8-битный цвет. 256 цветов


8-битный цвет — WiKi

8-битные видеорежимы появились вместе с ростом объёмов памяти компьютеров. Основное своё распространение получили с конца 80-х, когда появились MSX2 и VGA. В середине 90-х, с появлением доступных 1—2-мегабайтных видеоплат, на рабочих столах ОС 8-битные режимы уступили пальму первенства 16-битным. В играх они продержались несколько дольше из-за высокой скорости — например, StarCraft (1998) работал в режиме 640×480×8 и не замедлялся на компьютерах класса Pentium-100 даже в массовых боях. Вышедший в 2000 году Grand Prix 3 использовал 8-битные режимы в программном рендеринге.

В настоящее время простые мобильные видеочипы работают как минимум с 12-битным цветом; на настольных машинах применяется 24- или 32-битный truecolor. Однако 8-битные GIF и PNG всё ещё широко используются как метод сжатия графики. Некоторые программы удалённого управления (Virtual Network Computing, Remote Desktop Protocol) могут использовать 8-битные цвета для уменьшения требований к пропускной способности.

В компьютерной графике существуют такие форматы 8-битного цвета:

Индексированный цвет

Наиболее часто используемый формат — палитровый (индексированный). В этом случае из широкого цветового пространства (в VGA — 64³ = 262 144 цветов, на более поздних видеоадаптерах — 256³ = 16 777 216) выбираются любые 256 цветов. Их значения R, G и B хранятся в специальной таблице — палитре. В каждом из пикселей изображения хранится номер цвета в палитре — от 0 до 255.

8-битные графические форматы эффективнее (по сравнению с truecolor-форматами) сжимают картинки, у которых не более 256 различных цветов. Также варьирование количества цветов — один из методов сжатия с потерями.

Большинство 8-битных форматов изображений хранят используемую палитру из 256 цветов вместе с картинкой. Если такое изображение отображается на 8-битном графическом аппаратном обеспечении, палитра загружается в видеоплату. В этом случае цветовые гаммы других изображений на экране пострадают, так как их палитры могут быть несовместимы с вновь загруженной палитрой.

Преимущество индексированных цветов в высоком качестве изображения — широкий цветовой охват сочетается с небольшим расходом памяти. Также на 8-битном аппаратном обеспечении можно делать очень быстрые палитровые спецэффекты, принципиально недостижимые в 16- и 24-битном режиме на компьютерах того времени (начало-середина 90-х годов). Наконец, вместе с одной картинкой можно хранить несколько палитр (получается несколько картинок разных цветов).

Недостатком является то, что если в 8-битном видеорежиме надо отобразить одновременно несколько 8-битных картинок, приходится сводить их к одной общей палитре (при этом страдает качество). Также построение оптимальной палитры для полноцветного изображения может занять много времени. Поэтому в случаях, когда требуется скорость (веб, воспроизведение видео на truecolor-кодеке), применяют чёрно-белые или однородные палитры. Во времена 8-битных видеоплат широко применялись 8-битные кодеки — Smacker, Escape и другие.

Чёрно-белая палитра

Чёрно-белое изображение с 8-битной разрядностью: от чёрного (0) до белого (255) получается 256 градаций серого.

Вместо чёрно-белой шкалы мог быть любой другой цветовой градиент (например, сепия).

Однородные палитры

Другой формат представления 8-битных цветов — это «реальное» описание красной, зелёной и синей составляющей с низкой разрядностью. Такая форма представления цвета в компьютерной графике обычно называется «8-битным TrueColor» или «однородной палитрой» (англ. uniform palette). Вот некоторые из широко употребляемых однородных палитр.

В этой палитре используется 3-битный красный цвет, 3-битный зелёный и 2-битный синий.Бит 07 06 05 04 03 02 01 00 Данные R R R G G G B B (где R-красная, G-зелёная, B-синяя составляющие) Применялась в платформе бытовых компьютеров MSX2. Преимущество: простота аппаратной реализации (R, G и B — битовые поля). Недостаток в низкой разрядности по синему цвету (даже несмотря на то, что люди менее чувствительны к оттенкам синего).
  • 6×6×6 (палитра Netscape)
Безопасная палитра Netscape — палитра, в которой красная, зелёная и синяя компонента принимают значения от 0 до 5 (всего 6³ = 216 цветов). В truecolor «безопасными» являются цвета, у которых все три компоненты принимают значения 00, 33, 66, 99, CC или FF — например, 6633FF. Применялась на заре веба — в середине 90-х годов, когда количество пользователей с 256-цветными видеоплатами всё ещё было значительным. Преимущество в простоте запоминания; также системе остаётся достаточно цветов на собственные нужды. Недостаток в том, что 8-битная разрядность используется не полностью, даже с учётом «системных» цветов.

Изредка применяются и другие палитры:

  • 6×7×6 = 252 цвета.
  • 6×8×5 = 240 цветов.

ru-wiki.org

Графика 256 цветов

events.retroscene.org

1 Графика 16 цветов

picture

8
 

Только 16 цветов на экране одновременно. 16 цветов из палитры ZX Evolution либо на Ваш выбор.Из 6912 принимаем gigascreen only.Принимаются графические работы в формате PNG с индексированной палитрой.Разрешение изображений: 256х192, 320х200, 320х240, 360х288 пикселей.

Прием работ: 04.12.2015 09:50 - 13.02.2016 13:30

Голосование: 13.02.2016 14:00 - 14.02.2016 13:00

2 Графика 64 цвета

picture

1
 

64 цвета. Используется стандартный набор цветов ZX Evolution

Принимаются графические работы в формате PNG с индексированной палитрой.Разрешение изображений: 256х192, 320х200, 320х240, 360х288 пикселей.

Прием работ: 04.12.2015 09:50 - 13.02.2016 13:30

Голосование: 13.02.2016 14:00 - 14.02.2016 13:00

3 Графика 256 цветов

picture

1
 

256 цветов. Только 256 цветов на экране одновременно, цвета - по Вашему выбору.

Принимаются графические работы в формате PNG с индексированной палитрой.Разрешение изображений: 256х192, 320х200, 320х240, 360х288 пикселей.

Прием работ: 04.12.2015 09:50 - 13.02.2016 13:30

Голосование: 13.02.2016 14:00 - 14.02.2016 13:00

4 Анимированные спрайты.

picture

2
 

Разрешение – от 8х8 до 64х64 точек, размер спрайта кратен 8, палитра 15 цветов + цвет 0 прозрачный. Формат цвета RGB555 либо RGB222. Количество кадров – от 4х и больше.

Прием работ: 04.12.2015 09:50 - 13.02.2016 13:30

Голосование: 13.02.2016 14:00 - 14.02.2016 13:00

5 АY & turbo-АY музыка

music

4
 

Удивите нестандартными возможностями своего редактора!Приветствуется использование любых программных трюков для AY, Covox, SounDrive, бипера, нестандартное использование GS/NGS. Длительность – до 7 минут.

Прием работ: 04.12.2015 09:50 - 13.02.2016 13:30

Голосование: 13.02.2016 14:00 - 14.02.2016 13:00

6 Трекерная музыка

music

0
 

MOD / XM музыка. Количество каналов — от 5 до 32. Ограничения по размеру – 1024 Кб. Длительность – до 7 минут.

Прием работ: 04.12.2015 09:50 - 13.02.2016 13:30

Голосование: 13.02.2016 14:00 - 14.02.2016 13:00

7 Tiny MP3

music

4
 

Принимаются работы в формате TRD, SPG с плеером для NGS. Длительность — до 1 мин. Приветствуется использование звука чипов ретроплатформ.МР3 принимаем так-же.

Прием работ: 04.12.2015 09:50 - 13.02.2016 13:30

Голосование: 13.02.2016 14:00 - 14.02.2016 13:00

8 Demo

demo

4
 

Ограничений по размеру нет. Приветствуется подгрузка данных демо c флеш-накопителей во время воспроизведения. Время показа – до 10 минут.

Прием работ: 04.12.2015 09:50 - 13.02.2016 14:30

Голосование: 13.02.2016 14:15 - 14.02.2016 13:00

9 Intro

demo

1
 

Размер – до 256 килобайт. Время показа – до 3 минут.

Прием работ: 04.12.2015 09:50 - 13.02.2016 13:30

Голосование: 13.02.2016 14:00 - 14.02.2016 13:00

10 4k Intro

demo

1
 

Размер – до 4096 байт. Время показа – до 3 минут.

Прием работ: 04.12.2015 09:50 - 13.02.2016 13:30

Голосование: 13.02.2016 14:00 - 14.02.2016 13:00

11 Wild HDL

other

5
 

Принимаются работы в формате битстримов для FPGA (*.sof) и прошивочных файлов для конфигурационных флешей (*.jic) для платформ:

ZX-EvolutionReverse U8Reverse U16Speccy-2010

Тематика работ: мини-игра, демо, интра.

Прием работ: 04.12.2015 09:50 - 13.02.2016 13:30

Голосование: 13.02.2016 14:00 - 14.02.2016 13:00

8-битный цвет - это... Что такое 8-битный цвет?

8-би́тный цвет в компьютерной графике — это метод хранения информации изображения в памяти компьютера либо в файле изображения, при этом каждый пиксель кодируется одним 8-битным байтом (октетом). Соответственно максимальное количество цветов, которые могут быть отображены одновременно,— 256 (28).

Применение

8-битные видеорежимы появились вместе с ростом объёмов памяти компьютеров. Основное своё распространение получили с конца 80-х, когда появились MSX2 и VGA. В середине 90-х, с появлением доступных 1—2-мегабайтных видеоплат, на рабочих столах ОС 8-битные режимы уступили пальму первенства 16-битным. В играх они продержались несколько дольше из-за высокой скорости — например, StarCraft (1998) работал в режиме 640×480×8 и не замедлялся на компьютерах класса Pentium-100 даже в массовых боях. Вышедший в 2000 году Grand Prix 3 использовал 8-битные режимы в программном рендеринге.

В настоящее время простые мобильные видеочипы работают как минимум с 12-битным цветом; на настольных машинах применяется 24- или 36-битный truecolor. Однако 8-битные GIF и PNG всё ещё широко используются как метод сжатия графики. Некоторые программы удалённого управления (Virtual Network Computing, Remote Desktop Protocol) могут использовать 8-битные цвета для увеличения пропускной способности.

Форматы 8-битного цвета

В компьютерной графике существуют такие форматы 8-битного цвета:

Индексированный цвет

Наиболее часто используемый формат — палитровый (индексированный). В этом случае из широкого цветового пространства (в VGA — 64³ = 262 144 цветов, на более поздних видеоадаптерах — 256³ = 16 777 216) выбираются любые 256 цветов. Их значения R, G и B хранятся в специальной таблице — палитре. В каждом из пикселей изображения хранится номер цвета в палитре — от 0 до 255.

8-битные графические форматы позволяют эффективнее (по сравнению с truecolor-форматами) сжимать картинки, у которых не более 256 различных цветов. Также варьирование количества цветов является одним из методов сжатия с потерями.

Большинство 8-битных форматов изображений хранят используемую палитру из 256 цветов вместе с картинкой. Если такое изображение отображается на 8-битном графическом аппаратном обеспечении, палитра загружается в видеоплату. В этом случае цветовые гаммы других изображений на экране пострадают, так как их палитры могут быть несовместимы с вновь загруженной палитрой.

Преимущество индексированных цветов в высоком качестве изображения — широкий цветовой охват сочетается с небольшим расходом памяти. Также на 8-битном аппаратном обеспечении можно делать очень быстрые палитровые спецэффекты, принципиально недостижимые в 16- и 24-битном режиме на компьютерах того времени (начало-середина 90-х годов). Наконец, вместе с одной картинкой можно хранить несколько палитр (получается несколько картинок разных цветов).

Недостатком является то, что если в 8-битном видеорежиме надо отобразить одновременно несколько 8-битных картинок, приходится сводить их к одной общей палитре (при этом страдает качество). Также построение оптимальной палитры для полноцветного изображения может занять много времени. Поэтому в случаях, когда требуется скорость (веб, воспроизведение видео на truecolor-кодеке), применяют чёрно-белые или однородные палитры. Во времена 8-битных видеоплат широко применялись 8-битные кодеки — Smacker, Escape и другие.

Чёрно-белая палитра

Чёрно-белое изображение с 8-битной разрядностью: от чёрного (0) до белого (255) получается 256 градаций серого.

Однородные палитры

Другой формат представления 8-битных цветов — это «реальное» описание красной, зелёной и синей составляющей с низкой разрядностью. Такая форма представления цвета в компьютерной графике обычно называется «8-битным TrueColor» или «однородной палитрой». Вот некоторые из широко употребляемых однородных палитр.

В этой палитре используется 3-битный красный цвет, 3-битный зелёный и 2-битный синий. Бит 07 06 05 04 03 02 01 00 Данные R R R G G G B B (где R-красная, G-зелёная, B-синяя составляющие) Применялась в платформе бытовых компьютеров MSX2. Преимущество: простота аппаратной реализации (R, G и B — битовые поля). Недостаток в низкой разрядности по синему цвету (даже несмотря на то, что люди менее чувствительны к оттенкам синего).
  • 6×6×6 (палитра Netscape)

Основная статья: Безопасная палитра Netscape

Безопасная палитра Netscape — палитра, в которой красная, зелёная и синяя компонента принимают значения от 0 до 5 (всего 6³ = 216 цветов). В truecolor «безопасными» являются цвета, у которых все три компоненты принимают значения 00, 33, 66, 99, CC или FF — например, 6633FF. Применялась на заре веба — в середине 90-х годов, когда количество пользователей с 256-цветными видеоплатами всё ещё было значительным. Преимущество в простоте запоминания; также системе остаётся достаточно цветов на собственные нужды. Недостаток в том, что 8-битная разрядность используется не полностью, даже с учётом «системных» цветов.

Изредка применяются и другие палитры:

  • 6×7×6 = 252 цвета.
  • 6×8×5 = 240 цветов.

См. также

dic.academic.ru


Смотрите также