизни, она окружает нас, радует красотой, врачует от боли, спасает от одиночества, учит мудрости. Шедевры пейзажных зарисовок в стихотворениях поэта «Догорел апрельский светлый вечер...», «Октябрьский рассвет», «Светлеет с каждым днём...», «В степи», в поэме «Листопад». Собеседником, другом с детства у поэта была природа. И лирический герой его произведений внимателен к окружающему миру, тонко чувствует природу, сопереживает ей. То он в янтарном окружении “озябшего” сада, то в берёзовом лесу, “где распевают птицы”, то в “сладостном бору”, то “дремлет над Днепром у широкого плёса”, но чаще всего — “среди степи, простора и небес”.

Счастье — по Бунину — это полное слияние с природой. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто “видит и слышит”. А зрение и слух у Бунина были особенные. Всю жизнь поэт углублял и утончал в себе чувство причастности к миру природы. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом.

Читая стихотворения И.А. Бунина, мы вдыхаем “осинников поблекший аромат”, “сладкий запах ржей”, чувствуем “лугов прохладное дыханье”, “грибную сырость в оврагах”, “благоуханье сада”, “сена душистую истому”... Мы радуемся встрече с пугливой стаей голубей, “сверкающих снежной белизной”, с могучим тонконогим оленем, с собакой “с золотистыми глазами”...

В мире его поэзии “соловьи всю ночь поют”, и “журавли друг друга окликают”, “с зари кукушка за рекою кукует звучно вдалеке”, “в степи туманной кричат орлы”, “качаются с криками чайки”, “беспечно иволги болтают”...

У каждого времени года — своя палитра. Весна — “в дурмане голубом”, “в зелёных травах”, “в белом яблоневом цветении”, в лилово-синем море чернозёма...

Летом — “все поле золотое, зной и сухость солнечного света”, “лазурь полуденного зноя”, “повсюду блеск, повсюду яркий свет”, лес “весёлым блеском напоён”, “шафранный свет над полем реет”, “ливни золотые”. Поэзия Бунина учит видеть, слышать, понимать, любить мир, жизнь, родную землю, её красоту — и быть счастливым. Его поэзия — “родник, живой и звонкий”, “живая вода”...

Осенью — “лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный”, “бирюзой сияет небо, а в саду красным пламенем настурции горят”.

Зимой — “леса в жемчужном инее”, “глубокие пушистые снега”, “свет серебристо-голубой, как в сказке льётся над тобой на снег морозный с небосклона”, “и фосфором дымится снег”, “мерцает нежно”.     Пленительная красота поэмы «Листопад» осознается читателем сразу же: он не может остаться безучастным к этой поэтической. панораме леса в пору его увядания, когда краски меняются на глазах, и природа претерпевает свое скорбно-неизбежное обновление. Подкупает и тесная сращенность нарисованных картин с фольклорными образами русских сказок и поверий. Отсюда – развернутое уподобление леса огромному расписному терему со своими стенами, оконцами и чудесной народной резьбой. Лес прекрасен, но с грустной очевидностью меняется, пустеет как родной дом, гибнет, как весь сложившийся годами уклад жизни. Как человек все более отчуждается от природы, так и лир. герой вынужден рвать нити, связывающие его с родными пенатами, отчим краем, прошлым. Такой подтекст лежит в основе поэмы и формирует символический образ Осени, чье имя пишется с большой буквы. Она же называется «угасающей вдовой» чье счастье, как и у лир. героя, оказывается недолговечным. Это определяет символико-философский характер поэмы    Итак, основные черты лир. поэзии Бунина – стремлений к описательной подробности, яркость конкретных деталей, классическая простота, лаконизм, поэтизация вечных человеч. ценностей, и в первую очередь – родной природы

Палитра Бунина-художника богата, ярка, светозарна, щедра. Во всём многообразии цветовой гаммы Бунина выделяется сияние золота и лазури, всех их оттенков и переливов.

Итак , для Бунина природа- одно из важнейших явлений красоты страны , еще шире- красоты жизни на земле , красоты питающей человеческий разум и душу. Мир « везде исполнен красоты» Это утверждает Бунин в стихотворении « В степи».

И.А. Бунин понял принцип жизни и делится своим открытием с нами. Он подчеркивает в каждом из своих стихотворений, что мир безграничен в соединении с природой. Закрыв глаза на мелкие неурядицы , поэт слепо верит в то, что человек рожден для счастья. Каждый миг, слагающий дни, недели, годы, несет нам лучшее; каждый миг ценен и неповторим.

Глава 2.Образы неба и звезд в поэзии И.А. Бунина.

Небо- один из главных образов стихотворения. На нем происходит зарождение жизни, и оно отражает, словно зеркало, все происходящее на земле. Оно своего рода- душа человечества, его надежды и ожидания, хранитель всего самого сокровенного.  Одна из таких граней – это стихотворения о мире природы и мире человека. Стихотворение «Вечер» написано в жанре классического сонета. У Шекспира и у Пушкина сонеты о любви, философские сонеты. У Бунина же в сонете воспеты мир человека и мир природы.

    

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.     А счастье всюду. Может быть, оно     Вот этот сад осенний за сараем     И чистый воздух, льющийся в окно.

    В бездонном небе легким, чистым кроем     Встает, сияет облако. Давно     Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.     А счастье только знающим дано.

    Окно открыто. Пискнула и села     На подоконник птичка. И от книг     Усталый взгляд я отвожу на миг.

    День вечереет, небо опустело,     Гул молотилки слышен на гумне.     Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

    Это стихотворение говорит о том, что мы гонимся за счастьем, ищем его, но не осознаем, что оно вокруг нас («О счастье мы лишь только вспоминаем…»). Люди не всегда могут посмотреть на обычные вещи необычным взглядом; они не замечают их, не замечают счастья. («Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано»). Но от зоркого взгляда поэта не ускользнет ни облако, ни птичка, эти каждодневные вещи, которые приносят счастье. Формула счастья по Бунину выражена в последней строке стихотворения: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».     В стихотворении доминирует образ неба. В лирике Бунина небо – лейтмотив, оно олицетворяет жизнь, оно необыкновенно и вечно. Образ неба обрисован в стихотворении «Раскрылось небо». В этом стихотворении небо – центр размышлений о жизни, но его образ взаимосвязан с другими образами – дня, света, березы. Они словно освещают все стихотворение, береза придает ему белый атласный свет.

  

  Сухие листья, запах пряный,     Атласный блеск березняка…     О, миг счастливый, миг обманный,     Стократ блаженная тоска.

    В этих стихотворениях Бунин словно говорит нам, что мир вокруг нас и дает нам счастливые мгновения.

В поэзии Бунина особо выделяют «звездную лирику», это средоточие тем неба, звезд, вечности и красоты. Он писал великолепные ночные, сумеречные стихи, словно наполненные мерцанием. Это можно объяснить его особенным восприятием мира. Бунин говорил: «Не устану воспевать вас, звезды». Одной из таких песен звездам стало стихотворение «Сириус».

    

Где ты, звезда моя заветная,     Венец небесной красоты?     Очарование безответное     Снегов и лунной высоты?

    Где молодость простая, чистая,     В кругу любимом и родном,     И старый дом, и ель смолистая     В сугробах белых за окном?

    Пылай, играй стоцветной силою,     Неугасимая звезда,     Над дальней моей могилою,     Забытой богом навсегда!

   

 Звезда Сириус – белая, стоцветная, самая яркая звезда на ночном небосклоне. В Древнем Египте Сириус считали священной звездой. В этом стихотворении переплетаются восхищение любимой звездой и философские размышления лирического героя. Звезда – символ судьбы, она ассоциируется с жизнью, молодостью, родиной. Бунин считает звезду понятием философическим, так как и у человека на земле, и у звезды на небе есть высокая миссия – служить вечной красоте. С середины 90-х годов в творчестве И. А. Бунина все сильнее развивается «звездная тема». Поэт противопоставляет прекрасный мир «предвечной красоты» «заблудшей земле»:

Одно только звездное небо,

Один небосвод недвижим,

Спокойный и благостный, чуждый

Всему, что так мрачно под ним.

Бесконечно дорога поэту «неземная красота», но трудно достижима. Приобщение к неизведанному дорого, у души вырастают «крылья вольной птицы», она радуется, коснувшись «солнечной поющей высоты!» Но восхождение на «предельную высоту» не подавляет «бездны страха». Безответные вопросы перед вечным остаются неразрешенными. Утверждающей интонации без оттенков сомнения у Бунина нет:

И быть может, я пойму вас, звезды,

И мечта, быть может, воплотится,

Что земным надеждам и печалям

Суждено с небесной тайной слиться!

И все же земное и небесное у поэта постоянно переплетаются. Возникает чувство сближения привычного и возвышенного, когда «звезды глядят из темных вод», отражаясь в их поверхности. От того, как там, на небе, зависит состояние человеческой души:

И бледны, бледны звезды в небе…

И долго быть мне в темноте,

Пока они теплей и ярче

Не засияют в высоте.

Рассматривая человека как частицу вселенной, Бунин пытался проникнуть в тайны жизни, смерти, осмыслить загадки окружающего его мира. В стихотворении «На распутье» — желание понять «любовь и радость бытия»:

И один я в поле, и отважно

Жизнь зовет, а смерть в глаза глядит…

И. А. Бунин очень любил жизнь. Он часто повторял слова отца: «Поверь, все в жизни проходит и не стоит слез, а самая большая беда — это печаль». Бунина, как человека любознательного и жизнелюбивого, привлекало время, прошлое и настоящее. На эту тему у него есть ряд стихотворений, самое яркое из которых – «Кадильница». «В монастыре забытом» ... «давно потухшая, давным-давно пустая лежит кадильница – вся черная внутри от угля и смолы, пылавших в ней когда-то». Кадильница – символ ушедшего прошлого. Но ее черное дно говорит о том, что в ней горел огонь, значит, в ней горела жизнь. Во второй части стихотворения Бунин делает призыв к самому себе, к своему сердцу

    

Ты, сердце, полное огня и аромата,     Не забывай о ней. До черноты сгори.

    То есть автор призывает жить – гореть, как горела древняя кадильница. В этом мы видим стремление лирического героя исполнить до конца миссию земного пребывания.

Бунин очень много стихотворений посвятил звездам. Это был его любимый образ.

Звезда для Бунина- это символ надежды, счастья. Она ассоциируется с детством. Небо со звездами – это волшебная страна мечты. Поэтому в особо горькие минуты Бунин писал:

Ту звезду, что качалася в темной воде

Под кривою ракитой в заглохшем саду,-

Огонек до рассвета мерцавший в пруде,

Я теперь в небесах никогда не найду

В то селенье , где шли молодые года,

В старый дом, где я первые песни слагал,

Где я счастья и радости в юности ждал,

Я теперь не вернусь никогда, никогда.

Звезды – это образы предвечной красоты, символы Бога. Они дарят чувство покоя, отрешенности от всех мелочных земных забот.

Южный крест, загадочный и кроткий ,

В душу льет свой нежный свет ночной-

И душа исполнена предвечной

Красоты и правды неземной.

Поэт связывает образ звезды с Богом в стихотворении « Крещенская ночь»:

Бриллиантом лучистым и ярким ,

То зеленым, то синим играя ,

На востоке , у трона господня,

Тихо блещет звезда , как живая.

Для Бунина также звезды – это тайна молодости, тайна юной жизни. Это тайна связана неразрывно образами первых цветов.

Понял я, что юной жизни тайна

В мир пришла под кровом темноты,

Что весна вернулась – и незримо

Вырастают первые цветы.

Глава 3. Образы цветов в поэзии И.А. Бунина.

Цветы один из центральных образов в поэзии Бунина. Он некоторые свои стихотворения прямо посвящает цветам, а в некоторых они выполняют роль художественной детали. Цветок- лаконичный символ природы, беспредельности ее совершенства, эмблема круговращения- рождения , жизни, смерти и возрождения. Цветы олицетворяют красоту, божественное благословение, весну , молодость , доброту, радости рая.

Только полевые цветы, по мнению Бунина, могли видеть небо, звезды.

Видят они не теплицы зеркальные ,

А небосклона простор голубой.

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой.

Также как и звезды полевые цветы возвращают поэта в самое счастливое время – в детство.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они

И говорят про давно позабытые

Светлые дни. Таким образом цветы и звезды – это два образа , которые связаны с о светлыми днями.

Мы прочитали стихотворений И.А. Бунина. Из них в 21 стихотворениях встречаются образы цветов. Это и полевые цветы ,и садовые. В поэтическом мире Бунина встречаются образы колокольчиков, льна, медуницы, васильков, фиалок,жасмина, ландыша, лилии, кактусы,розы,хризантемы, настурции, астры, кувшинки.

«В сизых ржах васильки зацветают, бирюзовый виднеется лен». «Колокольчик в молчании бора то замрет, то пять зацветет». « А кругом зеленый лес ликует и цветут фиалки у корней», « она как будто выросла со дна и допотопной лилией краснеет», «осыпаются астры в саду», « на окне серебряном от инея за ночь хризантемы расцвели», « пахнет под росою медуница», « жасмином пахнет жаркий день», « две розы под окном раскрылись – две чаши , полные огня», « отцвели кувшинки и шафран отцвел» и т.д. Бунин несколько стихотворений посвятил цветам: «Жасмин», «Ландыш», «Розы», «Полевые цветы, « Розы Шираза».

С античных времен цветы ассоциируются с райским состоянием жизни м с женской красотой, а также с идеей временности и хрупкости. В « Словаре символов» мы прочитали: « Цветы – это земные звезды». Раскрытие бутона цветка ассоциируется с творением. Как и звезда цветок является образом Центра Вселенной и архетипическим образом Души.

В стихотворении «Ночь» в 1901 году И.А. Бунин писал :

«Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного. Вдали

Я вижу ночь: пески среди молчанья

И звездный свет над сумраком земли.

Как письмена , мерцают в тверди синей

Плеяды , Вега, Марс и Орион.

Люблю я их теченье над пустыней

И тайный смысл их царственных имен!

Образы цветов в творчестве поэта – такие же «письмена». Только мы читаем их на земле.

Не устану воспевать вас, звезды!

Вечно вы таинственно и юны.

С детских лет я робко постигаю

Темных бездн сияющие руны.

В земной же жизни поэт старается постичь незамысловатые рассказы цветов. И то и другое ему очень интересно. Бунин называл звезды «небесными цветами». Таким образом , цветы окружали поэта и на земле , и на небе.

В 1922 году Бунин написал стихотворение «1855год».

Была весна , и жизнь была легка.

Зияла адом свежая могила,

Но жизнь была легка, как облака,

Как тот дымок, что веял из кадила.

Земля как зацветающая новь,

Блаженная , лежала предо мною-

И первый стих, и первая любовь

Пришли ко мне с могилой и весною.

И это ты , простой степной цветок ,

Забытый мной , отцветший и безвестный ,

На утре дней моих попрала смерть , как бог.

И увела в мир вечный и чудесный!( 161 с)

Образ цветка здесь ассоциируется возвращением земной радости. Этот образ побеждает смерть. Поэту опять возвращаются мечты молодости. Этот же образ мы находим в стихотворении « На проселке»:

В мураве колеи утопают,

А за ними , с обеих сторон,

В сизых ржах васильки зацветают,

Бирюзовый виднеется лен.

В стихотворениях Бунина встречаются образы садовых и полевых цветов. Садовые цветы являются часто лишь пейзажной деталью.Иногда садовые цветы выполняют образы печали и грусти. Садовые цветы- печальный образ, олицетворяющий быстротечность человеческой жизни. В « Словаре символов» мы узнали что цветы являются символом краткости бытия. Этот символ раскрывается в творчестве Бунина через образы садовых цветов.

Осыпаются астры в садах…

И подумай что годы идут,

Что с весной как минует ненастье ,

Нам они не вернут

Обманувшего счастья.

Здесь появляется образ обманувшего счастья, призрачного, хрупкого. Именно этот образ ассоциируется с астрами. В «Словаре символов» астра олицетворяет уходящую красоту.

Образы настурции также связаны с уходящей молодостью, ощущением тоски и печали.

Я в холодный обнаженный сад пойду-

Весь рассеян по земле его наряд.

Бирюзой сияет небо, а в саду

Красным пламенем настурции горят.

Первый утренник – предвестник зимних дней,

Но сияет небо ярче с высоты,

Сердце стало и трезвей и холодней.

Но как пламя рдеют поздние цветы.

Поздние цветы ненадолго дарят радость. Садовые цветы недолговечны. Они зависят от чужой воли. Они связаны с безнадежностью.

В стихотворении « Ландыш» ландыш является символом души поэта.

Ландыш

В голых рощах веял холод…

Ты светился меж сухих.

Мертвых листьев… Я был молод,

Я слагал свой первый стих-

И навек сроднился с чистой

Молодой моей душой

Влажно – свежий , водянистый ,

Кисловатый запах твой!

Таким образом , ландыш- это мечты поэта, его мысли о счастье. Ландыш в мировой символической культуре является символом возвращения счастья. У славян этот цветок олицетворяет нежность, чистоту, весну.

Образы цветов в поэзии Бунина выступают как цветовые символы. Бунин говорил о том, что мир состоит из великого множества соединений красок и света, очень важно точно улавливать их и умело подбирать их словесный эквивалент.

«Красным пламенем настурции горят». Настурции – яркое красное пятно посреди белизны снегов. Сочетание белого и красного- это символ тревоги, одиночества. В «Словаре символов» написано, что сочетание белого цвета с красным означает смерть.

В одном из самых красивых стихотворений Бунина появляются образы хризантем. Морозные узоры на окне утром ассоциируются у Бунина с этими прекрасными цветами. Сочетание белого синего, серебристого цветов – излюбленный цвет у Бунина. Это цвет чистоты и жизни.

В стихотворении « Жасмин»

Цветет жасмин .Зеленой чащей

Иду над Тереком с утра.

Вдали меж гор- простой ,блестящий

И четкий конус серебра.

Река шумит, вся в искрах света

Жасмином пахнет жаркий лес.

А там вверху- зима и лето:

Январский снег и синь небес.

В этом стихотворении плавно перетекают друг в друга белый, зеленый голубой, серебристый цвета. Это сочетание цветов символизирует у Бунина душевное спокойствие наслаждение жизнью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы редко задумываемся над тем, что слово как изобразительное средство, как краска, в сущности, очень несовершенно. Попробуйте описать комнату, в которой вы находитесь, или набросать словесный портрет близкого вам человека. Получится так неточно: предмет все время будет выскальзывать из слов, как птица сквозь сеть со слишком крупными ячейками.Непреходящее значение творчества Бунина и подвиг его жизни в том, что он попытался сделать это несовершенное средство как можно более совершенным.Бунин с юности был одинок и скрытен (едва ли не самое популярное его стихотворение называется "Одиночество"). Возможно, это обостряло его наблюдательность, но все-таки разгадка его изобразительности не здесь. Изобразительность вообще вторична, ведь сначала надо ощутить и увидеть то, что будешь потом - пусть тщетно - пытаться изобразить. В основе бунинской изобразительности лежит, конечно, удесятеренное чувство жизни, ее красоты и безобразия, но все-таки красоты в первую очередь.

Небо- один из главных образов стихотворения. На нем происходит зарождение жизни, и оно отражает, словно зеркало, все происходящее на земле. Оно своего рода- душа человечества, его надежды и ожидания, хранитель всего самого сокровенного.  Одна из таких граней – это стихотворения о мире природы и мире человека.

В поэзии Бунина особо выделяют «звездную лирику», это средоточие тем неба, звезд, вечности и красоты. Он писал великолепные ночные, сумеречные стихи, словно наполненные мерцанием. Это можно объяснить его особенным восприятием мира. Бунин говорил: «Не устану воспевать вас, звезды».

Цветы один из центральных образов в поэзии Бунина. Он некоторые свои стихотворения прямо посвящает цветам, а в некоторых они выполняют роль художественной детали. Цветок- лаконичный символ природы, беспредельности ее совершенства, эмблема круговращения- рождения , жизни, смерти и возрождения. Цветы олицетворяют красоту, божественное благословение, весну , молодость , доброту, радости рая.

Мы прочитали стихотворений И.А. Бунина. Из них в 21 стихотворениях встречаются образы цветов. Это и полевые цветы ,и садовые. В поэтическом мире Бунина встречаются образы колокольчиков, льна, медуницы, васильков, фиалок,жасмина, ландыша, лилии, кактусы,розы,хризантемы, настурции, астры, кувшинки.

В стихотворениях Бунина встречаются образы садовых и полевых цветов. Полевые цветы символизируют счастье, связь с Богом, возвращение в детство, надежду. Садовые цветы являются часто лишь пейзажной деталью.Иногда садовые цветы выполняют образы печали и грусти. Садовые цветы- печальный образ, олицетворяющий быстротечность человеческой жизни. В « Словаре символов» мы узнали что цветы являются символом краткости бытия. Этот символ раскрывается в творчестве Бунина через образы садовых цветов. Образы цветов в поэзии Бунина выступают как цветовые символы.

Сам Бунин, описывая свои детские занятия живописью, вспоминал: "Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкал бумагу с утра до вечера, часами простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий День против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве, - и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно божественного смысла и значения земных и небесных красок".Поэзия Бунина выдерживает бесконечное число перечитываний. Мы словно вдыхаем аромат вечно свежего цветка, и то, что мы когда-то уже вдыхали его, только добавляет радость воспоминания. Начитавшись бунинской прозы, вдруг с удивлением чувствуешь, что тебе подменили зрение: начинаешь - хотя бы ненадолго - смотреть на все окружающее пристальней и любопытней. Бунинская поэзия увеличивает остроту зрения его читателей. Все становится значительней, крупнее, делается достойным быть отмеченным и увиденным.

Список литературы

  1. Акаткин В. Живые письмена: Стихотворения И.Бунина // Подъем, 1996, №7

  2. Бунин И.А. Стихотворения.-М., Профиздат, 2000

  3. Данилина Г.И., Эрнер Е.Н. Творческое наследие И.А.Бунина и мировой литературный процесс. // Рус.лит., 1996, №2

  4. Крутикова Л.В. Неугасимый свет: перечитывая Бунина // Нева 1995, №10

  5. Монина Т.С. Семантика синтаксических структур пейзажных зарисовок на материалах произведений И.А.Бунина. // Рус. яз. в школе. 1995, №5

  6. Полная энциклопедия символов/ Сост. В.М. Рошаль.-М.: Издательство Эксмо; СПб, 2001.

  7. Харченко В.К. Всероссийская научно-практическая конференция "Творчество Бунина и русская литература ХХ века" // Фил.науки, 1998, №1

  8. Энциклопедия символов , знаков , эмблем / Авт.-сост. В .Андреева и др.-М.,2002

  9. Ясенский С.Ю. Пассеизм Бунина как эстетическая проблема. // Рус. лит., 1996, №4А.Урбан. Стихи собеседники. Ленинград, ДЛ, 1978.

  10. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник Вселенной. М., Выс.шк., 1990.1 26

infourok.ru